Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Основы этнопсихологии и этнопедагогики

ТЕМА 7. ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Семейная традиционная культура связана с таким социокультурным феноменом как семья. Она рассматривается в контексте культуры определенной эпохи, общества, народа (Н.И. Костомаров, Ю.В. Бромлей, В.И. Брудный, Г.Н. Волков и др.). Данный феномен раскрывается через традиции и обычаи семьи, идеалы, взгляды, идеи, установки воспитательных действий взрослых членов семьи, общества (Ю.А. Рудь, В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков и др.).

В исследованиях Г.Н. Волкова убедительно показано, что семейная народная культура выступает показателем материальной, духовной культуры общества, творчества народных масс.

По мнению И.С. Кона, А.В. Мудрика и др. семья выступает одним из институтов социализации ребенка. Указывая на сильные стороны семейной народной педагогики (стабильность, надежность, эффективность), И.С. Кон предупреждает о невозможности абсолютизирования семейного традиционного воспитания. По его мнению, традиционное воспитание органически связано с наличным образом жизни, типом хозяйственной деятельности и социальными отношениями. Оно рассчитано на повторение и воспроизводство ранее созданных образцов поведения, структур сознания, установок и т.д. Семейная ткань отношений, которая создавалась веками, претерпевает трансформацию, появляются новые ценности, образцы, расширяющие социально-культурные представления человека.

Парадигма семейной традиционной культуры складывалась веками и отражала народную культуру, черты семейной народной педагогики. В исследованиях авторов называются следующие черты этой народной культуры:

  • - обеспечение и сохранение на деле связи поколений, почитание старших и особое внимание к малым (Г.Н. Волков);
  • - пристальное внимание к процессу воспитания детей в семье: «обязанность родителей - воспитывать потомков» (М. Стельмахович);
  • - привлечение общественного мнения к оценке роли семьи, «общественное мнение оказывало предпочтение тем, кто лучше был подготовлен к труду» (А.П. Орлова);
  • - формирование понятия «отчий дом», его тепло, семья, родство помогают воспитывать у детей уважительное отношение к другим народам, «глубокие раздумья о смысле человеческой жизни» (Ю.В. Бромлей);
  • - парадигма воспитания детей в семье любого народа складывалась на примере и авторитете родителей; почитание родителей детьми, уважение к их сединам и опыту;
  • - подготовка подрастающего поколения к семейной жизни, «веками к выполнению семейных обязанностей готовили с раннего детства» (А.П. Орлова);
  • - осуществление полодифференцированного подхода к воспитанию, «девочкам давали обязательный минимум знаний по домоводству. Мальчик должен был приобрести целый ряд трудовых умений и навыков, так как он в будущем опора и кормилец» (А.П. Орлова).
  • - приобщение к истории семьи, знание своей родословной, поскольку родство у народов составляет своеобразный культ. «Вся народная этика сводится к семейной нравственности, основанной на чувстве родства» (П. Шатецкий, М.Стельмахович); использование богатства лексики для обозначения разных родственных отношений;
  • - сохранение в семье традиций, обычаев, помогающих детям осознать свою роль наследников народных ценностей, приобщающих детей к духовным нормам;
  • - широкий арсенал средств и методов педагогического воздействия, отражающий дух народа, его характер, цели, установки;
  • - соединение культуры взрослых с субкультурой детей, созданной самими детьми, включая детский фольклор, народные детские игры, игрушки, песни и т.д.

Семья - это естественное природное окружение. К.Д. Ушинский называл природными педагогами деда, бабушку, старших сестер. Эти люди близки ребенку по своей природе, родству. «Без большого корня древа не бывает» - гласит народная мудрость. По праву таким корнем для ребенка является семья с её микроклиматом, традициями, обычаями. Поэтому одной из важнейших забот народной семейной традиционной культуры является подготовка детей к семейной жизни. Народная педагогика не мыслит воспитание детей в семье, подготовку детей к семейной жизни без таких элементов, как традиции, обычаи, обряды.

Семейные традиции - это свойственная народной культуре модель, «передаваемая из поколения в поколение и сохраняющаяся силой общественного мнения» (Г.П. Блинов). Семейные традиции отражают систему ценностей народа и представляют собой форму закрепления наиболее общих действий, норм и принципов общественного поведения».

Обычаи определяются как повторяющиеся, привычные способы поведения людей в быту и семье и другие действия, отражающие особенности жизни народа. Исследователи М. Забелин, В.П. Исаенко, Г.Н.Волков подчеркивают, что многие обычаи зарождались и передавались от старших к младшим.

Составляющим элементом народной семейной традиционной культуры является обряд. В.И. Брудный считает, что обрядность есть определенная форма отражения обычаев и традиций. Автор выделяет следующие признаки обрядности:

  • - обрядность как совокупность символических действий по поводу событий (как природных, так и общественных, а также компонентов в виде праздников, церемоний, ритуалов;
  • - преемственность, т.е. способность переходить от одного поколения к другому, в чем проявляется конкретика связи;
  • - национальный и общечеловеческий характер, в обрядности любого народа больше общего, сходного, нежели особого, различного, т.к. обычаи и традиции одного народа в той или иной степени присущи духовному складу другого народа;
  • - обрядность основывается на силе общественного мнения, отражает нравственные представления народа в целом.

В литературе содержаться различные классификации обрядов. Так В.И. Трудный делит обряды на производственные и семейно-бытовые, указывая многообразие причин их возникновения (пространственные, трудности и опасности, морально-этические). Исторически наиболее устойчивой формой обрядов автор считает семейно-бытовые, т.к. в них наиболее полно сохранились народные традиции, уходящие вглубь веков. В их прочности сказалась незыблемость семейного строя, стабильность семьи. Аналогичное отношение к семейным народным традициям находим у Н.Н. Поддъякова, определяющие эти традиции «основным фундаментом семьи».

В классификации Ю.Г. Круглова народные обряды делятся на календарные обряды, связанные с хозяйственной деятельностью народа (земледелие, скотоводство, охота и т.д.) и на семейно-бытовые, обусловленные рождением ребенка, взаимоотношениями в семье, роду, вступлением в брак, смертью. Два этих вида обрядов переплетаются в жизни человека и являются взаимообусловленными. Жизнь семьи по народному календарю, отражающему хозяйственную деятельность в разные временные отрезки, ведение быта, домашнего хозяйства, взаимоотношения в семье и между родственниками, воспитание и обучение детей, наличие морального кодекса - все это раскрывает многообразие народной семейной, традиционной культуры. Семья, род являлись основными формами воспитания и обучения детей. Поэтому народную педагогику можно обозначить как семейную педагогику. Так, например, В.М. Петров считает, что особенностью русского семейного воспитания была его тесная связь с народной педагогикой, которая на протяжении тысячелетий питала практику семейной жизни.

Для семейных традиций, обычаев и обрядов свойственно:

  • - связь их содержания с организацией быта народа, семьи, рода, общины;
  • - связь с наличием морально-этических традиций, выступающих регулятором общественных и семейных отношений;
  • - этнические, этнопсихологические особенности родственных, семейных связей;
  • - воспитание и обучение подрастающего поколения; использование богатого потенциала народной педагогики в воспитании и развитии детей;
  • - этническое своеобразие почитания старших, уважение гостей, соседей, поклонение кормилице - земле, воздание чести хлебу, дому, очагу;
  • - взаимосвязь социокультурных ценностей семьи с основными вехами народного календаря, религиозными праздниками, с конкретными трудовыми и нравственно-этическими ситуациями.
  • - освоение родственных оценок поведения, воспитания детей в фольклоре (пословицах, поговорках, прибаутках;
  • - введение жизненных ориентиров шло через деятельность, характерную для каждого возраста (игра, труд, общение), посредством взаимодействия близких взрослых (отец, мать, бабушка, дедушка) с детьми. При этом взрослые выступали в роли наставников, дающих наказы - поручения, отражающие нравственные нормы, поддерживаемых родственными чувствами;
  • - естественность развития и воспитания ребенка, т.к. ребенок в семье незаметно для самого себя осваивал морально-этические традиции и нормы взаимоотношений.

Таким образом, характеризуя семейную традиционную культуру народов, можно сделать следующие выводы:

  • - у каждого народа сформировался свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, закрепленных в различных формах народного творчества;
  • - семья имеет свой уклад, свои традиции, обычаи, праздники, обряды, посредством которых народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, национальный характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений;
  • - содержание семейной традиционной культуры богато и разнообразно, часть его может быть адаптирована к освоению детьми дошкольного возраста и служить основой развития их интересов к познанию окружающего.

Вопросы для самопроверки и задания:

  • 1. Охарактеризуйте понятие «семейная традиционная культура народа».
  • 2. Подберите из литературы примеры, иллюстрирующие типичные черты народной семейной традиционной культуры.
  • 3. Сконструируйте «этический кодекс» семьи одного из народов. Опишите семейные традиции народа (на выбор).
  • 4. Составьте альбом фольклорных жанровых форм, используемых в семейном воспитании одного из народов.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 
Популярные страницы