Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Интервью: Методика обучения. Практические советы

По форме коммуникативной задачи

Монолог. Интервью-монолог представляет собой распространенный ответ собеседника на вопрос журналиста и по форме походит на информационную статью или расширенный комментарий. В таком случае интервьюеру не нужно задавать дополнительные вопросы, поэтому в конце материала может быть подпись «записал...». Структура такого интервью-монолога ничем не отличается от других разновидностей: заголовок, подзаголовок, лид, вопрос, основная часть. Иногда журналист при редактировании намеренно убирает свои вопросы из текста интервью, чтобы не отвлекать читателя от сути, либо если ответы собеседника были нераспространенными. В таких интервью текст может быть разбит на темы, и каждой будет дан подзаголовок.

Из интервью с Верой Зверевой, сотрудником Института всеобщей истории РАН, кандидатом исторических наук, культурологом.

  • — Как история должна быть представлена на телевидении?
  • — На первый взгляд, телевидение, ориентированное на вечное настоящее и на новизну, и история плохо совместимы. Язык медиа с трудом передает

«давно прошедшее» время, невольно приближая события ко времени зрителей. Но уже разработаны технологии «перевода» на язык телевидения повествования о прошлом: телевидение ориентируется на художественные жанры и на драматизацию. Часто в исторических фильмах и исторической телевизионной публицистике точность в обращении с документами и свидетельствами прошлого менее важна, чем узнаваемость чувств, правда человеческих радостей и страданий. Зрителю предлагается не столько изучать историю, сколько ее переживать. Исторические процессы и события описывают на частных примерах, на материале жизни отдельных людей. Рассказ о прошлом подразумевает ясную оценку героев как «положительных» или «отрицательных» персонажей, воплощающих те или иные пороки и добродетели. Наибольшие трудности на телевидении возникают при попытке сообщить зрителю ощущение несхожести прошлого с современностью, чувства дистанции. Прошлое гораздо чаще рассматривается с позиции универсалий, чем с точки зрения различения. Наконец, желательны элементы развлекательности, фрагментированность сообщения, яркость образов, множественность визуальных материалов, использование новых технологий презентации изображения.

Время новостей. 2007. 19 ноября.

Информационный опрос. При проведении информационного опроса задача журналиста опросить определенное количество людей и получить ответ на один и тот же вопрос или на несколько вопросов.

Встречающиеся на страницах современной прессы публикации, построенные на изложении хода опроса, цель которых — краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, суждений, предпочтений, часто появляются под рубрикой «Блиц-опрос». Такая рубрика вводится для отделения подобных публикаций от развернутых опросов, нацеленных на более глубокое исследование предмета и относящихся по своим характеристикам к аналитическим жанрам [108].

Например, «Российская газета» в рубрике «Вопрос недели» публикует информационный опрос, в котором задает один вопрос: «А вас накрыло облако вулкана ?»

Приведем несколько ответов респондентов:

Юрий Башмет, музыкант:

— Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» до сих пор не может вернуться из Испании. Сто человек сидят там уже пять дней. Они должны были лететь в Москву через Ригу, но в связи со случившимся это стало невозможным. Из-за этого был отменен концерт в Санкт-Петербурге: духовики были в Испании, а солист Готье Капуссон не смог прилететь ни из Парижа, ни из Франкфурта.

Сергей Быхал, директор по связям с общественностью авиакомпании «Трансаэро»:

— Не накрыло, потому что на момент введения запретов у нас в зоне облака не осталось ни одного самолета. А во-вторых, мы научились эти облака обходить. В частности, для пассажиров наших рейсов в Канаде и Доминиканской Республике нашли обходной маршрут через Марокко. Но рейсы не отменили. И уже в понедельник первыми выполнили рейсы в Вену и Франкфурт. Так что облака рассеиваются.

Шамиль Тарпищев, президент Федерации тенниса России:

— Несколько дней мы не могли вылететь в Америку. У нас 24-25 апреля полуфинал Кубка Федерации с командой США в Бирмингеме, штат Алабама. Сначала планировали лететь в воскресенье, но был запрет на полеты над значительной частью Европы. Потом пытались улететь во вторник — тоже не получилось. Надеялись на вылет в среду... К тому времени уже пропал смысл брать с собой Павлюченкову — Настя все равно не успела бы акклиматизироваться. Хорошо, что трое теннисисток сборной уже в США — Елена Дементьева, Екатерина Макарова и Алла Кудрявцева. И они начали тренироваться, не дожидаясь меня.

«Российская газета»Неделя. №5165 (86). 2010. 22 апреля.

Аналитический опрос. Информационный и аналитический опросы схожи по форме и подготовке материала. Корреспондент опрашивает респондентов, задает им один или несколько одинаковых вопросов. Отличие от информационного опроса в том, что интервьюируемые дают развернутый ответ, комментарий, анализируют ситуацию.

Журнал «Итоги» к материалу, посвященному пожару в пермском клубе, предлагает такой аналитический опрос: «Бить или не бить?»

Александр Иванов, вице-президент Федерации рестораторов и отель- еров России:

— У контролирующих органов были все возможности навести в клубе порядок. Не навели. Надо исполнять законы, и все будет хорошо. Но контроля за их исполнением, увы, нет. По поводу добровольного страхования скажу, что немного опасаюсь повторения второго ОСАГО — в том смысле, что человека не вернешь. Оно не должно стать самоцелью. Нужно создавать условия для обеспечения минимизации рисков.

Вадим Дымов, предприниматель:

— Решение проблемы вижу отнюдь не в том, чтобы начинать «кошмарить» бизнес. На Западе предпринимателей никто особенно не контролирует, и все нормально работает. Мне непонятен такой подход — искать крайних.

Что касается идеи введения обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей, деятельность которых связана с потенциальной опасностью для жизни и здоровья людей, то, возможно, в этом есть смысл. Но как определить, существует такая угроза или нет? Скорее все зависит от людей, поставленных надзирать за соблюдением правил пожарной безопасности. С них и надо спрашивать. На мой взгляд, надо начинать «кошмарить» чиновников.

Олег Митволь, бывший префект Северного административного округа Москвы:

— Деятельность ряда культурно-развлекательных учреждений в округе будет приостановлена. В ходе проверки в 17 развлекательных заведениях выявлены нарушения. Главное — добиться, чтобы предписания, выданные пожарными инспекторами, были выполнены, а владельцы подобных заведений привлечены к ответственности.

Итоги. 2009. 14 декабря.

Блиц-интервыо. Для данной разновидности интервью характерны краткие, емкие, точные формулировки вопросов. Обычно журналист прибегает к блиц-опросу в начале интервью, чтобы настроить собеседника на разговор, дать ему привыкнуть к интервьюируемому, либо в завершении интервью, чтобы услышать непринужденные ответы. Например, такие блиц-интервью проводит Владимир Познер в программе «Познер» на Первом канале и Дмитрий Губин в программе «Временно доступен» на канале ТВЦ.

Зарисовка. Интервью-зарисовка имеет схожие черты с портретным очерком. Важно передать атмосферу разговора, создать эффект присутствия читателя (слушателя, зрителя) на интервью. Журналист уделяет внимание деталям, обстоятельствам, обстановке, поэтому использует ремарки, дает краткие авторские комментарии. Интервью-зарисовки не могут быть сделаны по шаблону. Каждое интервью отражает характер собеседника, зарисовывает его в определенный момент жизни.

Из интервью с актрисой Верой Глаголевой:

«Родион был старше Веры на 12 лет, он стал ее первым режиссером и учителем. Сама Глаголева не любит откровенничать насчет своих отношений с Нахапетовым, но о том, что это был головокружительный роман, можно судить уже по тем творческим замыслам, которые рождались и реализовывались у этой пары. Нахапетов снимал Веру непрерывно, в большинстве своих фильмов тех лет, и ни с кем не хотел ею делиться. Более того, всегда был требователен к избранной артистке и добивался, чтобы у нее все получалось лучше других.

  • — Вам было важно, чтобы, восхвалили или ругали?
  • — Меня особенно не ругали. Впрочем, и хвалили нечасто. Но жизненные неудачи я всегда переносила нелегко. Для того чтобы я могла работать, меня все-таки лучше хвалить. От критики у меня опускаются руки, а похвала, наоборот, дает новые силы. Я так же веду себя сама по отношению к своим коллегам — в работе любого человека найдется то, за что его можно похвалить. Остальное можно оставить за скобками или сказать предельно деликатно.

Природным профессионализмом и внешней хрупкостью, за которой скрывалась сильная натура, Вера поразила и знаменитого режиссера Анатолия Эфроса. Он готовился к съемкам картины «В четверг и больше никогда» и утвердил актрису и кинорежиссера Веру Глаголеву на роль в последний день кинопроб. И она уговорила Нахапетова отпустить ее на съемки. Родион не противился, он тоже понимал, что работа с Эфросом — незаменимый опыт для молодой актрисы. Но на съемочную площадку к Глаголевой приезжал, чтобы все знали: девушка занята.

Вера с упоением погрузилась в съемки. До сих пор она с восторгом отзывается об этой работе. «Так, как любил актеров Анатолий Васильевич, не любил их никто», — вспоминает она. По окончании работы Эфрос пригласил Глаголеву в свой театр. Сразу актриса предложением не воспользовалась, а позже Эфрос приглашения не повторял, и она стеснялась напомнить. И вдруг во время одной из случайных встреч на «Мосфильме» Эфрос вдруг сказал: «Вера, что же ты мне ничего не отвечаешь? Решай, я жду». И Глаголева, так долго ждавшая этого, неожиданно отказалась.

  • — Вы жалеете, что не пошли в театр к Анатолию Эфросу?
  • — Я не думаю, что это кардинально изменило бы мою жизнь, как многие склонны думать. Я только жалею, что не научилась у него всему тому, чему могла бы научиться. До сих пор помню, как под влиянием Родиона я пыталась придумать отказ и лепетала в ответ на его предложение, что у меня не получится. А он сказал: «Со мной — получится!»

Биография. 2010. №3.

В данном примере журналист в авторских комментариях уделяет больше внимания биографии интервьюируемой, рассказывает сведения, о которых актриса умалчивает в интервью.

По-другому строится интервью с музыкантом Юрием Антоновым: «Его боготворили миллионы. Охапки цветов, аплодисменты, сумасшедшие возможности. Но из всех сценариев будущего певец и композитор выбрал самый неожиданный. Живет один. Среди кошек и собак. Говорит, так ему комфортнее...

Когда наш разговор коснулся этой темы, Юрий Антонов поспешил уточнить: «Ну почему же только среди кошек и собак? Еще у меня есть гусь Ванечка, специально для него загон вот выстроил. Рыбы в пруду плавают — хотите взглянуть? И белки имеются... Но основные обитатели — совершенно верно — это те, которых назвали вы. Многие попадают ко мне случайно, приходят и остаются жить. Они сами выбирают, где им хорошо.

А началось все давно, когда у меня была студия в старом доме на Маросейке. В окрестных подвалах ютилась масса котов и кошек. Я угощал их молочком, сосисками, варил даже супчики и кашки. Наверное, те из них, кому посчастливилось покушать в моей студии, говорили другим: «Эй! Я знаю место — там один парень всех кормит. Пошли!» Окрестные кошки все прибывали и прибывали. Когда переехал сюда (Мы беседуем в уютном подмосковном особняке Юрия. — Прим, ред.), то взял с собой лишь двух котов.

Имена. 2009. Апрель.

В этом интервью журналист показывает реакцию собеседника на вопрос, передает атмосферу разговора, а также дает комментарий о месте проведения беседы.

Анкета. Анкетирование широко применяется в СМИ, цель его — получить краткие ответы на поставленные вопросы. Метод анкетирования используется в социологии с целью получения различных сведений от широкого круга людей. Журналистское анкетирование часто путают с информационным и аналитическим опросом. Анкета обычно состоит из 10 и более вопросов по определенной тематике. Чаще всего ее предлагают известным людям, чьи ответы будут интересны аудитории.

Приведем пример из постоянной рубрики «Перекрестный допрос» в журнале «Интервью».

Аркадию Инину и его жене Инне Ивановой была предложена анкета:

— Без чего Аркадий никогда не отправится в путешествие?

Аркадий', без мобильника.

Инна: без ноутбука (а раньше — пишущей машинки), без денег и без лекарств.

— Без чего Инна никогда не отправится в путешествие?

Аркадий-, без неподъемного чемодана лекарственных и косметических банок-склянок. С годами косметики меньше, но лекарств больше, так что чемодан остается неподъемным.

Инна: без денег и без лекарств. А когда-то только без денег...

Интервью. 2010. Март.

Анкета также может включать в себя вопросы, нацеленные на выяснение тех или иных сторон явления, которое становится центром внимания анкетируемых. При этом организатора анкетирования (или журналиста) могут интересовать как характеристики самого предмета (т.е. сведения о сущности предмета, его количественных и качественных характеристиках), так и отношение анкетируемых лиц к тому предмету', который они рассматривают.

В результате анкетирования журналист получает множество ответов на каждый из нескольких (порой десятков) вопросов. В итоге создается большой объем разнообразной информации, которая требует своего упорядочения. Именно в ходе этого упорядочения и возникает оригинальное по содержанию и структуре журналистское произведение [108].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы