Развитие социально-психологической компетентности пожилых людей посредством ролевой игры (Удмуртская Республика)

Организация психологической помощи является одним из важных элементов социальной реабилитации пожилых и инвалидов в бюджетном учреждении социального обслуживания Удмуртской Республики “Комплексный центр социального обслуживания населения города Сарапула” (далее — КЦСО). Здесь разрабатываются новые технологии социокультурной реабилитации, способствующие социальной адаптации слабо защищенных групп населения. Одним из таких методов, дающих толчок развитию у пожилых социально-психологической компетентности, является ролевая игра.

Под социально-психологической компетентностью специалисты понимают способность пожилого человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. Целесообразность использования ролевой игры в работе с пожилыми людьми обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее приемлемым для любого возраста. Ролевая игра представляет собой метод воздействия, в котором пожилой человек расширяет функции общения; обеспечивает реализацию личностных потребностей участников; выполняет психотерапевтическую функцию, формирует творческие способности, развивает внимание, мышление, интуицию; является средством социализации личности; формирует новый стиль общения и поведения.

Игра содержит следующие структурные компоненты:

  • 1) роли;
  • 2) игровые действия, посредством которых участники реализуют взятые на себя роли и отношения между ними;
  • 3) игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещены игровыми предметами;
  • 4) реальные отношения между играющими, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.

В ролевой игре пожилой человек переживает катарсис, находит приемлемый способ высвобождения своих эмоций, в игре приобретается вера, что человеку если не все, то многое “по силам”. Эмоциональная составляющая игры имеет больше значение не только в плане развития у участников игры социально-психологической компетентности, но в развитии личности в целом. Ролевая игра в группе клиентов КЦСО облегчает выражение эмоций, создает чувство принадлежности к этой группе, побуждает к самораскрытию, знакомит с новыми моделями поведения, позволяет сопоставлять личностные особенности отдельных членов группы.

Неопределенность развития и результата в ролевой игре заставляет участников проводить параллели с реальностью, в которой тоже невозможно просчитать абсолютно все. Результат ролевой игры в полной мере становится ясным только на стадии обсуждения игры. Группа не экономит время на этой стадии и подробно анализирует вовлеченность в игру каждого. Проигрывая роли через действия, участники игры приобретают способность согласовывать свою индивидуальность с ожиданиями окружающих. Через осознание ожиданий вносятся изменения как в образ “Я”, так и в образ других людей. В ролевой игре действия осуществляются в соответствии с правилами, содержащимися в игровой роли и предписанными ею. Роль и правила неразрывно связаны между собой, ведь именно роль предписывает выполнение действий по определенным правилам. Можно сказать, что проигрывание той или иной роли способствует формированию у участника игры представления о связи роли с правилами, независимо от того, является ли роль игровой или реальной. А это новое знание, в свою очередь, вносит изменения в образ “Я” и тем самым развивает социально-психологическую компетентность.

Конфликт в игре могут спровоцировать заложенные в нее разность статусов, целей, интересов и мотивов участников игры. Конфликт в игре является необходимым условием для приобретения участниками навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, которые нередко сопровождают межличностное общение. Конструктивное разрешение конфликта предоставляет пожилым людям возможность научиться смотреть на предмет разногласий с разных точек зрения, понимать партнера, его потребности, интересы, цели, а также позволяет приобрести навыки регуляции своего поведения и эмоциональных состояний. В целом можно сказать, что конструктивный выход из конфликта способствует развитию социально-психологической компетентности. Риск в игре предполагает наличие в ней привлекательной цели, достижение которой связано с большой долей неопределенности. Риск в игре означает, что ее участники для решения игровых задач выбирают самостоятельно тот путь, который, по их мнению, приведет к желаемой цели, но в то же время риск предполагает ответственность за принятое решение и достигнутый результат. Интересен факт, что количество пожилых, склонных к риску в ролевой игре, примерно равно количеству студентов, участвующих в ролевой игре в системе профессионального образования.

Результатом ролевой игры (целью) является сам процесс проигрывания роли определенного персонажа, “она содержит свою цель в самой себе”. Эффективность этого проигрывания, в соответствии с задачей развития социальнопсихологической компетентности, определяется степенью овладения новой информацией, внесением корректировок в свои психические структуры, фиксацией этих изменений, выработкой участником средств и способов своего дальнейшего развития. И сюжет, и содержание носят социальный характер, поэтому здесь целесообразно отметить социализирующий эффект ролевой игры, что немаловажно для повышения социально-психологической компетентности пожилых людей.

Специалисты центра используют следующие направления обучающих ролевых игр для пожилых людей.

  • • Конфликтные ситуации в продовольственном магазине, например обвес, обсчет, попытка возврата некачественного товара.
  • • Конфликтные ситуации в поликлинике при обслуживании медперсоналом.
  • • Спорные ситуации при социальном обслуживании в отделах Управления социальной защиты, в Пенсионном фонде, муниципалитете.
  • • Ситуации с конфликтным содержанием в городском транспорте.
  • • Ситуации нарушения общегражданского этикета, хамство (курение в неустановленных местах, сквернословие, оскорбление и т. д.).
  • • Бытовые ситуации взаимодействия с родственниками и соседями — собственниками жилья.

Вот сценарий ролевой игры “Получи в магазине невы- данную сдачу”.

Ведущий предлагает участникам тренинга “поупражняться в имитационных беседах с продавцом”. Следует сразу отметить, что предмет и обстоятельства обмана могут быть самыми разными, и упражнение не ставит главной целью поиск рецептов уклонения от обмана. Будет рассмотрена лишь психологическая составляющая, то есть поведенческая схема. Разыгрывается сцена обмана. Для этого вызываются два добровольца: “покупатель” и “продавец”. Им формулируется краткий сценарий ролевой игры, который они должны разыграть. Инструкция для “покупателя”: “Вы в продовольственном магазине на 500-рублевую купюру купили ряд продуктов. Отойдя на пять шагов от кассы, вы обнаружили, что не хватает 100 рублей сдачи. Вы возвращаетесь к “продавцу” и предъявляете претензию”. Инструкция для “продавца”: “В ответ на претензию “покупателя” вернуть невыданные 100 рублей сдачи вы ссылаетесь на табличку у кассового аппарата с текстом “Считайте сдачу не отходя от кассы. Претензии приниматься не будут”. Выбор сценария сильно зависит от категории участников. Для одних можно выбрать ситуацию помягче: например, большая сумма невыданной сдачи продавцом. Для уверенных в себе участников таким предметом обмана могут быть более мелкие суммы денег или факт незначительного обвеса (так как часто в общественном сознании предъявление претензий в подобных случаях считается мелочностью, скряжничеством) и т. д.

Ведущему, конечно, следует сразу и особо подчеркнуть, что это — всего лишь ролевая игра, она не должна затрагивать чьи-то чувства. В ней не происходит обучение “обману или обвесу покупателя”. Эта ролевая игра — модель напряженной ситуации общения, в которой имеют значение малейшие нюансы. Ведущий для “актеров” лишь очерчивает общий сценарий “обмана в магазине”. В процессе игры участники сами додумывают остальное (наличие видеокамеры в торговом зале, вызов менеджера зала для урегулирования вопроса, запись в жалобную книгу, вызов полиции, жалоба, шантаж и т. д.).

Всего разыгрывается несколько сценок с разными участниками.

После каждой сценки производится обсуждение ролевой игры:

  • — Какие чувства испытывали играющие участники?
  • — Какие чувства испытывали наблюдатели за игрой?
  • — Каким образом было замечено волнение собеседника?
  • — Какие интересные нюансы в ходе игры заметили наблюдатели?
  • — Как можно “вытянуть” из собеседника дополнительную информацию?
  • — Если бы это происходило в реальной жизни, как следовало бы отвечать обманщику? Почему?

Неудивительно, что ролевая игра по данной теме ни разу никого из пожилых людей не оставляла равнодушными. Подобная схема конструирования ролевых игр может быть применима и к другим ситуациям. Проводить ролевые игры может только специалист, прошедший соответствующее обучение. Человек, который сам ни разу не участвовал в ролевой игре, обязательно столкнется с трудностями, которые будет не в силах преодолеть. Таким образом, можно утверждать, что ролевая игра, если ее проводит компетентный специалист, знающий все нюансы этой техники, способствует развитию не только социально-психологической компетентности, но и личности пожилого человека в целом.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >