Образное восприятие другого посредством литературы, музыки и изобразительного искусства

При чтении литературных произведений особенностью эмоционального поведения является: вхождение в (сказочный) литературный сюжет, сопереживание и сочувствие персонажам, оценка событий. При этом отмечается, сопровождается ли вхождение в сюжет застыванием в одной позе (замиранием), двигательным беспокойством, неосознанными или неожиданными действиями. Проявляется ли более определенное сопереживание и сочувствие персонажам по мере развития сюжета: а) сопереживание, соответствующее состоянию персонажей, превращающееся иногда в копирование их действий; б) так называемое реальное восприятие различных эпизодов сказки, связанное с сопереживанием ее персонажам; в) желание избежать сильного сопереживания. Сопровождается ли появление эмоциональной оценки событий необходимостью общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех; восклицания, относящиеся к конкретным персонажам, ситуациям и соседям-зрителям).

Зритель в театре, слушатель в концертном зале, посетитель в картинной галерее - соавтор режиссера, композитора, художника. Сила художественного образа в поэзии, живописи, музыке в том и состоит, что требует способности сопереживания. Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживаниям, настроению, проникать в замысел автора, мир его чувств и мыслей.

Эмоциональное переживание как основное условие восприятия музыки отмечалось еще философами и врачами Древней Греции

(Аристотель, Платон, Гиппократ). Аристотель писал, что «... музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостливое и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение ...».

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки (ритма, тональности) показало их способность вызывать определенные эмоциональные состояния человека. Минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект», быстрые пульсирующие ритмы и консонансы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, «мягкие» ритмы и консонансы успокаивают. В свете сказанного развитие способности воспринимать музыку и переживать всю гамму человеческих эмоций - одно из условий формирования эмпатической культуры подростков.

Восприятие изобразительного искусства сопровождается эмоциональностью выражения своего отношения к наблюдаемым явлениям благодаря процессу вчувствования.

В отличие от литературы, которая в состоянии прямо передавать нам мысли и чувства людей, живопись воспроизводит лишь внешний облик вещей и явлений, их внешнюю оболочку. Но ценность художественного живописного образа состоит в том, что через изображение предметов и явлений перед нами раскрывается их внутренняя сущность.

Умение смотреть картину в том и состоит, чтобы понять основную мысль художественного произведения, проникнуться настроением, которое создает картина, мысленно представить самого создателя, его внутренний мир, разгадать, что хотел сказать он людям, какую мысль и какие чувства передать своим произведением.

Использование музыки и средств изобразительного искусства повышают чувствительность анализаторов (органов чувств) за счет потока поступающей информации, а это в свою очередь, приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Возникающие при этом ассоциации способствуют развитию эмоциональных переживаний на объект эмпатии, проявляющихся в сопереживании и сочувствии другому.

Задание 1. Чтение русских сказок

Смерть петушка.

Ходят курица с петухом на поповом гумне. Подавился петушок бобовым зернятком. Курочка сжал елась, пошла к речке просить воды.

Речка говорит:

  • - Поди к липке, проси листа, тогда и дам воды!
  • - Липка, липка! Дай листу: лист нести к речке, речка даст воды, воду нести к петушку - подавился петушок бобовым зернятком: ни слышит, ни сдышит, ровно мертвый лежит!
  • - Липка сказала:
  • - Поди к девке, проси нитки: в те поры дам листа!
  • - Девка, девка! Дай нитки, нитки нести к липке, липка даст листу, лист нести к речке, речка даст воды, воду нести к петушку - подавился петушок бобовым зернятком: ни слышит, ни сдышит, ровно мертвый лежит!
  • - Девка говорит:
  • - Поди к корове, проси молока; в те поры дам нитки.
  • - Пришла курочка к корове:
  • - Корова, корова! Дай молока, молоко нести к девке, девка даст нитки, нитки нести к липке, липка даст листу, лист нести к речке, речка даст воды, воду нести к петушку, - подавился петушок бобовым зернятком: ни слышит, ни сдышит, ровно мертвый лежит!
  • - Корова говорит:
  • - Поди, курочка, к сенокосам, попроси у них сена; в те поры дам молока.

Пришла курочка к сенокосам.

  • - Сенокосы, сенокосы! Дайте сена, сено нести к корове, корова даст молока, молоко нести к девке, девка даст нитки, нитки нести к липке, липка даст листу, лист нести к речке, речка даст воды, воду нести к петушку, - подавился петушок бобовым зернятком: ни слышит, ни сдышит, ровно мертвый лежит!
  • - Сенокосы говорят:
  • - Поди, курочка, к кузнецам, чтобы сковали косу.
  • - Пришла курочка к кузнецам:
  • - Кузнецы, кузнецы! Скуйте мне косу, косу нести к сенокосам, сенокосы дадут сена, сено нести к корове, корова даст молока, молоко нести к девке, девка даст нитки, нитки нести к липке, липка даст листу, лист нести к речке, речка даст воды, воду нести к петушку, - подавился петушок бобовым зернятком: ни слышит, ни сдышит, ровно мертвый лежит!
  • - Кузнецы сказали:
  • - Иди, курочка, к лаяиам, проси у них уголья; в те поры скуем тебе косу.

Пришла курочка к лаяиам:

- Лаяиа, лаяна! Дайте уголья, уголье нести к кузнецам, кузнецы скуют косу, косу нести к сенокосам, сенокосы дадут сена, сено нести к корове, корова даст молока, молоко нести к девке, девка даст нитки, нитки нести к липке, липка даст листу, лист нести к речке, речка даст воды, воду нести к петушку, - подавился петушок бобовым зернятком: ни слышит, ни сдышит, ровно мертвый лежит!

Дали лаяна уголья; снесла курочка уголье к кузнецу, кузнецы сковали косу; снесла косу к сенокосам, сенокосы накосили сена; снесла сено к корове, корова дала молока; снесла молоко к девке, девка дала нитки; снесла нитки к липке, липка дала листу; снесла лист к речке, речка дала воды; снесла воду к петушку: он лежит, ни слышит, ни сдышит, подавился на поповом гумне бобовым зернятком!

Пузырь, соломинка и лапоть.

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают: как через реку перейти?

Лапоть говорит пузырю:

  • - Пузырь, давай на тебе переплывем?
  • - Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега

на берег, а мы перейдем по ней.

Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!

Жар-птица и Василиса-царевна.

В некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. У того царя был стрелец- молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский. Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться; едет он дорогою, едет широкою - и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!

Говорит ему богатырский конь:

- Не бери золотого пера; возьмешь - горе узнаешь!

И раздумался добрый молодец - поднять перо аль нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит; а царская милость кому не дорога?

Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю дар.

- Спасибо! - говорит царь. - Да уж коли ты достал перо жар- птицы, то достань мне и самую птицу; а не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!

Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.

  • - О чем плачешь, хозяин?
  • - Царь приказал жар-птицу добыть.
  • - Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну, да не бойся, не печалься: это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтраку сто кулей белоярой пшеницы было по всему чистому полю разбросано.

Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей белоярой пшеницы.

На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воде гулять, а сам за дерево спрятался.

Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море - летит жар- птица; прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на ее крыло копытом и крепко к земле прижал, стрелец-молодец выскочил из-за дерева, прибежал, связал жар-птицу веревками, сел на лошадь и поскакал во дворец.

Приносит царю жар-птицу; царь увидал, возрадовался, благодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу:

- Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василиса-царевна - ее-то мне и надобно. Достанешь - златом-серебром награжу, а не достанешь - то мой меч, твоя голова с плеч!

Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню.

  • - О чем плачешь, хозяин? - спрашивает конь.
  • - Царь приказал добыть ему Василису-царевну.

- Не плачь, не тужи; это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков на дорогу.

Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотою маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель.

Долго ли, коротко ли - приезжает он на край света, где красное солнышко из синя моря восходит. Смотрит, а по синю морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом попихается.

Стрелец-молодец пустил своего коня в зеленых лугах гулять, свежую травку щипать; а сам разбил палатку с золотой маковкою, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке - угощается, Василисы-царевны дожидается.

А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, выступила из лодочки и любуется на палатку.

- Здравствуй, Василиса-царевна! - говорит стрелец. - Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать. Василиса-царевна вошла в палатку; начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина, опьянела и крепким сном заснула.

Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь прибежал; тотчас снимает стрелец палатку с золотой маковкою, садится на богатырского коня, берет с собою Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука.

Приехал к царю; тот увидал Василису-царевну, сильно возрадовался, благодарил стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином.

Василиса-царевна проснулась, узнала, что она далеко-далеко от синего моря, стала плакать, тосковать, совсем из лица переменилась; сколь царь ни уговаривал - все понапрасну.

Вот задумал царь на ней жениться, а она и говорит:

- Пусть тот, кто меня сюда привез, поедет к синему морю, посреди того моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано мое подвенечное платье - без того платья замуж не пойду.

Царь тотчас за стрельцом-молодцом:

- Поезжай скорей на край света, где красное солнышко восходит; там на синем море лежит большой камень, а под камнем спрятано подвенечное платье Васлисы-царевны; достань это платье и привези сюда; пришла пора свадьбу играть! Достанешь - больше прежнего награжу, а не достанешь - то мой меч, твоя голова с плеч!

Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню. «Вот когда, - думает, - не миновать смерти!»

  • - О чем плачешь, хозяин? - спрашивает конь.
  • - Царь велел со дна моря достать подвенечное платье Васи- лисы-царевны.
  • - А что, говорил я тебе: не бери золотого пера, горе наживешь! Ну, да не бойся: это еще не беда, беда впереди! Садись на меня, да поедем к синю морю.

Долго ли, коротко ли - приехал стрелец-молодец на край света и остановился у самого моря; богатырский конь увидел, что большущий морской рак по песку ползет, и наступил ему на шейку своим тяжелым копытцем. Возговорил морской рак:

- Не дай мне смерти, а дай живота! Что тебе нужно, все сделаю.

Отвечал ему конь:

- Посреди синя моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье!

Рак крикнул громким голосом на все сине море; тотчас море всколыхалося: сползлись со всех сторон на берег раки большие и малые - тьма-тьмущая! Старшой рак отдал им приказание, бросились они в воду и через час времени вытащили со дна моря, из-под великого камня, подвенечное платье Василисы-царевны.

Приезжает стрелец-молодец к царю, привозит царевнино платье; а Василиса-царевна опять заупрямилась.

- Не пойду, - говорит царю, - за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться.

Царь приказал налить чугунный котел воды, вскипятить как можно горячее да в тот кипяток стрельца бросить. Вот все готово, вода кипит, брызги так и летят: привели бедного стрельца.

«Вот беда, так беда! - думает он. - Ах, зачем я брал золотое перо жар-птицы? Зачем копя не послушался?»

Вспомнил про своего богатырского коня и говорит царю:

- Царь-государь! Позволь перед смертью пойти с конем попрощаться.

- Хорошо, ступай попрощайся!

Пришел стрелец к своему богатырскому коню и слезно плачет.

  • - О чем плачешь, хозяин?
  • - Царь велел в кипятке искупаться.
  • - Не бойся, не плачь, жив будешь! - сказал ему конь и наскоро заговорил стрельца, чтобы кипяток не повредил его белому

телу.

Вернулся стрелец из конюшни; тотчас подхватили его рабочие люди - прямо в котел; он раз-другой окунулся, выскочил из котла - и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать.

Царь увидал, что он таким красавцем сделался, захотел и сам искупаться; полез сдуру в воду и в ту ж минуту обварился.

Царя схоронили, а на его место выбрали стрельца-молодца; он женился на Василисе-царевне и жил с нею долгие лета в любви и согласии.

Задание 2. «Прослушивание музыкальных произведений»

Учащиеся прослушивают музыкальные произведения, отличающиеся темпом и ладом, после чего дают характеристику испытываемого эмоционального состояния.

Медленная, минорная музыка: Чайковский V симфония вступление и VI симфония, финал; Григ «Смерть»; Шопен «Прелюдия до-минор», «Марш из сонаты си-бемоль-минор». Быстрая, минорная: Шопен «Скерцо № 1», «Этюд № 12, соч. 10»; Скрябин «Этюд № 12, соч. 8»; Чайковский «VI симфония, Гя ч.»; Бетховен. Финалы сонат № 14, 23; Шуман. Порыв. Медленная, мажорная: Бородин. Ноктюрн из струнного квартета, Шопен. Ноктюрн фа-мажор (крайние части), Шопен. Этюд ми-мажор (крайние части), Шуберт. Аве Мария, Сен-Санс. Лебедь. Быстрая, мажорная: Шостокович. Праздничная увертюра; Лист. Финалы рапсодий № 6, 12; Моцарт. Маленькая ночная серенада, финал; Глинка. Руслан и Людмила, увертюра; Бетховен. Финалы симфоний № V, IX.

Задание 3. «Анализ картины»

Посмотрите на картины с изображением людей в различных эмоциональных состояниях. Ответьте на вопросы: что можно сказать о внутреннем состоянии человека? По каким признакам вы определили его? Чем, по-вашему, оно вызвано? Можно ли судить о глубине переживания человека только по внешнему виду, по поведению? Нравится ли вам человек, изображенный на картине? Чем? Попытайтесь охарактеризовать человека (каков его духовный мир, род занятий, какой он по своему характеру и др.).

Рассмотрите картины А.И. Куинджи и И.И. Левитана, носящие одинаковое название - «Березовая роща». Какое настроение вызывает каждая из них? О чем хотел сказать нам своей картиной художник? Какую разницу в передаче пейзажа вы заметили? Можно ли определить по картинам время года, время суток, состояние природы? Какие чувства стремился передать И. Левитан в картине «У омута»? О чем хотел заставить задуматься? Прав ли был художник М. Нестеров, называя картину «У омута» «драматическим ландшафтом»?

Портретный жанр в живописи. (Работы В.А. Тропинина, О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.А. Серова, М. Нестерова и др.).

Примерные вопросы к беседе по картинам: Какие из представленных на выставке портретов привлекли ваше внимание? Почему? Подтвердите конкретными примерами приведенное высказывание художника И. Глазунова: «Каждое лицо интересно. Задача худож- ника-портретиста выразить внутренний мир человека, дать свою оценку». Как фон, отдельные детали в картине, колорит помогают понять внутренний мир человека? На каких чертах характера, особенностях портретируемого заостряет внимание художник? Что прежде всего привлекает художника в модели (психологическое состояние, черты характера, внешность, одежда, атрибуты, характеризующие профессиональную принадлежность, вкусы и интересы человека)?

Эмоциональный отклик можно вызвать у учащихся путем создания образов и представлений.

Задание 4. «Образно-эмотивные ассоциации»

Учащимся демонстрируются репродукции картин (см. приложение) и просят назвать те термины-понятия, которыми они могли бы описать эмоциональный смысл возникших образов и свое субъективное переживание в данный момент. Для описания эмоций можно использовать табл. 3 и 4.

Аналогичную работу просят выполнить во время просмотра фильма «Чучело».

Субстантивная шкала эмоциональных состояний

Таблица 3

Безнадежность

Моральное удовле-

Раскаяние

Безразличие

творение

Отчаяние

Безысходность

Муки совести

Унижение

Бессилие

Напряженность

Скорбь

Благоговение

Недовольство дру-

Скука

Блаженство

гими

Смущение

Боль (душевная)

Недовольство собой

Смятение

Борьба чувств

Недоумение

Сожаление

Веселье

Нежность

Страдание

Влюбленность

Ненависть

Страх

Внимание

Неуверенность

Стыд

Возмущение

Неудовлетворен-

Т оржественность

Волнение

ность

Тоска

Восторг

Неудовольствие

Увлеченность

Восхищение други-

Ностальгия

Удивление

ми

Обида

Удовольствие

Восхищение собой

Огорчение

Унижение

Гнев

Одиночество

Уныние

Г оречь

Озадаченность

Успокоенность

Г русть

Опустошенность

Хандра

Досада

Отвращение

Чувство вины

Жажда счастья

Отчаяние

Ярость

Жалость

Отчужденность

Зависть

Очарование

Задумчивость

Печаль

Злость

Подъем

Изумление

Покой

Интерес

Презрение

Испуг

Прилив сил

Ликование

Пустота

Любопытство

Равнодушие

Радость

Разочарование

Атрибутивная шкала эмоциональных состояний

Таблица 4

Азартное

Ласковое

Приподнятое

Апатичное

Легкое

Приятное

Беззаботное

Ликующее

Радостное

Безмятежное

Лиричное

Светлое

Безразличное

Лучистое

Сентиментальное

Беспечное

Мечтательное

Скверное

Беспокойное

Мучительное

Смущенное

Вдохновенное

Мятежное

Спокойное

Великолепное

Невозмутимое

Странное

Возвышенное

Необъяснимое

Стыдливое

Воодушевление

Неопределенное

Суровое

Восхитительное

Непонятное

Торжественное

Вялое

Неясное

Тревожное

Глубокое

Нудное

Трепетное

Г ордое

Одухотворенное

Тяжелое

Г орькое

Оптимистическое

Унылое

Депрессивное

Отрешенное

Упоительное

Драматичное

Пассивное

Хорошее

Жалостное

Певучее

Хмурое

Жизнерадостное

Пессимистичное

Чудесное

Жуткое

Плохое

Игривое

Подавленное

Истеричное

Праздничное

Задание 5. Эмоциональное восприятие музыки и текста 1 Учащимся предлагается прослушать музыкальный фрагмент и подумать, какие ассоциации вызывает у них эта музыка. (Звучит музыкальный фрагмент из увертюры к опере Э. Грига «Пер Гюнт» - «Утро».)

Задание педагога:

Какие ассоциации вызывает у вас эта музыка? (Картины природы.)

Какими эпитетами вы могли бы эту музыку определить? (Предлагается словарь эпитетов русского литературного языка К.С. Горбачевича).

Какой из пейзажей более соответствует, на ваш взгляд, прозвучавшему музыкальному фрагменту? Прочитав все варианты вы должны сделать выбор.

Учащимся предлагаются фрагменты текстов:

  • 1. Долгий осенний закат догорал. Погасла последняя багровая, узенькая как щель, полоска ... Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи.
  • 2. Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное ... Все как будто умерло ... Ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев ...
  • 3. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое- где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука.
  • 4. Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Море лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
  • 5. Взошло солнце, и страна ... вдруг вспыхнула всеми красками ... Страна блистала, как алмазный пояс, забытый на краю моря девственной богиней неба и света.
  • 6. Никогда я еще не видел такой напряженности и чистоты. Венера переливалась, как капля алмазной влаги на зеленеющем предрассветном небе ... Она одна сверкает в своей девственной красоте ... одна властвует в предутренние часы над всей северной землей.
  • 2 На фоне музыки Э. Грига зачитывается фрагмент описания леса, сделанный К.Г. Паустовским:

«Композитор Эдвард Г риг проводил осень в лесах около Бергена.

Все леса хороши с грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли. Кроме того, в лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо».

Ориентируясь на этот пейзаж, определите, какая из предложенных осенних зарисовок также могла бы быть фрагментом данного текста. Почему?

Учащимся предлагается раздаточный материал.

  • 1. ... грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем очерчены голые деревья ... серенькие люди. Все так странно - одиноко, неподвижно и бессильно. Углубленные синие дали пустынны и, сливаясь с бледным небом, дышат тоскливым холодом на землю, покрытую мерзлой грязью.
  • 2. Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах.
  • 3. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру ... пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца ... Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч выплывали хребты снеговых гор-облаков.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >