Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Медиа Польши на рубеже XX—XXI веков

3.2. Таблоидизация печатной журналистики как результат конкурентной борьбы

В первые годы XXI в., несмотря на экономические трудности, информационный рынок устоял, приспособился к новым экономическим реалиям и даже продолжал обновляться. Эту устойчивость ему обеспечивали прежде всего крупнейшие европейские медийные группы, которые являются издателями более 80% прессы Польши.

Но перемены в печатных СМИ не заставили себя ждать и связывать их напрямую с экономической стагнацией было бы слишком просто.

На этот раз речь шла о смене приоритетов в большинстве печатных изданий. Впервые снизили свои тиражи и объем продаж лидеры платной прессы «Газета Выборча», «Жечьпосполита» и «Супер Экспресс». Изменения, которые произошли за два-три года XXI в., говорят о том, что должна появиться новая концепция, новый подход к изданию не только массовой польской печати.

Появление польского «Бильда» — «Факта» на польском информационном поле произвело на журналистское сообщество огромное впечатление и ускорило эти перемены. Привлечь потенциального читателя, удивить его броскими заголовками, приковать его внимание необычной подачей материала стало задачей всей прессы. Борьба за выживание любого издания стала особенно актуальной. Изменения начались с «внешнего вида» издания. Ребрендинг коснулся всей периодической печати. Очень скоро не осталось ни одного издания, которое не изменило бы формат, графику, визуальный ряд.

Постепенно отрабатывалась и обновленная концепция содержания под лозунгом «Долой причесанную прессу!».

Не устояла и стала вносить изменения в свою формулу и главная демократическая газета. Так, она изменила формат одного из своих популярных приложений — «Большой формат», сделав его более компактным, удобным для чтения. Заместитель главного редактора «Газеты Выборчей» высказал парадоксальную мысль, что «людям некогда читать», поэтому надо писать короче. Это противоречило самой концепции газеты, поскольку она всегда была сильна обширными аналитическими статьями. В приложениях к основному изданию «Газеты Выборчей» были внесены изменения по уже отработанной схеме: изменялся цвет и формат, улучшался макет, статьи и лиды стали короче.

Популярные газеты пошли по пути «облегчения» контента, что стало в это время тенденцией всего мирового печатного бизнеса. Утверждалось, что кофе, сигареты, майонез, кола и другие продукты уже выпускаются в облегченном варианте — «лайт», и теперь на очереди появление лайт-медиа. Как тут не вспомнить предупреждение, сделанное в начале тысячелетия А. Михником: бизнес на информационном поле — это не бизнес в торговле. Отождествление их ведет к цинизму в журналистике, потере духовного и культурного компонентов.

Но перемены продолжались.

С участием иностранных фирм подвергалась изменениям и успешные «женские» журналы. Так, крупнейший немецкий издательский концерн «Бауэр-ферлаг» в эти годы купивший ежемесячное издание — лидера женской глянцевой журналистики «Твуй стиль», основал еще «Твуй стиль-лук», квартальник «Твуй стиль- тренди», а также журнал о новых технологиях «СД-экшн». Были сделаны и другие приобретения, которые подверглись серьезным переделкам. Прежде всего это касалось изменения формата изданий в сторону уменьшения, снижения цены издания при повышении стоимости рекламных объявлений.

«Грунер унд Яр-ферлаг» — дочерняя фирма «Бертельсманна» — изменила формат глянцевого женского журнала «Гламур», сделав его карманным и снизила цену продажи. В результате «Гламур» стал лидером сегмента журналов типа «Лайф-стиль».

«Эдипресс» в 2003 г. приобрела два флагмана женской журналистики еще со времен ПНР — журналы «Урода» («Красота») и «Пани». Из-за финансовых трудностей издательству вскоре пришлось оставить только один из них — «Уроду». Еженедельник под измененным названием «Вива! Урода» стал выходить мини-форматом с рассказами о звездах кино и эстрады. Второй журнал — «Пани» — продали новому издательскому мини-концерну АВР «Впросг».

Среди «женских» журналов не осталось ни одного, который не сменил бы внешнего оформления. Но у руководителей женских гламурных изданий наметился свой путь к эксклюзивности: каждый номер должен был содержать суперматериал. Особое внимание уделялось и качеству бумаги, которая должна быть только белоснежной и глянцевой. Для лучшей ориентации читательниц решено было тематически поделить содержание номера и каждому разделу в журнале придать свой цвет. И это было сделано. Например, раздел по уходу за лицом — желтые страницы, кулинарные рецепты — красные и т.д. Редакторы некоторых женских журналов решили каждые три месяца вносить изменения, чтобы «поражать» читательниц — именно это стало главной составляющей в концепции «женской» журналистики.

«Мужская» журналистика оказалась более консервативной и в подобных «революционных» изменениях не была замечена. Лишь «Авто-Мото» и «Авто-Суксесс» (А. Шпрингер—Ферлаг) изменили макеты изданий.

Другой немецкий концерн — «Бурда-Ферлаг» — стал издавать самый дешевый журнал для женшин «Добре рады» по самой минимальной цене — в один злотый. И он стал лидером продаж среди изданий, содержащих практические советы по ведению домашнего хозяйства, с тиражом в 615 тыс. экз. Еще один успешный проект был подготовлен концерном «Агора» — это женский журнал «Порадник домовый», который очень скоро вошел в число лидеров подобного сегмента журналов.

Швейцарско-американская медиагруппа «Марквард» известна как успешный издатель спортивной прессы. Она также изменила макеты своих изданий. Обновилась и сама концепция «Дзенника Спортового», самой популярной спортивной газеты в Польше.

На волне значительной корректировки и изменений в печатной журналистике появлялись и новые издания, новые издательские сообщества. Так, издательства создали аналитические еженедельники «Впрост» и «Политика». Еженедельники, близкие по своей формуле, основывают издательства, которые начинают конкурировать между собой. Акционерное общество СВ «Политика» действует более успешно и выпускает популярный «Форум», но уже в цвете, публикующий еженедельные обозрения лучших статей иностранной прессы и сами статьи, а также ежеквартальник «Рес-Публика-Нова», тог самый, который в годы «Солидарности» выходил подпольно под названием «Рес-Публика».

Группа «еженедельников мнений» развивается успешно и является во всей польской периодике наиболее «польской». Их количество постепенно увеличивается. Кроме «Ньюсвик-Польска» весной 2005 г. появился еще один еженедельник «Озон», издающийся издательством «Озон Медиа», руководство которого предполагало повторить успех еженедельника «Ньюсвик-Польска», но этого пока не произошло.

Региональная пресса также претерпела изменения. Преобразились макеты «Дзенника Балтицкого», «Трибуны Шлёнской», «Газеты Краковской», «Газеты Вроцлавской», «Голоса Поможа» и др. Особенно большие изменения произошли в оформлении «Дзенника Заходнего»: они касались колористики, повышения качества фотографий, уменьшения объема статей и т.д. После появления «Факта» региональная пресса не понесла значительных потерь, пока он не пошел в регионы.

Привлечь читателя любыми способами стало кардинальной задачей всей печатной журналистики Польши. Рецепты выживания, которые предлагались массовой прессой, были связаны не только с появлением нового успешного издания «Факта» и необходимостью конкурировать с ним.

Активное внедрение Интернета на информационный рынок Польши стало также одной из причин значительных перемен в печатном секторе. Но была еще одна важная причина: это растущее доминирование на рынке СМИ телевидения, и не только коммерческого, но и общественного, содержание передач которого также существенно изменилось и пережило свою «перестройку», которую один из телевизионных критиков назвал «макдональди- зацией».

В Польше в первом десятилетии XXI в. проходили многочисленные жаркие дискуссии по поводу таблоидизации печатного рынка, качества печатного продукта, задач журналистов.

По мнению большинства профессионалов, накопленный двадцатилетний опыт «свободной журналистики» в стране требовал осмысления.

Известные практики журналистки, редакторы общественного и коммерческого телевидения, журналисты радио, корреспонденты ежедневной и еженедельной прессы, аналитики медиа, а также юристы пытались определить стандарты национальных медиа в условиях рыночной экономики, наступления новых технологий и отражение этих перемен в новом Законе о СМИ. Но не все проблемы журналистики можно решить только законодательно.

На встречах профессионалов отмечалось, что в последнее время журналистика стала выступать как деструктивная сила. Способствует этому и избыточная политизация медиа.

Негативным качеством современной журналистики является и ее отрыв от реальной жизни. Утверждалось, что медиа создают действительность, которой нет на самом деле. Эти упреки нашли подтверждение в мнениях известных журналистов, руководителей крупнейших газет, журналов и телеканалов, которые были приглашены в редакцию «Факты» коммерческого телевидения ТВН для обмена мнениями. «Медиатеатр стал заменять жизнь», — это слова главного редактора (в то время) коммерческого канала «Польсат» Богуслава Хработы. Он привел пример того, как таблоиды «Факт» и «Супер Экспресс» представляют мир в формате карикатуры, крайне правый политик о. Рыдзик на своем радиоканале пугает евреями и либералами, а другое правое издание, «Наш дзенник» — премьер-министром Туском, демократическая «Вы- борча» — Рыдзиком и т.д.

На очередной встрече журналистов произошел обмен мнениями по поводу невысокого уровня профессиональной подготовки молодых журналистов. Но качество публикуемых материалов зависит и от новых условий, в которых теперь работает журналист. Самая горячая новость стала уделом Интернета, и журналист, работая в офлайновом издании, в погоне за новостями перестал проверять источник, что ранее было обязательным условием.

Интернет стал средством массовой коммуникации и лидером в передаче актуальной информации. В старых медиа изменилось соотношение аналитики и актуальной информации. Условия работы для журналистки меняется, и эти изменения недостаточно учитываются практиками- журналистами.

Сохранение согласия в обществе является одной из миссий общественной журналистики, поэтому моральный аспект в деятельности журналистов играет важную роль. Так, известный польский журналист радио и телевидения Моника Олейник в период люстрации обвинила своих коллег в излишней доверчивости к сообщениям специальных служб. Вместо того чтобы защищать человека, которого заподозрили в связях со спецслужбами ПНР, медиа становятся разносчиками негативной информации, не подтвержденной фактами.

Отсутствие опровержения и извинения за ложный «факт» перед читателем стало нормой. Журналист «забывает» извиниться за свои ошибки.

Много недостатков у молодых журналистов. Отмечалось, что у нового поколения журналистов низкий образовательный уровень, а амбиции очень высокие. При чтении материала создается впечатление, что никто, кроме репортера, не имеет Интернета, радио, телевизора и т.д. Обычная банальность преподносится «как оригинальный плод мысли», и становится стыдно за такого репортера, который не читая ничего, кроме газет, сам не в состоянии анализировать факты и представить, что это могут делать другие, в том числе читатели.

Журналистка информационной программы телевидения Дорога В. упомянула о распространенном грехе — ангажированности журналистов, которые становятся орудием политиков в нечестной борьбе.

«Власти надо не служить, а властью надо заниматься» — повторял известный журналист Томаш Лис.

Участились нарушения этических норм в публикациях таблоидов «Факта» и «Супер Экспресса». Журналисты путают юмор с оскорблением личности, поэтому Совет по этике медиа имеет очень много работы. В конечном итоге эго происходит от недостатка профессионализма, культуры и образования. Журналистское сообщество пришло к выводу, что никакой закон и устав не помогут.

Но смогут ли журналисты сами изменить положение в журналистике?

Таблоидизация создала новое лицо польской журналистики и, по мнению некоторых аналитиков, угрожает традиционной серьезной прессе. Прежде всего имелись в виду «еженедельники мнений», польские качественные газеты «Газета Выборча» и «Жечь- посполита», для которых объективность и плюрализм мнений, следование фактам всегда являлись основными, определяющими качествами.

С другой стороны, как отмечали аналитики, рождается массовая пресса, цель которой — прежде всего удовлетворять потребности в информации большинства граждан, а не элиты.

Часто высказывались самые парадоксальные мнения. Например, с мнением о корректировке концепции ежедневной и еженедельной прессы выступил аналитик Богуслав Хработа, заявив, что читателей серьезной прессы не так много и надо думать о большинстве читателей, что массовая газета борется с антидемократическим патернализмом, отстаивает интересы большинства.

А вот примеры таблоидизации массовой прессы, о чем говорил польский аналитик.

Два таблоида — «Супер Экспресс» и «Факт» — постепенно становятся все более похожими. Эта «похожесть» настигает и другие издания.

Двадцать пять сотрудников «Супер Экспресса» перешли в «Факт». На страницах изданий часто можно заметить словесную псрепалку, просто свару, между сотрудниками двух таблоидов. Об этом ли мечтали инициаторы основания «Факта», оплачивая дорогостоящую рекламную кампанию, помещая рекламу на спинках скамеек Ботанического сада? Подобный вопрос задает журналистскому сообществу самый известный специалист по маркетингу Г. Лин- денбсрг. Оба таблоида рассчитаны на один сегмент читателей, которых не так много в Польше. Исследования показали, что любители этих таблоидов читают одни и те же газеты, они примерно одной возрастной группы, уровня образования. Не приведет ли эта конкуренция к тому, что в результате один из таблоидов будет поглощен другим, более успешным и богатым? Этого пока не произошло, и в Польше продолжают выходить оба таблоида. Впервые за десять лет «Супер Экспресс» смирился со вторым местом в рейтинге популярной прессы.

В период активной трансформации польских СМИ, в середине 1990-х годов, встал вопрос: движутся ли печатные медиа в сторону определенной национальной модели, которая будет существовать и в последующие годы? Свободные, плюралистические СМИ Польша получила. А дальше нужны были средства, чтоб развивать журналистику. В те годы было распространено мнение, что иностранные фирмы, которые вкладывают свои немалые средства в польскую журналистику, заинтересованы прежде всего в прибыли.

В начале XXI в. положение изменилось. Печатный рынок монополизирован, конкуренция между изданиями приобретает более жесткие формы, а внедрение новых изданий на польский рынок, как видно, окрашивается в драматические тона. В таких условиях сохранить «польский» характер печати весьма трудно. Потеря польской печатной журналистикой национальной самобытности налицо. Борьбу за качественный информационный продукт с «польским акцентом» еще ведут несколько ежедневных общенациональных газет. Среди региональных газет появились претенденты на звание истинно польской газеты. По версии профессора В. Писарека, это прежде всего «Дзенник польский» — ежедневная газета, выходящая в Кракове, а в 2010 г. среди региональных газет лидером стал «Дзенник Подхалянский», выходящий на юге страны. Но это единичные примеры.

Несмотря на упорную борьбу печатных изданий за выживание, итоги первых лет нового века оказались неутешительными для качественной и серьезной прессы. Они стали фатальными для общенациональных изданий. Союз контроля за распространением прессы назвал газету «Супер Экспресс» лидером в снижении тиража — на 22,3%: с 297,6 тыс. до 231,18 тыс. экз. Тираж левой газеты «Трибуна» регулярно снижался, а в 2009 г. газета прекратила выходить. «Газета Выборча» заняла по рейтингу второе место после «Факта», который увеличил тираж на 22,3% — до 535,5 тыс. экз. Особой популярностью у читателей пользуются номера таблоида в четверг, когда выходит приложение ТВ «Факт», продвигаемое по демпинговой цене в один злотый. Другая газета из ведущей пятерки польских общенациональных газет, «Жечьпосполита», немного увеличила свой тираж — на 2,3%.

Произошли изменения и в приоритетах региональной прессы. В 2004 г. появился последний номер «Трибуны Шлёнской» (бывшей «Трибуны Роботничей»), Она объединилась с «Дзенником заходним». Обе газеты принадлежат немецкой группе «Польска- пресс». Таким образом, процесс монополизации продолжается. Объединением двух газет закончилась история крупнейшей и популярной региональной газеты — бывшей «Трибуны Роботничей», органа Воеводского комитета ПОРП до 1990 г., которая продолжала пользоваться доверием и во времена «Солидарности». В кризисный период 2001—2002 гг. количество изданий региональной прессы сократилось вдвое.

За несколько лет нового тысячелетия лидеры ежедневной общенациональной прессы поменялись местами:

2003 г.

2004 г.

2005 г.

1.

«Факт» («Аксель Шпрингер Польска»)

417,1

535,5

512,9 (тыс. экз.)

2.

«Газета Выборча» («Агора СА»)

417,4

436

457,1 (тыс. экз.)

3.

«Жечьпосполита» («Пресспубли- ка»: 51% «Мском Эоропа» и 49% государство)

186,2

183,1

183,4 (тыс. экз.)

4.

«Супер Экспресс» (Медиа Экспресс)

273,8

231,2

215,4 (тыс. экз.)

5.

«Газета правна» («Группа выдав- нича информа»)

74,7

80,5

83,7 (тыс. экз.)

6.

«Трибуна» (Ад Новум. Пол.)

28,5

23,7

22,4 (тыс. экз.)

7.

«Пульс бизнесу» («Бонньср Бизнес Польска»)

22,9

23,3

23,2 (тыс. экз.)

Значительную неудачу потерпела «Газета Выборча» с новым проектом — газетой «Новый день». Она была задумана как популярное издание для среднего класса, своего рода облегченная

«ГВ». Идея была очень интересна. Общественность надеялась, что она сможет отвлечь часть читателей от «Факта». Рекламная кампания проходила под таинственным лозунгом «Приходит новый день». «Дешевая “Выборча”» по версии «лайт» задумывалась как аналог британского таблоида «Дейли Миррор». «Новый день» появился 14 октября 2005 г. Был объявлен тираж в миллион экз. при демпинговой цене номера в 90 грошей, но газета вышла тиражом в 800 тыс. экз. и ценой в 1 злотый. Аналитики считали, что новая газета нужна «Агоре» для размещения дополнительной рекламы. Газета очень скоро прекратила выходить. Скорее всего, неудача ее старта была связана со слабой рекламной компанией.

Несмотря на неудачу с выпуском газеты «Новый день», именно в первое десятилетие нового тысячелетия «Газета Выборча» становится «газетой года » (2006 г.) среди ежедневной прессы.

На фоне неутешительных итоговснижения продаж и тиражейее доходы от рекламы выводят ее в лидеры. Количество рекламных страниц в приложениях к основному выпуску газеты в несколько раз превышает объем рекламных приложений в других газетах, увеличилось количество рекламы и на интернет-сайтах газеты. Эго, несомненно, заслуга издателя — фирмы «Агора», которая к тому же приобрела крупнейшую в Польше фирму внешней рекламы «АМС», упрочив свое финансовое положение и разместив свои акции на европейских биржах.

Доходы издательских групп (ежедневные газеты, региональная печать и журналы)

2006 г.

Первая нол. 2007 г.

Агора СА

1 065 030 462

576 989 742

Аксель Шпрингер Польска

490 525 028

269 560 236

Группа Выдавнича Польскапрссс

424 230 863

214219902

Издательство Бауэр

327 227 243

179 260 267

Источник: Эксперт Монитор/Рапорт Пресс. 11.2007.

«До “Факта” и с “Фактом”» — так определили рубеж в истории польской платной печатной прессы некоторые исследователи (Р. Филас)[1].

Успехи «Факта» связаны нс только с удачной рекламной кампанией и огромными средствами, вложенными в нее. Увеличивая количество приложений, разрабатывая региональные возможности, «Факт» в своей деятельности повторял «Газету Выборчу», шел ее проторенными путями. Так, в четверг выходил столичный «Факт» с приложением программ ТВ, в пятницу — 8-страничное приложение для молодежи «Вива-Факт», которое готовилось совместно с молодежным ТВ-каналом. Приложение содержало новости из мира шоу-бизнеса, рецензии на фильмы, интервью со звездами театра и кино. По средам выходило приложение «Европа», сразу же завоевавшее популярность не только у читателей таблоидов.

Не все инициативы менеджмента издательства достигли желаемой цели. Так, к пятничному выпуску газеты «Факт» было выпущено приложение под броским названием «Жизнь прекрасна». Но это название резко контрастировало с положением в стране, где тогда далеко не все было «прекрасно». Просчет менеджмента вскоре был исправлен, и приложение вышло под более скромным названием — «Факт. Женщина». Можно сказать, что новое издание А. Шпрингера не было таблоидом в чистом виде, как это было с «Супер Экспрессом». «Факт» выбрал нишу «Газеты Выборчей», которая никогда не приближалась к формуле таблоида, но была по сути и массовой газетой за счет других качеств, о которых говорилось выше. Об этом же феномене «ГВ» как качественно-массовой модели говорила и старейший президент «Агоры СА» В. Ра- пачинска. Поэтому в Польше А. Шпрингеру сопутствовал успех, а во Франции он потерпел поражение. Другие традиции, другой читатель.

«Факт» завоевывал прочное положение и в регионах. Началось с выпуска издания «Факт. Варшава», содержащего новости центрального региона. Затем подобные издания появились в Познани, Лодзи, Катовице, Вроцлаве, Труймясте (Сопот, Гдыня, Гданьск). Были запланированы 19 региональных выпусков, а также организация вокруг них региональных структур — подобно тому, что ранее предпринимала «Газета Выборча». Эта мощная кампания внедрения «Факта» на информационное поле дала блестящие результаты. «Факт» прочно занял лидирующее место, потеснив «Газету Выборчу».

«Дзенник» увлекся политической конкуренцией и не смог удержаться на рынке в рамках задуманной модели. Как известно, ему пришлось объединяться с «Газетой Правной».

В 2007 г. произошли изменения и в «Газете Выборчей». А. Мих- нику исполнилось 60 лет, и редакция решилась на «поколенческие изменения». К руководству пришли молодые — Ярослав Курский и Павел Лавинский (вместо Е. Лучиво). А. Михник остается главным редактором, но у него несколько молодых заместителей и первый — это Я. Курский. Все они прошли школу оппозиционной журналистики.

Все последующие годы тенденция к снижению продаж платной ежедневной прессы и падению тиражей на рынке прессы продолжалась. Этот процесс принимал иногда угрожающие размеры и влиял на смену приоритетов. Так, в первом полугодии 2011 г. тираж «Газеты Выборчей» никогда еще не был таким низким за все время существования газеты — 312 418 тыс. экз. (снижение на 9%). Газета заняла второе место в списке ежедневных изданий. На третьем месте оказался «Супер Экспресс» с тиражом в 175 тыс. экз. (снижение на 5,8%), а за ним шла «Жечьпосполита» с тиражом в 135 тыс. экз. (снижение на 6,3%), затем следует «Дзен- ник Газета Правна — 97,5 тыс. экз. (снижение на 6,5%). Немного вырос тираж — на 1,9%, у общенационального издания «Паркет Газета Гелды».

По свидетельству журнала «Press», в июне 2011 г. все общенациональные ежедневные издания, в том числе новый лидер — газета «Факт» — снизили объем продаж и тираж еще в среднем на 10— 12%.

Таким образом, газета «Факт», несмотря на небольшие сезонные потери в тираже, становится лидером, оттеснив «Газету Вы- борчу» на второе место и своего прежнего конкурента «Супер Экспресс» — на третье.

Что не удалось «Дзеннику» в 2005 г., то позже сделал «Факт», издателем которого стал с 2010 г. новый самый мощный швейцарско-немецкий медиаконцерн в Центральной и Восточной Европе «Рингер Аксель Шпрингер медиа АГ».

Этот концерн возник в 2010 г. в результате объединения швейцарского издательства «Рингер А Г» с немецким концерном Акселя Шпрингера, создав таким образом мощную структуру благодаря своим активам, которые включают 100 печатных изданий и более 70 интернет-сервисов. Оборот мегаконцерна составляет более 414 млн евро, работает в нем 5 тыс. сотрудников. Он считается одним из крупнейших медиахолдингов в Европе.

В первой десятке платной ежедневной печатной прессы оказались следующие издания.

Название изданий

Тираж (тыс. экз.)

2011г.

2012 г.

Газета «Факт»

401 834

349 231

«Газета Выборча»

312418

219 065

«Супер Экспресс»

175,3

154 478

«Жечьпосполита»

135,1

74 230

«Дзенник Газета Правна»

97,5

52 792

«Пшсглонд Спортовый»

43,4

40 297

«Газета Польска Содзснна»

30 794

«Пульс бизнесу»

2266

Остальные ежедневные газеты не преодолели тираж и в 30—40 тыс. Аутсайдером стала газета «Паркет Газета Гелды» с 8 тыс. экз.[2]

Серьезная газета «Жечьпосполита» занимает в этом перечне лишь четвертое место, но все чаще качество содержания газет оценивается количеством ссылок на нее, т.е. индексом, цитирования ее материалов. И здесь газета лидирует и занимает первое место.

Институт мониторинга медиа предлагает следующий итог проведенного исследования за октябрь 2012 г.

Количество ссылок на печатные издания:

«Жечьпосполита» — 1254 раза «Газета Выборча» — 718 «Дзенник Газета правна» — 415 Другие медиа:

Радио РМФ ФМ — 317 раз ТВН 24 — 256 «Радио Зет» — 203 «Впрост» — 170 «Пульс бизнесу» — 153 «Нтюсвик Польска» — 140 «Политика» — 115

На повышение продажи газеты, ее рейтинга играет поиск и публикация сенсации, чем пользуются таблоиды. Газета «Жечьпосполита», вовлеченная в интригу поиска виновных в катастрофе президентского самолета, в декабре 2012 г. поместила непроверенный сенсационный материал о тротиле, якобы обнаруженном на обломках президентского самолета. Но это дало лишь временный подъем тиража газеты, он стоил, как известно, потери работы четырем сотрудникам и смены главного редактора. Серьезная качественная газета выступила как таблоид.

В польской ежедневной прессе постепенно стала внедряться новая концепция. Серьезная, «причесанная», пресса теряет читателей, а массовая пресса продолжает его интересовать. «Таблоиди- зация» печатных изданий стала давать свои плоды.

На изменение потребностей читателя сильнейшее влияние продолжает оказывать Интернет, в том числе и появление интернет-страниц с аналитическим содержанием, что заменяет чтение серьезной печатной прессы.

С другой стороны, в связи с доминированием телевидения как средства развлечения и информации среди других медиа в мире происходит такое явление, как превращение читателя в зрителя, оно характерно и для Польши.

Объем свободного времени у людей почти не меняется, и зритель отдает предпочтение пассивном отдыху перед монитором телевизора.

  • [1] Zeszyty prasoznawcze. 2005. N 3—4. S. 9.
  • [2] Press. 05.08.2011.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы