Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Право arrow Конституционное (государственное) право зарубежных стран

ГЛАВА III Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах

§ 1. Права человека и права гражданина

1. Понятие прав и свобод человека и гражданина

Вопрос о правовом положении личности в любом обществе всегда является актуальным, поскольку затрагивает сами основы жизни и деятельности человека. Институт прав и свобод в нынешнем его понимании возник только в результате буржуазных революций, хотя сама идея прав и свобод появилась раньше, чем буржуазия завоевала власть. Представления об этом институте известны уже в XVI-XVII вв. Поднимавшаяся буржуазия, боровшаяся против феодализма, считала необходимым предоставить людям некоторое число прав и свобод, которые способствовали бы развитию производительных сил в новой социально-экономической формации. Колыбелью прав и свобод, несомненно, является Великобритания; именно в этой стране впервые были приняты соответствующие юридические акты: Великая хартия вольностей 1215; Петиция о правах 1628 г., Билль о правах 1689 г. и Хабеас корпус акт 1679 г., установивший принцип личной безопасности.

В принципе права человека и гражданина должны изучаться всей наукой о государстве и праве. Они являются междисциплинарным институтом. В частности, к нему имеют отношение уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право, административное, финансовое, трудовое и др. Этот институт изучает и международное право.

Однако до недавнего времени общий правовой статус человека и гражданина рассматривался главным образом в науке конституционного (государственного) права; другие отрасли права касались этой проблемы только применительно к своей сфере регулирования. В результате в конституционном праве нередко изучались вопросы, выходящие за пределы границ этого права (происхождение, различные теории прав и свобод). В последнее время появилась более определенная точка зрения на эту проблему. Так, предлагается выделить в качестве отдельной теорию прав человека, которая должна рассматривать природу и сущность прав и свобод, их генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки[1]. В таком контексте права человека и гражданина, рассматриваемые в конституционном праве, должны, следовательно, ограничиваться соответствующим кругом отношений, изучаемых этой наукой.

Права и свободы человека и гражданина в самом общем смысле представляют собой принципы отношений между людьми и государством, а также между людьми, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению в различных сферах общественной, политической и личной жизни. Права и свободы - это взаимопереплетепные категории, провести различия между которыми достаточно трудно. Обе категории могут рассматриваться в философском, общетеоретическом и конституционно-правовом аспектах. Для нас важен последний. Права человека и гражданина есть закрепленная возможность индивида действовать в определенном отношении (например, право па забастовку) или сохранять определенное отношение (право на жизнь). Термин «свобода» представляется более философской категорией, употребляемой и в конституционном праве. Если в философском значении свобода представляется как самостоятельный выбор вариантов своего образа жизни и деятельности, то в конституционном праве она представляется как самостоятельный выбор (или не выбор) деятельности в какой-либо сфере (свобода слова, свобода печати) в рамках закрепленных правом определенных границ. Статья 4 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. установила в ст. 4: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Эти границы могут' быть установлены только законом».

Термин «право» предполагает достаточно четко обозначенного обладателя провозглашенного права, тогда как термин «свобода» подразумевает наличие неопределенного числа обладателей. В конституционных нормах термины «право» и «свобода» обычно соседствуют и употребляются как неразрывное целое. Более того, иногда проводится смешение этих понятий. Например, ст. 11 Основного закона ФРГ 1949 г. свободу передвижения называет то свободой, то правом.

Права и свободы являются основой возникновения конституционного строя; основной смысл первоначального учреждения конституций состоял в предоставлении свободы и безопасности человеку от произвола со стороны государства и других лиц. Именно требования свободы личности как таковой, ее защищенности от всевластия и самодурства феодалов в отношении принадлежавших им людей (как личности, так и имущества) легли в основу необходимости учреждения конституций.

В современном конституционном праве достаточно четко различаются два понятия - «права человека» и «права гражданина». Под первыми, первоначально возникшими, понимаются права и свободы, присущие всем людям, независимо от их гражданства, вытекающие из естественного права, принадлежащего любому человеку в любое время в силу факта его рождения, его принадлежности к биологическим созданиям, считающимся людьми. Эти права неотчуждаемы.

Человек рассматривается как изолированный индивид с правами и свободами, как бы имманентно данными ему свыше, а не государством. В результате индивид располагает автономной сферой для своей деятельности вне государственной власти; каждый индивид по отношению к государству сохраняет определенную дистанцию. Государство не обладает неограниченной властью, и имеются пределы, за которые оно не может выйти и которые оно не может «перешагнуть». Таким образом, устанавливаются определенные отношения между государством и личностью. При всем этом человек не может полностью оставаться независимым от общества и, следовательно, от государства.

Согласно этой теории, права человека как бы исключаются из сферы государственного вмешательства, а органы государства должны фиксировать эти права в издаваемых ими актах, в том числе и в конституциях. Такие права и свободы называются естественными.

Существует некоторая расплывчатость в определении круга этих прав и свобод. Считается, что традиционный каталог таких прав и свобод содержится во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. В перечень входит равенство (ст. 1), свобода (ст. 2), право собственности (ст. 2 и 17), безопасность (ст. 2), право на сопротивление угнетению (ст. 2), свобода мысли и мнений (ст. 11), свобода совести (ст. 10). Естественные права и свободы имеют фундаментальное значение, и, по мнению создателей этого великого акта: «всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции» (ст. 16). Впрочем, в этом акте заметно прослеживается разграничение естественных и позитивных, т.е. предоставляемых государством прав и свобод, хотя на первое место поставлены естественные права. Например, такое содержится в уже цитированной ст. 4 Декларации 1789 г.

В последнее время к названному перечню добавилось еще несколько прав и свобод; к ним, прежде всего, стало относиться право на жизнь, получившее закрепление как на конституционном, так и международно-правовом уровне.

Позитивные права и свободы - это права и свободы, предоставляемые позитивным правом государства своим гражданам, т.е. лицам, имеющим правовую связь с этим государством на основании какого-либо признака (рождения и др.). Перечень позитивных прав и свобод может быть самым различным; он зависит от многих социальных, политических, идеологических, исторических и других причин.

Термин «права человека» употребляется всегда в международном праве, а термин «права гражданина» - в конституционном и другом внутригосударственном праве; иногда термин «права человека» употребляется и в конституционном праве, поскольку оно предоставляет права и свободы не только своим гражданам, но в значительной мере и негражданам, находящимся па территории государства. В таких случаях название обладателей таких прав нередко оформляется в смысловом значении значительно шире; например, употребляются термины «каждый», «все», «никто не может быть лишен» и т.д. Иногда для того, чтобы распространить действие какого-либо права на граждан и на неграждан, применяются назывные формулировки. Например, согласно п. 1 ст. 33 Конституции Испании 1978 г. «Признается право на частную собственность и ее наследование».

В зарубежном конституционном законодательстве могут встречаться и примеры отождествления наименования национальности с гражданством данной страны. Например, «Все немцы пользуются свободой передвижения на всей федеральной территории» (ст. 11 Конституции ФРГ 1949 г.). «Все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд и па свободный выбор профессии или занятия, на продвижение по службе и на вознаграждение» (ст. 35 Конституции Испании 1978 г.). Очевидно, что названные права и свободы распространяются соответственно на граждан ФРГ и подданных Испании.

Понятие «нрава гражданина» по объему шире понятия «права человека». Первые включают и естественные и позитивные права и свободы. Однако это не означает, что имеется четкое разграничение между правами человека и правами гражданина. Все умножающиеся в количественном отношении международно-правовые акты постоянно включают все новые и новые категории прав и свобод, которыми должны пользоваться все граждане и лица, проживающие на территории государства, ратифицировавшего такие акты.

Права человека, исходящие из естественного, надгосударственного права, не исключают их позитивного оформления в конституционном и другом законодательном материале; таким способом сглаживается некоторая противоречивость двух названных групп прав и свобод, имеющих различное происхождение.

Права и свободы традиционно рассматриваются в отечественной науке конституционного (государственного) права в качестве ее составной части, ее отдельного института. В зарубежном праве есть другие точки зрения на причины включения прав и свобод в курс этого права. Так, например, во Франции права и свободы изучаются в отдельном обширном курсе. Он был выделен из конституционного права в 1954 г. и с 1962 г. стал обязательным для изучения в высших учебных заведениях. Такое обособление имеет некоторые основания: поскольку права и свободы имеют естественное происхождение и находятся как бы над государством, то, стало быть, должны изучаться отдельно, а не вместе с государственными институтами. Кроме того, трудно найти какую-либо юридическую дисциплину, в которой не затрагивались бы права и свободы; другими словами, права и свободы являются объектом междисциплинарной отрасли права. Специальный курс способствует более тщательному и объемному изучению (в частности, в нем рассматриваются различные теории прав и свобод). Кстати, в результате очередной реформы во Франции с 1993 г. этот курс стал называться «Право основных свобод» (Droit des libertes fondamentales). Новое название объясняется тем, что существующие свободы обеспечиваются правовыми нормами. Свободы рассматриваются через призму права, и это обстоятельство получило отражение в названии курса[2]. В юридических дисциплинах, изучаемых в английских университетах, права и свободы также находятся за пределами курса конституционного права.

Таким образом, на территории конкретного государства действуют права и свободы, закрепленные в конституции, законах и других нормативных актах, а также права и свободы, содержащиеся в международно-правовых актах, которые ратифицированы данным государством и включены в свой внутренний правопорядок. Данный вопрос требует небольшого отдельного рассмотрения.

  • [1] Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 1999. С. 3.
  • [2] IsraelJ.J. Droit des libertes fondamentales. P., 1998. P. 6.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы