К.Роджерс: оптимистичный взгляд на природу ребенка, способного к полноценному функционированию и счастью

Другой психолог и педагог Карл Роджерс считал, что у человека существует глобальная потребность в позитивном отношении со стороны окружающих (вне зависимости от того, врожденная она или приобретенная), и возникает она в процессе социализации индивида.

К.Роджерс (1902-1987) ввел в научный оборот термин «безусловное положительное отношение»: любовь, милосердие.

Безусловная любовь предполагает принятие человека таким, каков он есть, вне зависимости от внешних условий.

В педагогическом словаре Г.М. и А.Ю. Коджаспировых любовь к детям определена как «специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений». Данное определение приближено к главной сути феномена любви в педагогике, особенно в гуманистической педагогике К.Роджерса.

Роджерс считал природу человека позитивной, двигающейся к самореализации.

Его концепция существенно отличалась от концепции 3.Фрейда, который понимал человека как несоциальное существо с доминирующими инстинктами самосохранения и саморазрушения, способное действовать разрушительно по отношению к собственной природе и окружающим.

В отличие от подхода Фрейда, раскрывающего влияние прошлого, от концепции А.Адлера, настаивающей на ценности надежд на будущее, Роджерс подчеркивал значение настоящего.

Способность жить в настоящем моменте говорит о том, что жизнь раскрывается перед человеком в своем истинном позитивном значении. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. И тогда можно говорить о полной реализации личности, по словам самого Роджерса, «о ее полном функционировании».

«Полноценно функционирующий человек» (по К.Роджерсу) осознает свои чувства, потребности, открыт для всех источников знания, способен выбирать из возможных вариантов поведения то, что отвечает его природе, обладает ответственностью. Он открыт для изменения и готов к саморазвитию и личностному росту.

Такой недирективный, мягкий подход Роджерса помогает человеку понять самого себя, осознать свое жизненное предназначение, принять себя, а затем и других такими, какие они есть. Он является одним из самых распространенных в настоящее время не только на Западе, но и в России.

Американский психолог Р.Бернс (не путать с Э.Берном) по взглядам близок К.Роджерсу. Его идеи направлены на формирование у человека чувства защищенности и уверенности в доброжелательном и уважительном отношении со стороны других. Уверенность способствует самоуважению, стремлению к реализации трудных целей, вере в успех, оптимистическому восприятию мира, своего будущего и самого себя.

Психология Карла Роджерса послужила основой гуманистического воспитания, которое предполагает самосовершенствование, самоактуализацию и личностный рост ребенка.

Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманистической психологии, является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов.

В процессе воспитательного взаимодействия педагог стремится узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели своего развития (процесс самоактуализации человека) и способствовать их достижению (личностному росту), не снимая при этом меру ответственности за результаты (оказывая помощь в развитии). При этом воспитатель, даже если это как-то ущемляет его интересы, организует процесс воспитания с максимальным удобством для воспитанника, создает атмосферу доверия, стимулирует деятельность последнего по выбору поведения и решению проблем.

Становление и совершенствование личности воспитанника возможно в условиях свободного воспитания. Свободное воспитание - это вариант демократического стиля воспитания, направленного на формирование у воспитуемых интересов и ценностей жизни, а также создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения. Ведущей целью такого воспитания является научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь и за выбор духовных ценностей.

Сторонники данного направления опираются на идею, что человеческую сущность индивида составляет совершаемый им выбор, а свободный выбор неотделим от развития критического мышления как фактора жизнедеятельности, от ответственной активности в определении способов управления собой, своими эмоциями, поведением, характером человеческих отношений в обществе.

Поэтому воспитатель призван помочь воспитуемому понять себя, осознать свои потребности и потребности окружающих людей и уметь их согласовывать в конкретных жизненных обстоятельствах. Воспитание при этом помогает природе ребенка или взрослеющего молодого человека, устраняя вредные влияния и обеспечивая естественное развитие.

Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя:

  • - развитие интеллектуальной сферы;
  • - развитие эмоциональной сферы;
  • - развитие устойчивости к стрессам (копинг - жизнестойкость);
  • - развитие уверенности в себе и принятие себя;
  • - развитие позитивного отношения к миру и приятие других (оптимизм);
  • - развитие самостоятельности и ответственности;

- развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования (по А.Адлеру), развитие творческой силы «Я».[1]

В последний пункт входит и мотивация учения как важнейший элемент мотивации саморазвития. В сумме все эти идеи были названы позитивной педагогикой, основанной на идеях гуманистической психологии воспитания и обучения.

Оптимизм гуманистической психологии проявляет себя в стремлении человека самореализоваться, в вере в способность к самосовершенствованию, в важности самораскрытия личности «здесь и сейчас», гедонизме, иррациональности и оккультизме.

В самом понятии «гуманистическая психология» содержится противопоставление научной психологии, отдается предпочтение личностному опыту, смысловой сфере человека, соприкосновению человека с литературой и искусством. Гуманистическая психология берет свое начало из терапевтической практики, ориентированной на личностный рост, самоактуализацию и развитие человеческого потенциала.

  • [1] Бордовская Н.В., Рсан А.А. Педагогика : учебник для вузов. СПб. : Питер,2000. (Серия «Учебник нового века»). С. 68.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >