Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Спорт arrow Спортизация интеллектуальных игр: концепции и технологии

Введение

Герминологическое словосочетание «интеллектуальные игры» сегодня воспринимают как обобщенное название всех видов настольных логических и компьютерных игр, в основе которых - аналитические поиски решений в заранее предопределенных способах построения умозрительных графических конструкций, среди которых можно выделить:

  • образно-геометрические - домино, кубик Рубика, крестики-нолики, морской бой, пазлы, а также самые распространенные игры, но которым повсеместно проводятся соревнования с участием профессионалов - шахматы, шашки, нарды, го и карты (бридж, покер, преферанс, скат);
  • цифровые - лото, пятнашки;
  • буквенные - игры «города» и «виселица», кроссворды. Интеллектуальные игры часто становятся «фишкой» различных шоу, например, «Колесо фортуны» в США; среди рус- скоговорящей аудитории популярна телевизионная версия клубной игры «Что? Где? Когда?». К ним же можно отнести м ногочислен и ые розы гры ш и лотерей.

Образ интеллектуальных игр присутствует в описании различных видов человеческой деятельности, где необходимо принимать абстрактные решения, руководствуясь формальными умозаключениями. Чаще всего для этой цели используют образ шахмат. Так, керлинг называют «шахматами на льду». Тренеры же команд в игровых видах спорта (футбол, хоккей, баскетбол, регби) сравнивают с решением шахматных задач поиск тактических ходов в матчах или стратегических определсниях амплуа игроков. Наиболее распространено сравнение игры в шахматы с политическим планированием. Возможно, причина кроется в ярком символе неизбежного «свержения» короля в кульминации партии.

Апогея влияния на политическое планирование интеллектуальные игры впервые достигли в древнем Китае, в частности, привилегией буддийских монахов - мастеров «вейчи» - стали назначения на важные государственные должности. В существовавшей чиновничьей системе был выделен особый правительственный департамент высших управленцев («чиновников большого управления») - дафуцзинов, или выдающихся игроков. Правитель Поднебесной полагал, что только тот, кто способен усмотреть логику в передвижении камней на пустой доске, достоин участвовать в разработке стратегии управления страной.

Согласно сохранившимся свидетельствам, сильные мира сего нередко практиковались в интеллектуальных играх.

Шахматами увлекались: испанский мореплаватель, открывший Америку, Христофор Колумб (1451-1506), русский царь Иван Грозный (1530-1584), император Франции Наполеон Бонапарт (1769-1821), борец за права человека в Африке Нельсон Мандела.

В бридж играли: индийский философ и политик Махатма Ганди (1869-1948), премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1874-1965), президент США Дуайт Эйзенхауэр (1890-1969), китайский политик и реформатор Дэн Сяопин (1904-1997).

Нарды привлекали: английского короля Ричарда Львиное сердце (1157-1199), автора теории эволюции Чарльза Дарвина (1809-1882), первого президента Турции Мустафу Ататюрка (1881-1938), президента России Владимира Путина.

Шашки входили в сферу интересов: египетского фараона Тутанхамона (1341-1323 до н.э.), азиатского завоевателя Тимура Тамерлана (1336-1405), итальянского героя - полководца Джузеппе Гарибальди (1807-1882), американской актрисы Мэрилин Монро (1926-1962).

Го - игра великих умов мира: китайского мыслителя Конфуция (551-479 до н.э.), Альберта Эйнштейна (1879-1955), американского глобального программиста Билла Гейтса, генерального секретаря ООП корейца Пан Ги Муна.

Камнем преткновения в общественно-правовом признании интеллектуальных игр во все времена становилась относительная легкость в розыгрыше призов в играх, названных азартными. Отношение к ним на протяжении всей истории человечества остается негативным.

Азартными называют игры, в основу которых заложен принцип случайности в виде удачного расклада кар г, выпадения «счастливых чисел» и т.н. Установка «на случай» нивелирует значение мастерства игрока и предоставляет равные шансы на выигрыш любому участнику. Как правило, азартные игры проводят с целью розыгрыша призового фонда, составленного из стартовых взносов игроков. В большинстве государств азартные игры регламентированы законодательством и существуют в виде разрешенных форм игорного бизнеса - казино, игровые автоматы, лотереи, ставки на тотализаторе и проч. Это формирует маркеры социальной аддикции - постоянного развития и трансформации форм игровой культуры.

У постоянных игроков в процессе совершенствования техники игры (лудомоторики) возникает риск возникновения зависимости. Сначала это - лудомания (от лат. ludo - игра), а затем игроманмя, ведущая к деградации личности. (В психиатрии сегодня приравнена к наркомании, так как нарушаются функции одних и тех же центров головного мозга.)

С точки зрения теологии аспект государственного покровительства азартным играм противоречит постулатам основных вероучений (более подробно см. Главу II ).

С разделением интеллектуальных игр на азартные и неазартные связано рождение контрактного бриджа, правила которого разработал в 1925 г. Гарольд Стирлинг Вандербильт (Harold Stirling Vanderbilt, 1884-1970). В этой игре роль случайности сведена к минимуму, благодаря замечательной идее сравнения результатов, появившейся задолго до Вандербильта.

Один и тот же расклад карт в этой игре разыгрывается разными четверками игроков (пара против пары). После определенного числа сдач следует сравнение результатов участвующих пар. Задача каждой пары показать лучший результат, нежели у других нар, на точно таком же раскладе.

Бридж сразу завоевал огромную популярность. В 1928 г. был учрежден именной турнир по бриджу - Кубок Вандербильта (Vanderbilt Trophy), а сам Гарольд Вандербильт завоевывал приз дважды (в 1932 и 1940 гг.).

Ежегодный розыгрыш этого приза до сих пор остается одним из самых престижных.

Институционализация (превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения) интеллектуальных игр активизировала формирование альтернативного направления в их развитии. В современном обществе они противопоставляются азартным играм по принципу выделения в их репрезентации специфических социальных функций:

  • • инструмент воспитания абстрактного мышления у детей и интеллектуальный фитнес для взрослых;
  • • средство символического укрепления «интеллектуального» престижа государств-наций.

Так, многие полагают, что интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей и сохранению ясности рассудка до глубокой старости (с точки современной нейрофизиологии это действительно так, но тренируется только память), а некоторые даже склонны считать их панацеей от различных болезней головного мозга человека. Однако важно иметь в виду, что не все умные люди обязательно игроки, равно как и наоборот - не все игроки обязательно интеллектуально развиты.

Вторая функция обусловлена стремлением использовать в современном обществе победы в любых конкурсах (спортивных, музыкальных, кинематографических, кулинарных) в целях символического укрепления престижа стран. В до- индустриальную эпоху этому большей частью служили военные успехи, но с наступлением нового этапа в развитии общества - эпохи модерна (индустриального общества) - оружие перестало быть главным аргументом в спорах на определение сильнейшего. Это привело к модернизации любых состязаний, становившихся все более гуманными. Разрабатывались единые правила и методы их проведения, вводилась система оценок и проч. Это в конечном итоге привело к зарождению в конце XIX в. глобальной системы спорта.

Модернизация интеллектуальных игр началась после появления общественного резонанса в связи с первыми мировыми первенствами по шахматам в Лондоне (1851) и шашкам в Париже ( 1886). Тогда стали создавать общественные организации (местные, национальные, континентальные, международные), развивающие интеллектуальный спорт. Была введена система циклических соревнований с правилами подсчета результатов матчей в виде рейтингов игроков и команд. Для обеспечения этой системы ввели институты судейства, специфической подготовки в виде тренировок, а также разработали специальное оборудование и экипировку.

В результате предпринятых реформ появились международные спортивные федерации: шахмат (FIDE, 1924), шашек (FMJD, 1947), бриджа (WBF, 1958) и го (IGF, 1982). Эти федерации объединились в Международную ассоциацию интеллектуального спорта (IMSA, 2005).

Первые Всемирные интеллектуальные игры, проведенные IMSA в 2008 г., дали мощный импульс видовому расширению интеллектуального спорта, обусловленному спортизацией множества логических игр. Уже активно идет процесс создания международных федераций таких игр, как нарды, покер, сянци и различных этнокультурных игр, имеющих локальное распространение (бразильские и русские шашки, сёги, рэндзю).

В постиндустриальном обществе интеллектуальные игры подверглись существенной модернизации за счет использования электронной технологии. Это привело к тому, что появились не только синтетические клоны традиционных игр с симуляцией противников в виртуальной среде, но и наметилось существенное видовое расширение интеллектуальных игр, получившее название «киберспорт».

Он развивается в двух направлениях:

  • • «e-sports» (Electronic Sports) - индивидуальные или групповые (сетевые) состязания в виртуальной среде с использованием специального программного обеспечения, ин- сталлированного на персональных компьютерах. Участники предъявляют друг другу статистику результатов игр, стремясь достигнуть наилучшего результата;
  • • «v-sports» (Video Sports) - состязания среди участников видеоигр, интегрированных в телевизионных приставках (PlayStation).

Самая большая библиотека трудов об интеллектуальных играх, а также уникальная коллекция их образцов и различных атрибутов находятся в единственном в своем роде Швейцарском музее игр в Ла Тур-де-Пей.

* * *

В подготовке данного учебного пособия использованы работы авторов по указанной теме[1]. Результаты практического применения выводов наших научных исследований стали возможны только при поддержке организаций и персон, которым мы весьма за это признательны:

  • • Международной ассоциации интеллектуального спорта (IMSA) н лично президента Жозе Дамианн;
  • • Международной федерации шахмат (FIDE) и лично президента Кирсана Илюмжинова и его советника Берика Балга- баева, заместителя президента Георгиоса Макропулоса, председателя комитета женских шахмат двенадцатой чемпионке мира Александре Костенюк;
  • • Международной федерации шашек (FMJD) и лично президента Fappn Оттена, бывшего президента этой федерации Владимира Птицына, вице-президентов Чиммедорж Бат- Эрдене и Лелиу Маркус Сарседу, председателя Комитета 64, первого чемпиона мира по этой дисциплине Александра Кандаурова;
  • • Международной федерации го (IGF) и лично вице- президента Юки Шигено, восьмикратного чемпиона Европы Александра Динерштейна;
  • • Всемирной федерации бриджа (WBF) и лично президента Джанарриго Рона, Федерации спортивного бриджа России и лично одного из ее основателей Витольда Бруштунова и вице-президента Михаила Розенблюма;
  • • Всемирной федерация бэкгэммона (WBE) и лично президента Альберто да Пра и генерального секретаря Марко Фор- назира;
  • • Академии интеллектуальных игр (AoIG) и лично исполнительного директора Сергея Бондаря;
  • • Московской государственной академии физической культуры и лично заведующей магистратурой Елены Скар- жинской.

  • [1] Кыласов А.В.,ГарсесД.С. Интеллектуальныепгры //Энциклопедиясистем жизнеобеспечения (ЕОЬбб). Наука о спорте. - ЮНЕСКО/ЕОББЗ, Магистр-пресс, 2011. - С. 727-743. Гараль Я.А. Корректные правила проведения турниров по международным нардам (бэкгэммон). - Харьков, 2005. - 101 с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы