ВВЕДЕНИЕ

В оптимизме, несмотря на его ошибки, есть воля к будущему.

Д. Бонхёффер

В связи с нестабильной социальной обстановкой в России умонастроение людей не самое радужное, постоянные перемены приводят к тому, что мы склонны обвинять себя и других, избегать трудностей и неудач, отстраняться от принятия решений. Все это подкрепляется еще и национальными особенностями российского менталитета с его смирением и упованием на чудо.

Несмотря на свойственное россиянам бездействие и созерцательность, согласно христианской традиции, именно уныние - самый большой грех. Поэтому оптимизм здесь приобретает формы несбывшейся радости и даже веры в способность преодоления страданий смирением. При внешнем бездействии перед лицом страданий в душе православного человека идет мощная облагораживающая его работа по нравственному очищению и возвышению.

В России преобладают пессимистические настроения, а пессимизм, по определению А.Швейцера, - это пониженная воля к жизни. Именно воля сообщает оптимисту энергию, твердость духа, чувство контроля, мужество терпеть, силы решать проблемы и добиваться лучшего. Как верно заметил в свое время Ильин, подлинный оптимист - это «не легкомысленный весельчак всегда в хорошем настроении, а человек, обладающий жизненной силой и волей к будущему». Еще одна важная черта оптимистов, отличающая их от пессимистов, - вера в лучшее, в будущее, вера в себя и в свое окружение. Экспериментально доказано, что оптимисты, фокусирующие свое внимание на положительной стороне бытия, видят желаемые цели достижимыми и продолжают прилагать усилия ради реализации этих целей, даже когда прогресс идет медленно или трудно. В социологическом плане в разные периоды истории доминирует либо пессимизм (например, в Средневековье), либо оптимизм (эпохи Ренессанса и Просвещения).

С точки зрения социальной философии оптимизм - это социальная тенденция, которая проявляется в стабилизирующейся обстановке и в росте качества жизни людей.

Отечественный исследователь К.Муздыбаев считает, что в России быть оптимистом и сохранять позитивный настрой на будущее довольно сложно. В результате социологических опросов им установлено, что россияне чувствуют неуверенность в себе и в обновлении жизни. Неверие людей в позитивные перемены в стране парализует их волю и снижает мотивацию к достижению успеха, препятствует повышению уровня жизни.

В связи с этим воспитание оптимизмом представляется нам особенно актуальным.

В книге мы предлагаем читателям ознакомиться с обоснованным оптимизмом, который предполагает не слепую веру в лучшее будущее, а рациональный подход к жизни.

Философы говорят, что в основе такого оптимизма лежит знание (теория познания) либо активность и деятельность. Оптимизм управляем, это не упование на чудо, а знание и мудрость. Мудрость проявляется в отношении человека к ошибкам и неудачам, а знание помогает их преодолевать.

Когнитивные психологи и психотерапевты заявляют, что в основе оптимизма лежит позитивный опыт и его осмысление человеком: опыт достижений, успехов, преодоления трудностей и позитивных переживаний (радости, гордости, компетентности, личностной состоятельности). Следствием положительного опыта является способность мыслить позитивно и уверенность в себе.

Философская традиция предлагает нам идею: оптимизм должен быть обоснованным, реалистичным, просвещенным. Практическая психология подтверждает, что оптимизм формируется «в борьбе с реальностью», с трудностями и превратностями самой жизни, и подробно описывает ситуации выученного (воспитанного) оптимизма.

Реалистичный оптимизм - тот, что формируется как навык активного улучшения ситуации путем преодоления негативных реалий жизни.

Рассмотрев проблему с педагогической точки зрения, мы рассказываем о способах, методах и приемах воспитания подобного навыка.

О воспитании. Воспитание трактуется как формирование личности. В самом широком смысле слова «личность» охватывает и человека как целостность, и его социально-психологический облик. Речь идет о формировании особого человеческого типа, имеющего неповторимый рисунок общественно значимых черт.

Известно, что человек - биосоциальное существо: все природное образует в нем индивида, а общественное получает название «личность». Так, индивидом человек рождается, а личностью становится в процессе воспитания. Каким будет воспитание, таким впоследствии будет и человек, такой социальный облик он приобретет, такой личностью и станет.

Мы говорим о личности с оптимистической направленностью, верящей в лучшее будущее, пребывающей большей частью в хорошем расположении духа и действующей сообразно собственным вере и убеждениям.

Прежде чем говорить о формах и методах воспитания, в данной книге мы рассмотрим систему взглядов на объективный мир, человека и его предназначение. Именно из этого вырастают жизненные позиции людей, их убеждения и принципы деятельности. Интерес к мировоззрению и обусловил обращение к философам и педагогам с гуманистической направленностью.

Об оптимизме. Чтобы лучше понять мироощущение, проникнутое радостью и верой в лучшее будущее, обратимся к ключевому образу гуманистической педагогики - человеку. Как мы убедились, за последние годы «человеческое» постепенно вытесняет «знаниево-ориентиро- ванное» обучение.

Педагоги современности избрали гуманистический путь воспитания, не отвергая ценности знаний, в центр своего внимания поставили, прежде всего, человека, ребенка - веру в его доброе начало, в его способности и еще подлежащие развитию возможности. Они тщательно изучают условия, в которых возможно воспитание и полное раскрытие потенциала личности, проявляя живой и научный интерес к деталям и особенностям подобного формирования.

Например, в педагогике экзистенциализма (экзистенция - с англ, «существование») провозглашен принцип самоценности личности. Но все же педагоги этого направления уверены, что человек должен быть счастлив самим фактом своего существования.

На сегодняшний день нравственные приоритеты подверглись жесткому научному анализу, что, в свою очередь, способствует развитию нового мироощущения, проникнутого чувством радости «посюстороннего» бытия. Мы можем обратиться к богатому педагогическому наследию, хранящему в себе секреты воспитания, основанного на оптимистической вере в силу человеческого интеллекта, в силу человеческих способностей, и перестроить жизнь по законам свободы, равенства и гуманности, хотя концепция о «прекрасном завтра» Антона Семеновича Макаренко сталкивалась с реальной оценкой детей, испытывающих трудности в обучении.

Таков общий эмоциональный фон настоящего времени, породивший новое направление - гуманистическую педагогику с ее идеями «радости познания» Ш.А.Амонашвили; «победности учения» В.А.Сухом- линского; принципом «завтрашней радости» и оптимистической гипотезой в отношении к человеку по А.С.Макаренко.

Гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, на счастье, развитие и проявление всех способностей; система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства и человечности - желаемой нормой отношений в обществе.

Философия гуманизма служит основой таким направлениям в педагогике, как педоцентризм, свободное воспитание, природосообраз- ность, позитивный экзистенциализм. Воспитание оптимизмом может стать еще одним направлением.

О воспитании оптимизмом. Оптимизм лежит в основе всех гуманистических систем воспитания, поэтому все методы воспитания, предложенные в монографии, имеют «разрешительный», а не «запретительный» характер. В процессе воспитания детям разрешается делать ошибки, а в учебной деятельности за каждым учеником признается право на неверный ответ, которое подкрепляется положением: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Данные методы основаны на принципе самоценности личности, который положен в основу книги.

Принцип самоценности, укоренившийся в гуманистической педагогике, берет свое начало в экзистенциальной философии. Он провозглашает значимость каждого человека: человек признается высшей ценностью, как, впрочем, и его успешные действия.

В понимании Уильяма Джемса он звучит так: «Я буду думать, что все, что я делаю, имеет важное значение, ибо так оно и есть».

И если человек, действуя, ошибается, (ибо не ошибается тот, кто ничего не делает) он все же приобретает негативный опыт.

Подобный опыт формирует его как личность (беспомощную либо оптимистичную) и открывает перед ним два пути.

Первый - остановиться, перестать действовать и поверить в бесполезность собственных усилий, а далее - и в никчемность собственного существования. Этот опасный путь, берущий свое начало от негативного опыта, получил в психологии название «выученной беспомощности», «усвоенной беспомощности», «воспитанной беспомощности».

Второй путь - продолжать действовать, двигаться к успеху, преодолевая возникающие на пути трудности. Сохранив мотивацию достижения «в борьбе с реальностью», человек становится «разумным оптимистом», то есть сохраняет веру в себя.

С точки зрения экзистенциальной философии знание всех возможностей бытия, всех граней реальности позволяет человеку жить подлинно (аутентично). Знание возможностей открывается интуиции

(а не разуму), заключающейся в чувстве тоски, которая трактуется как понимание собственной смертности.

Здесь, на границе всех рациональных возможностей, человек обретает якобы полное доверия отношение к будущему, лишенному какого-либо конкретного образа надежды на спасение. Выраженный в такой форме пессимизм можно назвать иррациональным оптимизмом. Отношение доверия к миру перерастает в уверенность, что даже в условиях крайней смертельной опасности каким-то образом найдется спасительный выход в лоне некоего всеобъемлющего бытия.

Эту же мысль подтверждает открытие, которое сделал американский писатель, психолог, профессор Пенсильванского университета в США Мартин Зелигман - основатель позитивной психологии, которую чаще определяют как «науку об оптимальном функционировании чело- века». В ходе исследований, проводимых им в течение целого ряда лет (с 1975 по 1998 г.), он заметил, что некоторые люди не теряют мотивации достижения успеха в самых трудных обстоятельствах жизни. Даже в момент опасности они продолжают действовать. Так, постепенно «в борьбе с реальностью» у них формируется «реалистичный оптимизм». Тогда как другие люди приобретают «выученную беспомощность», становятся бессильными перед трудностями и утрачивают веру в свою способность контролировать ситуацию.

Среди условий и причин, формирующих оптимистов, на основе анализа подобной литературы мы можем назвать следующие:

  • - у них есть выбор, и они умеют выбирать;
  • - они не теряют веры в успех и продолжают действовать, проявляя чудеса жизнестойкости.

В одной из книг была замечательная фраза: «Что делать, если весь мир против тебя, если почва уходит у тебя из-под ног?» И был дан ответ, совет, рекомендация: «Оставайтесь патриотами самого себя».

Почему же тогда одним везет, а другим нет? На наш взгляд, все дело в отношении к трудностям и реалиям жизни. Помните знаменитую сказку про двух лягушек, попавших в молоко? Одна из них сказала себе: «Зачем барахтаться? Все равно мне уже никогда не выбраться отсюда». И утонула. А другая продолжала работать лапками так быстро и так долго, пока не почувствовала под своими ногами «твердую почву» и не выпрыгнула.

1 Многие знания - многие печали.

о

Была провозглашена самостоятельной отраслью научных знаний в 1998 г.

Эта сказка кочует из одного зарубежного учебника в другой и очень близка американскому национальному менталитету. Американские ученые считают, что можно иметь невысокие способности, но при достаточных усилиях все же достигать успеха, главное - избегать слов «всегда» и «никогда».

Известны пословицы: «Терпение и труд все перетрут»; «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Другое дело, что по русским национальным традициям успех и удача - синонимы. А удача - «это то, что само далось» (по словарю В.И.Даля). Вот так сидел Емеля на печи, а удача сама за ним ходила, без усилий самой личности.

Но вспомним: по научным данным, все, не зависящее от усилий личности, приводит к беспомощности, к вере в бесполезность предпринимаемых действий.

«Реалистичный оптимизм» как приобретенное (а точнее, воспитанное) качество в противовес беспомощности предполагает восприятие трудностей как вызова и рекомендует действовать, следуя знаменитому выражению писателя-экзистенциалиста Ж.-П.Сартра: «Пока живешь, все можно исправить».

Оптимизм в положительном смысле решает вопрос о ценности бытия вообще и о ценности человеческой жизни в частности.

Воспитание оптимизмом - это формирование:

  • - позитивного взгляда на жизнь;
  • - жизнерадостного настроения;
  • - способности мыслить самостоятельно и позитивно;
  • - способности преодолевать трудности на пути к успеху;
  • - способности извлекать уроки из негативного опыта: не повторять ошибок и воспринимать их как источник знания того, что делать в случае неудачи.

Формирование качеств оптимиста предполагает знание:

  • - основных техник преодоления трудностей;
  • - основных приемов, позволяющих регулировать собственное настроение.

Для оптимиста характерны умения:

  • - преодолевать трудности и неудачи;
  • - программировать себя на успех;
  • - создавать позитивный настрой (что требует воли и усилий);
  • - создавать радость собственными усилиями;
  • - сохранять жизнеутверждающую позицию в трудных ситуациях.

Кроме того, оптимисты обладают навыками:

  • - позитивного восприятия жизни (оптимизма);
  • - конструктивного мышления.

Автор надеется, что данная книга будет полезна всем, кто интересуется проблемами педагогики, кто постоянно работает над собой. Думаем, что книга поможет поверить в себя и допустить возможность лучшего будущего в сравнении с хорошим настоящим.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >