Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Введение в специальность: Профессия: журналист

Объект воздействия или взаимодействия

К этой категории относятся все процессы и уровни социальной организации:

  • ? планетарные структуры, человечество каксоциоприродная и цивилизационная общность;
  • ? общество (конкретное);
  • ? группы;
  • ? личности.

Но, конечно, самым точным определением объекта журналистики является аудитория, т.е. конкретные потребители массово-информационных продуктов. Адресат журналиста — все слои населения, отдельные личности, группы, коллективы, общество в целом. Однако различные органы информации, особенно специальные издания и редакции, работают для разных целевых аудиторий: молодежной, детской, деловых людей, любителей спорта, работников отдельных сфер коммерческой деятельности или производства и т.д., и т.п.

Аудитория как объект журнализма обладает несколькими определяющими признаками. Она является:

  • ? массовой;
  • ? анонимной, невидимой;
  • ? рассредоточенной в пространстве, как бы «атомизированной»;
  • ? динамичной, меняющейся;
  • ? разноструктурной, разнохарактерной;
  • ? стихийной, или, как говорят ученые, «вероятностной»;
  • ? подверженной ритмологическому постоянному, хотя и микроскопическому, но достаточно действенному влиянию порций («квантов») постоянно воспроизводящегося информационного потока, информационного дождя, информационного ритмического пульсара.

В процессе своей работы журналист может воздействовать на сознание, поведение и эмоции, психологическую сферу своей аудитории.

Поскольку сфера сознания весьма обширна и включает в себя множество компонентов: мировоззрение, миросозерцание, мировосприятие, мировидение, обыденное и теоретическое сознание, духовную, интеллектуальную и душевную, психическую сферы, различные ценностные ориентации (позитивные и негативные), уровень знаний в различных областях жизни и т.п., — то все это и является в различной степени объектами воздействия журнализма.

Но наиболее адекватным журналистике как оперативной информационной системе объектом является общественное мнение (динамичное актуальное состояние общественного сознания) по поводу какой-то злободневной социальной проблемы или ситуации. Именно общественное мнение оказывается соответствующим журнализму, ибо оба они оперативны и изменчивы, подвижны, имеют некоторую ритмику возникновения и функционирования; связаны с актуальными, злободневными проблемами.

Безусловно, журналистика производит влияние и на более глубинные пласты сознания личности и общества, на ядро личности, мировоззрение и мировосприятие. Это воздействие порой кажется незначительным в связи с минимальными и как бы фоновыми информационными влияниями: прочел газету' и забыл, завтра уже не вспомнишь, о чем идет речь, переключил телевизор с одной программы на другую, как бы поверхностно глянул на изображение и не принял серьезно. Однако постоянность, ежедневность, ритмичность, неук.гонность «бомбардирования» сознания аудитории даже микродозами информации оставляет своей повторяемостью и множественностью воздействий весьма глубокий след, как положительный, так и отрицательный. Это можно сравнить с постоянной капелью, которая может пробить глубокую яму в камне. Или с ростом дерева, пробуравливающего асфальт, когда слабенький, маленький росток, набирая силу, потихоньку, но ежедневно рушит твердую основу.

Если принять во внимание всепроникаемость и управляющую силу журналистики, то она оказывается гораздо более сложным феноменом, чем мы ее привыкли представлять. И тогда тезис о СМИ как «четвертой власти» может показаться даже недостаточным и, возможно, придется признать журналистику' едва ли не самой влиятельной властью в обществе, особенно сейчас, в связи с глобализацией информационных сетей.

Поэтому когда говорят, что не нужно обращать внимания на СМ И — пусть, мол, говорят и пишут что угодно, это не совсем так, точнее, совсем не так. Известно воздействие на подсознание словесных конструкций и особенно цвета, света, вибрационных структур телевидения, 25-го кадра и т.п. Исследования много раз доказывали, что агрессивные фильмы, нагнетание ужасов, определенная цветовая гамма и некоторые ритмические параметры могут иметь колоссальное негативное влияние на телезрителей. Самый яркий пример. После просмотра по ТВ мультипликационного фильма «Покемон» («Карманные монстры») сотни японских детей попали в больницы с судорогами, головными болями и другими расстройствами. И дело не только в содержании фильма, но и в быстрой смене красного и белого цветов в одном из кадров. Такие цветозвуковые раздражители провоцируют предрасположенность к психическим нарушениям.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы