Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Медиа Польши на рубеже XX—XXI веков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прошло почти четверть века с тех пор как Польша стала свободной демократической страной. Страна вписана в европейские структуры, стала членом Европейского союза (2004 г.), с 1999 г. является членом НАТО. В течение этих лет в стране планомерно создавалась совершенно новая медиамодель. Логика развития и трансформации СМИ привела к тому, что эта модель эволюционировала в сторону модели европейских стран, которая существует не один десяток лет.

Ликвидирована государственная монополия на массмедиа и упразднена цензура.

Иностранный капитал, разместив свои средства в польские СМИ, спас информационную систему страны.

Вновь принятые правовые акты позволили отрегулировать деятельность СМИ. В Польше появились новые технологии, спутниковое и цифровое телевидение. Развиваются Интернет и мобильная телефония. Радиовещание использует цифровые технологии. Построены современные полиграфические предприятия. Модернизирован стиль работы в редакциях. Активно развивается коммерческое телевидение, созданное усилиями польских предпринимателей. Трансформируется общественное телевидение, которое играло и играет значительную роль в поддержке демократических преобразований в стране, помогая укреплять гражданское согласие.

Выстроена горизонтальная система медиа благодаря широкому развитию локальной и сублокальной прессы, значительно повлиявшая на увеличение количества медиаизданий. Одним из важных показателей преобразований современной системы медиа и функционирования рынка медиа стала реклама.

Как отметил декан факультета политических наук и журналистики Варшавского университета профессор Я. Адамовский, важным итогом преобразований в системе медиа являются изменения в системе журналистского образования, которое переживает подъем, что проявляется в росте количества центров по подготовке кадров для СМИ. Профессия журналиста становится престижной. Медиа играют все большую роль в жизни поляков, а маленьким польским гражданам уже в начальных классах объясняют, для чего они нужны. Среди аналитиков считается, что значение медиа с каждым годом возрастает в жизни польского общества, они оказывают огромное влияние на жизнь страны в целом и на каждого отдельного человека, поэтому очень важно, как функционирует система медиа.

Польскими аналитиками отмечаются и негативные черты новой журналистики Республики Польша. Прежде всего это чрезмерная погоня за сенсационностью, неоправданный пафос, проявляющийся в некоторых газетных материалах, избыточная политизированность. Эти качества привели к потере доверия у читателей к традиционной журналистике, переносу его в Интернет. Готовность журналистики участвовать в политических играх ведет к разрушению согласия в обществе. Утрачивается основополагающая функция медиа — контроль над властью.

Польша — страна с традициями старейшей национальной журналистики, которые даже в 40-летней период развитого социализма (1947—1989) не были окончательно забыты. Пришло новое время, время рыночной экономики, политического плюрализма и иностранного инвестирования. На этой основе воссоздавалась уже новая, современная журналистика, которая должна считаться с вызовами нового века, используя новые технологии и сопротивляясь растущему наступлению развлекательного коммерческого телевидения, которого никогда ранее не было в стране.

Печатная пресса является важнейшей составляющей новой медиамодели, по мнению ведущих польских аналитиков (проф. Ковальский). Именно ежедневная и еженедельная печать определяют лицо всей польской журналистики. На страницах «Газеты Выбор- чей», «Жечипосполитой», «Дзенник. Газета Польска», еженедельников «Политика» и «Впрост», «Ньюсвик» и других изданий рождаются идеи и мнения, которые затрагивают важнейшие для страны проблемы и потом горячо обсуждаются обществом. Все эти издания создавались польскими журналистами.

Формирование польской медиамодели шло несколькими путями, и прежде всего в результате возникновения совершенно новых изданий.

Как дань рыночной экономике активно развивается «деловая пресса». Определилась роль бесплатной прессы, в кризисные периоды угрожающая объему продажи платной прессы. Развитие новых технологий вызвали к жизни многочисленную компьютерную прессу.

Огромные тиражи имеют телевизионные журналы, которые обслуживают телеманов и рекламируют программы телеканалов — этот продукт массовой культуры. Иностранные мировые концерны участвуют в издании глянцевых женских и мужских журналов, журналов «лайф-стайл».

Мировые информационные концерны принесли в польский информационный бизнес новые полиграфические технологии, внедрили современные методы организации груда.

Кроме общественного телевидения, которое в последние годы усиленно трансформируется, в Польше действуют коммерческие телестанции, которые также создавались польскими предпринимателями. Все большую роль в жизни граждан играет общественное и коммерческое телевидение. Широко развито кабельное телевидение. Телевидение пользуется цифровой техникой так же, как и радиовещание, которое не перестает быть популярным в Польше, несмотря на широкое развитие Интернета и мобильной телефонии. Процесс освоения мультимедийных технологий проходит весьма динамично.

Принято считать, что в Польше можно найти любое издание на любой вкус. Это и правда и неправда.

Имеются весьма печальные потери. Не выходят издания, с легким юмором и иронией высмеивающие национальные черты, как это было раньше, даже во времена ПНР. Юмор помогал полякам выжить в трудных жизненных обстоятельствах. В этой связи вспоминается сатирический еженедельник — знаменитые «Шпильки». Еженедельник «Политика» пытается пародировать в специальном разделе коммунистическую «Трибуну Люду» и жизнь в ПНР, но после банкротства единственной левой газеты «Трибуна» это не воспринимается как юмор. В Польше уже смеются по-другому. А. Михник в интервью еженедельнику «Впрост» 8 мая 2011 г., оценивая поведение политических оппонентов, отметил, что ему иногда кажется, что «четвертая часть общества подверглась гипнозу». Сатирический еженедельник «Не» политически ангажирован и не может заменить знаменитые пародии польских кабаре.

Очень слабо представлены журналы с детской тематикой. Издания по вопросам культуры и литературы, которые читала ранее вся образованная Польша, выходят минимальными тиражами. Эти потери напрямую связаны с развитием рыночной экономики.

К сожалению, пока не принят обновленный Закон о СМИ, который уже десятилетие ждет польская общественность. Избыточная политизированность медиа способствует разобщенности граждан, нарушает святые правила плюрализма, за что боролась в свое время «на баррикадах» общественных движений передовая демократическая оппозиция и о чем часто напоминает своим сторонникам «Газета Выборча».

В Польше продолжают по традиции читать газеты и смотреть телевидение, продолжают доверяют журналистам, «даже больше, чем ксёндзам». Но они не на первом месте. На первом месте все- таки армия, Костел, а журналисты — на третьем или даже четвергом месте. Это подтверждается результатами анализа, который проводит польский Институт общественного мнения.

Как защитить журналистику от влияния политиков, никто не знает.

Это главный вопрос. Им задаются многие руководители крупнейших польских изданий и телевидения.

Ни одна из существующих национальных моделей медиа в мире не гарантирована от давления власти. Ранее традиционно ссылались как на эталон на медиамодель Британии. Скандал с медиа- магнатом Р. Мердоком, другом британских премьеров, использование его журналистами методов, не совместимых с моралью и этикой, опрокинул последнюю цитадель независимости медиа. И лучше спросить у самой власти, как обезопасить медиа от ее влияния?

Какой самый важный день недели для польских журналистов? Это пятница. В этот день 30% поляков, т.е. в два раза больше, чем в обычные дни, идут к газетным киоскам (по данным PBS) и покупают ежедневную печать, потому что именно в пятницу выходят ежедневные издания с журнальными приложениями и телепрограммами. Продавцы печати радуются продолжению этой традиции, борются с рецессией и падающей продажей журналов и газет.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы