Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Интервью: Методика обучения. Практические советы

Вопросы для самопроверки

  • 1. Назовите составляющие анкеты речевого жанра интервью.
  • 2. Какова коммуникативно-речевая стратегия жанра интервью?
  • 3. Что является коммуникативной целью интервьюера?
  • 4. Как в интервью проявляется образ автора?
  • 5. Какова концепция адресата в интервью?
  • 6. Какие советы дает Д. Рендалл для работы с адресатом?
  • 7. Какие особенности работы с собеседниками, сопротивляющимися или уклоняющимися от ответа?
  • 8. Что включает в себя фактор прошлого в интервью?
  • 9. В чем особенность фактора будущего в интервью?
  • 10. Что является событийной основой интервью?
  • 11. Каково языковое воплощение интервью?

Задания

  • 1. Проанализируйте текст интервью с целью выявления его жанровых признаков, опираясь на анкету речевого жанра. Ответьте на следующие вопросы:
    • — Каково коммуникативное намерение интервьюера?
    • — Как проявляет себя автор в интервью?
    • — Учитывает ли автор(ы) в интервью фактор адресата?
    • — Что является событийной основой интервью?
  • — Повлияли ли предшествующие события на ход интервью?
  • — В чем проявляется фактор будущего в данном интервью?
  • 2. Прочитайте текст интервью. Что, по вашему мнению, упустил автор публикации? Каково коммуникативное намерение интервьюера? Что является событийной основой интервью?

Николай Сванидзе: «Первая заповедь журналиста — не навреди».

Вопрос о профессионализме и компетентности современных журналистов становится все более актуальным. Для тех, кто связывает свою жизнь с этой профессией, разговор с известным политическим журналистом Николаем Сванидзе.

  • — Николай Карлович, для начала хотелось бы узнать, что, на ваш взгляд, самое интересное в студенческой жизни?
  • — Самое интересное в студенческой жизни... студенческая жизнь. Интересно то, что ты молодой; ты жадно вдыхаешь воздух, насыщенный кислородом и озоном; тебе до всего есть дело. Если ты девочка, то за тобой ухаживают молодые люди, если мальчик, то ухаживаешь за девочками. Есть друзья. Это романтично! Это здорово, это весело! И потом вспоминается всю жизнь. А когда не забываешь еще пару книжек прочитать в течение семестра, — совсем хорошо.
  • — Высшее образование необходимо?
  • — Высшее образование всегда необходимо. Просто иногда возникает иллюзия, что можно заработать деньги и без него. Действительно можно. Но стабильнее твоя жизнь, соответственно выше гарантии того же денежного успеха, не говоря уже об успехе статусном, если оно есть. Поэтому я бы рекомендовал все-таки не увлекаться быстрыми деньгами, а вложиться в образование — потом будет легче.
  • — Если перейти к вопросу о журналистском образовании. Нужно ли оно, или лучше получить какое-либо другое профильное образование, а потом уже переквалифицироваться и работать в определенном направлении?
  • — Я сам историк по образованию, поэтому, честно говоря, я как раз сторонник хорошего общего гуманитарного образования. Например, прекрасное философское, хорошее филологическое, экономическое. Но для журналистской работы, на мой взгляд, лучше исторического ничего нет. При всем уважении к МГУ и другим вузам, которые готовят журналистов. По- моему, профильно готовить журналистов — все равно, что профильно готовить писателей. Фактически это невозможно. Нужно дать просто хорошее гуманитарное образование, а дальше, если есть у человека талант быть журналистом, он им станет.
  • — Сейчас часто всех журналистов равняют под одну гребенку: наглые, бесцеремонные, продажные. Само слово «журналист» приобретает негативную окраску. Как к этому относиться?
  • — Спокойно к этому относиться. В журналистике процентное соотношение действительно профессиональных людей и бездарных, продажных такое же, как и в любой другой профессии. Журналистика была в 90-е годы такой... фронтовой профессией. В смысле, она была на первой линии, профессиональной и политической. Считалось, что если ты журналист, то твоими устами глаголет истина. И статус был очень высок. Потом произошел откат, очень сильный. И теперь все считают наоборот: «А, журналисты все одним миром мазаны!» Истина, как всегда, посередине. Журналист — очень серьезная, важная для общества профессия. Без свободной, независимой, талантливой журналистики демократическое общество невозможно. Поэтому эта профессия — гордая. Но дальше все уже зависит от тебя. А к тому, что говорят про твою профессию, — пусть говорят. Надо делать свое дело.
  • — Но сейчас пишут практически все и все, что угодно. Как быть с такой критикой?
  • — Пусть пишут. Не реагируйте на это, не обижайтесь, не вступайте в перепалки. Делайте свое дело, работайте. Все будет нормально.
  • — Уже было сказано, что по образованию вы историк. Как получилось, что стали заниматься еще и политической журналистикой?
  • — Я не сразу стал заниматься политической журналистикой. Сначала работал в академическом институте историком, политологом. Потом, когда нужно было семью кормить, стал репетиторствовать и на полставки преподавал в Историко-архивном институте (сейчас Российский государственный гуманитарный университет). Язык развязался. Преподавал я не только новейшую историю Запада, по которой специализировался, но также и российскую историю, причем всю, от первых веков русской истории и до наших дней, потому что я ее всегда очень любил. Вел курсы, спецкурсы, семинары. А потом, когда грянул 91-й год, меня мои приятели позвали на телевидение, сказали: «Ты грамотный парень, приходи». Я и пришел.
  • — А если есть огромное желание чего-то достичь, но не сразу все получается. Как быть, в первую очередь в журналистике? Не сдаваться, добиваться?
  • — Эта рекомендация относится ко всем профессиям. Хочешь ты стать журналистом, или слесарем-сантехником, или футболистом, это абсолютно неважно. Если ты чувствуешь в себе задатки, тогда отчаиваться нельзя. Вперед, сожми зубы, у тебя получится, старайся! Если возникло ощущение, что ты не туда попал, что ошибся дверью, то уходи и меняй профессию. Потому что тогда стучаться лбом в стену будет бесполезно, все равно тебя опередят люди более талантливые.

Вилена Шляго

3. Проведите «Аукцион штампов»: объявляется распродажа слова или словосочетания, ставших журналистскими штампами, например «золото». Платой являются определения-штампы, например: черное золото (уголь), белое золото (хлопок), жидкое золото (нефть). Победителем считается тот, чей взнос окажется последним.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы