РАДИО В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Переход к цифровым технологиям и мультимедиа

Несмотря на бурное развитие средств коммуникации, множество новых способов распространения информации, взрыв информационных технологий, привязанность французов к радио не ослабевает, как свидетельствуют исследования. Во Франции насчитывается 150 млн радиоприемников, т.е. в среднем 6 на семью.

Газета «Круа» в 2009 г. публикует статью «Французы и радио: вечная любовь», в которой приводит следующие данные: 42,5 млн французов (83%) в возрасте от 13 лет слушают радио ежедневно в среднем 3 часа в сутки; французы обращаются в среднем к 1,7 станции в течение недели или 3,7 — в течение трех недель. Около 50% слушают радио вне дома (21,5% — на работе, 20,8% — в дороге). Радио занимает первое место среди СМИ, к которым обращаются в Интернете: 70% пользователей слушают радио напрямую или пользуются скачиванием (подкаст). Первое место по аудитории занимает РТЛ — 12,7%, затем следуют НРЖ— 10,7%, Франс-Интер— 10,6%, Эроп-1 — 10%, Франс-Инфо — 9,1%'. Радио устанавливает ритм дня и позволяет испытать уникальное чувство «близости».

Радиовещание столкнулось с новыми вызовами в эпоху распространения цифровых технологий и мультимедиа, но эти технологии предоставляют и новые возможности. Будущее радио зависит от цифровых технологий, благодаря которым можно обеспечить полный охват территории страны, а также осуществить переход на одну частоту для прослушивания каждой радиостанции на всей территории Франции. Широкий план реформ позволит национальным сетям получить возможность покрывать почти всю территорию Франции и охватить почти все население.

Начиная с 1990-х гг. привычки прослушивания радио претерпели значительные изменения в связи с появлением утренних программ на телевидении и рождением мультимедиа. Новые СМИ принесли целый набор новых возможностей доступа к информации. И все же, как заявлял Пьер Элькабаш, бывший президент-генеральный директор Эроп-1, «радио является медиа, которое определяет философскую линию новостей дня»[1] [2].

Но новые средства доставки информации стали отбирать аудиторию у традиционных СМИ: радио, телевидения, прессы. Изменилась и манера прослушивания радио: теперь радио слушают не так, как слушали в 1950-е годы. «Поколение больших радиоприемников уступило место поколению транзисторов, а затем поколению «заппинга» (zapping). Слушатель переходит от одного средства информации к другому очень быстро», — пишут французские исследователи[3].

Хотя радио остается особым медиа, которое позволяет во время прослушивания заниматься другими делами, оно тоже пострадало от появления новых СМИ. Влияние их растет по мере распространения компьютеров и Интернета: с 2001 по 2005 г. число домовладений, имеющих новое оборудование, выросло с 33,4% до 46,7%. В это же время доступ к Интернету высокого разрешения получили 22,8% населения[4].

Теперь все общественные и коммерческие радиостанции имеют свои сайты в Интернете. К битве за радиоаудиторию прибавляются и радиослушатели — пользователи этих сайтов. Прослушивание радио в Интернете становится наряду с другими возможностями средством доступа к информации. Один из козырей этого нового способа заключается в возможности слушать радиопрограммы по своему выбору в удобное время. По данным исследований «Медиаметри», 82% молодежи слушают радио одновременно с использованием другого СМИ: Интернет (39%), чтение журнала (28%). Теперь радиослушатели в возрасте от 11 до 20 лет слушают музыку на разных носителях: портативный плейер (38%), телевидение (29%), Интернет (12%).

Ежегодные исследования, проводимые по заказу газеты «Круа», также свидетельствуют о том, что аудитория аудиовизуальных СМИ находится в движении и постоянно меняется. По данным социологического опроса 2004 г., слушатели с высшим образованием использовали больше Интернет, чем радио, как источник информации. Чтобы знать различные точки зрения, аудитория в равной мере использует теперь Интернет и радио (25%), которых опережает телевидение (34%) и пресса (30%)'. Эти цифры показывают, как быстро новые технологии могут изменить традиционное равновесие в потреблении информации.

Спутники, Интернет, мобильная телефония позволяют получать информацию в реальном времени. Эта непрерывная информация становится феноменом глобализации. Но постоянный доступ к информации, и это показала война в Заливе 1991 г., может стать и источником дезинформации и пропаганды.

В техническом плане радио постепенно теряет свою специфику — мобильность. Его конкурентами становятся Интернет, телевидение, эфирное цифровое вещание па мобильные телефоны[5] [6]. Тем не менее радио, особенно общественное, сохраняет высокое доверие публики: Франс-Инфо и Франс-Интер в ежегодных опросах для «Круа» занимают первое место по доверию к информации среди радиостанций.

Но есть область, в которой, как пишет «Монд», «радио не испытывает никаких проблем в сравнении с телевидением, — это политическая информация... Политика остается достоянием крупных радиостанций общего интереса, которые интерпретируют этот широкий спектр информации в различных жанрах и формах: хроники, интервью, беседы, дебаты»[7]. Политические передачи не спешат менять свои формы. Основные новшества идут от политиков, которые становятся «настоящими профессионалами коммуникации, они хорошо знают радиостанции, их программы, их аудиторию».

Оценивая информацию, предоставляемую французскими СМИ, французы по степени доверия традиционно ставят радио на первое место; в 2006 г.: радио доверяли — 54%, прессе — 48%, телевидению — 44 % (www.lepoint.fr).

Исследование Круа-ТНС-Софрес, проведенное 7-8 февраля 2007 г., подтверждает доверие французов к радио: число опрошенных, доверяющих информации, услышанной по радио, выросло на 3%, теперь 57% опрошенных полагают, что события происходили действительно так, как это СМИ (радио) представляло; пресса на втором месте (49%), опережая телевидение (46%); Интернет, который появился в этих исследованиях впервые в 2005 г., получил доверие 31% (24% в 2006 г.)1. Результаты опроса, опубликованные в газете «Круа» 20 января 2010 г., подтверждают тенденцию роста доверия к радио (60%), на втором месте стоит пресса (55%), затем телевидение (48%) и Интернет (35%).

В декабре 2007 г. министр культуры Франции Кристина Альбанель издает приказ, определяющий норму цифрового радиовещания[8] [9]. Цифровое вещание позволит повысить качество звука и увеличить количество услуг и предложений. Оборудованное экраном такое радио дает возможность показать, например, конверт диска, список названий, информацию о погоде, состояние на дорогах. Эта новая технология дает возможность свободной навигации радиослушателю, который может прервать прослушивание, возвратиться назад, снова прослушать программу. Слушатель не должен будет искать свою частоту во время путешествия, потому что название станции появится на его экране. Эта новая технология будет адаптирована ко всем носителям (авторадио, портативный плейр, мобильный телефон). Но чтобы всем этим воспользоваться, нужно обновить всю аппаратуру.

Переход па эфирное цифровое телевизионное вещание (фр. TNT) можно осуществлять постепенно от одного региона к другому, потому что не требуется менять телевизор, достаточно приобрести декодер. Для тех же, кто желает иметь цифровое радио, необходимо менять радиоприемник. Производители новых радиоприемников, чтобы начать массовое производство, должны иметь достаточный рынок потребителей, а цифровые радиоприемники должны быть доступны везде одновременно[10].

Благодаря мультимедиа большинство общественных и коммерческих радиостанций могут размещать на разных носителях свои специально созданные программы. Можно было бы предположить, что эти программы станут прямыми конкурентами традиционного радио. Но это не так: аудитория уже существующих радиостанций не претерпевает заметного снижения, а новые программы расширяют тематические предложения. Например, Радио-Франс-Мюлтимедья запускает радиостанцию, посвященную книге, затем спорту. На базе архивов Франс-Кюльтюр в 2004 г. стала выходить программа «Дороги знаний» (ежедневно в 12 часов), позволяющая слушать лекции самых крупных высших учебных заведений, а также круглосуточная «Пути творчества», открывающая кулисы всех видов искусства.

Запуск цифрового эфирного радиовещания (Радио нюмерик тэр- рэстр, РНТ — фр. Radio numerique terrestre, RNT) предусмотрен в 2009 г. Горячей темой был выбор нормы вещания. Правительство остановилось на норме T-DMB (англ. Digital Multimedia Broadcasting). Ассоциативные радиостанции предпочитают норму DAB+ (англ. Digital Audio Broadcasting). Мощное Объединение радиостанций цифрового вещания (фр. Groupement pour la radio numerique, GRN), состоящее из крупных групп (Радио-Франс, РТЛ, НРЖ, Лагардер) и представляющее 97% аудитории радиослушателей, настаивает на норме T-DMB.

С 1 октября 2008 г. в Высший аудиовизуальный совет стали поступать заявки кандидатов на частоты цифрового радиовещания. Сначала цифровые радиостанции смогут охватить 30% населения. Необходима покупка нового приемника. Так как в среднем в домовладении насчитывается 6 радиоприемников, понятно, что переходный период сосуществования аналогового и цифрового вещания может затянуться надолго.

В это время группы радиовещателей должны нести двойные расходы на распространение аналогового и цифрового сигнала, не имея возможности собрать больше рекламных доходов. Объединение радиостанций цифрового вещания обратилось к правительству с просьбой о предоставлении кредита на запуск цифрового вещания. Кроме того, встал вопрос об отмене регламентации местной рекламы и о неизбежном обновлении радиоприемников, хотя никакой даты прекращения аналогового радиовещания не определено.

  • [1] La Croix. 26.03.2009.
  • [2] Le Monde. 10.10.2003.
  • [3] Cavelier P. Morel-Maroger O. La Radio. Paris, 2005. P. 61.
  • [4] Ibid. P. 62.
  • [5] Ibid. Р. 88.
  • [6] Ibid. Р. 89.
  • [7] Le Monde. 10.10.2003.
  • [8] La Croix. 23.04.2008.
  • [9] La Croix. 07.12.2007.
  • [10] Le Monde. 28.04.2007.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >