Значение проведения исследований для изучения курса «Ландшафтное проектирование в дизайне среды»

Раскрыта необходимость исследования ландшафтной среды с позиции эмоционального воздействия на человека.

Невозможно обойтись в проектной деятельности без исследования. Поиск аналогов, анализ композиционного и объсмно-простран- ствснного построения аналогов — начато проектирования. Научить видеть особенности композиции, особенности пространства объектов садово-паркового искусства — задача курса ландшафтного проектирования. Конечно, обследование парковых пространств должно быть личным и прочувствованным, с натурными съемками, зарисовками, обмерами, но практически приходится часто довольствоваться планами, фотографиями и скупыми описаниями.

Начинается исследование с анализа объемно-пространственной организации и композиционного построения пространства. Подробные планы с выявлением планировки, архитектурных объектов, рельефа и дифференцированных по высоте посадок даст возможность оценить степень открытости или закрытости пространства, основные композиционные цели, направление композиционных осей, размещение пространствоорганизующих элементов и связи между ними, планировочное решение.

Принцип исследования и анализа парковых территорий подробно описан и великолепно проиллюстрирован в диссертационной работе заведующей кафедрой «Дизайна», профессора В.В. Дорми- донтовой «Усадебные парки Молдавии». В этой же работе разработаны значки, характеризующие те или иные особенности композиции, планировочного и объемно-пространственного решения.

Для анализа заданного пространства студентам было предложено нс только использовать данные значки, но и в процессе работы придумать значки, отражающие эмоциональное воздействие пространства, а также другие особенности объекта.

Понять же пространство, оценить его эмоциональное воздействие можно, только имея очень хорошие изображения пространств; фотографии, рисунки, живописные работы и литературное (художественно-поэтическое) описание, ведь дизайнеры и архитекторы, работающие с ландшафтом, проектируют в основном впечатление, производимое тем или иным пространством, помимо разработки его функциональности, планировочной и эргономической целесообразности и экономичности.

Каждое изображение пространства можно оценить с точки зрения цели, поставленной автором того или иного сада, и средством (или средствами), каковым достигается эта цель: будь то планировочное решение с организацией движения, эмоциональное воздействие, обострение интереса, выбор декоративных элементов, посадочного материала, создание переклички ритмов, выявление цветовых, световых и фактурных контрастов (нюансов), чередование зон напряжения и разряжения внимания.

Рука, фиксирующая в рисунке то, что видит глаз, заставляет мозг запоминать виденные образы, поэтому все изображения, выносимые студентами на планшет, необходимо отрисовывать вручную — и планы, и виды. При этом, кроме планировочных и композиционных элементов, запоминаются и приемы свето-теневой ритмики, выделение переднего плана, перспективные изменения впечатления от разных видов поверхностей, фактурные, цветовые и тоновые акценты в архитектуре, мошении, посадках.

В дальнейшем при проектировании, исследовании аналогов, можно предложить следующий путь:

  • 1) рассмотрев изображение пространства, охарактеризовать словами создающееся впечатление;
  • 2) выявить средства, какими достигнуто это впечатление;
  • 3) графически изобразить это пространство;
  • 4) придумать и нарисовать, похожее по впечатлению пространство;
  • 5) начертить (нарисовать) план, изображенного пространства;
  • 6) сравнить получившийся план с планом анализируемого парка.

Литература

Дормидонтова В.В. Усадебные парки Молдавии: Автореф. дис. ... канд. архитектуры. - М., 1995.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >