Связь экологических и социальных кризисов.

История человечества имеет много доказательств того, что экологические кризисы сопровождаются кризисами социальными (общественными). Большую роль в познании экологических кризисов прошлого, в расцвете и падении государств играет новая научная дисциплина- «социоестественная история» (СЕИ), рассматривающая человеческую историю в тесной взаимосвязи с природой и состоянием окружающего ландшафта.

СЕИ, как специальная научная дисциплина, оформилась в начале 90-х гг. XX в. в рамках советского востоковедения. Ее оформлению способствовала невозможность объяснить многие процессы и явления современной жизни стран Востока методами гуманитарных дисциплин. Целью социоестественных исследований является «изучение взаимосвязей, взаимозависимости, взаимовлияния процессов, явлений и событий в жизни общества и природы как в настоящем, так и в прошлом»1. Главная цель социоестественных исследований - способствовать формированию целостного представления о взаимоотношениях человека и природы. Главные действующие лица СЕИ - Человек Хозяйствующий и Вмещающий Ландшафт.

Основными причинами, приводившими к нарушению естественного равновесия природы и человечества, к возникновению экологических кризисов прошлого, являлись, по мнению СЕИ, чрезмерно высокая плотность населения и экспансия этносов и суперэтносов, несущих свою культуру в новый вмещающий ландшафт.

Экологические и социальные последствия чрезмерно высокой плотности населения, превышающей возможности вмещающего ландшафта (первая причина экологического кризиса), можно рассмотреть на примере расцвета и падения Золотой орды.

История Золотой орды охватывает три столетних интервала[1] [2]: первый - 1260-1360 гг., второй - 1360-1460 гг., третий - 1460 1560 гг.

Начало Золотой орды как независимого государства (первый век существования) датируется 1260 1280 гг., когда налоги, собранные на ее территории, не стали отправляться в Каракорум; народы, объединенные новым государством, перестали активно бороться против государственной власти; прекратилась борьба за власть внутри господствующей элиты. На основе военной мощи кочевников было создано единое государство, построены новые города в степи. Золотая орда начала извлекать большие доходы от международной торговли.

Весомым показателем силы и организованности государства является его денежно-финансовая система. Сарайский дирхем в период расцвета Золотой орды стал господствующей монетой не только в собственном, но и в сопредельных государствах. Полновесность и широкая доступность дирхемов обеспечили огромную роль этой денежной единицы на гигантских по протяженности торговых маршрутах от Западной Европы до Китая и Индии. Роль золотоордынского дирхема в евразийском пространстве в первой половине XIV в. была подобна той, какую сегодня в мире играет доллар США, и, как и сегодня, «за спиной» такой денежной единицы должно было стоять мощное организованное государство.

Созданный в Орде порядок максимально благоприятствовал торговле. Торговые пути были безопасны, хорошо организованы, дешевы, таможенные пошлины низкие. В специальном пособии для торговцев из итальянских торговых республик, например, сообщалось, что вооруженных охранников брать не следует, так как татарские воины всю дорогу от г. Тана (был расположен на месте современного г. Азова) до Китая хорошо охраняют.

В период расцвета Золотой орды в государстве сосуществовали три основных технологии ведения хозяйства:

  • • пашенное земледелие;
  • • подсечно-огневое земледелие;
  • • кочевое скотоводство.

Трем технологиям соответствовали основные этносы: пашенному земледелию - тюрки Хорезма; бывшей Булгарин - сложное в этническом отношении население Крыма и славяне Руси; подсечно-огневому земледелию - славяне Руси и тюрки Волжской Булгарин; кочевому скотоводству - тюрки Великой степи.

Славяне и тюрки-кочевники активно использовали имевшиеся у них возможности для экстенсивного развития. У славян в этот период активно развивалось пашенное и особенно подсечно-огневое земледелие (Великая русская распашка), рост продовольствия сопровождался увеличением численности славянского населения. В степи в этот период росло поголовье скота и, как следствие роста производства продовольствия, увеличивалась численность населения степи. Подтверждением этого процесса является изменение южной границы леса и продвижение степи на север.

Для второго века существования Золотой орды (1360 1460 гг.) характерно продолжение на Руси процесса наступления пашни на лес, обусловленное ростом численности русского этноса, увеличение его мощи и значимости в едином государстве.

В степи к этому времени численность населения превысила возможности вмещающего ландшафта: «кочевников в степи может быть столько, сколько прокормится от существующего стада, а размеры стада ограничены продуктивностью и размерами пастбищ»[3]. При экстенсивном скотоводстве человек замещает крупных хищников на вершине трофической пирамиды и вследствие этого подчиняется закону природного равновесия, который определяет четкие пропорции между массой растительной пищи, числом травоядных и плотоядных животных.

Превышение возможностей вмещающего и кормящего ландшафта явилось первой причиной возникновения экологического кризиса в степи, повлекшего за собой социальный кризис. Он проявился в виде яростной борьбы за зимние пастбища, которых стало не хватать. Борьба за власть «великая замятия» в степи сопровождалась переделом маршрутов кочевий, борьбой за право владения зимними пастбищами. В ходе борьбы между разными ордами за зимние пастбища степь выжигали в тех местах, где предполагала зимовать враждебная группировка, или там, где предполагалось нападение. Так крымский хан Менгли-Гирей, узнав, что хан Золотой орды Ахмет намерен зимовать в окрестностях Белгорода, «велел пожары пускати, чтобы им негде зимовати». Нехватка зимних пастбищ для возросшего населения степи вынуждала часть степняков покидать степную зону Восточной Европы. оптимальную для зимних кочевий (Причерноморье, Северный Кавказ) и уходить на зимовки в рискованные с климатической точки зрения, зоны: так были отмечены зимовки кочевников севернее Белгорода, вблизи Рязани. В 70-х гг. XV в. золотоордын- цы кочевали почти ежегодно близ южной границы Московского государства.

Одним из показателей демографического кризиса в степи явился массовый переход степняков на военную службу к русским князьям и в Литву. Так к 1430 г. в Литве насчитывалось более 40 тыс. воинов-татар, не считая членов их семей; к 1558 г. их количество достигло 200 тыс., в то время как в Ногайской орде этого периода население составило всего 300 350 тыс., и эта орда отличалась от других татарских государств многочисленностью людей. Такая ситуация, по мнению Э.С. Кульпина, могла возникнуть только тогда, когда родная земля не могла кормить излишнее население, а воины-профессионалы не хотели становиться земледельцами, что означало бы для них потерю социального статуса и материального положения.

В XV в. Золотая орда распалась (третий век существования), и на ее месте начали самостоятельную жизнь несколько государств, которые по мощи и значимости распределялись следующим образом: Великое княжество Московское, Казанское ханство. Крымское ханство. Астраханское ханство, Ногайская орда.

В это время социально-экологический кризис пришел на Русь в связи с исчерпанием возможностей подсечно-огневого земледелия и с переходом возрастающего населения на менее производительное пахотное земледелие. В ходе преодоления кризиса было создано мощное государство, которое расширило возможности для экстенсивного земледелия за счет соседей и, прежде всего, завоевав главного конкурента - Казанское ханство, присоединив затем Астраханское ханство и Ногайскую орду.

Экспансия этносов и субэтносов. Вторая причина, способная вызвать экологический кризис антропогенного характера, - это экспансия этносов и субэтносов, несущих в новый вмещающий ландшафт свои традиционные культурные стереотипы, выработанные в том ландшафте, где этнос обитал до переселения. Экспансия может иметь форму военного конфликта и быть «мирной». «Мирная» экспансия - процесс более длительный и внешне менее острый, однако ее последствия могут иметь негативный характер, вести к развитию экологического кризиса, гибели этноса, лишенного ресурсов.

В качестве примера, наглядно демонстрирующего процесс развития экологического кризиса в результате мирной экспансии, привнесения чуждых для нового ландшафта технологий хозяйственной деятельности, можно рассмотреть историю освоения титульным этносом Вьетнама - кынь, территории одной из малых народностей Вьетнама - кхмерского племени бана. Регион осваивался с целью добычи и продажи в Японию ценной древесины.

Территория проживания племени бана - западная часть плато Тайнгуен - находится на стыке границ Лаоса и Камбоджи. Общая численность бана во Вьетнаме к началу 80-х гг. XX в. составляла около 200 тыс. чел. Территория, предназначенная для освоения и названная «вьетнамской целиной», - это холмистое плоскогорье, покрытое малонарушенным тропическим лесом. Основная хозяйственная деятельность коренного населения - подсечно-огневое и долинное земледелие, охота, собирательство, разведение домашних животных (свиньи, козы, куры).

Подсечно-огневое земледелие - одна из традиционных, широко распространенных в прошлом форм хозяйственной деятельности в лесных регионах планеты. При подсечно-огневом земледелии деревья на небольшом участке леса подсекаются и через некоторое время выжигаются. Образовавшаяся зола удобряет бедные лесные почвы, позволяет вырастить на освобожденном участке урожай сельскохозяйственных культур. После сбора урожая (в течение 2-х лет) этот участок больше не используется, а новый готовится под распашку. Такой примитивный способ ведения сельского хозяйства не наносит природе непоправимого ущерба, восстановление заброшенных территорий идет естественным путем. Равновесие между человеческой деятельностью и устойчивостью природного сообщества обеспечивается небольшими размерами сводимых участков и невысокой частотой их повторного использования.

Лесные территории, принадлежащие племени бана и используемые в качестве охотничьих угодий, были поделены между деревнями. Порядок использования лесных угодий был жестко регламентирован и не нарушался. Земли межгорных долин являлись основной сельскохозяйственной территорией, где возделывался суходольный рис, выращивались овощи и фрукты.

Мирная экспансия территории началась в 80-х гг. XX в. путем создания военизированных поселений вьетов в виде расположенных отдельно мужских и женских деревень. Тропы местных жителей были использованы для прокладки лесовозных дорог; на вновь образованных дорогах были выставлены воинские заставы, которые контролировали вывоз древесины и охраняли новый порядок.

Природные ресурсы, обеспечивающие традиционный уклад жизни бана, были подорваны менее чем за 10 лет. Сельскохозяйственные земли в долине начали сокращаться, когда солдаты (мужчины и женщины) стали образовывать семьи и выделяться в отдельные хозяйства, захватывая долинные территории. Массированная вырубка лесов привела к сокращению охотничьих угодий и охотничьей добычи. Тяжелейший удар по природным ресурсам бана был нанесен распашкой долинных территорий с целью выращивания риса по технологии, традиционно используемой въе- тами в речных долинах. Исторически сложившаяся практика выращивания риса у бана не предусматривала распашку почвы: отдельные рисовые зерна помещались в ямки, которые делались заостренной палкой. Урожаи при таком способе выращивания риса были невысокими, но относительно стабильными от года к году.

Через десять лет после начала освоения территории бана вьета- ми в регионе, где в гармонии с природой столетиями проживала народность бана, начали проявляться признаки экологического кризиса: саванна и заросли кустарников возникли на месте вырубленного леса; сократились территории, пригодные для ведения подсечно-огневого земледелия; снизилось количество лесного зверя; превратились в пустоши распаханные долинные территории. Экологический кризис повлек за собой негативные социальные последствия: местные жители начали голодать, вымирать от туберкулеза и других завезенных болезней, численность коренного населения резко сократилась, реально встал вопрос о вымирании еще одного уникального этноса.

  • [1] Культы Э.С. Человек и природа - проблемы социоестественной истории. Генетические коды цивилизаций. - М.: Московский лицей, 1995.
  • [2] Век, по положениям СЕИ - это минимальное время, в течение которого происходят процессы в природе.
  • [3] Кульпин Э. С. Человек и природа - проблемы социоестественной истории. Генетические коды цивилизаций. - М.: Московский лицей, 1995.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >