Преемственность поколений в народном воспитании.

Этнопедагогический анализ воспитательных систем народов позволяет

определить необходимое условие непрерывного их развития. Таким условием является преемственность, «как определенный порядок, определенная последовательность перехода от одного к другому, от преемника к преемнику». Г.Н.Волков исключает примитивную прямолинейность в преемственности поколений. Для нее характерны и равномерное поступательное движение от низших форм к высшим, и скачки, и цикличность, и повторяемость. «Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа. Преемственность в воспитании предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитанием, педагогический оптимизм - опору на достигнутые результаты в воспитании для преодоления отдельных отрицательных черт поведения и т.п. (№ , с. 37).

Многообразно проявление преемственности: оно осуществляется в личном плане, и в форме продолжения и укрепления семейных традиций, и в передаче трудовых знаний и умений, и как духовная связь людей.

Г.Н. Волков называет народные идеи о преемственности поколений педагогическими. В пословицах «Возле батьки - матки учатся дитятки», «Родители трудолюбивы - и дети не ленивы», «Каков батюшка, таковы у него и детки» и др. отражается преемственность поколений, семейных, трудовых традиций; подчеркивается особая роль примера взрослых, процесса воспитания подрастающего поколения. По мнению А. Плеханова «народ подметил немаловажную роль наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующих суждений: «От плохого семени не жди доброго племени», «Какие корешки, такие и вершки, какие родители, такие и детки». Г.Н.Волков отмечает, что в народной педагогике не допускаются ухудшения передаваемых дурным воспитанием «из рода в род» черт личности: «Сын - в отца, отец - во пса, а все - в бешеную собаку». Народная мудрость отражает представление людей о противоречивости преемственности, о том, что многое не передается по наследству: «Глупому сыну и отец ума не пришьет», «Из одной печи, да неодинаковые калачи», «От одной матки, да разные ребятки». В этих суждениях - многообразные жизненные ситуации, различные человеческие характеры. Г.Н.Волков отмечает, что во многих случаях противоречия оказываются только кажущимися, т.к. народ считает: «Нет правил без исключений». В народе живет оптимистическое убеждение о том, что самовоспитанием, самосовершенствованием человек может добиться удивительных результатов в формировании своей личности, своего нравственного облика. Тому такие примеры: «Любой человек - хозяин своего счастья», «Сын мой, а ум у него свой», «Учись доброму, так худое на ум не пойдет».

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >