ОПТИМИЗМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ

ВОСПИТАНИЕ КАК ЕСТЕСТВЕННЫЙ, АКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, ИСПОЛНЕННЫЙ ОПТИМИЗМА

Сущность естественного воспитания

Человек от природы добр.

Ж.-Ж.Руссо

Полагая, что естественное состояние является идеалом, Ж.-Ж.Рус- со предлагал нацелить воспитание на такой идеал, сделав его естественным (природосообразным).

Под естественным воспитанием Ж.-Ж.Руссо понимал развитие ребенка с учетом возраста и на лоне природы.

Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При естественном воспитании, следуя детской природе, отказываются от ограничений, установленных волей наставника, отучают от слепого повиновения, соблюдают непреложные природные законы. При этом отпадает необходимость неестественных, искусственных наказаний. На смену им приходит «закон естественных последствий» неверных поступков ребенка. Слабого, нуждающегося в поддержке и помощи ребенка наставник должен постоянно опекать.

Естественное воспитание, по мнению Руссо, - это живительный процесс, в котором, с одной стороны, учитывают детские склонности и потребности, а с другой - не упускают из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям. Внутренней мотивацией этого педагогического процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

В связи с этим Руссо выступал против авторитарного воспитания.

Он считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт.

Задача воспитателя - привести в гармонию действие этих сил, поскольку все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка.

Главным естественным правом человека Руссо считал свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания. Свободное воспитание следует природе ребенка, обеспечивая свободное и естественное развитие. Такое воспитание учит свободе выбора.

Наилучшим воспитанием Руссо полагал самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретен к двадцати пяти годам, возрасту возмужания человека, когда он, будучи свободным, может стать полноправным членом общества.

Великий гуманист выступал за превращение воспитания в естественный, активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно слушая, осязая, наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя жажду познания.

Составной частью концепции естественного развития ребенка являются идеи так называемого отрицательного воспитания, которое предполагает известные ограничения педагогического процесса. Так, предлагалось не спешить в интеллектуальном и нравственном воспитании, отодвигая достижение их главных целей на поздние периоды детства, отрочество и юность.

В задачи воспитания Ж.-Ж.Руссо включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления является сенсорика, именно чувства с раннего детства нуждаются в постоянных упражнениях.

Отталкиваясь от просветительского рационализма, Руссо объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувства и путь к идеальной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных чувств», отсюда большой демократизм теории естественного воспитания.

Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму - сенсуализм) оказали влияние на общественную мысль многих стран.

Теория нравственных чувств Ж.-Ж.Руссо

В педагогическом романе «Эмиль, или О Воспитании» (1762) Руссо выступил с критикой современной ему системы воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям.

46

В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту изначально доброй природы ребенка от разлагающего влияния общества.

Одинаково враждебно было встречено подобное произведение, и Руссо был вынужден бежать из Франции. В Женеве «Эмиль» был сожжен, а Руссо объявлен вне закона. В результате чего он скитался сначала по Швейцарии, затем по Англии. Даже когда ничего не угрожало, и Руссо вернулся в Париж, все же до конца жизни его мучила мания преследования.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >