Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Медиа Польши на рубеже XX—XXI веков

2.2. Итоги трансформации печатных медиа

Итоги трансформации печатных средств в Польше весьма впечатляющи. К 2010 г. выходило более 5 тыс. печатных изданий. Основными издателями по-прежнему остаются иностранные концерны, такие как «Грунер унд Яр Польска», «Рингер Аксель Шпрингер Польска», «Бауэр», «Ашет Филиппаки», «Эдипресс», «Меком» («Пресспублика» и «Медиа региональны»), «Бонньер Польска» и др. Среди польских издателей три наиболее эффективны: издательско-рекламное агентство «Впрост», издательство «Политика», «Агора СА» (с 2002 г. вместе с издательством Пру- шински и С-ка.)

Ежедневная печать в Польше — очень важный сегмент информационного бизнеса. И это традиция, ведущая свое начало с XIX в., периода борьбы за свободу и суверенное независимое государство.

Профессор Варшавского университета Тадеуш Ковальски, определяя значение «Газеты Выборчей» в процессе трансформации польских медиа, отметил: «Ежедневная пресса является центром, сутью всей системы польских медиа, имея самое большое влияние на рождение мнений не только в прессе, а во всей системе медиа». Отмечая доминирование в Польше электронных медиа, профессор Т. Ковальски отказал им в наличии собственного лица по сравнению с печатными. И эта точка зрения уважаемого профессора подтверждается многими примерами[1]. Несмотря на развитие новых медиа в стране и активное их освоение, а также все большее доминирование на информационном поле аудиовизуальных медиа, ежедневная и еженедельная печать продолжает оставаться основным источником формирования и обмена мнениями среди общественных групп.

В конце XX в. в Польше выходило 16 ежедневных общеполитических газет тиражом в 4 млн экз., среди которых самыми заметными по рейтингам и популярности оставались три — это «Газета Выборча», «Жечыюсполита» и «Супер Экспресс». Они занимали первые места в различных рейтингах — популярности («Газета Выборча»), частоты цитирования («Жечьпосполита»), таблоидов («Супер Экспресс»), их положение в информационном бизнесе было устойчиво. Политические предпочтения этих газет были различны. Так, «Газета Выборча» со дня своего основания исповедовала либерально-демократические ценности, газета «Жечьпосполита» продолжала занимать правоцентристские позиции.

Что влияло на успех этих изданий? Прежде всего продуманная политика завоевания читателя широкой информированностью, постановкой важных социальных проблем, освещением внутренних и внешних событий, влияющих на жизнь граждан. По газетным материалам можно узнать, как развиваются демократические процессы. Много внимания на страницах, например, «Газеты Выбор- чей» уделяется разъяснению исторических событий XIX в. и недавнего прошлого, отношений с государствами-соседями.

«Жечьпосполита» в основном выпуске и в приложении «Плюс- минус» разъясняла особенности принятых новых законов в сфере экономики и права, чтобы граждане страны понимали, как эти изменения влияют на их жизнь. Дискуссии на страницах издания проводят известные правоведы и экономисты. Проявляют активность и читатели. Например, в обсуждении новых положений в пенсионном законодательстве приняли участие многие граждане. На протяжении последних 10 лет газета держит первенство в рейтинге самых цитируемых изданий.

«Газета Выборча» и «Жечьпосполита» выходят с приложениями, рассчитанными на читателя с разными интересами, таким образом расширяя их круг.

«Супер Экспресс» был единственным таблоидом в течение 10 лет. На его страницах читатель мог найти острые и актуальные статьи, но изложенные в духе бульварного издания. Положение изменилось, когда на информационный рынок вышел таблоид «Факт», и «Супер Экспрессу» пришлось уступить первое место.

«Газета Выборча» остается лидером ежедневной польской «платной» журналистики. Издатель газеты — самый крупный польский издательский концерн «Агора СА».

В 2006 г. один из первых президентов «Агоры» Ванда Рапачин- ска в интервью аналитику медиа Г. Копачу заявила, что успехи концерна основываются на многих сторонах его деятельности. Прежде всего, концерн, берясь за выпуск издания, пытается довести его до совершенства. Пример тому — «ГВ», лидер ежедневных изданий уже в течение 20 лет. Концерн создал, по словам Ра- пачинской, уникальное издание, которое соединило две модели газеты: качественную и массовую. Издание является и общенациональным, и региональным, распространяя в регионах свои онлайновые и офлайновые версии. В этом президент «Агоры» видит феномен «ГВ»[2]. Безусловно, президент, говоря о массовом характере издания, имела ввиду широкую сеть распространения газеты по стране, а не ее содержание, тип издания, поскольку она является качественной, или, как принято говорить в Польше, «газетой мнений», подчеркивая плюралистических характер издания. А вот то, что качественная газета стала массовой по тиражу, — в этом, безусловно, ее феномен. Другие качественные газеты, как например, «Жечьпосполита» и еженедельники, не имеют тиража массовых изданий.

Еще одна особенность лидера польской журналистики — это привлечение к сотрудничеству интересных и авторитетных авторов. Часто на страницах основного издания и в журнальных приложениях выступают авторы, с которыми газета полемизирует. Как правило, это начало интересной дискуссии. Руководство газеты должно быть уверено в успехе публикаций, в их общественном резонансе. На страницах доминируют материалы о развитии демократических процессов в Польше и в мире, с другой стороны, газета анализирует события прошлого, в частности, отношения Польши с Россией, с СССР, с другими соседями — Германией и Литвой.

Исторические материалы публиковались в том числе в журнальных приложениях к газете.

Номер «Газеты Выборчей» за субботу—воскресенье 1—2 октября 2011 г., накануне парламентских выборов

Не раз по вопросам отношений Польша — Россия выступал со статьями и сам главный редактор Адам Михник, чьи публикации привлекают внимание не только в Польше, но и в других странах. Михник резко критиковал политику России в прошлом, особенно в 1930-е годы, в начале Второй мировой войны.

Адам Михник

С российской оценкой пакта Молотова—Риббентропа он не согласен, как и большинство читателей газеты.

По этому поводу он полемизировал с В. В. Путиным в статье «Нет, не так было, пан президент». Не оставляет Михник без внимания и политику современной России. Он называет себя «антисоветским русофилом». Действительно, никто так не критикует политику современной России и никто в Польше с таким вниманием, интересом и симпатией не относится к России, к ее культуре, как Михник. Он пользуется любым случаем, чтоб посетить Россию. Несмотря на то что коллеги отговаривали А. Михника от участия в Валдайском форуме в 2010 г., он положительно оценил «открытость дебатов».

Газета и ее главный редактор не примыкают ни к каким течениям, всегда имеют свое мнение и откровенно его выражают. «Моя партия — это “ГВ”», — не раз заявлял А. Михник. Он относится к тем прогрессивным журналистам Польши, которые считают, что СМИ не должны обслуживать власть, служить ей. Они должны контролировать государство в интересах общества.

В 2002 г. он так высказался по поводу новой журналистики в эпоху рынка: «Газета есть товар, но товар особого рода. Продавать газеты — это не продавать крем для обуви... Газета — это дух пророка... Сегодня воспринимать газету как чистый бизнес — это цинизм и прямая дорога к деморализации». И далее А. Михник говорит: «Нас часто упрекают политики, что мы хотим править, а не нести ответственность... Я отвечаю [президентам] Гавелу, Квасьневскому и другим: вас выбирают раз в четыре года, а нас каждый день!» То, что в Польше выходят газеты разной ориентации — демократическая «Газета Выборча», левая «Трибуна» и правый «Наш дзенник» — это и есть демократический выбор[3].

В 2008 г. А. Михник дал интервью известному тележурналисту Томашу Лису, и эго был эксклюзив, поскольку до этого он пять лет не давал интервью для ТВ. В нем он был менее оптимистичен, чем прежде. Изменилось время. В Польше больше нет левой прессы: «Трибуна» обанкротилась, не выдержав условий рынка, «Газета Выборча» борется с конкуренцией и теряет читателей, католический «Наш дзенник» уже не входит в десятку популярных ежедневных газет. В Польше доминировала партия «Право и Справедливость» (ПиС) во главе с Я. Качиньским. Политика братьев Качиньских разделила страну.

Чуткий к переменам в общественном сознании, Михник предвидел и перемены в отношении к США. Прошло немного времени и появились подтверждения этого предвидения. Фонд «German Mashal Fund» подготовил итоговый аналитический материал, выдержки из которого были опубликованы 13 сентября 2012 г. в онлайн издании газеты «Дзенник» (Dziennik.pl) в статье под красноречивым названием «Радикальные перемены во взглядах поляков на США». В ней говорилось, что любовь поляков к США стала мифом и не имеет ничего общего с реальностью.

В упомянутом интервью А. Михника «досталось» и России, в которой, по его мнению, строится великорусское авторитарное государство. Но несомненную симпатию всегда вызывала позиция Михника в отношении генерала В. Ярузельского, пожилого и тяжело больного человека, которого власти привлекли к суду, а Михник и газета защищали его. Позиция Михника вызывает интерес и в стране и в мире, поскольку он затрагивает глобальные проблемы[4].

Цель любого издания — охватить как можно большую аудиторию и удовлетворить читательский интерес. Это удается не всем.

В самом начале своего пути «ГВ» была рассчитана на жителей больших городов, граждан со средним или высшим образованием, профессионально и социально активных. Скорее всего, редакция имела в виду тех, кто был заинтересован в строительстве новой демократической страны — Польши, и к ним она обращалась.

Особая роль в судьбе «ГВ» принадлежит «Агоре СА». До 1996 г. «ГВ» имела три издания для распространения по стране, а с 1997 г. эти издания были заменены компьютерной версией. Основной выпуск газеты тиражом в 500 тыс. экз. выходит шесть раз в неделю в Варшаве с приложениями: в пятницу — «Телевизионная газета», в субботу — иллюстрированное издание «Магазин Газеты Выборчей», которые с 2000 г. были заменены на издания для женщин «Высокие каблуки» и «Большой формат ГВ». С 2001 г. выходят два приложения: «Газета — Дом» и «Компьютеры и Бюро» для среднего класса и начинающего предпринимателя. В период кризиса и увеличения числа безработных особой популярностью стало пользоваться приложение «Газета — Работа», варшавское издание которого превышает объем в 100 страниц. Эти тематические приложения выходят по определенным дням и приносят значительный доход. Расширение рекламных полос в приложениях — это забота о финансовой стабильности самой газеты.

Субботняя столичная «Газета Выборча», адаптированная под проблемы города, с 2000 г. стала ежедневной. 24 версии «ГВ» распространяются в регионах страны, и каждая из версий рассчитана на определенный регион. Выходят и 3—4 локальные версии «ГВ».

«Агора» пользуется любой возможностью, чтобы увеличить доходы холдинга. Так, в 2013 г. «Агора» решила воспользоваться огромной популярностью биографического телесериала о выдающейся певице Анне Герман, который занял первое место в рейтинге сериалов, и объявила о продаже 25 и 26 апреля 2013 г. вместе с номером «ГВ» двух дисков с хитами этой певицы.

Газета всегда следовала формуле: информировать и образовывать, но не развлекать в духе желтой прессы. Содержание газеты расширяется, и это видно и по новым приложениям. Она является качественным общеполитическим информационным изданием, на ее страницах поднимаются острые вопросы современности и истории, но газета избегает в своих оценках излишнего радикализма времен первых свободных выборов. В первое десятилетие новой Польши «ГВ» была самой популярной и влиятельной ежедневной газетой. И такой она остается. Газета отстаивает духовные и демократические ценности, свободу личности. По своему содержанию она приближается к типу изданий, известных как «пресса мнений».

На рубеже двух веков газета пережила драматические события и чуть было не потеряла своего лидирующего места среди ежедневной прессы. Первый кризис газеты в конце XX в. был связан с болезнью главного редактора, основателя газеты Адама Михника, которому пришлось на время отойти от руководства газетой, а вторая причина была связана с так называемой «аферой Рывина», и это было очень серьезно. До сих пор этот скандал квалифицируют как самую значительную аферу времен III Речи Посполитой[5]. Суть ее состояла в следующем.

Председатель наблюдательного совета телекомпании «Канал+ Польска» Л. Рывин, зная желание «Агоры» стать мультимедийным концерном, обратился в июле 2002 г. к Адаму Михнику с предложением помочь обойти существовавшее в то время антимонопольное законодательное положение. В парламенте в то время как раз обсуждались поправки к этому закону. Амбиции «Агоры», которая была уже успешно представлена со своими акциями на биржах Варшавы и Лондона, простирались до коммерческого телевидения. Рывин за свои услуги попросил 17,5 млн долл, якобы для передачи кому-то из членов парламента, в котором заседали в основном «левые» депутаты, для нужд Союза демократических левых сил. Это было время президентства А. Квасьневского.

Руководство «Агоры» и Михник не сразу обратились в суд, опасаясь, что разглашение о попытке коррупции может испортить имидж страны, которая готовилась к вступлению в ЕС.

Суд состоялся, и через два года Рывин был осужден. Но полугодовая задержка с обнародованием предложения Рывина не всеми была расценена как забота о стране. У «ГВ» много завистников и недоброжелателей. В стране шла разнузданная кампания люстрации, которую инициировало «правое» правительство. Много недоброжелателей было и у «левого» президента А. Квасьневского и его сторонников, с которыми в хороших отношениях был А. Михник. Прошло уже 10 лет со времен этой аферы, и ее цель уже можно оценить как большую провокацию и против партии СДЛС, и против газеты.

Однако «ГВ» удержала свои позиции.

В добавление к номерам газеты выходят и распространяются бесплатно географические карты, автомобильные справочники, популярная художественная литература, туристические справочники, а также справочники по текущей политике, например, движение восточноевропейских стран в сторону ЕС. Самые выгодные и значительные акции за последнее время — это выпуск 40-томной антологии литературы XIX в., а также двух серий энциклопедии. Продав почти 10 млн книг, «Агора» получила только от этой акции 181 млн злотых, а вложила в нее 22 млн. В мировой практике журналистики такие акции крупных газет существуют, но в Польше первой стала «ГВ».

Газета приобретает последователей среди ежедневной и еженедельной прессы. У «ГВ» учатся, ее примеру следуют, но и завидуют.

Нет ни одного ежедневного издания, которое бы теперь выходило без подобных приложений. Еженедельники также восприняли этот опыт. Иногда среди приложений встречаются и рекламные проспекты строительных материалов, домов, усадеб. Приложения к основному изданию играют роль посредника и рекламного агента.

«Агора» способствует активному освоению газетой новых технологий и в 1999 г. создала сайт Wyborcza.pl. «ГВ» стала первой среди ежедневных и еженедельных изданий, у которой появился сайт. Позднее еще были открыты десятки сайтов для продвижения контента газеты в онлайновом режиме. Для расширения читательской аудитории за счет привлечения молодежи специально был основан один из новых сайтов — Gazeta.pl.sportowy-Zczuba.pl. Поиск постоянного пользователя, особенно среди молодого поколения, — главная цель газеты. Популярен сайт, рассказывающий о новых технологиях и научных открытиях, — Gazeta.pl.next.

Как издатель «Агора» способствует активности рекламодателей в Интернете. Портал Gazeta.pl считается одним из самых крупных в стране. На его страницах развернут крупнейший дискуссионный форум. Портал предоставляет и другие услуги — электронную почту и распространение блогов. «Агора» на своем портале открыла два бесплатных сервиса объявлений — Dwukropek.pl и Aaaby.pl. На портал заходят более 500 тыс. пользователей ежедневно. Кроме этого «Агора» основала несколько десятков сервисов разной направленности.

Газета продолжает совершенствоваться, меняет формулу пятничного издания. Теперь это 12-сграничная часть газеты — «Пен- так Экстра». Она состоит из грех разделов: «Культура-экстра», «Наука-экстра» и «Встречаем в Польше-экстра». Это не означает, что газета отказывается от «Большого формата» — приложения. Совершенствование номера в пятницу вполне понятно, поскольку в этот день газета покупается активнее из-за приложения — телевизионного журнала. Выпуск издания в понедельник также будет совершенствоваться, поскольку в понедельник необходимо активизировать покупателя.

Ежедневная печать, Интернет и реклама — это те сегменты деятельности, в которые концерн охотно инвестирует средства. Но главной задачей «Агоры» остается финансовая поддержка «ГВ». Для этого холдинг стал выпускать небольшие журналы, «часописьма», разной направленности, в основном прикладного и развлекательного характера. Это 14 изданий ежемесячников, есть и ежеквартальники. Эти издания расширяют читательскую базу и приносят определенный доход. Среди них самый популярный и тиражный — «Порадник домовый» (тираж 545 тыс. экз.). Как лучше устроить уютный дом, разводить цветы, приготовить вкусную еду, воспитывать детей или улучшить свою внешность — на все эти вопросы находятся ответы в небольших изданиях, в основном выходящих тиражом в 40—50 тыс. экз. Ранее, в 90-е годы, «ГВ» не занималась подобными проблемами, но теперь время изменилось.

Нс все инициативы менеджмента «Агоры» были поддержаны читателем. Так, не удалось продолжить издание газеты «Новый день», своего рода «облегченной ГВ», из-за слабой рекламной кампании.

Но удачным приобретением «Агоры» стала покупка фирмы АМС, которая является лидером по внешней рекламе Польши.

«ГВ» неоднократно награждалась национальными и международными премиями. Одна из них — международная премия за первые страницы номеров газеты, освещающих смоленскую трагедию, — авиакатастрофу 10 апреля 2010 г., в которой погибла польская делегация из 96 человек, в том числе президент Качиньский и его жена Мария.

Успехи газеты не дают покоя конкурентам по профессии. В упорной и жесткой борьбе «ГВ» при поддержке своего издателя выигрывает одну битву за другой. Главная забота концерна — стабильность «Газеты Выборчей».

«Жечьпосполита» — газета, которая занимает одно из лидирующих мест среди ежедневных изданий. Это качественное информационное издание. Оно занимало второе место после «Газеты Выборчей» по распространению и было первой по частоте цитирования. На ее страницах обсуждаются политические, юридические и экономические проблемы.

Впервые газета с таким названием появилась в Польше еще в 1920-е годы и выходила до 1932 г. Одним из ее собственников был Игнаций Падеревский, известный польский композитор и политик. Газета была связана с правыми партиями.

Вновь газета «Жечьпосполита» появилась в конце Второй мировой войны, в июле 1944 г., тогда она была органом Польского комитета национального освобождения. Основателем и редактором ее стал известный журналист, коммунист Ежи Борейша, который стоя,з у истоков печати ППР. В 1950 г. газета была закрыта.

Титул газеты «Жечьпосполита», 3 июня 2013 г.

В 1980 г. депутат Сейма Эдмунд Османьчик предложил возобновить издание газеты как правительственного органа. Первый номер ее вышел уже во время военного положения 14 января 1982 г. как правительственный вестник. Поскольку вся печать была запрещена, газета долгое время была единственным информационным изданием, в котором печатались правительственные указы, распоряжения Военного совета национальной обороны и другие документы, связанные с особым положением в стране.

В 1989 г. первый премьер свободной Польши Тадеуш Мазовец- кий поручил возглавить газету известному журналисту Дариушу Фикусу, который и руководил ею до самой смерти в марте 1996 г. Д. Фикус был талантливым редактором, превратившим правительственный орган в профессиональную и независимую ежедневную газету, которая одно время пыталась соперничать с «Газетой Выборчей».

В феврале 1991 г. возникло польско-французское акционерное общество «Пресспублика». 51% акций в нем имело государственное предприятие — издательство «Жечьпосполита», 49% — группа Робера Эрсана «Прессе Паргисипасьон Еуропеннес». Президентом акционерного общества стал Д. Фикус. В 1995 г. Эрсан выкупил еще 2% акций у госиздательства.

В 1996 г. Эрсан продал свои активы норвежскому холдингу «Оркла Медиа», а президентом стал норвежец Я. Линд, потом поляк Гжегош Гауден. В мае 1996 г. главным редактором стал Петр Александрович. В октябре 2000 г. его сменил Мацей Лукашевич, а в 2004 г. редактором опять стал Г. Гауден.

В июне 2006 г. на «Пресспублику» обратил внимание Британский фонд «Меком», вскоре он стал владельцем 51% акций «Пресспублики». Очевидно, что частая смена редакторов, которую уже окрестили «каруселью», не приносила пользы газете. Как считали в редакции, участие государства как одного из владельцев газеты тормозило инновационную деятельность издания. Наконец, в июле 2011 г. пришло сообщение, что государство хочет продать свои 49% акций за 60 млн. злотых. Полновластным владельцем издания становится холдинг «Греми Медиа», принадлежащий Гжегошу Хайдаровичу, издателю ежемесячников «Пшекруй» и «Суксес», откупившего недавно у «Мекома» 51% акций «Жечи- посполитой». Так что «карусель» продолжается, но уже владельцев издания.

В начале 90-х годов газета позиционировала себя как независимый орган правоцентристского направления, ее политические пристрастия были близки к партии братьев Качиньских «Порозумение центрум». Газета с самого начала выходила с приложениями «Экономика и право», «Право на каждый день» и субботним приложением «Плюс-минус». Затем количество приложений увеличилось и доходило до 12. Раз в месяц редакция готовила приложение журнального типа, распространяемое бесплатно, так же, как телепрограммы. Газета никогда не выходила большим тиражом, а 52% тиража распространяется по подписке. Максимальный тираж ее доходил до 250 тыс. экз. Средний тираж ее не превышает 180 тыс. экз.

Газета многие годы пыталась конкурировать с «Газетой Выбор- чей», пока не нашла свою финансово-экономическую нишу. Она пользуется большим доверием среди предпринимательских фирм, деловых людей как достоверный источник информации о финансах, экономике и праве. В ней часто размешаются материалы о состоянии медиа в Польше и развитии новых коммуникационных технологий. Газета занимает лидирующее место среди других изданий как источник деловой информации и опережает другие издания по количеству ссылок. Имеет онлайновые версии.

В декабре 2012 г. газету постигла большая неудача, связанная с тем, что она включилась в бесперспективную борьбу, связанную с поиском виновных в катастрофе президентского самолета 10 мая 2010 г. под Смоленском. «Жечьпосполита» опубликовала информацию о том, что на обломках рухнувшего самолета был обнаружен тротил. Версия, не подтвержденная серьезными источниками, в тот же день была опровергнута. Главный редактор Т. Врублевский был уволен за нарушение журналистской этики, а вместе с ним еще трое сотрудников. Этот случай в крупнейшей газете стал результатом избыточной политизированности польских медиа.

Первый номер «Супер Экспресса» вышел в ноябре 1991 г., и старт его был очень удачным. В конце 1990-х годов газета занимала одно из лидирующих мест в списке ежедневной прессы, выступала в рейтингах тиражей ежедневных газет общенационального значения конкурентом «Газете Выборчей» и «Жечипосполитой». Долгое время «Супер Экспресс» был единственным таблоидом в Польше. Это информационное издание бульварного характера стало первым изданием подобного типа, появившимся в Польше. Тираж его колебался от 550 тыс. экз. в будни и 1 млн экз. в конце недели. Эго продолжалось до тех пор, пока на информационном поле не появился таблоид «Факт», что случилось в 2003 г., и старейшему таблоиду пришлось уступить первое место агрессивному и молодому «Факту».

«Супер Экспресс» издается АО «Мариебсрг», дочерним предприятием шведского концерна «Бонньер», который спонсирует еще ряд газет в Польше. Успех газеты в течение десяти лет был гарантирован разработчиком ее концепции социологом Варшавского университета Г. Линденбергом, который также являлся автором концепции «Газеты Выборчей». Первый в Польше таблоид создавался как газета, свободная от политики, в период, когда читатель испытывал усталость от политических информационных битв, и газета стала лидировать среди деполитизированной массовой прессы. Газета также имеет несколько приложений и онлайновых версий. В яркой, цветной «упаковке», удачно используя фотографию и рисунок, газета преподносит читателю «облегченное» содержание.

«Жиче Варшавы» долгое время была любимой газетой варшавян и выходила еще в ПНР. Но в 1995 г. газета разделилась на две редакции, и в 1996 г. от нее отпочковалась газета «Жиче», умеренно правого направления с тиражом в 150 тыс. экз. Теперь по статусу «Жиче Варшавы» — это региональная газета центрального региона Польши — Мазовше.

«Наш дзенник» выходила с 29 января 1998 г. как общенациональная ежедневная газета католической направленности. Выпускается издательством «Спас». Долгое время она входила в пятерку самых популярных ежедневных изданий. Тираж газеты колебался от 140 до 170 тыс. экз. Ее популярности среди читателей помешала тесная связь с одиозной средой, концентрирующейся вокруг «Радио Мария» и его владельца отца Т. Рыдзика. Ныне газета не входит даже в десятку популярных ежедневных изданий.

До декабря 2009 г. в Польше выходила «Трибуна» — газета «левых», наследница «Трибуны Люду» (главного органа правящей партии во времена ПНР). Долгое время, с 1989 по 2009 г., она находила верных читателей и подтверждала своим существованием плюрализм общественного мнения и медиа, провозглашенный на историческом «Круглом столе» в 1989 г. В конце 2009 г. газета объявила о банкротстве, правда, обещая своим читателям возродиться. Лишь в 2013 г. удалось возобновить издание, рассчитанное на читателей левых взглядов, как было заявлено в обращении редакции. Еженедельник «Дзенник ТРИБУНА» появился в регулярной продаже со второй половины мая 2013 г. Считается, что в Польше 20—25% граждан придерживаются левых взглядов, и после закрытия «Трибуны» они не имели своей прессы.

Деловая пресса. С развитием рыночных отношений в стране появилась потребность в так называемой деловой прессе, в сегмент которой можно включить и издания по финансово-экономическая вопросам, и прессу, способствующую распространению юридической грамотности среди населения. В период политической и общественной перестройки подобные издания стали весьма популярны. Они не имеют высоких тиражей, но нашли своих верных постоянных читателей, которые учились жить в новой социальной и правовой реальности, заниматься бизнесом.

Так, «Газета нравна» в 2000 г. стала самой популярной газетой среди изданий подобного типа. Тираж ее чуть выше 100 тыс. экз., но стоимость вдвое превышала обычную для ежедневной прессы — 5,5 злотых. Издает ее фирма «Выдавнича Информ СА». После краха газеты «Дзенник» в 2008 г., обе газеты объединились и стали называться «Дзенник. Газета нравна» (о крахе «Дзенника» — ниже).

Почти каждое издание общенационального значения, газета или журнал, активно занимаются просветительской работой среди граждан и обязательно выпускают приложения, разъясняющие читателям вопросы права, юриспруденции, налоговой политики, функционирования банковской системы в новой Польше.

В процессе трансформации польской печатной журналистики некоторыми иностранными издательствами были предприняты попытки внедрить на польский рынок издания, ориентированные на зрелый средний класс, который в 1990-е годы в Польше только формировался. Так, американская компания «Ганнет» совместно со швейцарской «Рингер» начала выпуск экономического еженедельника «Кэш» (Cash), а с помощью итальянского капитала предполагалось создать польскую версию английской «Файненшл тайме». Оба проекта оказались неудачными, принеся владельцам одни убытки.

Хорошо изучивший польский рынок концерн «Бонньер», запустил пробное еженедельное специализированное издание, посвященное конкретным вопросам польской экономики, — «Пульс бизнесу». Он успешно стартовал и продолжает выходить уже несколько лет, правда, небольшим тиражом — меньше 50 тыс. экз.

Спортивная журналистика. На фоне разнообразной печатной продукции не теряет популярности ежедневная спортивная журналистика. В этом интересе читателей проявляется национальная любовь к спорту, особенно к футболу. Впервые в 2000 г. в список наиболее читаемых попала газета «Дзенник спортовыйПше- глёнд спортовый», издающийся холдингом спортивных изданий со 100%-м иностранным капиталом «Марквард Медиа Польска». Ее тираж более 120 тыс. экз. В Катовицах издается газета «Спорт» тем же польско-швейцарским концерном тиражом в 50 тыс. экз.

Субботний выпуск объединенной газеты «Дзенник. Газета Правна», сентябрь 2011 г.

«Пульс бизнесу», 3 июня 2013 г.

Еженедельник «Впрост», сентябрь 2011 г.

В 2012 г. вся ежедневная общенациональная пресса теряла читателей и ее рейтинг в июле выглядел следующим образом:

Факт» — 359 135 (спад за один месяц 5,3%); Газета Выборча» — 221 078 (— — 17,3%); Супер Экспресс» — 152 899 (— — 10%);

«Жечьпосполита» — 74 866 (спад за один месяц 18,1%);

«Дзенник Газета правна» — 57 631 (— — 15,9%);

«Пшеглёнд спортовый» — 46 910 (— — 12,5%);

«Пульс бизнесу» — 12 450 (— ?? — 4,6%).

Эти потери ежедневной общенациональной журналистики аналитики ежегодно связывают с «сезонными» колебаниями, и это справедливо. Но была еще одна причина, объясняющая подобные потери в 2012 г. по сравнению с 2011 г.

Предыдущий 2011 г. был охвачен предвыборной лихорадкой. На выборы шли шесть партий, но основная конкуренция развернулась между двумя: правительственной ПО (Гражданская платформа) — партией Д. Туска и партией Я. Качиньского ПиС (Право и Справедливость), братом погибшего в авиакатастрофе 10 мая 2010 г. президента Л. Качиньского. Подготовка к выборам была отмечена беспрецедентным накалом политических страстей, в центре которых, с подачи Я. Качиньского и его сторонников, оказалось выявление причин этой трагедии, хотя уже были опубликованы итоги расследования Международной авиационной комиссии. Предвыборные страсти нашли широкое отражение во всех польских медиа и в течение 2011 г. стали главной темой либеральной «Газеты Выборчей», умеренно правой «Жечьпосполи- той» и правонационалистической «Газеты Польской», нашедшей многочисленных сторонников именно в связи с трагедией 2010 г. Не осталось в стороне и польское ТВ. Многие зрители и читатели усилиями правых и партии ПиС были вовлечены в интригу: обнаружить «русский след» в трагедии. Но здравомыслящих граждан в Польше оказалось больше, и выборы выиграла партия ПО. Политические инсинуации, сомнительные сенсации не помогли, но намного увеличили число читателей ежедневной прессы в 2011 г.

Еженедельная пресса общеполитического содержания остается востребованной в среде интеллигенции и читателей, которых привлекают аналитические статьи по внутренним проблемам и современной политике. Среди иностранных адресатов еженедельников Россия остается на первом месте. Так называемая «пресса мнений», на страницах которой представлялись разные точки зрения по проблемам современности, существовала в Польше и ранее.

Еженедельник «Политика», который начинал в формате газеты, в течение 23 лет редактировался известным политиком и журналистом Мечиславом Раковским, человеком широких демократических взглядов, пользовавшимся доверием и уважением читателей. Именно М. Раковскому еженедельник обязан своей феноменальной популярностью и долгожительством во времена

ПНР. В 1997 г. «Политика» отпраздновала свое 40-летие. Как и большинство изданий в Польше, еженедельник широко представлен в Интернете, а комментарии — в блогах. Как считает главный редактор «Политики» Ежи Бачиньский, только Интернет гарантирует открытость и непосредственную связь с читателями. Внедрение новейшей техники не несет опасности качественной составляющей классической журналистики. Знаменитые авторы еженедельника Я. Парадовская, Д. Пассент, А. Шосткевич также отмечают доступность диалога с читателем благодаря новейшей технике. В интервью профессиональному еженедельнику «Пресс» 17 сентября 2010 г. главный редактор Бачиньский подтвердил переход контента «Политики», а также других польских изданий на цифровые носители.

Внедрение цифровых носителей увеличит количество читателей. В настоящее время «Политику» регулярно читают 2 млн человек. В основном это люди пожилого возраста. Поданным Союза контроля за распространением прессы (2КОР), средний тираж «Политики» составляет 140 тыс. экз.

Не менее известен и еженедельник «Впрост», издающийся в Познани с 1982 г. В подходе к некоторым острым вопросам современной Польши и особенно ее отношений с Россией его с самого начала отличала более радикальная позиция, чем, например, еженедельника «Политика». Это касалось и позиции в отношении грузино-осетинского конфликта в 2008 г. Еженедельник безоговорочно принял сторону Грузии без анализа ситуации.

Радикализм еженедельника по душе не всем читателям. Считается, что он может нарушить формат «журнала мнений». И действительно, еженедельник стал терять читателей. В 2009 г. в нем сменились владелец и главный редактор. На должность главного редактора был приглашен известный тележурналист Томаш Лис, претендовавший на выборах 2000 г. на пост президента страны. В первой половине 2010 г. «Впрост» занял лишь третью позицию в рейтинге популярности среди еженедельников. На втором месте оказался «Ныосвик Польски». выпускаемый польской частью издательства А. Шпрингера. Американское издание «Ньюсвик» было широко известно еще во времена ПНР. Читатели пользовались им как источником достоверных новостей.

После 1989 г. в Польшу вернулся из США бывший член забастовочного комитета «Солидарности» Варшавского университета Томаш Врублевский. Активный корреспондент польских газет мечтал издавать польский «Ньюсвик». С подобным предложением он и обратился к представителю издательства «Аксель Шпрингер

Еженедельник «Политика», февраль 2010 г.

Польска» г. Потанскому, который согласился с предложением Врублевского. Журнал стал издаваться с 1994 г. По лицензии журналу разрешили оставить название, сохраняя и внешнее оформление. 70% содержания журнала определяется самими польскими

Еженедельник «Ньюсвик Польская, осень 2010 г.

журналистами. Епавный редактор подчеркивает, что они делают не элитарный журнал, а рассчитывают на молодых читателей от 19 до 30 лет. Руководство еженедельника чутко прислушивается к вызовам времени. Так, выпуск приложения «Европа» связан со вступлением Польши в Европейский союз. Приложение высоко оценивается читателями и коллегами по цеху. Издающийся группой Шпрингера «Ньюсвик Польска» перегнал по тиражу другие еженедельники, его тираж в начале 2000 г. достиг 400 тыс. экз.

Еженедельные издания, общественно-политические еженедельники, так называемые «еженедельники мнений», не могут похвастаться огромными тиражами, но им и не нужен массовый читатель. Они рассчитаны на подготовленную, образованную аудиторию.

Находят своих читателей и более скромные по популярности и тиражам еженедельники «Пшекруй» («Эдипресс Польска СА») и «Пшеглёнд» («Товарищество литературных изданий»). Их тираж не превышает 130 тыс. экз.

Неизменной популярностью у читателей пользуется еженедельник «Форум» с обозрениями иностранной прессы, хотя и выходящий небольшим тиражом. Его удобно читать в тиши залов больших библиотек. Такая прекрасная традиция сохраняется в Польше до сих пор.

Значительно повысил свой тираж «Тыгодник Ангора», который также пользуется вниманием читателей. На его страницах публикуются выдержки из польской и иностранной прессы.

Католический еженедельник «Тыгодник новшехный» издается с 1945 г. (с небольшим перерывом с 1953 по 1956 г.) в Кракове тиражом в 42,8 тыс. экз. католическим издательством «Знак». В обстановке жесткой экономической конкуренции еженедельнику фатально не хватает средств, чтобы нести своим читателям «доброе, вечное» (подробнее о еженедельнике ниже). Еженедельник выходит и в онлайновом издании в формате еРЕ! В.

На поле еженедельников с февраля 2011 г. появилось новое издание «Уважам Же. Иначей Нисане», финансово и творчески связанное с газетой «Жечьпосполита». Среди ее авторов — известный журналист Вильдштейн, когда-то работавший в «Жечипосполи- той» и сделавший себе карьеру, разоблачая на страницах печати и на телевидении агентов спецслужб разных стран. Журнал правого направления объединил нескольких известных журналистов, которые за небольшое время смогли продвинуть его на первое место среди еженедельников, опередив «Политику» (май 2011 г.). Появление «Уважам Же» — это предвыборный ход правых перед парламентскими выборами осенью 2011 г., однако он не оказал особого влияния на итоги выборов (издание поддерживало партию Ярослава Качиньского — ПиС). Тем не менее еженедельник наращивает свою популярность, укрепляет позиции среди читателей правых

Еженедельник «Ангора», сентябрь 2011 г.

взглядов. 12 апреля 2012 г. появился ежемесячный журнал «Ува- жам же. История». В нем представлены версии событий прошлого, так или иначе связанных с историей страны.

С декабря 2012 г. появился еще один еженедельник «В сети». Он напоминает и по содержанию и по оформлению еженедельник

Титул католического издания «Гость Недзельны», сентябрь 2011 г.

«Уважам же». Сотрудничают в нем те же журналисты. Появление еще одного издания подобного «Уважам же» говорит о стремлении определенных политических сил укрепить правый фланг политического спектра. В этом же русле с апреля 2013 г. стал действовать

Католический ежемесячный журнал «В дродзе», сентябрь 2011 г.

информационно-публицистический телевизионный канал «Телеви- зия Република» (Telewizja Republika) во главе с активным деятелем правой оппозиции Брониславом Вильдштейном. Первая программа была посвящена третьей годовщине смоленской катастрофы и вышла в Интернете, где ее просмотрели 200 гыс. пользователей.

Сатирический еженедельник «Нет» (Nie) был основан 14 октября 1990 г. известным еще со времен ПНР журналистом Ежи Урбаном как альтернатива правым изданиям. Еженедельник выпускается в сатирической манере французского «Канар аншене», позиционирует себя как информационно-сенсационное издание. Острие его критики направлено против ультраправой оппозиции и клерикализма. Выходит в издательстве «Урма» тиражом 400 гыс. экз. Издание всегда занимало левый фланг в политическом спектре страны.

На парламентских выборах в октябре 2011 г. еженедельник выступал в связке с новым успешным «Движением Паликога», занявшим третье место по результатам выборов в парламент и тяготеющим клевым взглядам.

Также представляет особый интерес еженедельник правых « Газета Польска».

Издание под таким названием выходило в период правления маршала Ю. Пилсутского. Нынешняя газета по сути является органом партии ПиС и финансируется ею.

«Газета Польска» выражает мнения той части общества, которая никогда не поддерживала решений «Круглого стола». В этом смысле она уникальна, больше таких изданий в Польше нет. После собственной трактовки причин смоленской катастрофы (10 мая 2010 г.) издание увеличило число своих сторонников. Вокруг «Газеты Польской» образовались немногочисленные неформальные структуры под названием «Клуб Газеты Польской», которые выпускают различные издания, в том числе ежемесячник «Ново Пань- ствоНезависимая Польская газета». Можно сказать, что это орган новой оппозиции современным политическим структурам, наследникам соглашений «Круглого стола». Обложка этого ежемесячника четко говорит о позиции движения в период подготовки выборов: противостоять политикам и политике современной Польши.

Подобные издания, о которых говорилось выше, имеют небольшое распространение в стране, но безусловно отражают богатство политического спектра, реально подчеркивают существующее разнообразие и плюрализм мнений.

Новое издание правых «В сети», май 2013 г.

Самые большие тиражи имеют глянцевые еженедельники, так называемые женские журналы и телегиды. По данным Союза контроля за распространением прессы (2КРР), в перечне еженедельных изданий, имевших высокие тиражи (одноразовые), была

Газета «Нове Паньство», сентябрь 2011 г.

продукция Издательского дома «Бауэр»: «Телетыдзень» с небывалым для Польши тиражом в 1 млн 400 тыс. экз. (2005 г.), «Жиче на горонце» — 970 тыс. экз., «Браво» — 600 тыс. экз., «Телесвят» — 700 тыс. зкз.

В Польше издается 21 тележурнал, три из которых — двухмил- лионники. Это «Телетыдзень», «Телепрограмма» и «Телемагазин». Успехом пользуется и такое издание, как «Свят сериалов», заполненный пересказами телесериалов, которыми зачитываются 270 тыс. телезрителей. Это издания уже новой генерации, рассчитанные на массового читателя, в условиях доминирования телевидения как средства развлечения.

Ежемесячные издания, насчитывающие более 70 названий, не поражают тиражами, но часть из них тоже посвящены «красивой жизни», людям, у которых она «удалась», т.е. это издания «Lifestyle». Они существуют за счет дорогой рекламы. Среди ежемесячников есть и вполне серьезные и уважаемые — это «Нейшнл джиографик», «Пшеглёнд — Ридерс дайджест», версии американских популярных изданий.

С 11 февраля 2013 г. начал выходить «Харпере Базар» (Херте Марквард Паблишинг).

Женские журналы. С распространения так называемых «женских журналов» в Польше в начале 90-х годов началась, как уже говорилось, трансформация печатной журналистики. Немецкие концерны внедряли кальки своих успешных изданий на печатный рынок Польши. Сейчас это самостоятельные издания, составляющие значительную часть гламурной прессы для успешных и богатых, они имеют высокие тиражи. Например, «Пани дому» издается группой «Аксель Шпрингер Польска» тиражом 725 тыс. экз., популярная с давних пор «Пшиятюлка» издательством «Эди- пресс Польска» тиражом 750 тыс. экз. Успех сопутствовал и ежемесячнику «Твуй стиль», который выходит и в русской версии.

Женская пресса подобного рода насчитывает более 30 названий. Общий годовой тираж всех изданий женской проблематики и тележурналов составил в 2005 г. более 400 млн экз., а финансовый оборот — 700 млн злотых. Наиболее тиражные издания — «Клаудия», «Оливия», «Порадник домовый».

В связи с широким развитием информационных технологий в системе польской прессы появились многочисленные специализированные издания, посвященные разным сторонам телекоммуникации, компьютерной технике, играм. Они издаются не только крупными издательскими фирмами, но и небольшими издательствами. Выходит до 30 изданий тиражом от 5 тыс. до 100 тыс. экз. В основном это ежемесячники и ежеквартальники. Самое заметное из них — ежемесячник «Энтер» с тиражом в 35 тыс. экз. Многие годы для школьников выходил ежемесячник «М. TECHNIK». Чтобы привлечь молодое поколение к журналу, его содержание расширилось за счет материалов о новых мобильных технологиях, публикаций инфографик и фотоматериалов.

В Польше также выходят малыми тиражами небольшие специализированные журналы — 11 изданий для женщин, автолюбителей, огородников, т.е. издания «по интересам», которых было огромное число в первые годы трансформации прессы. Продукция недорогая, пользуется популярностью. Издателем ее до 2002 г. был небольшой холдинг «Прушинский и К», который в 2002 г. был куплен «Агорой СА».

Католические медиа. В систему польских средств массовой информации органично входит католическая пресса, католические радиовещание и телевидение. В Народной Польше массовых католических изданий не было. Существовало до 50 изданий узкой направленности, обслуживающих парафин (приходы) и монастыри. Но были издания, претендующие на общенациональный уровень. Прежде всего это «Гость Недзелъны» и «В дродзе», выходившие небольшими тиражами. Католическая журналистика, воспрянувшая в 90-е, в наши дни испытывает финансовые трудности. По этой причине перестал выходить в свет ежемесячник «Пшеглёнд Повшехный», имевший 130-летнюю историю. Теперь он будет выходить в онлайновом варианте.

Угроза нависла и над популярным, и не только среди католиков, ежемесячником так называемого открытого католицизма — «Веньзи», который выходил с 1958 г.

Финансовые трудности вынудили и коммерческую группу 1Т1 с 1 января 2013 г. отказаться от канала «Яе^а. IV», который выходил в течение пяти лет. Годовое содержание этого каната исчислялось в один млн евро.

Католическая журналистика в Польше имеет свои богатые традиции. Расцвет ее пришелся на период между двумя воинами. Именно во II Республике был создан католический медиаконцерн, инициатором и организатором которого был священник Максимилиан М. Колбе. Выходило несколько ежемесячников, в том числе «Рыцарь Непоко- ланей». Издавалась газета «Малый Дзенник». В 1938 г. в Иепокала- нуве (близ Варшавы) заработало первое католическое радио. Были попытки наладить телевидение. Во время оккупации монастырь, где было 600 послушников, перестал существовать. Колбе погиб в Освенциме вместе со своими воспитанниками, а в 1981 г. был канонизирован.

Заметным исключением является орган светских католиков «Тыгодник Повшехный» (католическое издательство «Знак»), выходивший в Кракове с 1945 г. под патронатом Костела. Газета была многие годы духовным центром не только краковской интеллигенции, но пользовалась значительным авторитетом и популярностью по всей стране. Власти ПНР активно боролись с распространением этого издания. В годы ПНР его не раз закрывали, потом он снова возрождался. В 1945 г. неизменным главным редактором стал Ежи Турович и оставался им до своей кончины в 1999 г. Е. Турович был великим гуманистом, замечательным публицистом. Автор известной статьи «Костел — это не подводная лодка» (1988), которая получила широкий резонанс в стране, Турович был участником исторического «Круглого стола», в 1994 г. награжден высшей польской наградой — орденом Белого Орла. Для еженедельника характерен следующий эпизод. В начале 1990-х гг., в разгар антироссийских выступлений в польской печати и на телевидении, со страниц «Тыгодника повшехны» прозвучал призыв выдающегося писателя Ст. Лема к журналистам сменить агрессивно-негативный тон в отношении России, страны великой культуры и литературы.

Среди сотрудников и авторов еженедельника есть настоящие знатоки России, ее истории, культуры и литературы. Автор этих строк смогла убедиться в этом сама, интервьюируя уважаемого Ежи Туровича в 1993 г .

Тираж еженедельника в разное время колебался от 50 гыс. до 100 тыс. экз. В период ПНР (1948—1989) католические издания не имели поддержки со стороны власти, подвергались гонениям, не имели широкого распространения. В конце 80-х годов, в период борьбы «Солидарности» с режимом, немногочисленная католическая печать выполняла миссию защитника граждан, а территория костелов служила прибежищем для оппозиционеров и гонимых властью граждан. Костел пользовался поддержкой со стороны папы Иоанна Павла II, поляка по рождению, который посещал родину с пасторскими визитами несколько раз. В связи с политическими системными изменениями в стране положение католической печати изменилось.

С июня 1989 г. Секретариат Польского епископата смог договориться с Государственным комитетом по радио и телевидению о допуске на национальное радио и телевидение программ Костела — в «небольших окошечках». Это было началом нового периода в жизни католических медиа. В соответствии с Законом о связи 1992 г. католические издания и другие СМИ были легализованы. Это стало подтверждением строительства плюралистической модели медиа в Польше.

Регулярно стало выходить католическое издание «Гость недзель- ны» в 2000 г. оно повысило тираж, как уже говорилось, но сейчас количество читателей неуклонно снижается.

В 2010 г. доля читателей ежедневной католической прессы исчислялось минимальными процентами: «Наш дзенник» — 1,5%; «Гость недзельны» — 3,5%; «Недзеля» — 3,3%; «Пшеводник като- лицкий» — 0,6%; «Тыгодник повшехны» — 0,3%.

Несмотря на трудности, в сегменте католической журналистики имеются и позитивные примеры. Так, в Седльцах издается региональный еженедельник «Эхо католицке» с тиражом в 12 гыс. экземпляров. Объявил о выходе новый ежемесячник «Экзорциста», который намерен противостоять пропаганде магии и оккультизма. Заявленный тираж — 15 тыс. экз.

С началом трансформации СМИ в Польше издания, подобные «Тыгоднику повшехному», привлекали образованную и думающую часть читателей, искавших на его страницах ответы на «проклятые польские вопросы», но эти издания терпели экономические трудности. Найти иностранного инвестора для поддержания такого рода издания нелегко. Уповать можно было только на внимание читателя и появление инвестора, каким был некоторое время французский капитал в лице католических издательств.

В основе снижения интереса читателей, в частности, к католическим изданиям, лежат причины более сложные, связанные с перестройкой всей жизни в стране и прежде всего со сменой ее ориентации в новых условиях демократии.

Претензии Костела на роль влиятельной силы в современной Польше, как было в кризисные 70—80-е годы, уже не являются столь актуальными и не находят отклика в широких массах. Более того, вмешательство Костела в личную жизнь граждан (запрет абортов, возврат в школы уроков религии), которое поддерживает небольшая часть общества, привело к разочарованию в отношении Костела как общественного института. Скандалы, связанные со служителями Костела (подозрения в педофилии и связи некоторых служителей Церкви со спецслужбами во времена ПНР и т.д.), ускоряли процесс отчуждения. По итогам опроса СВОБ от 21.09.2010 г., число критиков Костела увеличилось на 10%, но ни в коем случае нельзя говорить об уменьшении числа верующих.

В Польше существует часть общества, которая поддерживает такие маргинальные партии, как правонационалистическая «Самооборона» и «Лига польских семей». Эти партии обслуживает станция «Радио Мария» («католический голос в вашем доме»), которая вешает из Торуни и Быдгощи и является собственностью отца Рыдзика, который состоит в оппозиции и к Костелу, и к современной власти.

Также о. Рыдзик является основателем и владельцем канала католического телевидения «Трвам» (на старопольском — «Я существую»),

В современной Польше Костел, несмотря на перемены, о которых говорилось выше, продолжает отводить себе роль морального и духовного авторитета. Растет количество локальных изданий, местных католических радиостанций, которых насчитывается в стране более 300.

В 1993 г. было организовано Католическое агентство информации (КАИ), которое является собственностью Конференции Польского епископата. Целью своей деятельности КАИ считает информирование каждого поляка о жизни Костела. Оно также готовит обзоры католической печати, снабжая ими местную католическую прессу. КАИ выпускает «Ведомости КАИ», где помещает не только позитивные материалы о жизни Костела, но и критические, чем часто вызывает недовольство со стороны руководства Епископата. КАИ выпускает также оригинальную газету- плакат «Из жизни Костела», где помещается красочная визуальная информация, рассчитанная на верующих, не владеющих или плохо владеющих грамотой. Постер развешивается на стенах в храмах и в школах.

Аналитики католических медиа предлагают свою типологию изданий, где определяющим становится не ареал распространения, как в общей типологии печати, а периодизация с указанием числа изданий:

  • — ежедневная газета — 1;
  • — еженедельное издание — 10 (из них два выходят тиражом в 200 тыс. экз.);
  • — издания, выходящие раз в две недели, — 11;
  • — издания, выходящие один раз в месяц, — 78;
  • — издания, выходящие два раза в месяц, — 24;
  • — издания, выходящие один раз в квартал, — 65;
  • — издания, выходящие один раз в полгода, —14;
  • — издания, выходящие один раз в год, — 43.

Более тысячи изданий выпускают парафин, чаще всего они выходят вместе с местными газетами.

В Польше имеются издания и на языках национальных меньшинств: немецком, украинском, русском и татарском, которые чаше всего группируются вокруг конфессиональных центров.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛЬСКОЙ МЕДИАМОДЕЛИ

  • [1] Ргевз. йароп 2006. 8. 25.
  • [2] РгехБ. ЯароП 2006. 5. 31.
  • [3] Gazeta Wyborcza. 27.12.2002.
  • [4] Ibid. 14.12.2010.
  • [5] Press. Raport 2005. S. 29.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы