Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Радиовещание и телевидение Франции.

Раздел второй ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Глава 5 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ ФРАНЦИИ

5.1. Возникновение и развитие французского телевидения (начало XX в. — 1958 г.)

Попытки передачи изображения на расстояние предпринимались изобретателями еще в XIX в. Серьезные исследования во Франции развернулись уже в XX в., когда несколько коллективов ученых начали работать над проблемой передачи изображения. В 1926 г. во Франции было получено изображение на катодном экране, а уже в 1931 г. Рене Бартелеми осуществил первую передачу изображения в системе 30 линий. Начиная с декабря 1932 г. с помощью передатчика, установленного на улице Гренель в Эколь сюперьер д’элек- трисите (Высшая школа электротехники), он один час в неделю передавал экспериментальную программу Пари-Телевизьон. При поддержке Жоржа Мандела, министра почтовой связи, в апреле 1935 г. была создана студия, а па Эйфелевой башне была установлена передающая антенна.

В 1937 г. на Всемирной выставке уже можно было убедиться в высоком техническом качестве французского телевещания. Правительство объявило о создании национальной сети телевидения. С весны 1939 г. антенны, установленные на Эйфелевой башне, в течение 15 часов в неделю распространяли программы, полученные из студий на улице Гренель. В это время во Франции насчитывалось всего несколько сотен телеприемников, большинство из которых было установлено в общественных местах. С началом Второй мировой войны вещание прекратилось[1].

В Париже телевещание возобновила немецкая администрация в апреле 1943 г. Передачи принимались несколькими десятками телевизоров, установленных в госпиталях и домах отдыха для оккупационных сил. В мае 1944 г. вещание осуществлялось 14 часов в день. Участвуя в подготовке и реализации этих передач, французские режиссеры и технические работники могли приобрести полезный опыт.

Со времени своего зарождения телевидение, как и радио, было подчинено государственной монополии на вещание. Эту систему оправдывали необходимостью распределения частот, чтобы избежать помех. После окончания Второй мировой войны все европейские страны подтвердили монополию общественного телевидения, финансируемого за счет абонентской платы. Но эта монополия иногда нарушалась: в Великобритании частным структурам был предоставлен второй канал в 1954 г. Во Франции монополия просуществовала долго, хотя в реальности ее обошли периферические радиостанции и ограниченно приграничные Теле-Люксембург и Теле-Монте-Карло.

В послевоенный период во Франции велись дебаты по поводу модели телевидения: должно ли оно пойти по пути американского телевидения и стать коммерческим или оно должно быть общественной службой. Франция без особых колебаний приняла последнюю модель. Решающую роль в этом сыграло мнение де Голля. Ален Пейрефит, занимавший пост министра внутренних дел при де Голле, в своих воспоминаниях приводит следующее высказывание де Голля по поводу внедрения рыночных принципов: «Рынок — это хорошо, он заставляет людей действовать, он награждает лучших, он подталкивает к стремлению обогнать других. Но одновременно он создает и несправедливость, устанавливает монополию, часто способствует обманщикам, нечестным предпринимателям. Не будьте слепыми по отношению к рынку. Не нужно думать, что он отрегулирует сам все проблемы. Рынок все же не выше нации и государства. Государство, нация не должны слепо следовать требованиям рынка, а возвышаться над ним»1.

После установления государственной монополии на вещание на территории Франции существовавшие до Второй мировой войны коммерческие радиостанции уже не могли выходить в эфир. Таким образом, телевидение создавалось и развивалось в течение сорока лет в режиме государственной монополии.

Ордонансами от 23 октября и 30 декабря 1944 г. и 23 мая 1945 г. устанавливалась монополия на вещание организации Французское радиовещание (РДФ, а с 1949 г. Французское радио-телевещание — РТФ). Оиа напрямую контролировалась государством, во главе ее стоял генеральный директор, назначаемый правительством[2] [3]. С самого начала функционирования все общественное телевидение в Европе финансировалось за счет абонентской платы. Абонентская плата была введена во Франции в 1933 г., чтобы обеспечить финансирование государственного радиовещания. Впоследствии она стала и источником финансирования общественного телевидения. После Второй мировой войны она была установлена во Франции в виде своеобразного налога для владельца телевизора. Телевидение и радио имели общий бюджет и одни и те же институты управления. Предприятия, которые производили аппаратуру, устремились на новый рынок и стали выпускать как передающую аппаратуру, так и радио- и телеприемники.

Начиная с марта 1945 г. из студии, расположенной на улице Коньяк- Жей, велись эпизодические экспериментальные передачи. С октября 1947 г. они стали регулярными по 12 часов в неделю. А 30 июня 1949 г. в газете «Моид» под рекламой радиоигры «Инколябль» (фр. Les Incollables) на Радио-Люксембург появилось объявление: «В среду 29 июня французские телезрители откроют для себя первую телевизионную газету». Но только с октября 1949 г. постоянно стала выходить 15-ми- нутная информационная вечерняя программа (телегазета), она выходила в 21 час. Средств для ее производства было недостаточно. Только в 1953 г. после успешной трансляции коронации королевы Великобритании парламент согласился выделить кредиты, позволившие приобрести профессионализм информационной программе и стать «большой мессой» в 20 часов. Ее первым ведущим был двадцатилетний Пьер Сабаг.

Прогресс был медленным из-за недостаточного финансирования, только с 1953 г. телевидение получило свой, отдельный от радио, бюджет, по очень скудный, не позволявший активно развивать инфраструктуры. Из-за малого количества телевизоров до конца 1950-х гг. охват аудитории был невелик[4], но объем вещания увеличился до 20 часов в неделю в 1950 г., до 34 часов — в 1953 г. и до 50 часов — в 1959 г. Первые передатчики в провинции были установлены в Лилле в 1951 г., в Страсбурге в 1953 г. В начале 1950-х гг. только 10% французов могли принимать телевизионные передачи.

Почти при отсутствии средств в эти годы под руководством Жана д’Арси создавались программы высокого качества. Начавшийся в 1949 г. выпуск новостей сначала передавался три раза в неделю, в октябре стал ежедневным, а в ноябре выходил уже два раза в день. Развлекательные программы («Дорога к звездам» — фр. “La piste aux etoiles”, «36 свечей» — “36 Chandelles”, «Радость жизни» — “Lajoie de vivre”), игры («Телематч» — фр. “Telematch”, «Голова и ноги» — “La tete et les jambes”), передачи, посвященные культуре («Чтение для всех» — фр. “Lectures pour tous”, «Камера вскрывает время» — “La camera explore le temps”), театральные спектакли, серьезные документальные программы и информационные журналы создавали взвешенную сетку программ разнообразной телевизионной информации. Первый французский сериал «Путешествие по Франции двух детей» (фр. “Le tour de France par deux enfants”) К. Сантелли был снят в 1957 г. В этом же году были введены в действие студии Гомон, что значительно расширило возможности французского телевидения.

В 1950-1960 гг. во Франции наблюдается рост количества телевизоров: 1950 г. —3794; 1952 г. — 24 209; 1953 г. — 59 971; 1955 г.- 260 508; 1958 г, —988 594; 1960 г. — 1 900 000'.

За счет коллективного просмотра в кафе и телеклубах в сельской местности количество телезрителей увеличивалось. Как отмечают французские исследователи, в этот период, несмотря на отсутствие значительных средств, создавались программы высокого качества.

В 1957 г. уже 50% населения на одной трети территории было охвачено телевидением, в 1959 г. — 70%, а в 1965 — более 90%.

Тем не менее, по мнению одного из первых российских исследователей французского телевидения И.И. Сафонова, «состояние телевидения до конца 1950-х гг. не позволяет говорить о нем как о ведущем средстве информации... Лишь в конце 1950-х гг. о телевидении Франции можно было говорить как о социальном феномене»2.

  • [1] Albert P., Tudesq A.-J. Histoire de la Radio-Television. Paris, 1986. P. 65-66.
  • [2] Jeanneney J.-N. L’echo du Siecle. Dictionnaire historique de la radio et de la televisionen France. Paris, 1999. P. 135.
  • [3] Albert P., Leteinturier Ch. Les medias dans le monde. Paris, 1999. P. 101.
  • [4] Albert P. Tudesq A.-J. Op. cit. P. 53.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы