Развитие культуры межнациональных отношений будущих педагогов на основе компетентностного подхода

Для решения обозначенной задачи мы сочли необходимым определить совокупность педагогических условий развития культуры межнациональных отношений студентов и, если возникнут, условия, ограничивающие требования. В первую очередь мы выявили представления студентов о проблемах межнациональных отношений в вузе, а также попытались определить коэффициент межнациональной толерантности, другими словами, параметры начального состояния межнациональных отношений, отраженные в ходе анкетирования, автобиографического интервью и контент-анализа письменных работ студентов. Следующим педагогическим условием являются параметры конечного состояния знаний, общения и взаимодействия студентов, рассматриваемых нами в качестве субъектов межнациональных отношений. Обществу, которое характеризуется напряженными, а порой и трагическими событиями в сфере межнациональных отношений, нужны педагоги, обладающие высокой культурой межнациональных отношений, к тому же подготовленные к работе в многонациональных дошкольных образовательных учреждениях. Параметры конечного состояния развития культуры межнациональных отношений, то есть степень сформированности компетенций (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных) студента педагогического вуза, во многом зависят от направленности его будущей педагогической деятельности.

В современной педагогической науке феномен компетентностного подхода рассматривается исследователями в зависимости от периода проведения исследования, от принадлежности к научной школе, от содержания образовательных стандартов. В результате меняются названия и содержание компетенций, меняются позиции авторов. Превалирующий формальный подход затрудняет определение содержания компетенций и, соответственно, методику их формирования. Пока мы наблюдаем своего рода попытки систематизировать и классифицировать компетенции по степени направленности на сферу деятельности - социальную и профес- 200

сиональную. Прежняя разноголосица в наименованиях компетенций, разночтение их направленности (на себя, на обучающегося или на общество), специфика области их применения задают различное содержание и понимание этого феномена. И, разумеется, это усложняет работу по реализации компетентностного подхода.

В своем исследовании мы расширили компетентностную модель выпускника бакалавриата, включив в нее разработанные нами дополнительные компетенции, связанные с этнокультурными потребностями народов Республики Башкортостан и Российской Федерации:

  • - освоение высокой степени культуры межнациональных отношений наряду с полноценным, комфортным, творческим и профессиональным саморазвитием личности (ОК);
  • - умение дистанцироваться от авто-, гетеростереотипов в восприятии людей разных национальностей и опираться на общечеловеческие ценности во взаимоотношениях с детьми и коллегами (ОПК);
  • - способность студентов организовать образовательную деятельность (педагогическую и социально-культурную) с уважением и признанием культурных различий окружающих (ПК).

Насколько они будут актуальными в вузах других регионов страны - покажет время. Компетентность современного педагога предполагает владение совокупностью культурных моделей поведения, принадлежащих представителям разных национальностей; уважение ценностей и традиций как собственной, так и другой национальной культуры; проявление патриотических и гражданских чувств, соблюдение и отстаивание прав человека; гуманное поведение и многое другое. Все это свидетельствует о возможности освоения будущими педагогами культуры межнациональных отношений в процессе профессионального становления личности.

Что включает содержание компетенций будущего педагога многонационального дошкольного образовательного учреждения?

Знания студентов должны содержать информацию о национальной психологии окружающих, о национальном характере, национальном менталитете, национальных стереотипах, социально-культурных особенностях народов мира, России, а также Республики Башкортостан. Студент должен знать научную терминологию, научные исследования по национальной проблематике, федеральные и региональные нормативные документы, обосновывающие деятельность национальных и многонациональных ДОУ, федеральные и региональные программы дошкольного образования. Студент должен уметь анализировать современное состояние межнациональных проблем в обществе, проводить исследования в области реализации традиционных и современных моделей воспитания дошкольников, объяснять и решать проблемные педагогические ситуации, связанные с национальными отношениями, конструировать межличностное взаимодействие, несмотря на расовую и национальную принадлежность. Будущий педагог должен также владеть навыками межкультурной коммуникации, участвовать в совместной творческой деятельности, несмотря на культурные различия, уважать эти культурные различия, иметь чувство ответственности за последствия своих профессионально-педагогических решений, быть готовым к воспитанию у дошкольников основ межнациональной толерантности.

Рассмотрим выделенные нами профессиональные компетенции, необходимые студенту для предстоящей педагогической деятельности в многонациональном дошкольном образовательном учреждении более подробно. Педагогу дошкольного образования необходимо знать следующие цели и задачи воспитания толерантного сознания у детей: государст- венный(ые) язык(и) общения (русский) и родной язык (башкирский, татарский, украинский, чувашский и др.) детей в детском саду (группе) в зависимости от социально-этнического состава; специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; научно-педагогическую и методическую литературу по педагогике и психологии национальных отношений; историю и воспитательные традиции народов, представленных в социально-этнической среде; особенности национального характера, культурных нормативов поведения.

Педагогу многонационального дошкольного образовательного учреждения также необходимы следующие умения: аналитические; конструктивные; организаторские; коммуникативные; профессиональные специальные в сфере фольклора народов, представленных в группе. Выделяя профессиональные умения студентов, мы опирались на подход Н.В. Кузьминой к определению структуры педагогических способностей [183]. Педагогические способности, по мнению Н.В. Кузьминой, являются врожденными, как бы интуитивными, основанными на чувствах, умения же являются приобретенными качествами, даже специальные. Развивая эту мысль, добавим, что в идеале каждый педагог, особенно педагог дошкольного учреждения, имеет определенные педагогические способности, но при целенаправленной подготовке будущего педагога в условиях вуза на первое место выходят получаемые студентом знания о предмете изучения, наличие педагогических способностей при этом не отрицается.

Содержание выделенных нами умений студентов апробировано на практике - в работе многонациональных дошкольных учреждений, где они показали свою эффективность при организации образовательной деятельности дошкольников.

Аналитические умения: умение анализировать состояние межнациональных отношений в мире, обществе, в студенческой группе и в группе дошкольников; анализировать проявление национального характера дошкольников; анализировать нравственный потенциал национальной культуры, истории, традиций.

Конструктивные умения: умение планировать и определять цели и задачи образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении с учетом социально-этнической среды дошкольников; разрабатывать содержание, формы и методы работы с детьми из семей переселенцев; корректировать методы воспитания у дошкольников межнациональной толерантности с учетом изменений социально-этнической среды; рассматривать культурное разнообразие группы не как проблему, а как возможность обогащения знаний детей о мире; разработать стратегию личного противостояния предубеждениям.

Организаторские умения: умение организовать различные виды образовательной деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную) на основе соблюдения прав ребенка; педагогически варьировать содержание занятий с дошкольниками с учетом социально-этнического состава детей; создать условия адаптации дошкольников в инонациональной среде (в общении, познавательной и игровой деятельности); организовать собственное мультикультурное образование.

Коммуникативные умения: уметь направлять дискуссии о культурных различиях к поиску положительных путей коммуникации; избегать характеристик национальных авто- и гетеростереотипов в общении; владеть основным категориально-понятийным аппаратом педагогики и психологии национальных отношений, знать его содержание; создавать в педагогическом коллективе атмосферу толерантности к мультикуль- турному окружению; находить совместные способы решения межнациональных проблем, обмениваться положительным опытом в этой сфере.

Специальные умения: уметь применять малые жанры фольклора в зависимости от педагогических ситуаций (желательно на родном языке детей); эмоционально рассказывать легенды, сказки, инсценировать их, по мере возможности раскрывая общечеловеческое содержание; выразительно и образно исполнять народные песни, частушки, играть на народных инструментах, научить детей петь народные песни, исполнять народные танцы, играть в народные игры и др.; уметь организовать развивающую предметную среду группы с учетом социально-этнического состава детей; делать различные поделки в национальном стиле, научить детей использовать национальные стилевые особенности в изобразительной деятельности.

Особенность дошкольных учреждений Республики Башкортостан заключается в том, что большинство из них находятся в сельской местности, в местах компактного проживания башкир, татар, чувашей и др. Соответственно, и социально-этнический состав детской группы в большинстве своем однороден, но при этом образовательная деятельность осуществляется на основе двуязычия. Анализ деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, где детей одной национальности большинство, показал, что воспитатели, работающие в этом детском саду, должны владеть особыми профессиональными качествами и компетенциями.

Мы неоднократно предлагали руководству Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы организовать специальную подготовку педагогов дошкольных образовательных учреждений, функционирующих в местах компактного проживания башкир, татар, чувашей и др., но руководство не принимало и не принимает никаких мер для решения этой важнейшей задачи образовательной политики нашей республики. В настоящее время дошкольные образовательные учреждения, функционирующие в местах компактного проживания башкир, татар, чувашей в Республике Башкортостан, комплектуются, как правило, выпускниками филологических факультетов (башкирский и татарский языки) БГПУ им. М. Акмуллы, БГУ и др., а также двуязычными педагогами - представителями данной национальной группы, знающими родной язык на бытовом уровне, некомпетентными в области методики обучения детей родному языку. Отсюда и низкое качество дошкольного образования в сельских дошкольных образовательных учреждениях, функционирующих в районах компактного проживания национальных групп (чувашей, мордвы, марийцев, немцев и др.). Это отражается на низком качестве школьного образования и результатах Единого государственного экзамена.

Источниковой базой развития культуры межнациональных отношений студентов педагогического вуза являются в основном дисциплины вариативного компонента Федерального государственного образовательного стандарта по педагогическим специальностям [353]. Конкретные виды профессиональной деятельности определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками и объединениями работодателей. Мы разработали примерный перечень знаний, умений, навыков и компетенций педагога многонационального дошкольного учреждения (см. табл. 18).

Таблица 18

Перечень знаний и умений педагогов ДОУ, функционирующих в районах компактного проживания национальных групп

Воспитатель

многонациональной группы

Знания:

  • - государственного языка;
  • - культуры, истории и традиций народов, представленных в группе;
  • - этнопсихологии и этнопедагогики народов, представленных в группе;
  • - современных культурных моделей взаимодействия детей

Умения:

  • - аналитические;
  • - проектировочные;
  • - организаторские;
  • - специальные - в сфере национальных культур (фольклора), представленных в группе

Навыки:

  • - владение технологиями профессионального саморазвития в сфере актуальных проблем мультикультурного образования;
  • - навыки коммуникации на родном (родных) языке детей;
  • - проектирование образовательной деятельности с учетом культурных различий детей

Компетенции:

  • - высокая степень культуры межнациональных отношений наряду с полноценным, комфортным, творческим и профессиональным саморазвитием личности (ОК);
  • - умение дистанцироваться от авто-, гетеростереотипов в восприятии людей разных национальностей и опираться на общечеловеческие ценности во взаимоотношениях с детьми и коллегами (ОПК);
  • - способность студентов организовать образовательную деятельность (педагогическую и социально-культурную) с уважением и признанием культурных различий окружающих (ПК)

В содержание общекультурных компетенций Федерального государственного образовательного стандарта включена способность осознавать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничеста (ОК-3 ФГОС ВПО - 2011). Одним из демократических направлений модернизации высшего профессионального образования, безусловно, является разделение учебных циклов на базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. В связи с тем, что вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин, то она позволяет получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. Задолго до появления новых стандартов отделом специального педагогического образования Министерства образования Российской Федерации 26 апреля 2004 г. было направлено письмо в педагогические вузы субъектов РФ, в котором было сказано, что в содержание вузовского (вариативного. - Авт.) компонента ГОС ВПО должны быть включены следующие дисциплины: «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Использование современных технологий в учебном процессе», «Современные средства оценивания результатов обучения», - расширяющие предметные границы национально- регионального компонента.

В связи с тем, что подготовка специалистов для многонациональных дошкольных образовательных учреждений городов и районов Республики Башкортостан в местах компактного проживания различных национальностей в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы практически не осуществлялась, мы попытались частично реализовать эту задачу через содержание дисциплин вариативной части учебного плана.

Раскроем потенциальные возможности развития культуры межнациональных отношений студентов на примере дисциплин вариативной части ФГОС ВПО - 2011, отраженных в структурно-функциональной модели развития культуры межнациональных отношений студенческой молодежи. Эти дисциплины способствовали развитию культуры межнациональных отношений и подготовке студентов к формированию основ толерантного сознания у дошкольников. Эти задачи углубляют и уточняют общекультурные компетенции и профессиональные компетенции, представленные в ФГОС ВПО - 2011: «способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества» (ОК-3); «готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям» (ОК-14); «готов к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами» (ПК-6); «способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности» (ПК-10).

Например, содержание дисциплины вариативной части учебного плана «Педагогика толерантности» направлено на формирование толерантных установок (убеждений) студентов, а также на их подготовку по воспитанию основ толерантного сознания у дошкольников в ДОУ.

Цель дисциплины заключается в выработке у студентов толерантного отношения к окружающим, прежде всего к детям.

Задачи дисциплины направлены на изучение студентами научных исследований и методических разработок по педагогике толерантности, знакомство с современной практикой реализации педагогики толерантности, формирование у студентов представлений о своеобразии человеческой индивидуальности, умение организовать образовательную деятельность дошкольников на основе идей толерантности.

Тематика лекций и семинаров: воспитание и толерантность, образование и толерантность, консультирование по проблемам толерантности, перспективы изучения толерантности в педагогике и психологии, толерантность и психическое здоровье, религия как основа для формирования толерантности, менталитет народа и ограничения в толерантности, обучение толерантности в системе образования России, толерантность и детство, алгоритм формирования основ толерантного сознания у дошкольников.

Мы становимся свидетелями того, как идеи толерантности проникают во все сферы жизни людей. Современный педагог должен быть информирован в области решения этой проблемы и профессионально подготовлен к ее решению на практике. Содержание лекционных занятий по данной дисциплине отражает состояние изученности идей толерантности в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Практические занятия направлены на формирование практикоориентированных компетенций студентов по воспитанию у детей основ толерантного сознания. Толерантность традиционно рассматривается отечественными исследователями как межнациональная или межэтническая категория, а в жизненной практике мы встречаемся с различными видами толерантности, и именно это обстоятельство позволило нам выйти за рамки общепринятого подхода. Любовь к детям, к близким, сострадание и желание прийти на помощь, уважение к различиям - эти исконно народные, общечеловеческие нравственные ценности утрачиваются. К сожалению, мы все чаще встречаемся с фактами жестокого обращения с детьми, как здоровыми, так и инвалидами, женщинами, стариками, бездомными и др.

Как должен поступить педагог? Каковы его действия при обнаружении этих фактов? Студент должен быть готов реагировать на эти факты и принимать правильное профессиональное решение. На выработку этих умений и нацелен данный курс.

Во время лекционных и практических занятий, а также самостоятельной работы мы знакомили студентов с исследованиями отечественных и зарубежных ученых по педагогике толерантности, с современными программами и проектами по воспитанию толерантности, технологиями реализации идей педагогики толерантности. Студенты сравнивали содержание понятия «толерантность» в различных авторских трактовках, изучали мнения экспертов, занимающихся этой проблемой, Декларацию принципов толерантности, принятую Комитетом ЮНЕСКО при ООН 16 ноября 1995 г. В результате изучения курса «Педагогика толерантности», а также других дисциплин, связанных с этой областью, студенты ознакомились с особенностями управления педагогическим процессом в многонациональной группе дошкольников на основе педагогики толерантности. Учитывая рекомендации современных отечественных и зарубежных ученых, подготовились к процессу воспитания детей в духе толерантности. 16 ноября каждого года в вузах и в ДОУ отмечают Международный день толерантности. В процессе изучения курса студенты овладели навыками толерантного поведения по отношению к однокурсникам - будущим коллегам, предупреждения и мирного разрешения межличностных проблем.

Рассмотрим понятие толерантности и сферы его проявления более подробно. Толерантность является обязательным и ключевым условием для реализации прав человека и обеспечения мира. В философском энциклопедическом словаре дается следующее определение толерантности. Это терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции; способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды [360].

Американский исследователь проблемы толерантности Престон Кинг предлагает рассмотреть толерантность от обратного, начиная с определения нетерпимости. Кинг говорит, что нетерпимость можно интерпретировать как неприязнь к объекту в сочетании с негативным действием против него [73, с. 17]. Рассмотрим антипод толерантности - ин- толерантность, или нетерпимость. Нетерпимость - это симптом потенциальной угрозы обществу со стороны такой жизненно опасной социальной болезни, как насилие. По определению, данному в философском энициклопедическом словаре, интолерантность - нетерпимость, противоположность - терпимость, толерантность, интолерантный - нетерпимый [360, с. 184]. Но этого, конечно, недостаточно для современного определения интолерантности. Г.Т. Тавадов в числе антиподов национальной толерантности называет ксенофобию, национальную неприязнь, нетерпимость, когда любой атрибут инонациональной культуры поведения или даже внешнего облика чужеземца или соседа, принадлежащего к другому этносу, вызывает раздражение [328, с. 517]. Он также отмечает, что существуют народы, характеры которых не сходятся, они отторгаются друг от друга, несовместимы. Поэтому ученый не рекомендует их представителей брать на работу в малые коллективы, члены которых находятся в постоянных контактах.

П. Кинг предлагает следующую технологию взаимоотношений, направленную на устранение нетерпимости:

I уровень - отсрочка негативной реакции, сдерживание неприязни;

II уровень - замена негативной реакции на более позитивную (готовность к пониманию, сотрудничеству).

Психолог Кеннет Кларк, подчеркивая нравственную суть проблемы, составил список практических рекомендаций учителям школ. Приведем некоторые из них:

  • 1) следует помочь детям понять истинное значение демократии, начиная с младших классов;
  • 2) нужно обеспечить защиту детей от издевательств и бойкотирования; помочь им понять, что, подавляя и унижая кого-то, невозможно оставаться вместе; издевательство и бойкот - это ранний опыт нетерпимости, с которым дети сталкиваются в школе, и это явление распротра- нено гораздо больше, чем нам хотелось бы;
  • 3) детям надо помочь в восприятии и осознании социальных ценностей, которые выражались бы не на словах, а в их поведении, позитивном отклике на нужды и борьбу по преодолению трудностей своих одноклассников;
  • 4) необходимо оказать детям помощь в понимании важности сочувствия и уважения; их нужно поощрять в стремлении помочь одноклассникам, испытывающим трудности в учебе, менее способным и менее удачливым. Наконец, детям нужно оказывать всякое содействие в восприятии ценностей, ассоциируемых с толерантностью в более широком понимании и границах [73]. Социальные ценности в виде «социальной прививки» он предлагает формировать с детского сада; воспитывать у детей сочувствие и уважение, вырабатывать у них умение противостоять злу, насилию - психическому, физическому, эмоциональному и др. Какими бы амбициозными ни были его идеи, они все-таки осуществимы. Кто будет их осуществлять? Проводниками идей толерантности сегодня могут быть студенты педагогических вузов - будущие педагоги, так как они молоды и у них нет прежнего опыта нетерпимости, характерного для тоталитарной эпохи.

Педагоги и другие граждане могут и должны научиться распознавать ранние симптомы надвигающейся волны насилия, проявления нетерпимости и предпринимать предупреждающие меры. Часто, особенно в молодежной среде, используются оскорбительные и бранные выражения, демонстрируются вызывающее поведение, насмешки, оскорбления, предубеждения, дискриминация, остракизм, раздражение, запугивание и жестокость. Ориентации педагогики толерантности - достоинство человека через признание человеческих прав, социальная справедливость через укрепление демократии, мир через поддержку сотрудничества и общества без насилия.

В своем исследовании мы стремились к тому, чтобы студенты восприняли цели и задачи толерантности в области дошкольного образования и научились их достигать. Это воспитание детей и юных граждан в духе искренности и понимания по отношению к другим людям, их культуре и истории, к особенностям их человеческой природы; умение доводить до сознания детей важность отказа от насилия и мирного решения спорных вопросов; прививать детям альтруизм, открытость и уважение к другим людям, чувство всеобщего единства и солидарности, основанных на гарантированных свободе и безопасности личности, на понимании каждым, что существует множество вариантов человеческого бытия в самых разных социальных и культурных аспектах.

Студенты анализировали и сравнивали подходы отечественных и зарубежных ученых к проблеме толерантности, изучали материалы программы Министерства образования Российской Федерации «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», различные образовательные программы по педагогике толерантности. То, что эта проблема приобрела в наше время первостепенное значение, можно рассматривать как очень печальный, но не безнадежный факт. Это свидетельствует о необходимости привития толерантности, а также о понимании того, что существует проблема нетерпимости и недостаточной терпимости. В мировой практике все активнее проявляется насилие, расизм, ксенофобия, агрессивный национализм и нарушение прав человека, всплеск терроризма во всех его формах и разновидностях, явления, которые угрожают консолидации мира и демократии как в национальных рамках, так и в глобальном масштабе. Именно эти негативные тенденции заставляют правительства всех стран активно реагировать на возникшую проблему с помощью образовательной политики, разрабатываемой специально для борьбы с ними или их ослабления.

Раскроем формы и методы реализации педагогики толерантности в образовательном процессе вуза. Толерантность, по нашему мнению, является ключевым принципом гуманистической педагогики начиная с времен Аристотеля, положившего основу ее основному правилу: (не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Для реализации этого принципа необходимо создать педагогические условия. Сексуальное, физическое, возрастное, гендерное, психологическое и другие виды насилия над детьми можно предупредить, подготовив ребенка к защите и реализации своих прав и собственной безопасности. Подготовить к этому необходимо и педагога, компетентного в социальной, педагогической и правовой сфере этого вопроса.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины основывалось на педагогическом наследии великих педагогов-гуманистов, а также на современных исследованиях по изучению данной проблемы. Это работы Аристотеля, Сократа, Дж. Харрингтона, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.С. Виноградова, Я. Корчака, Мартина Лютера, а также В.А. Сухомлин- ского, Г.Н. Волкова, В.А. Ситарова, В.Г. Маралова, Г.Д. Дмитриева и др. Изучается программа по формированию способностей к ненасильственному взаимоотношению у детей дошкольного возраста «Ненасилие» [209], Концепция развития поликультурного образования в РФ (2011).

Материально-техническое обеспечение дисциплины включало просмотр видеофильмов «Осторожно, дети!», а также материалов, собранных нами в ходе научно-педагогических экспедиций в Австралию и Финляндию. Мы работали со студентами в сети Интернет с целью поиска материалов по проблемам воспитания толерантности на различных сайтах ДОУ в других городах России, а также на зарубежных порталах (конференции, семинары, шеЬ-страницы отечественных и зарубежных ученых и др.).

Методические указания по организации изучения дисциплины студентами содержали перечень примерных заданий: составить вопросник для педагогов и родителей по проблеме толерантности; изучить нормативно-правовые документы по защите прав человека; разработать проект «Занятие с дошкольниками по толерантности» для участия во Всероссийском конкурсе, организованном редакцией «Учительской газеты», «Урок толерантности»; изучить религиозные источники с точки зрения толерантности и сделать краткие выписки из Библии, Корана, Торы и др.; проанализировать «Библию для детей», «Ислам для малышей» с точки зрения воспитания толерантности; проанализировать и сравнить подходы ученых Республики Башкортостан к реализации идей толерантности, найти общее и особенное. Формы контроля осуществлялись как на аудиторных занятиях, так и на педагогической практике. Проектируя социально-педагогические условия развития культуры межнациональных отношений студентов, мы встречались с трудностями материально-технического характера, связанного с ограничением в финансировании педагогического вуза, с ограниченными временными ресурсами изучения дисциплины, с консервативностью и неспособностью некоторой части преподавателей переходить на чтение курса новой, но актуальной дисциплины.

Мы согласны с замечаниями Ю.С. Васильева и других о том, что реальный учебный процесс стремится к результатам идеального, но в конкретных условиях только может обеспечить некоторое приближение [60]. В результате неоднократной апробации данной дисциплины мы убедились в обоснованности этой фразы, так как цели и задачи дисциплины действительно являют собой идеальный конструкт, но не надо забывать, что кроме влияния преподавателя существует ряд других факторов, также влияющих на формирование мировоззрения студентов. Тем не менее групповые дискуссии, дебриффинги, индивидуальные консультации, а также формы контроля продемонстрировали нам более высокий уровень нравственных суждений, сформированность идей толерантности, правовую компетентность студентов, прошедших курс обучения по данной дисциплине. Кроме целенаправленного процесса обучения и воспитания на развитие культуры межнациональных отношений студентов влияют такие факторы, как семья, группа, улица, СМИ. Их называют «стихийными факторами», «агентами социализации (первичные и вторичные)», то есть люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К агентам первичной социализации относятся семья, студенческая группа, преподаватели, к агентам вторичной социализации - администрация университета, государство, СМИ. Содержание влияния каждого фактора на развитие культуры межнациональных отношений настолько сложно и противоречиво, что требует специального изучения. Мы кратко рассмотрим факторы, выделенные студентами в анкетах как наиболее значимые для них, а также с которыми мы сталкивались в ходе нашего исследования.

Семья является малой социальной группой, «агентом первичной социализации», члены ее связаны брачными или родственными узами. Социальная функция семьи заключается в том, чтобы подготовить молодого человека к активному взаимодействию с мультикультурной средой, именно с этой функцией семьи связана ее собственная национальная принадлежность. Мы выделили два типа семьи по культурной принадлежности - монокультурная и мультикультурная (смешанная). Тип монокультурной семьи характеризуется культурной или национальной однородностью всех членов семьи. Мультикультурная семья (многие исследователи ее называют смешанной) требует более внимательного рассмотрения. Впервые мы обратили внимание на особенности мультикуль- турной семьи, изучая социально-этническую среду детей дошкольного возраста еще в начале 1995 г. Результаты исследования были опубликованы в пособии для воспитателя дошкольного учреждения «Этика межнационального общения детей в поликультурной группе». Наблюдая за детьми из мультикультурных семей, мы зафиксировали, что эти дети более коммуникабельны, подвижны, активны. В русско-татарских, русско- башкирских семьях языком общения был русский язык (79 %), только в 21 % семей присутствовало двуязычие. Исследования показали, что в татарско-башкирских семьях, где мать ребенка - татарка по национальности, а отец - башкир, говорят в основном на русском языке, естественно, и ребенок говорит тоже на одном языке - русском. Проблема воспитания детей в смешанных семьях пока не стала объектом специального научного исследования, несмотря на то, что является весьма актуальной.

Студенческая группа также является «агентом вторичной социализации» и малой социальной группой, члены которой объединены общими целями и объединяющей деятельностью. В процессе работы с монокультурными группами студентов мы выяснили, что некоторые параметры в монокультурных группах студентов имеют более низкие характеристики, чем в мультикультурных группах. Рассмотрим некоторые из них - это социальная активность, открытость обществу, успеваемость. Мы заметили, что в монокультурных группах в условиях некоторой изоляции у студентов проявляется социальная активность, но возникает противопоставление своей национальной группы другой («Мы» и «Они»). Автономность режима обучения студентов монокультурной группы не дала высоких ожидаемых результатов. Причина заключается, на наш взгляд, в следующем: студенты монокультурных (национальных) групп, обучавшиеся до поступления в университет в сельских школах (а их в Республике Башкортостан большинство) и в педагогических колледжах малых городов, имеют более слабую общеобразовательную и профессиональную подготовку. Дифференцированное (сегрегационное) обучение в монокультурной группе не позволяет им более интенсивно обмениваться информацией с другими студентами, обучавшимися в городских школах в условиях, более насыщенных информационно.

Проанализировав качество успеваемости студентов в монокультурных и мультикультурных группах, мы обратили внимание на то, что уровень успеваемости в монокультурных группах ниже, чем в мультикультурных, и этот факт заставил нас задуматься еще раз о преимуществах и проблемах дифференцированного обучения (сегрегации) студентов по национальному признаку.

Динамика успеваемости студентов

Рис. 5. Динамика успеваемости студентов

Мы выяснили, что на первом и втором курсах национальные группы опережали многонациональные группы в уровне знаний, но начиная с третьего курса в национальных группах стали ухудшаться показатели (см. рис. 5). Мы связываем этот феномен с несколькими причинами: узконаправленное общение с менее информированной студенческой группой - в основном с выходцами из села, увеличение дисциплин предметной подготовки, методик дошкольного образования, имеющих сложности в специализированной терминологии; участие студентов в педагогической практике на базе многонациональных дошкольных учреждений, где они столкнулись с аналогичными проблемами.

Мы предлагаем перенести акценты с формальной стороны организации образовательного процесса на содержательную.

Вариант 1. Уменьшить автономию режима обучения в монокультурных группах или организовать обучение студентов на основе двуязычия. Если эти группы уже существуют, организовать изучение некоторых дисциплин совместно со студентами из мультикультурных групп. Рекомендуем включить в цикл предметов вариативного компонента

ФГОС ВПО методику обучения дошкольников родному языку, создать все необходимые условия для студентов, желающих изучать свою национальную культуру, родной язык и историю.

Вариант 2. В регионах компактного проживания этносов монокультурные группы обучения - сложившаяся реальность (национальный детский сад, национальная школа и др.), исходя из этого, содержание обучения в них рекомендуем строить на основе мультикультурализма. В мультикультурных группах студентов (а таких групп большинство) предлагаем работать также с учетом принципа мультикультурализма: «Группа - одна, а культур и субкультур в ней - много, и все равно интересны и все необходимы в образовании». Преподавание специальных дисциплин в монокультурной группе студентов при необходимости можно вести на двух языках - русском и языке группы, с которой предстоит работать студенту. Будущая педагогическая деятельность в дошкольных учреждениях в сельских районах, где компактно проживают люди одной национальности, требует от воспитателей умение организовать воспитательную работу на родном языке детей. Студенты неоднократно выражали желание изучать методики дошкольного образования на родном языке детей, ссылаясь на трудности, с которыми они сталкивались на практике, особенно в сельских дошкольных образовательных учреждениях. Но возникают трудности в обеспечении процесса обучения двуязычными квалифицированными педагогическими кадрами.

Вариант 3. Наши наблюдения показали, что двуязычие чрезвычайно редко используется преподавателями дошкольных факультетов, кроме этого, отсутствуют учебные пособия, специализированные словари по различным методикам, программы мультикультурного образования студентов. Впервые в содержании учебного пособия, разработанного на основе ФГОС ВПО третьего поколения [115], изложен материал, полученный в результате исследования проблем дошкольного детства в по- ликультурном пространстве изменяющейся России, проводимого в течение 2008-2010 гг. на кафедре дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт- Петербург) при поддержке российского гуманитарного научного фонда (2013). В данном межрегиональном исследовании принимали участие дошкольные образовательные учреждения № 9, 165, 181, 182, 253 Орд- жоникидзевского района и ДОУ № 116 Демского района г. Уфы. Мы готовили студентов для работы и в монокультурной, и в мультикультур- ной группе дошкольников, для этого пересмотрели и подготовку преподавателей, и содержание основной образовательной программы подготовки студентов. Среди активных форм обучения, использованных нами для развития культуры межнациональных отношений у студентов, можно выделить тренинги успешного межкультурного взаимодействия. Разрабатывая тренинги толерантности, мы опирались на опыт Н.М. Лебедевой, известного специалиста в области этнической и кросс-культур- ной психологии, предлагавшей «создать и апробировать программы и методы социально-психологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия и методы этнопсихологической коррекции личности» [193, с. 16]. Мы неоднократно проводили тренинги по межкультурному взаимодействию в студенческий среде, например, тренинг «Переводчик», который способствовал мотивации к изучению студентами родного языка. Он был апробирован в работе со студентами моно-, мультикуль- турных групп на русском, башкирском, татарском, английском и немецком языках. Выбор языков, используемых в тренинге, зависел от социально-этнической среды студентов. Тренинг совместного достижения цели «Давай договоримся» продемонстрировал эффективность в установлении дружеских взаимоотношений в студенческой группе. А тренинг «Права человека» способствовал выработке у студентов умений предупреждения и решения конфликтов в детском и педагогическом коллективе, связанных с национальными вопросами.

Следующая дисциплина, разработанная и предложенная нами для вариативной части учебного плана, направлена на формирование способности понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3 ФГОС ВПО), готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14 ФГОС ВПО).

Влияние профессиональных знаний на формирование личностных убеждений рассмотрим на примере изучения курса «Мультикультурное образование». В начале исследования мы предоставили студентам возможность ознакомиться с традиционными моделями воспитания детей в различных культурах. После прослушанного курса студентам был задан вопрос «Что еще Вы хотели бы узнать по данной проблеме?». Приведем некоторые ответы студентов.

Ответы уфимских студентов:

  • 1. «Хотелось бы узнать о конкретных разработках по осуществлению воспитательно-образовательной и методической работы как с детьми, так и с родителями, с коллективом ДОУ»;
  • 2. «Для меня лично представляет интерес изучение самобытности культурных традиций других народов (кроме уже изученных башкирского, русского, татарского народов), хотелось бы больше услышать, узнать об их истории, корнях, традициях. А главное, увидеть все это наглядно (при помощи фотоснимков, открыток, альбомов и т. д.)»;
  • 3. «Быть в курсе осуществления программ по мультикультурному образованию. Узнать, как осуществляется мультикультурное образование в других странах (подробнее по каждой стране)»;
  • 4. «Хотелось бы, чтобы было увеличено количество часов, отведенных на спецкурс “Мультикультурное образование”, - для его более глубокого изучения, а также желательно, чтобы студентам давалось больше самостоятельных заданий поискового, творческого (исследовательского) характера»;
  • 5. «Мы считаем, что нам полезно было бы знать не только о русской, башкирской и татарской культуре, но и о том, как решаются вопросы воспитания и обучения детей в традиционных культурах других народов, населяющих нашу республику, а также народов, населяющих нашу планету».

Мы провели анализ письменных работ и пришли к выводу, что данный курс востребован студентами. Их вопросы стали основанием для дополнения и расширения программы данного курса.

Ответы московских студентов:

  • 1. «Хотелось бы, чтобы на этом спецкурсе разбирались вопросы практического характера, касающиеся работы этнических детских садов в России (опыт, практика работы, решение проблемных ситуаций)»;
  • 2. «Хотелось бы ознакомиться с программами по проблемам мулътикультурного образования, перечнем дошкольных учреждений, которые являются национальными учреждениями в России, в частности, в Москве»;
  • 3. «Хотелось бы узнать о системах этнокультурного образования в странах дальнего и ближнего зарубежья, ознакомиться с литературой последних 2-3 лет по данной проблеме»;
  • 4. «Я хотела бы узнать, как конкретно работать с ребенком другой национальности, так как у меня был на практике случай: в мою группу ходил ребенок японской национальности. Когда проходил прием пищи, ребенок не хотел есть запеканку, закрывал рот рукой и говорил при этом: “Яесть не буду, я не знаю, что это такое”»;
  • 5. «В книге по спецкурсу я прочитала о японских традициях (День мальчика, День девочки). Хотелось бы узнать больше о таких праздниках, в том числе о культурных традициях русского народа, а также о программах воспитания детей разных национальностей у нас в стране и за рубежом, о конкретных перспективах работы, связанной с этим вопросом (куда можно пойти работать в этой сфере)».

Ответы московских студентов также свидетельствуют о проявлении интереса к данной проблеме. Студенты выразили желание расширить географию изучения данного курса, так как национальная среда г. Москвы более разнообразна, чем в Уфе, и студенты более тесно контактируют с детьми из разных стран. Мы расширили содержание данного курса, дополнив лекции и семинарские занятия материалом, заинтересовавшим студентов, при этом учитывали, что педагогическая практика более динамична и непредсказуема, особенно динамична ее социально-этническая среда. Знания, полученные студентами, не только формируют у них представления о традиционной культуре воспитания детей, но и помогают осознать себя носителями одной или нескольких культур, самостоятельно развивать свою собственную культуру межнациональных отношений. Определяя и разрабатывая педагогические условия развития культуры межнациональных отношений студенческой молодежи, мы придерживались принципа перехода профессиональных знаний в личностно-значимые общечеловеческие убеждения. Процесс развития культуры межнациональных отношений студентов сопрягался с процессом усвоения знаний и умений, необходимых будущему педагогу для работы в дошкольном образовательном учреждении. Результаты применения активных форм обучения не только способствовали усвоению знаний об особенностях межкультурного взаимодействия, но и помогли студентам овладеть практическими навыками этого вида взаимодействия.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >