Коммерческие каналы

Сектор коммерческих эфирных каналов, вещающих в аналоговом режиме, составляют ТФ-1, М-6 и закодированный (платный) Каналь+. Финансирование ТФ-1 и М-6 осуществляется в основном за счет рекламы. Каналь+ финансируется за счет средств, собираемых с подписчиков.

ТФ-1 — самый крупный канал по охвату аудитории во Франции. Он принадлежит акционерному обществу Групп-ТФ-1-SA, созданному вокруг коммерческого канала ТФ-1 после его приватизации в 1987 г. Капитал ТФ-1-SA контролируется крупной строительной компанией семьи Буиг (42,89%); 3,7% принадлежат сотрудникам группы.

ТФ-1 в начале 2000-х гг. собирал 40-45% телеаудитории. Его торговый оборот в 2005 г. составил 2873,9 млн евро, а доходы группы от рекламы составили 57,4% от телевизионного рекламного рынка.

В Групп-ТФ1-БА кроме национального канала универсальной информации общего интереса ТФ-1 входят следующие каналы: Ля шен инфо (фр. LCI) — первый во Франции круглосуточный телевизионный информационный канал, запущенный в 1994 г.; Евроспорт, приобретенный в 1993 г.; Одиссея, запущенный в 1996 г.; История, приобретенный в 2004 г.; Ушуайя-TV, запущенный в 2005 г.

В состав группы входят компании, занимающиеся производством телевизионных программ. С 2000 г. вся деятельность группы в Интернете объединена в специальный филиал ТФ-1-Интерактиф. В 2005 г. канал создает службу ТФ-1-Визьон, которая предоставляет возможность видеть его программы в Интернете.

Группа также принимает финансовое участие в издании бесплатной информационной газеты «Метро» (34%) и журнала «Прима ТВ» (49%). В мае 2006 г. совместно с телеоператором Буиг-Телеком она запустила проект телевидения для мобильных телефонов.

Канал ТФ-1 в течение 28 лет был единственным телеканалом во Франции. С появлением второго канала в 1963 г. он стал «первым». На его примере можно проследить основные этапы развития французского телевидения. В 1965 г. во время президентских выборов впервые во Франции на этом канале проводилась предвыборная кампания. Здесь же впервые появилась коммерческая реклама. ТФ-1 остается единственным в Европе приватизированным общественным каналом.

В 2004 г. 89 из 100 программ, имевших самую большую аудиторию, были созданы на ТФ-1, а в 2005 г. в сотню программ с самой большой аудиторией вошли 98 передач ТФ-1, подтверждая его гегемонию.

ТФ-1 позиционирует себя как «семейный канал информации общего интереса для широкой аудитории». Его информационные программы в 13 и в 20 часов стоят на первом месте по величине телеаудитории среди французских и европейских информационных программ на французском языке вот уже 15 лет. Более 20 лет информационную программу в 20 часов среди недели вел Патрик Пуавр д’Арвор, а в выходные дни вела Клер Шазаль.

Канал славится своими разнообразными телевизионными журналами, посвященными актуальным событиям («Репортажи» — фр. “Reportages”, «Право знать» — фр. “Le Droit de savoir” и др.); литературными журналами («Апостроф» — фр. “Apostrophes”, «Экслибрис» — “Ex-libris”, «Ночной полет» — фр. “Vol de nuit”), тележурналами научных открытий («Одиссея будущего» — фр. “L’Odyssee du futur”), спортивными («Телефут» — фр. “Telefoof«Авто мото» — фр. “Auto moto”). Существуют также передачи услуг («Телешопинг» — фр. “Teleshopping”). Значительное место отводится развлекательным программам («Академия звезд» — фр. “Star Akademy”, «Самый...» — самый красивый мужчина в мире, самая красивая женщина и т.д.) и играм («Слабое звено» — фр. “Le maillon faible”, «Кто хочет стать миллионером?» — фр. “Qui veut gagner des millions?” и др.). Эти программы часто скопированы с оправдавших себя американских форматов. Популярные у телезрителей, они необходимы каналу, чтобы обеспечить большую аудиторию. Начиная с 2001 г. канал также транслирует программы реалити-шоу. На канале есть передачи для молодежи. ТФ-1 создает свои многосерийные художественные телефильмы и транслирует французские и американские сериалы.

ТФ-1 завоевал особое место в аудиовизуальном пейзаже Франции благодаря известным телеведущим, среди которых в разное время были Леон Зитрон, Ив Мурузи, Роже Жикель, Ги Люк, Дениз Фабр, Жан-Пьер Фуко, Патрик Сабатье, Патрик Пуавр д’Арвор, Клер Шазаль и др.

Появление с 2005 г. цифрового вещания привело к сокращению аудитории аналаговых традиционных телеканалов. По данным «Ме- диаметри», аудитория ТФ-1 уменьшается там, где принимают цифровое вещание. Но в 2006 г. канал ТФ-1 сохранял первое место (32,3%) по величине аудитории, опережая каналы общественного телевидения Франс-2 (19,8%) и Франс-3 (14,7%)'.

В 2007 г. канал отметил 20-летие со времени его приватизации. Более 20 лет ТФ-1 привлекал самую широкую аудиторию и получал более 50% общих доходов от рекламы на телевидении Франции. В 1994 г. группу, в которую входит ТФ-1, возглавил друг нынешнего президента Франции Николя Саркози Мартэн Буиг, сделавший ставку на мобильную телефонию. Буиг становится оператором третьей сети мобильной телефонии во Франции после Франс-Телеком и SFR.

Канал готов отстаивать свое место в меняющемся аудиовизуальном пейзаже, который в настоящее время переживает технологическую революцию. В 2006 г. и в 2007 г. из 100 программ с самым высоким показателем аудитории 98 были показаны на ТФ-1. ТФ-1 стал крупнейшим каналом в Европе по привлечению аудитории. А это и обеспечивало высокие рекламные доходы.

М-6. Группа М-6 (фр. Societe Metropole Television) — это аудиовизуальное предприятие, сложившееся вокруг коммерческого эфирного [1]

телевизионного канала М-6. В результате перераспределения частот после прихода в правительство правых в 1986 г. шестой капал был предоставлен группе Радио-Телевидение Люксембурга (фр. RTL), аудиовизуального филиала немецкой группы Бертельсманн. РТЛ является основным акционером капала (48,4%)- Канал М-6 начал вещание 1 марта 1987 г. В период с 1987 по 1991 г. будущее канала было довольно неопределенным, так как сложилась ситуация, при которой пять каналов информации общего интереса должны были бороться за свою долю телеаудитории, а значит, и за долю рекламного пирога. В 1988 г. государственный секретарь по коммуникациям Катрин Таска в интервью журналу «Телерама» сказала, что во Франции «есть лишний канал», имея в виду М-6, так как к этому времени канал имел огромный дефицит. Но постепенно канал стали называть «канал, который развивается», а после закрытия Сэньк в 1992 г. М-6 впервые закончил финансовый год с прибылью.

В 2001 г. М-6 стал первым во Франции телеканалом, в программной сетке которого появилась передача реалити-шоу «Любовная история», имевшая огромный успех. Генеральный директор канала-конку- рента ТФ-1 Этьен Мужот, заявлявший, что его канал никогда не будет распространять передачи такого жанра, через несколько месяцев подписал контракт с обществом Эндемол — создателем «Любовной истории». За два сезона 2001-2002 гг. «Любовная история» побила рекорд зрительской аудитории (8,2 млн зрителей в прайм-тайм).

Для М-6 характерны программы, предназначенные в основном для молодежи. М-6 стремится быть современным каналом, отвечающим запросам молодых людей. Успех каналу обеспечивают расследовательские тележурналы («Капитал» — фр. “Capital”, «Запретная зона» — фр. “Zone interdite”), научно-популярные программы («Культура рекламы» — фр. “Culture pub”, «Прошедшее время» — фр. “Passe Simple”), ток-шоу, фантастические сериалы, американские серии, реа- лити-шоу, спортивные передачи. Значительное время отводится музыке, конкурсам в поисках новых талантов. Канал имеет свои информационные выпуски в 12 часов 50 минут и 13 часов 10 минут, вечерний выпуск «Шесть минут», национальные информационные программы, дополненные местными новостями.

С 2006 г. с началом телевещания на мобильные телефоны М-6 занимает в этом секторе во Франции первое место по количеству зрителей, опережая круглосуточный информационный канал Ля шен инфо (фр. LCI). М-6 стремится укрепить свои позиции за счет обогащения контента. Отсюда решение М-6 закупить права на матчи Чемпионата мира по футболу, на показ новых фильмов, а также создать дневную информационную программу и расширить вечернее информационное вещание. М-6 стремится стать альтернативой других телеканалов информации общего интереса для телезрителей в возрасте менее 50 лет.

Стратегия канала не только в расширении тематики содержания, но и в диверсификации способов распространения. В 2005 г. запущен М-6-Мобиль, который уже через полгода насчитывал более 227 тыс. абонентов. Группа занимается также коммерцией через Интернет, в 2006 г. ее торговый оборот составил 200 млн евро. Кроме того, группа М-6 запустила цифровые каналы (фр. W9, Paris Premiere, Teva, TF6, M6-Music Serie Club).

Общий торговый оборот группы в 2006 г. составил 1,283 млрд евро. Рекламные доходы увеличились на 3,9% и достигли 649,7 млн евро. На М-6 приходилось 12,4% телеаудитории и 23,15% рекламного рынка1. Укрепление позиций канала обостряло конкуренцию на рынке продажи прав показа спортивных зрелищ как между частными, так и общественными каналами. На М-6 считают, что прямая конкуренция существует с ТФ-1. Они все более сближаются по формуле, типу канала. «Мы переживаем переход от одного цикла к другому, — заявлял Тома Валянтэн, вице-президент М-6. — В течение последних двадцати лет мы были свидетелями развития частного телевидения и довольно медленного внедрения многоканального оборудования. С переходом на цифровое вещание и полным отказом от аналогового вещания эфирные каналы должны пересмотреть свою политику»[2] [3].

Созданный 20 лет назад канал в первые годы существования позиционировал себя как музыкальный (40% музыки), впоследствии он все в большей степени приближался к формуле универсального канала информации общего интереса. В настоящее время соперничает за аудиторию с такими каналами, как ТФ-1, Франс-2, но его зрители относятся к более молодому поколению.

В марте 2008 г. группа запустила службу отложенного просмотра «М-6 Риплей», позволяющую в Интернете бесплатно смотреть все программы М-6, кроме спортивных и кино, в течение 7 дней после их первого показа.

Отмена рекламы па общественном телевидении не произвела ожидаемого эффекта на частных каналах: за три недели после 5 января 2009 г. вместо увеличения рекламных доходов ТФ-1 и М-6 испытали значительное падение доходов. Инвестиции в рекламу на ТФ-1 сократились на 12%, на М-6 — на 3%. Очевидно, сказалось влияние мирового экономического кризиса. Был объявлен режим экономии, он касается сокращения финансирования программ, что могло сказаться и на планах создания на базе М-6 канала информации общего интереса с полноценным информационным блоком.

Но благодаря диверсификации своей деятельности М-6 в меньшей степени пострадал от финансового кризиса, и с 7 сентября 2009 г. на канале вышла новая информационная вечерняя программа «19.45», которая заменила передачу «Шесть минут». Она может стать конкурентом вечерних информационных программ ТФ-1 и Ф-2. Информационный вечерний выпуск является витриной канала, который намерен привлечь телезрителей. М-6 в первый день выхода новой программы привлек более 3 млн телезрителей. Таким образом, М-6 присоединяется к клубу крупных телеканалов информации общего интереса с полноценным информационным блоком и получит свою долю аудитории и рекламодателей.

Каналь+. Первый в Европе коммерческий платный телевизионный капал информации общего интереса.

О предстоящем создании во Франции четвертого телевизионного канала объявил в июне 1982 г. Франсуа Миттеран. Осуществление проекта было поручено группе «Гавас», объединившей инвесторов и профессионалов СМИ, близких правительству социалистов во главе с Андре Русле. Канал стал платным, а его закодированные программы, которые с помощью декодера мог получать только подписчик, посвящались кино (40%), а также спорту и театральным постановкам (35%). Передачи начались 4 ноября 1984 г. Так французские телезрители первых 186 тыс. домохозяйств, подписавшихся на новый капал и получивших в свое распоряжение декодер, открыли для себя платное телевидение.

При этом способе оплаты телезритель платит прямо за программы, которые он получает, и может прекратить оплату, если предлагаемые программы его не устраивают. Этот способ финансирования очень быстро распространился. Через три года Каналь+ имел 2,5 млн абонентов. Успех этот объясняется спецификой и качеством предлагаемых программ. Первые программы составляли недавно вышедшие на экраны кинотеатров кинофильмы, спортивные соревнования с предпочтением футбола. Фильмы транслировались через 6 месяцев после их выхода на экраны, в то время как незакодированные каналы могли их программировать только через 18 месяцев после премьеры. Что касается спортивных программ, то это были показы соревнований, и в редких видах спорта, которые почти не транслировались другими каналами, а также эксклюзивные матчи.

Каналь+ развернул политику интернационализации инвестиций: запустил Каналь+Бельжик, Каналь+Нидерланд в 1989 г., приобрел часть платного канала в Испании (Canal 10) в 1990 г., Каналь+Польска в 1995 г., Теле+ в Италии в 1997 г. Был создан филиал Мультитематик, который занимался производством тематических программ и распространял их по кабельным сетям как во Франции, так и в Испании, Бельгии, Германии Италии. Каналь+ — один из самых удачных примеров успеха европейского телевидения в конце 1980-х — начале 1990-х гг.

В 1992 г. группа «Капаль+» запускает спутниковое распространение пакетов телепрограмм Канальсат (фр. Canalsat) в аналоговом режиме, а с 1996 г. — в цифровом. В этом же году конкурентом Канальсат становится спутниковый ТИС (фр. TPS — Television par satellite), запущенный группой «ТФ-1». В ноябре 1999 г. группа создает первый цифровой информационный канал i-Теле (фр. i-Tele).

В феврале 1994 г. в результате изменений принципов акционирования группы ее покинул создатель канала Андре Русле. Так завершается первый этап в истории Каналь+. Группа попала под контроль «Компани женераль дез О» (впоследствии «Вивенди»), с 1999 г. контрольный пакет акций которой составляет уже 49% капитала. Жан- Мари Месье становится во главе группы.

В течение 15 лет после своего создания Каналь+ переживал период своего успеха, оставаясь единственным в Европе закодированным каналом, и наращивал количество своих подписчиков. Причем 95% подписчиков возобновляли свой абонемент.

Производственные расходы резко подскочили с появлением спутникового канала, созданного группой, кроме того, он стал отбирать у аналогового капала аудиторию. В сентябре 2000 г. происходит слияние группы «Каналь+» с «Вивенди-Юниверсал». После интеграции канала в группу «Вивенди-Юниверсал» требования экономической рентабельности стали превалировать над творческими задачами. Теперь основные статьи бюджета отводятся на финансирование эксклюзивных показов новых кинофильмов и приобретение прав иа спортивные трансляции, стоимость которых значительно возросла. Ведь Канальи- дорого обходится эксклюзивное право на показ фильмов, недавно вышедших на экраны кинотеатров. Кроме того, канал позиционирует себя как канал информации общего интереса, поэтому в его программах присутствуют и тележурналы, и информационные вставки, и программы для молодежи, и развлекательные передачи.

Имидж канала во Франции стал снижаться, никогда еще не было столько отказов от подписки, как в начале 2000-х гг. Произошло это и потому, что монополия Каналь+ в области платного телевидения была нарушена появлением платных спутниковых каналов (фр. TPS, Canal- Sat, AB-sat).

Амбициозные планы Месье, направленные на экстенсивное развитие группы «Вивенди», привели ее к банкротству. Заменивший его па посту президента группы «Вивеиди-Юниверсал» Жан-Рене Фурту выдвинул план оздоровления финансов группы. Она избавилась от убыточных филиалов. Перед французским сектором была поставлена задача вернуть прежний имидж успешного предприятия. Реструктуризация «Вивенди-Юниверсал» позволила укрепить позиции Каналь+ за счет рентабельных филиалов. Уже в 2003 г. па Каналь+ создаются новые программы для незакодированного показа, чтобы привлечь новых подписчиков.

К своему 20-летию в 2004 г. Каналь+ полностью избавился от дефицита и обеспечил свою финансовую безопасность. В конце 2005 г. во Франции Каналь+ имел более 5 млн подписчиков. Высокое качество программ, успех формулы, финансовые показатели доказывали, что платное телевидение может быть рентабельным.

В 2007 г. завершилось десятилетнее соперничество в области спутникового вещания между группой «ТФ-1» и группой «Каналь+». Запустив в 1992 г. спутниковый Канальсат (фр. Canalsat), группа «Ка- наль+» надеялась сдержать конкурентов. Но в 1996 г. группа «ТФ-1» запускает свой спутниковый канал Телевизьон пар сателлит, ТПС (фр. Television par satellite, TPS). Развернулась война программ и тарифов. В центре этой борьбы были права на трансляции спортивных событий, в первую очередь футбола, а также показ новых кинофильмов. В результате конкуренции за право показа эксклюзивных соревнований цены взлетели немыслимо. Успех цифровых каналов и операторов мобильной телефонии и Интернета показал необходимость слияния соперничающих спутниковых каналов. Канальсат и ТГ1С решили создать единую платформу спутникового вещания, чтобы противостоять растущей конкуренции со стороны широкополосного телевидения и бесплатного эфирного цифрового вещания, а также телевидения в Интернете. Это поможет завоевать больше подписчиков и покупать право па эксклюзивные спортивные и кинематографические зрелища.

Компания «ТФ-1» уступила свой спутниковый канал ТПС группе «Капаль+». Теперь группа «Каналь+» собрала в новой структуре под названием «Каналь+Франс» все активы платного телевидения Франции: эфирный Каналь+, спутниковые Канальсат и ТПС, а также тематические каналы. Капитал «Каналь+Франс» принадлежит группе «Ви- венди» (65%), Лагардеру (20%), ТФ-1 (9,9%) и М-6 (5,1%)'.

Таким образом, группа «Каналь+» выходит на первое место среди частных телевизионных групп во Франции. Ей удалось объединить своих основных конкурентов (ТФ-1, М-6 и Лагардера), сделав их миноритарными акционерами «Вивенди», сохраняющей контрольный пакет. Теперь Каналь+ занимает самые сильные позиции для переговоров о правах трансляции спортивных зрелищ и показа кинофильмов.

Чтобы спрут, рожденный от этого слияния, не монополизировал права показа в аудиовизуальных СМИ, его четыре акционера (Каналь+, Лагардер, ТФ-1 и М-6) должны были взять на себя определенные обязательства и сохранить шансы соперничающих каналов, особенно при покупке прав трансляции. Капитал ТПС принадлежал ТФ-1, М-6 и группе Лагардера. В результате сделки, объединившей две спутниковые платформы, Лагардер становится вторым акционером (после «Вивенди») новой структуры «Каналь+Франс», которая будет иметь около 10 млн абонентов.

Высказавшись за конкуренцию в распределении абонентов между Каналь+ и тематическими сетями, особенно цифрового телевидения. Высший аудиовизуальный совет не пошел в атаку на фактическую монополию Каналь+ в платном телевидении, чтобы не нарушить систему финансирования французского кино, которое во многом зависит от торгового оборота закодированного канала.

Для группы «Вивенди-Юниверсал» телевидение стало стратегическим направлением, как и мобильная телефония, музыка, когда конвергенция Интернета, телефона, телевидения, о чем так мечтал Ж.-М. Месье, начала реализовываться.

Теперь соперники «Вивенди» остаются на втором плане. Лагардер, имея несколько тематических каналов, так и не сумел стать во главе крупного канала общей информации. ТФ-1 (группа Буига), собирая треть телевизионной аудитории, остается основным игроком на внутреннем рынке и рассматривается как региональный игрок в рамках Европы и не может соперничать с мировыми гигантами. А Каналь+ остается основной движущей силой «французской культурной исключительности». Усиление его позиций позволит сохранить уникальную модель финансирования национальной кинематографии.

Каналь+ внес много новшеств в телевизионную практику: неоднократный показ в течение недели в разное время новых кинофиль- [4]

мов, регулярные прямые трансляции футбольных матчей Премьер- лиги и Лиги чемпионов и других эксклюзивных соревнований. Имидж каналу создали и многие оригинальные программы («Тупицы» — фр. “Les Nuis”, «Куклы» — фр. “Les Guignols de Г info”), а также телеведущие Жан-Люк Делярю, Изабелль Жиордано, Пьер След, М.-О. Фожь- ель, Э. Шеи.

  • [1] Mermet Gerard. Francoscopie 2007. Paris, 2007. P. 397.
  • [2] Le Figaro. 02.02.2007.
  • [3] Liberation. 13.12.2006.
  • [4] Ьс Мопс1е. 5 )апчег 2007.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >