Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Введение в специальность: Профессия: журналист

Социально-демографическая структура

Пол

Журналистская профессия по преимуществу мужская. Почему? Потому что очень сложна, напряженна, требует огромных физических и нервных затрат, выносливости, связана с частыми поездками. Однако данные социологических исследований в разных странах показывают, что постепенно профессия феминизируется, хотя в целом процент муж- чин-журналистов в полтора-два раза больше, чем женщин.

До революции женщин в российских редакциях было мало. Среди пятидесяти женщин, так или иначе причастных к журналистике (переводчицы, издатели, редакторы), Б. И. Есин называет всего нескольких, занимающихся собственно журналистской работой: обозревательницу Е.С. Щепотьеву, корреспондентов (втом числе иностранных) А. М. Галь- персон, А. Е. Европеус, Е. Н. Янжул-Вельяшеву, публицистов Е. И. Кон- ради, Е. Г. Бартеневу, С. В. Корвин-Круковскую-Жаклар, М. Н. Цебри- кову[1]. В дореволюционную эпоху начали свою публицистическую деятельность и блестящие журналистки советского времени: Л. Рейс- нер, М. Шагинян, М. Шкапская, И. Арманд, К. Самойлова.

И все-таки среди 460 членов дореволюционного союза журналистов в России была всего одна женщина1.

По данным В. Дембо, в 1926 г. в редакциях страны насчитывалось только 7% женщин, в 1929 г. их доля увеличилась до 10%[2] [3].

В 60-е годы XX в. в районных газетах женщин было 25%, в 70-е в разных СМИ — 35%. В начале 90-х (данные российско-американского исследования) — 37%. В американских редакциях работало в то время 34% женщин, причем процесс феминизации шел активнее, чем прежде. В целом по результатам международного исследования «Глобальный журналист», в котором участвовало 22 страны (The Global Journalist, 1998), оказалось, что в редакциях работает примерно 35% женщин, хотя в некоторых северных и восточных странах этот процент выше.

В России сейчас в силу многих обстоятельств (широкого распространения массовой прессы, востребующей женское эмоциональное перо, малых доходов журналистов провинциальных СМИ, на которые мужчины-журналисты не в состоянии содержать семьи, а потому уходят в другие сферы деятельности) процент женщин в редакциях повысился, доходя порой до пятидесяти и даже более процентов, особенно в районной прессе, где оклады и гонорары весьма невелики.

Женщины-журналистки успешно трудятся на традиционно «женских» должностях в отделах культуры, писем, социальных проблем. Среди них есть яркие публицисты. Широко известны были в 60-70-е годы имена Татьяны Тэсс, Нины Александровой, позже — Инны Руденко, Ольги Кучкиной, Ольги Богуславской, Ирины Петровской и др. «Мужскими» по силе и способности найти суть, нащупать нерв проблемы, отыскать самые яркие и сенсационные факты можно назвать перья известных представительниц расследовательской журналистики Евгении Альбац, Натальи Геворкян, Зои Ерошок, Юлии Калининой, Ларисы Кислинской, Анны Политковской.

Среди репортерских имен в телевизионной журналистике первое место принадлежало в свое время Елене Масюк. Поражали ее смелые репортажи из Чечни, когда она добивалась встреч с лидерами, которые не общались с другими журналистами. Вся страна была удивлена мужеством Елены Масюк, когда она несколько месяцев провела в нечеловеческих условиях чеченского плена вместе со своими коллега- ми-журналистами. Казалось бы, после такого страшного испытания она должна бросить репортерство в «горячих точках». Однако сразу после освобождения из плена Елена уехала в Афганистан, потом сделапа серию блестящих, сенсационных репортажей с Тихоокеанского побережья.

На телевидении много прекрасных представительниц нашей профессии: от кумиров прошлых лет Светланы Жильцовой, Элеоноры Беляевой, Юлии Белянчиковой до созвездия телевизионных ведущих: Светланы Сорокиной, Татьяны Митковой, Марианны Максимовской, Екатерины Андреевой, Жанны Агалаковой, Оксаны Пушкиной, Ольги Шелест, Инны Чуриковой и др. Много молодых ведущих-женщин в музыкальных и развлекательных программах.

И все же, как показывают исследования, журналистская профессия в силу своей сложности до сих пор остается по преимуществу мужской. Если в молодом возрасте женщин и мужчин в редакциях почти поровну, то в старших возрастных группах процент женщин сокращается. Часто причиной бывают житейские, бытовые проблемы. Порой в журналистике остаются те, кто отказался от семейной жизни. Неудивительно, что одиноких журналисток больше, чем холостых мужчин. Особенно это характерно для американок, работающих в редакциях, среди которых 36% ответивших на анкету никогда не были замужем. Среди опрошенных российских журналисток таких 15%.

Перед девушками, размышляющими о выборе профессии, стоит вопрос: быть в журналистике или не быть, а если быть, то чем заниматься, чтобы реализовать свой творческий потенциал и дарованные природой способности: коммуникабельность, эмоциональность, интуитивность, гуманистическую направленность, адаптивность.

В журнале «Журналист» (1992. № 2-3) была проведена дискуссия о том, женская ли это профессия. Редактор семейного еженедельника «Сударушка» Наталья Зайцева и собкор итальянской газеты «Республика» в Москве Фьяметта Кукурния признали: мужская, тяжелое ремесло. Но право женщины на журналистику решительно отстаивали их коллеги, особенно Евгения Альбац: «Можно быть только плохим и хорошим журналистом, вот и все». Главный редактор женского журнала «Шарм» Маргарита Ломунова убеждена: преимущество женщин в том, что они обладают особым даром предвидеть, и поэтому им часто удается то, что не удается мужчинам. Например, пробраться к знаменитости и взять у нее интервью. Фьяметта Кукурния добавила, что у женщин особое чутье, которое позволяет им с большой степенью достоверности изложить мельчайшие детали происходящего, заметить то, что ускользает от взгляда самого опытного мужчины-журналиста. Но стоит прислушаться и к аргументам Натальи Зайцевой: «Мужчины более приспособлены к этой профессии. Они пронырливей, взвешенней смотрят на проблемы. Над мужчиной не висит дом, семья, ему легче быть постоянно готовым к неожиданном отъезду. К тому же, на мой взгляд, у мужчин перо сильнее».

В целом для репортерской, особенно криминальной и военной специализации лучше подходят мужчины, да и для аналитической — тоже. А вот публицистика хорошо удается и женщинам. Они прекрасно смотрятся в роли ведущих на телевидении, их голоса на радио кажутся особенно теплыми и задушевными. И конечно, отделы культуры, искусства, семейные и женские издания — поле применения женских талантов, их эмоциональной восприимчивости, чувства прекрасного. Однако по типу работы (и по данным социологических исследований) ежедневные газеты (особенно отделы политики, экономики, спорта), информационные агентства, как правило, в основном востребуют мужчин.

Следует добавить, что у некоторых женщин бывает «мужской» тип личности, мужской ум и мужской характер, и, наоборот, «феминный» тип личности встречается у некоторых мужчин. Ученые называют такой социальный пол (в отличие от физиологического) гендером. В работе очень интересного, хотя и небесспорного по идеям австрийского психолога Отто Вейнингера «Пол и характер» изложена следующая концепция: если расположить всех людей в континууме (как бы на одной прямой, поделенной на множество участков) между, так сказать, «супермужчинами» и «суперженщинами», то каждый человек займет определенное место на этой шкале: некоторые женщины попадут на «мужскую» территорию этой прямой, а мужчины — на «женскую».

Истоки «мужской» и «женской» журналистики исходят из того, что у мужчин преобладает левополушарное, рациональное, логическое мышление в отличие от правополушарного, эмоционально-интуитивного у женщин. Поданным социопсихологических исследований[4], среди тех, кто пишет на темы экономики, 70% левополушарных. И наоборот, среди тех, кто освещает культурную тематику, 65% правополушарных журналистов.

Поэтому при выборе специализации в журналистике полезно определить свой тип личности в связи с особенностями типа мышления и характера.

  • [1] См.: Есин Б. И. Путешествие в прошлое. М., 1983.
  • [2] См.: Круглова А. Журналистки //Журналист. 1929. № 3.
  • [3] См.: Дембо В. Бюджет работника печати (Итоги бюджетного исследования). М.; Л.,1927.
  • [4] См.: Маркелов К. В. Карьера журналиста. М., 1996.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы