ПРИРОДА ЖАНРОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ТВОРЧЕСТВА

Термин «жанр» возник в эстетике французского классицизма середины XVII в. для разграничения разновидностей произведений, создаваемых тем или иным родом творчества. Он и восходит к французскому слову genre, которое переводится как род, вид. Но само появление таких разновидностей обозначилось много раньше. Можно сказать, что жанровое самоопределение началось задолго до появления термина «жанр».

ПОНЯТИЕ «ЖАНР» В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

В разных областях творчества процесс возникновения жанров стимулировали разные обстоятельства. Так, в живописи решающую роль для рождения того или иного жанра сыграл предмет отображения: живая природа вызвала к жизни пейзаж, облик человека — портрет, предметный мир людского обихода — натюрморт. В скульптуре жанровые разновидности произведений определялись в зависимости от особенностей материала и формы (кованые статуи, скульптурные группы, рельефы, бюсты, мелкая пластика) или характера художественного обобщения (аллегория, портрет, монумент). Специфично складывались жанры в архитектуре. Здесь в ряду обстоятельств, ведущих к возникновению определенного жанра, доминирует назначение продукта творчества, его функция. Церковь, собор, капелла, промышленное сооружение, жилой дом, охотничий домик, беседка, грот, вилла, отель — все это примеры различных жанров архитектурного творчества.

Сегодня каждый вид творчества представлен развернутой системой жанров, в которой есть несколько уровней (подсистем), поскольку каждый жанр включает в себя более дробное деление («поджанры»).

В художественной литературе жанры сформировались в рамках принадлежности произведения к определенному роду литературы. Эпос как род литературы включает в себя роман, повесть, рассказ; драма — комедию, драму, трагедию; лирика — элегию, сонет, оду. «Поджанры» возникают в зависимости от разных причин. Скажем, от идейно-оценочного настроя автора: комедия может быть лирической и сатирической, ода — патетической и сатирической.

В искусстве драматического театра, создающего свои произведения на литературной основе, главные жанры — трагедия, драма, комедия. Они тоже делятся на «поджанры»: например, комедия включает в себя водевиль, лирическую комедию, комедию-памфлет, комедию-пародию, сатирическую комедию и т.д.

Музыкальное искусство складывается из трех видов творчества: композиторского, инструментального и вокального. Пересекаясь, они образуют три группы жанров, известных как оперная, симфоническая и камерная музыка. Каждая группа объединяет несколько разновидностей музыкальных произведений. Так, жанры оперной музыки — комическая, лирическая, героическая опера; симфонической — симфония, увертюра, сюита, симфоническая поэма, оратория, кантата; камерной — музыкальная пьеса, романс, песня. Существует и более дробная жанровая дифференциация. Скажем, жанр песни включает в себя такие ее разновидности, как песня эстрадная (предполагает сольное исполнение), хоровая, массовая.

Кинематограф сформировал свою жанровую систему, отталкиваясь от назначения фильмов и характера сценарного материала, положенного в их основу. Здесь тоже отчетливо представлены три группы жанров, они образуют документальное, научно-популярное и художественное кино. Наиболее развернута группа жанров художественного кинематографа, включающая в себя кинороман, киноповесть, киноновеллу, мелодраму, кинокомедию, приключенческий фильм, детектив, боевик, «ужастик» — фильм ужасов. Особый жанровый ряд образует анимация — мультипликационное кино.

Научное творчество представляет обществу свои продукты с помощью двух больших жанровых групп. Одна из них ориентирована на межличностную коммуникацию посредством устной речи. Сюда входят такие жанры, как научное сообщение, доклад, лекция, полемическое выступление. Вторая группа жанров включает в себя разновидности письменных (печатных) текстов. Это довольно представительный ряд, в котором различаются две подгруппы: жанры первичных сообщений и жанры сообщений вторичного характера. В первую подгруппу входят научная статья, научный отчет, монография, диссертация, патентное описание; во вторую — аннотация, тезисы, реферат, научно-популярная статья, учебник.

Надо полагать, любой вид творческой деятельности создал за время своего развития богатую жанровую палитру. А вот осмысление ее, постижение законов жанрообразования и тенденций развития жанров в разных областях творчества идет по-разному, с разных позиций, в разных аспектах и разными темпами.

Жанры научного творчества осознаны в основном как форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. Именно стиль речи оказывается феноменом, который диктует жанровое деление. При этом чаше всего науковедение занимается жанрами в прагматическом плане, разрабатывая методические рекомендации к подготовке той или иной разновидности научного труда.

В музыковедении жанр рассматривается как условная категория внутривидовой дифференциации художественного творчества. Он представлен как многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями деятельности, местом исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы. Такой широкий набор оснований приводит к тому, что в музыкальной науке складываются различные системы классификации жанров — в зависимости от того, какой из обусловливающих жанр музыкальных факторов рассматривается в качестве основного.

В искусствоведении жанр рассматривается в аспекте отражения актуальности искусства. Он характеризуется как результат отклика художников на потребность времени, на историческую обстановку: сначала появляется потребность в некоторых идеях, затем формируется функция, а потом выявляется нужный предмет. В контексте сказанного жанр выступает как предметно-функциональная характеристика творческих усилий авторов, его границы расплывчаты, подвижны, в силу чего разные жанры непрерывно переходят один в другой, соединяются и разделяются.

В киноискусстве жанр трактуется как тип изображения человека в окружающей его среде в соответствии с системой взглядов художника на мир. Считается, что это определяет жанрово-композиционную структуру произведения и позволяет разглядеть в нем, наряду с индивидуальными особенностями творчества автора, некие общие для данного направления искусства черты.

В театроведении жанр осмыслен прежде всего как категория историческая. Возникновение новых жанров объясняется новыми потребностями общества в эстетическом освоении действительности. Подчеркивается, что жанр — явление, которое постоянно изменяется, эволюционирует, но в то же время сохраняет свои основные признаки. Утрата каких-либо из них ведет либо к слиянию данного жанра с другими, либо к его отмиранию (так, например, ушли в историю мистерия и моралите).

Наиболее разработаны взгляды на жанр и жанрообразование в литературоведении. Пожалуй, в данном случае можно говорить о возникновении теории жанра, представленной несколькими яркими концепциями. Согласно точке зрения Б. В. Томашевского, жанры — это «специфические приемы», которые обладают устойчивостью. Основным признаком для классификации повествовательных жанров он считает размер. От объема произведений зависит, как автор распорядится фабульным материалом, как построит свой сюжет, как введет в него определенную тематику. Например, рассказ обладает простой фабулой, с одной фабульной нитью сменяющихся ситуаций. И это служит основанием для выделения рассказа как жанра. В то же время Б. В. Томашевский подчеркивает, что жанровые признаки «не дают возможности логической классификации жанров по одному какому-нибудь основанию»'.

У В. Б. Шкловского подход к пониманию жанра связан с осмыслением отношений автора произведения и адресата. Для него «жанр — конвенциясоглашение о согласовании сигналов», договор между авторами и читателями о том, «в какой системе расположены явления, которые подвергнуты анализу»2.

Оригинальным решением проблемы систематизации жанров отмечены разработки Г. Н. Поспелова. Он разграничил внешнюю и внутреннюю форму жанров и дал развернутую характеристику последней как «специфически жанрового содержания», выступающего в качестве принципа образного мышления и трактовки результатов постижения человека. На этой основе он рассмотрел три жанровые группы, проявив их надэпохальный характер3.

Много ценных наблюдений и выводов о жанре как феномене литературы у С. С. Аверинцева, Д. С. Лихачева, Ю. Н. Тынянова.

Однако особый интерес для исследователей жанра как феномена культуры представляют положения М. М. Бахтина, высказанные им в ряде работ и дающие основания для выводов, по своему значению выходящих за рамки литературоведения4.

М. М. Бахтин развивает идеи о связи жанра с действительностью. Он исходит из того, что понять определенные стороны действительности, описываемой в произведении, можно только с помощью соответствующих способов ее выражения. Эти способы выражения применимы лишь к определенным сторонам действительности. Каждый жанр обладает своими средствами видения и понимания действительности, доступными только ему. Подобно тому как изобразительное искусство научает наш глаз видеть, углубляет и расширяет облик зримого, говорит Бахтин, так и литература разработанными в ней жанрами обогащает нашу внутреннюю речь новыми возможностями осознавать и понимать действительность. По мысли ученого, нельзя разрывать процесс видения и понимания действительности и процесс ее художественного воплощения в форме определенного жанра: «Для того чтобы создать роман, нужно научиться видеть жизнь так, чтобы она могла стать фабулой романа, нужно научиться видеть глубокие и более широкие связи и ходы жизни в большом масштабе». По Бахтину, между анекдотом, рассказом и романом как жанрами потому существует такой большой разрыв, что есть большой разрыв в масштабе и характере жизненных явлений, которые они запечатлевают. Действительность жанра и действительность, доступная жанру, органически связаны между собой. Действительность жанра есть социальная действительность, поэтому подлинная поэтика жанра может быть только социологией жанра. Жанр уясняет действительность, действительность проясняет жанр, считает Бахтин. По его мнению, в жанрах на протяжении веков их жизни накапливаются формы видения и осмысления определенных сторон мира. «Жанр — представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр и способен обеспечить единство и непрерывность этого развития», — пишет Бахтин5. И еще: «Чем выше и сложнее развился жанр, тем он лучше и полнее помнит свое прошлое»ь.

Идеи М. М. Бахтина фокусируют внимание на тех характеристиках жанра в литературе, которые присуши и другим видам духовного творчества. Тем самым открывается возможность сообщить понятию «жанр» общеэстетическое значение, превратить его в категорию эстетики, передающую смысл внутриродовой дифференциации духовного творчества, независимо от его конкретного рода. В этом случае мы получаем такое определение:

жанр есть исторически складывающийся вид того или иного рода духовного творчества, обусловленный предметно-объектным многообразием действительности, многообразием потребностей общества и несущий в себе память о средствах, подходящих для отображения соответствующего предмета и удовлетворения соответствующей потребности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >