Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Методы и технология выпускного квалификационного исследования (язык, литература)

2.4.2. Литературно-художественная коммуникация в лингвориторической парадигме

Литературно-художественная (ЛХ) коммуникация рассматривается с концептуальных позиций лингвориторики как суперсфера в составе мегасферы полиэтносоциокультурно-образовательного пространства, в рамках которой репрезентирована и осуществляет автокоммуникацию коллективная языковая личность продуцента и реципиента различных типов ЛХ дискурса, принадлежащая тому или иному этносоциуму. В результате комплексного ЛР моделирования процесс и продукт ЛХ коммуникации как особого «семиотического организма», или «семиорга» [Розин 2001], предстают в качестве объекта ЛР анализа в целом ряде ипостасей. Им соответствуют следующие аспекты рассмотрения онтологии и сущностных признаков дискурсивных процессов ЛХ коммуникации:

1. Отечественная ЛХ коммуникация на русском языке предстает как особая дискурсивная суперсфера в составе мегасферы российского полиэт- носоциокультурно-образовательного пространства в целом, наряду с собственно социокультурной (дискурс масс-медиа, РЫ, рекламный, психолого-прагматический и т.п.) и гносеологически ориентированной (научный, религиозный, эзотерический виды дискурса) суперсферами. Рассматриваемая в таком ракурсе, с учетом общепризнанного статуса художественной литературы как «человековедения», ЛХ коммуникация воплощает и демонстрирует реальное выполнение всех функций языка, конкретизированных на материале художественно-эстетически ценного, нравственно от- кристаллизованного и этически ответственного, социокультурно значимого текстового массива, образующего систему дискурс-ансамблей, которые, в свою очередь, состоят из подсистем частных дискурс-практик в рамках данной идиоэтнокультурной традиции.

Речь идет, во-первых, о базовых языковых функциях - когнитивной, коммуникативной, эмоционально-экспрессивной, которые выступают в ЛР парадигме как ипостаси трансцендентной риторической функции [Общая риторика 1986], в нашей концепции - лингвориторической. Соответственно трем названным функциям ранжируются такие риторически релевантные виды языковых трансформаций, или метабол, в литературном дискурс-тексте, как металогизмы, метасемемы, метатаксисис, метаплазмы.

Во-вторых, на первый план выдвигается аккумулирующая (или кумулятивная) функция языка, текста, дискурса, литературного произведения, ЛХ коммуникации в целом, ответственная за передачу культурноисторического опыта новым поколениям и непрерывное поступательное развитие в образно-художественном ключе речемыслительной деятельности феноменов национальной идеи, духа народа, национальной ментальности и этнокультурной специфики менталитета.

В-третьих, в конкретике дискурсивно-текстового воплощения актуализируются в объемном пространстве ЛХ коммуникативной суперсферы все остальные функции языка, которые также распределяются в соответствии с тремя базовыми как их более частные проявления: конструктивная (проявление когнитивной функции, наряду с кумулятивной); 2) фатическая, апеллятивная, когортативная, конативная (проявления коммуникативной функции); 3) волюнтативная, эстетическая, суггестивная, магическая (проявления эмоционально-экспрессивной функции).

Семиорг ЛХ коммуникации детерминирует в том числе духовнонравственное воспитание и развитие личности, общества, этноса, государства, реализуя такие функции, как проективно-мировоззренческая и педагогические (обучающая, воспитывающая, развивающая, самопроектиро- вочная), а также развивает креативный потенциал указанных разноуровневых субъектов ЛХ коммуникации в сфере речемыслительной культуры, обеспечивая преемственность культурно-исторического развития этносо- циума в динамике смены поколений с учетом константы исторически выработанного ЛР идеала.

2. ЛХ коммуникация рассматривается в филогенетическом аспекте1 - в ее базово-фундаментальной, «мифолорной» части. Термин «мифолорный» [Волкова 2013] объединяет два понятия: мифы и фольклор. В ЛР парадигме подвергнуты категориальной разработке терминологические сочетания «мифолорная дискурсия», «мифолорный дискурс» и производные. Мифо- лорная дискурсия предстает как предтеча индивидуально-авторского ЛХ творчества; это масштабный в силу его соотнесенности с целым этносом, мифологически-фольклорный дискурс-ансамбль, т.е. совокупность частных жанровых мифологических и фольклорных дискурс-практик как продуктов творческого речемыслительного процесса коллективной языковой личности этноса.

о

  • 3. ЛХ коммуникация осмысляется в онтогенетическом аспекте - как конгломерат индивидуальных дискурсивных практик, т.е. идиодискурсов каждого писателя - прозаика, поэта - как литературной личности. [1]
  • 2
  • 4. ЛХ коммуникация в указанной ипостаси (пункт 3) получает новое качество, будучи объективированной в ситуации установления тоталитарной государственности как жесткого принципа моделирования и конструирования полиэтносоциокультурно-образовательного пространства в данный исторический период. При этом художественные идиодискурсы отдельных языковых и литературных личностей подвергаются жесткой идеологической цензуре, значительной нивелировке, в том числе путем ла- кунизации (метод купюр) и приобретают общие типологические черты в плане внешней по отношению к искусству необходимости образного воплощения правящей идеологии. Так, например, в советскую эпоху доминантой художественно-идеологического дискурса в его аспекте языковедческого коррелята термина «литература социалистического реализма» стали марксистко-ленинская идеология и принцип партийности литературы.
  • 5. ЛХ коммуникация, осмысляемая в системе философских категорий «единичное, общее и особенное», рассматривается также как гигантская совокупность дискурс-ансамблей, каждый из которых представляет собой текстовой массив, речемыслительный продукт обобщенного продуцента - «совокупной жанрово-страшной языковой и литературной личности».
  • 6. ЛХ коммуникация предстает также в своей психологически- изнаночной части, с позиций «другой стороны медали», под которыми мы понимаем восприятие реципиентом текстов - продуктов автокоммуникации литературной личности (диалог писателя с самим собой, размышления по поводу художественной литературы и творческого процесса). Это различные аспекты ЛХ коммуникации, осмысляемые самой языковой, литературной личностью писателя в ходе рефлексии, объективно имеющей ЛР природу, как над искусством слова в целом (метапоэтический дискурс), так и над собственным речемыслительным процессом и его результатами (ав- тометапоэтический дискурс).

На основе представленной выше дифференциации и конкретики ЛР анализа, рассмотренной в ряде исследований представителей Сочинской ЛР школы, правомерно сделать выводы о следующих этапах и закономерностях развития дискурсивных процессов ЛХ коммуникации с позиций ЛР парадигмы в аспектах формирования семантики возможных миров и онтологии исторической динамики речемыслительной деятельности языковой личности продуцента и реципиента:

  • 1. Формирование и развитие продуцента художественного дискурса, а также филогенез самой ЛХ коммуникативной суперсферы в рамках глобального лингвориторико-герменевтического круга (в неразрывности дихотомии позиций продуцента и реципиента, строящего вторичный дис- курс-интерпретанту) происходит в русле дифференциации коллективной языковой личности этноса (мифолорная дискурсия, фольклорный дискурс) на индивидуальные языковые и литературные личности, при этом генерируется авторский литературно-художественный дискурс.
  • 2. Такую разновидность последнего, как художественноидеологический дискурс, можно квалифицировать как определенный откат назад, в эпоху нивелировки индивидуальных особенностей речемыслительного творчества, т.к. он является государственно ангажированным инструментом создания системы новых мифологем на базе идеологем, господствующих в тоталитарном обществе - ср. феномен советской литературы, продуцентом которой является советская языковая и литературная личность.
  • 3. Со временем, в результате формирования того или иного дискурсивного пласта как дискурс-ансамбля индивидуальных дискурс-практик в рамках того или иного рода, вида литературы, а также отдельного жанра, на следующем уровне абстрагирования можно выделить совокупную жан- рово-стратную языковую и литературную личность.
  • 4. На втором и третьем этапах филогенеза ЛХ коммуникативной суперсферы в рамках данной этнокультуры языковая и литературная личность рефлексирует, продуцируя метапоэтический и автометапоэтический типы дискурса. Отметим, что зачатки этого явления для первой, мифолорной стадии развития ЛХ коммуникации можно усмотреть в тех единицах паре- мического фонда, которые фиксируют «правила для говорящего» и «правила для слушающего», однако в аспектах именно сказителя, рассказчика, а также слушателя художественного произведения.
  • 5. В качестве технически-вспомогательного, сопровождающего ЛХ коммуникацию дискурсивного пласта на базе первичного дискурс-текста - собственно художественного - формируется вторичный филологический дискурс, включая литературно-критический. Это научно- интерпретативный тип дискурса, в котором профессиональная языковая личность того или иного рационально-аналитического типа (ученый- филолог, литературный критик, преподаватель филологических дисциплин, учитель словесности) строит рецептивный дискурс-интерпретанту. При этом сквозь призму художественной ткани анализируемого текста реконструируются - эксплицитно или имплицитно, т.е. без употребления используемых нами терминов - интегральную ЛР компетенцию и другие уровни структуры литературной личности как особого типа профессиональной языковой личности, а именно эмоционально-синтезирующего (писатель).

Выделим проблему синергетического взаимодействия речевых форм поэзии и прозы. В ЛР парадигме они позиционируются как репрезентации двух разных типов идеоречецикла, а значит, принципиально различных стратегий речемыслительной деятельности в художественно-целостном пространстве, или ЛР континууме, одного дискурс-текста. Данная проблема исследуется на материале форм художественного текста и дискурса смешанного типа (белый стих, вольный стих, верлибр, рифмованная проза, ритмическая проза, стихотворение в прозе) [Беляева 2011].

Таким образом, суперсфера ЛХ коммуникации в своей ипостаси «язык художественной литературы» выполняет средствами образного моделирования семантики возможных миров такие языковые функции, как: лингвориторическая (трансцендентная функция); когнитивная, эмоциональноэкспрессивная, коммуникативная (базовые функции); аккумулятивная, апеллятивная, суггестивная, магическая, волюнтативная, конативная и др. (производные функции); проективно-мировоззренческая и педагогические (обучающая, воспитывающая, развивающая, самопроектировочная) функции. Указанные функции актуализируются при рассмотрении - с учетом принципов ЛР исследования ЛХ коммуникации - онтологии и сущностных признаков, этапов и закономерностей образующих ее дискурсивных процессов в их становлении, развитии и взаимодействии.

  • [1] Филогенез (от гр. phyle- род, племя + -genes) - процесс развития органическогомира в целом или отдельных его форм с момента возникновения жизни [Булыко2004: 742]; здесь: процесс исторического развития литературно-художественныхформ, создаваемой коллективной языковой личностью этноса с момента их возникновения.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы