Роль творческих упражнений в воспитании художественной культуры студентов-дизайнеров

Статья посвящена обучению студентов-дизайнеров по дисциплине художественного цикла «Рисунок» на основе самостоятельных творческих упражнении, которые способствуют обогащению их мира и воспитывают художественно-творческую культуру личности будущего специалиста.

В каждом вузе в зависимости от специализации необходима своя форма организации учебного процесса. Актуальной задачей художественной подготовки будущих специалистов-дизайнеров является внедрение в учебный процесс педагогических технологий, формирующих и развивающих профессиональные компетенции всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающих им устойчивую конкурентоспособность на рынке труда при условии непрерывного повышения их уровня в процессе творческой деятельности. Формирование и воспитание художественно-творческой культуры личности также является одной из главных целей современного образования. Обучаемый должен выступать «объектом» обучающих воздействий, которые направлены на стимулирование самостоятельности, творческой активности субъекта учения, создание атмосферы сотрудничества, сотворчества.

Изучение предмета художественного цикла «Рисунок» в высшей школе является составляющей формирования и воспитания художественно-творческой культуры личности. Основой содержания предмета служит художественная деятельность, составляющими которой являются изучение форм и методов обучения, эстетическое восприятие произведений искусства, созданных мастерами, и собственное творчество студентов. Академические навыки работы над рисунком выступают внешним проявлением технических умений. Они являются в качестве внешнего орудия действий студентов с объектом. Способность личности создавать художественное произведение на основе академических знаний и умений означает непременное присутствие творчества личности.

Основой активного художественного творчества по дисциплине художественного цикла «Рисунок» является самостоятельная работа студента. Именно она формирует готовность к творческой деятельности, создает возможность постоянно повышать свою квалификацию. Для достижения этой цели необходим переход от пассивного к интенсивному пути построения содержания и способов образования, который ориентирован не только на усвоение знаний, но и на развитие и воспитание художественно-творческого потенциала студентов.

Самостоятельная работа немыслима без воспитания таких черт личности, как активность, самостоятельность, организованность, которые в перспективе должны перерасти в самоорганизацию, самообразование и саморазвитие. Самостоятельная деятельность вырабатывает у студентов психологическую установку на систематичсскос пополнение своих знаний и является необходимым условием самоорганизации собственной учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности.

Помимо академического рисунка студснтам-дизайнерам обязательно должны быть предложены творческие задания, развивающие нестандартный подход к решению академических задач, поставленных преподавателем. Эти творческие задания для самостоятельной работы студентов и закрепления изученного на практических занятиях материала рассчитаны на раскрытие творческого потенциала, который не всегда может проявиться в аудиторной обстановке. Задания и методические рекомендации по выполнению самостоятельных практических работ по дисциплине «Рисунок» должны разрабатываться в соответствии с учебным планом данной специачьности. Тематика аудиторных занятий и заданий для самостоятельной работы студентов должны совпадать. Творческие задания должны выдаваться в виде набросков или краткосрочных творческих упражнений.

Следует учесть, что предлагаемые творческие упражнения должны быть попыткой разрушить или, по крайней мере, поставить под сомнение стереотипы и привычки, относящиеся к области рисунка, требовать принятия нестандартных решений и относительно изображаемого объекта и относительно рисунка. В то же время эти упражнения должны разрабатываться как своего рода развлечение, например задание на выполнение портрета друга с использованием элементов дружеского шаржа или спонтанный рисунок движения человека и восприниматься в этом ключе, потому что только беспечно нарушая устоявшиеся методы рисунка, мы сможем поставить новые вопросы и открыть новые возможности.

Сформированность способностей и умений владения рисунком определяется на основе точности образного выражения, содержания профессиональных понятий средствами данной учебной дисциплины с выбором адекватных техник и приемов; умения со стороны студентов создавать определенный образ в соответствии с содержанием задания; умения свободно пользоваться техникой точки, линии, пятна при выполнений проектных заданий в рамках рахпичных учебных дисциплин. Освоение студснтами-дизайнсрами программы по дисциплине художественного цикла «Рисунок» на основе самостоятельных творческих упражнений, помимо академических заданий способствует обогащению их мира и воспитывает художественно-творческую культуру личности будущего специалиста.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >