Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Спорт arrow Спортизация интеллектуальных игр: концепции и технологии

Глава 5 Проблемы создания сообщества представителей интеллектуальных игр

вызовы общества в отношении построения единого сообщества представителей интеллектуальных игр, реальность которого оправдана коллективным сознанием, выявили серьезные институциональные противоречия. Уже при первых попытках объединения интеллектуальных видов спорта под эгидой IMSA возникло явление, которое можно охарактеризовать как трайбализм (от англ, tribe - племя).

В этнологии так называют феномен восприятия внешнего сходства как фактора единства малых сообществ, его можно наблюдать в среде межплеменных взаимоотношений в современной Африке, где различия племен выступают главным препятствием для формирования единой континентальной идентичности.

В более широком смысле трайбализм означает объединение в клубах, социальных сетях, субкультурных сообществах людей е общими интересами или предпочтениями (бренда, модного стиля). Это объединение базируется на ярко выраженных внутренних патронажно-патерналистских отношениях и категорическим неприятии всего внешнего, когда все члены сообщества - «свои», а остальные «чужие». Так, любители интеллектуальных игр создают клубы, социальные сети и культивируют места регулярного проведения своих мероприятий. Характерной особенностью вновь возникшей общности любителей интеллектуальных игр является во многом надуманный, декларативный статус их единства, поскольку шахматисты держатся отдельно от игроков в шашки, а те и другие сторонятся карточных игр. Локальное пересиливает общее вопреки научной систематизации, логике и здравому смыслу.

Мало способствует укреплению единства интеллектуальных игр и подписание в 2010 г. соглашения IMSA с Международной конвенцией «Спорт-Аккорд», по которому IMSA уступает право проведения своего главного мероприятия.

Первые Всемирные интеллектуальные игры «Спорт- Аккорд» (SportAccord World Mind Games) состоялись опять же в Пекине в период с 8 по 16 декабря 2011 г. Означает ли это, что Всемирные интеллектуальные игры под эгидой 1MSA больше не будут проводиться? Возможно и так, но пока это прагматичное решение проблемы отказа оргкомитета игр XXX Олимпиады 2012 г. в Лондоне, где хотели устроить вторые Всемирные интеллектуальные игры, как это было в 2008 г. в Пекине. Проблема заключается в том, что в Британии даже признанные МОК шахматы и бридж не считаются видами спорта. Изменение бренда проводящей организации, позволило IMSA (хотя бы чисто формально) избежать упреков в нарушении заявленной периодичности своих игр - раз в четыре года.

11о проблема тождественности интеллектуальных игр спорту существует не только в Лондоне. Это проявляется отсутствием спортивного статуса игр во многих странах мира.

Усугубляет противоречия и компьютеризация. С появлением виртуальных игр в футбол, хоккей, биатлон и прочих возникает вопрос: виртуальные копии следует рассматривать как дисциплины этих видов спорта или как отдельные дисциплины киберспорта? То же касается цифровых интеллектуальных игр в шахматы, шашки, бридж, го и т.п., - это их виртуальные копии или дисциплины киберспорта?

Ответы на эти вопросы не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Компьютерные игры - это не создание копий других игр, а генерация новых пространств для существующих и создаваемых игр. Виртуальная реальность киберпространства требует уже не абстракции, а гиперреальности, предельной правдоподобности с одновременной возможностью экскурсов в прошлое («проживание» заново) и будущее (запас «жизней»).

Дигитальный мир становится более совершенным и начинает преобладать в проектировании игр, к нему апеллируют для проверки натуральных аналогов. Хотя совсем недавно считалось нормой сверять действия на калькуляторе с вычислением «столбиком» на бумаге, сейчас люди склонны больше доверять технике. Человеческий фактор расценивается как помеха, способная привести к непредсказуемым последствиям. Все чаще опираться при расчетах на мыслительные способности человека становится нежелательным.

Как ни парадоксально, но это хороший знак, поскольку в обозримом будущем сообщества интеллектуальных игр, наконец, могут стать лабораторией интеграции, оставив спортивную форму своей организации как рудимент в прошлом.

Необходимо, чтобы проблемы, вызванные магистральными противоречиями современного западного соревновательного спорта, подействовали отрезвляюще. Стремление к аутентичности каждой интеллектуальной игры должно етать критерием в достижении настоящего удовольствия для игроков, выраженное в прикосновении к настоящей традиции и настоящей идентичности. В противном случае все перечисленное становится невозможным, потому что в реальности любые формы интеллектуального спорта приводят к новому общественному отчуждению и новому отказу в признании.

Дополнительным стимулом ухода от формы англосаксонского спорта должна стать угроза поглощения искусственным интеллектом в виде постчеловеческого киберспорта всего этнокультурного многообразия интеллектуальных игр, которое пока еще не стало атавизмом в синтетическом культурном пространстве грядущего постчеловека.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы