Оптимизм в философии Эпикура

Эпикур (341-270 до н. э.) - последователь Демокрита. Эпикур искренне принял атомизм Демокрита, утверждая, что все объекты, включая

события и человеческие жизни, являются в действительности физическим взаимодействием в среде неразрушимых частиц (атомов). Поскольку они падают к центру Земли, отклонение атомов от их путей, которые сталкиваются друг с другом, и формирует временное существующее существо. Нет потребности в обязательном порядке вещей; все случается случайно.

Философия Эпикура комбинирует физику, основанную на атомистическом материализме, с рациональной гедонистической этикой, которая подчеркивает замедление желаний и культивирование дружбы.

Мировоззрение Эпикура является весьма оптимистическим: он подчеркивал, что философия способна освободить человека от страхов перед смертью и сверхъестественным и может подсказать, как найти счастье почти в любой ситуации.

Этот философ обладал глубоким знанием человеческой натуры, и это знание, объединяясь с благоприятным для науки мировоззрением, приобретает большую практическую ценность.

Идеи и этические принципы Эпикура близки по духу этике счастья (эвдемонизму).

Девиз Эпикура: «Живи уединенно!» Цель жизни (по Эпикуру) состоит в отсутствии страданий. Он говорил о здоровье тела и призывал к безмятежности духа (атараксии), считал, что познание природы освобождает от страха смерти.

С именем Эпикура связывают гедонизм - теорию разумных наслаждений. Эпикуреец - человек, который наслаждается жизнью во всех проявлениях, придается ее удовольствиям.

Однако сам Эпикур не был гедонистом в настоящем смысле этого слова. Конечно, он признавал важность наслаждения, но одновременно считал нужным соблюдать меру, так как чрезмерные удовольствия могли приводить к страданиям.

Кроме теории разумных наслаждений, Эпикур выдвинул идею атараксии (безмятежности и невозмутимости) - своеобразное понятие о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности, относимое к древнегреческой этике. И здесь, пожалуй, он ближе к стоикам.

Роль Эпикура в изучении оптимистического мировоззрения очень велика. Исследователь древнего мира В.Г.Иванов отмечает, что эпикурейцы опору для своего оптимизма «находят в самом человеке, в трез-

1

вом взгляде на его возможности». Эпикур, полемизируя с киренаиками и выступая против Гегесия, прозванного «учителем смерти» и превратившего идеи гедонизма в пессимизм, при оценке будущего включает рассуждение об удовольствиях как необходимую характеристику.

В.Г.Иванов видит различие по линии оптимизма в отношении к будущему между стоиками и киренаиками, с одной стороны, и эпикурейцами - с другой. Выступая против отождествления гедонизма и эпикуреизма, он считает философию гедонизма «пессимизмом наизнанку», так как ее «ориентация на сиюминутные удовольствия проистекает из неверия в будущее». Тогда как установка Эпикура пронизана оптимизмом, искренней убежденностью в том, что завтрашний день будет лучше. Мировоззрение Эпикура В.Г.Иванов называет «подлинным гимном жизнеутверждения».

Идеи эвдемонизма нашли отражение во многих современных теориях личности в рамках гуманистической, экзистенциальной и позитивной психологии, например, в представлениях о «полностью функционирующей личности» К.Роджерса, «самоактуализации» А.Маслоу, «концепции аутентичного (подлинного) счастья» М.Зелигмана.

В современных словарях счастье толкуется как понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности собственной жизни.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >