ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ВЕСТФАЛЬСКОЙ МОДЕЛИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ВЕСТФАЛЬСКОЙ МОДЕЛИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Когда возникают международные отношения?

Можно ли, например, считать отношения между древнегреческими полисами международными? Н. А. Косолапов выделяет три качественных рубежа становления международных отношений как явления.

Первый рубеж — это контакты древних племен и народов, которые привели к осознанию различий между «своими» и «чужими», разделению социальных взаимодействий на внутренние и внешние. Такие отношения можно назвать лрдмеждународными.

Второй рубеж — это собственно возникновение института государства, которое стремится контролировать все то, что находится внутри него, но не может из-за ограниченности ресурсов контролировать то, что находится вне его. Соответственно внутреннее — это то, над чем государство способно осуществлять власть, внешнее же государству неподвластно. Именно на этом этапе появляются отношения, которые в принципе можно назвать международными: это устойчивые взаимодействия государств в тех сферах, которые им неподвластны, при формирующем воздействии этих связей на внутреннее развитие соответствующих государств.

Но международные отношения в современном понимании все же появляются только на третьем качественном рубеже — после возникновения первых современных национальных государств в конце XVIII в. в результате так называемых буржуазно-демократических революций.

Когда и как возникли современные национальные государства? Чем они отличаются от форм государства, существовавших до этого?

Напомним, что государство как форма политической организации общества пришло на смену родо-племенному строю с возникновением частной собственности. Принято считать, что первые государства появились в 4—3 тысячелетиях до н.э. в Древнем Китае, Месопотамии и Египте. Для Древней Греции и Италии было характерно развитие городов-государств — полисов, расцвет которых пришелся на V в. до н.э. для греческих полисов и на V—III вв. до н.э. для Древнего Рима. После распада Римской империи в V в. в Европе начинается эпоха феодальной раздробленности, в XIII—XIV вв. возникает централизованная форма феодального государства — сословнопредставительная монархия, которая с конца XV в. на фоне зарождения капитализма постепенно перерастает в абсолютную монархию.

Именно в эпоху абсолютизма появляется понятие «суверенитет», которое впервые ввел в 1576 г. французский юрист Жан Боден. Боден считал, что верховная власть (что в буквальном переводе и значит «суверенитет») в государстве, по аналогии с властью Бога, едина и неделима и должна поэтому принадлежать абсолютному монарху, который в своем государстве не ограничен ничем и не подчиняется никому, кроме Бога. Боден признавал, что суверенитет также может принадлежать народу или аристократии, но считал эти формы правления неустойчивыми. Суверенитет, о котором писал Боден, — это суверенитет внутренний.

Важным поворотным моментом в развитии государств и всей современной системы международных отношений считается Вестфальский мир. В 1648 г. в Вестфалии в рамках специально созванного конгресса были подписаны два мирных договора, которые завершили Тридцатилетнюю войну (1618—1648), последнюю в серии религиозных войн эпохи Реформации XVI—XVII вв. Тридцатилетняя война затронула почти все европейские государства и поэтому считается своего рода предшественницей мировых войн XX в. Живший в эпоху Восьмидесятилетней (1568-1648) и Тридцатилетней войн голландский юрист Гуго Гроций (1583—1645) в 1625 г. опубликовал трехтомный груд «О праве войны и мира», где сформулировал теорию справедливой войны, а именно: в каком случае можно начинать войну (Jus ad bellum) и каковы должны быть правила ведения войны (jus in bello). Считается, что именно Гуго Гроций заложил основы современного международного права.

Помимо религиозного противоборства Тридцатилетняя война также имела целью свержение гегемонии династии Габсбургов в Европе: в то время одна ветвь Габсбургов управляла Испанией, Португалией, Южными Нидерландами и государствами Южной Италии, представители другой ветви были императорами Священной Римской империи (962—1806), управляли Венгрией, Чехией, Хорватией. В результате войны Габсбурги потерпели поражение, и новым европейским гегемоном стала Франция, которая потребовала от императора Священной Римской империи Фердинанда III отказаться от союза с испанской ветвью Габсбургской династии, что он и сделал, поставив тем самым национальные интересы выше династических. В Вестфальском мире была закреплена независимость всех германских княжеств, входивших в Священную Римскую империю. Кроме того, все стороны признали принцип «чья власть, того и вера», который позволял правителям германских княжеств самостоятельно делать выбор в пользу католицизма или протестантизма. Принято считать, что Вестфальский мир заложил основу для нового миропорядка — децентрализованной системы суверенных и равных государств-наций. Рассмотрим подробнее все элементы этой системы: децентрализацию управления, суверенитет, равенство и национальное государство.

Именно децентрализация, отсутствие верховной власти отличает международные отношения от внутригосударственных. Однако возникает вопрос: в чем же революционность Вестфальского мира? Ведь и до него в отношениях между государствами не было центральной власти, скорее царил хаос, как, например, в эпоху феодальной раздробленности. Исследователи предлагают следующее объяснение: для нас, знающих всемирную историю, очевидно, что люди всегда жили в царствах, княжествах, полисах, над которыми не было единой центральной власти, но это не так очевидно для тех самых людей.

В I в. н.э. и пастух на холмах Кипра, и аквитанский виноградарь были уверены, что живут в единственном мировом государстве — Римской империи. Одновременно крестьянин в Центральном Китае считал, что в мире есть только одна всеобъемлющая политическая система — китайская империя Хань. Жители Римской и китайской империй сосуществовали на одной планете в ситуации децентрализации. Но имеет ли это какое-то значение, если факт сосуществования не оказывал практически никакого влияния ни на одну из империй?

Отношения можно назвать международными только при условии, что они оказывают значимое влияние на жизнь вступающих в такие отношения обществ.

Но ведь в Средние века в Европе жители разных княжеств и полисов знали о существовании друг друга, торговали, воевали и при этом жили в эпоху феодальной раздробленности, почему такие отношения нельзя назвать децентрализованными? Дело в том, что европейцы Средних веков не воспринимали свой мир как анархичный. Они жили в едином христианском мире с центральной властью папы или императора Священной Римской империи, которые были высшими арбитрами в делах духовных или светских. Средневековый человек жил в крайне иерархизированном мире во всех аспектах своей жизни, место человека в этой иерархии чаше всего практически полностью определялось обстоятельствами его появления на свет: принцы рождались, чтобы управлять, а крестьяне — чтобы возделывать поля. Идеалом политической системы для европейцев Средневековья всегда оставалась Римская империя, которую стремились воссоздать и в рамках Священной Римской империи, однако политическое единство и централизация так и остались идеалами. Вестфальский мир констатировал иллюзорность идеалов единства Европы, сделав легитимной именно децентрализованную форму отношений между государствами.

Вестфальский мир завершил эпоху религиозной Реформации, разрушившей единство христианского мира: помимо католической церкви теперь существовали и англиканская церковь, и протестантизм. Британский исследователь национализма Бенедикт Андерсон выделяет два фактора, которые также привели к постепенной утрате христианским религиозным сообществом своей целостности: это освоение начиная с XIII в. неевропейского мира, что дало европейцам представление о других возможных укладах жизни, а также постепенная утрата латынью своего статуса языка образования и общения в XVI в., когда книги стали печататься не только на латыни, но и на национальных языках.

Вернемся к мировому порядку, основы которого заложил Вестфальский мир.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >