Этническая самоидентификация и национальное самоопределение.

Начиная с 1990-х годов мы наблюдаем возрождение как этнической самоидентификации, так и национального самоопределения. На практике этническая самоидентификация происходит посредством общего языка, культуры, традиций, истории и проявляется обычно в историко-культурной плоскости, а национальное самоопределение связано с политическим сознанием и направлено на устранение отличительных признаков, территориальных границ, на достижение политически выраженных национальных целей. В Российской Федерации, по данным переписи 2002 г., проживает 192 национальности, а по переписи 2010 г. - 193 национальности и зафиксировано 278 языков, и все они имеют право на обучение своих детей как на русском, так и на родном языке. Перед педагогами открываются небывалые перспективы и возможности для творческой работы.

Интеллектуализация межнациональных отношений.

Практика работы в многонациональных детских садах, в средней общеобразовательной школе № 1186 Юго-Восточного административного округа (далее - ЮВАО) г. Москвы с этнокультурным (татарским) компонентом, а также в национальных и многонациональных группах студентов педагогических вузов (г. Москвы и г. Уфы) показала, что педагогу (преподавателю), работающему в моно- и поликультурных группах обучающихся, недостаточно знать только один или два языка. Он должен быть достаточно хорошо осведомлен в вопросах истории, искусства, традиций всех народов, составляющих этническую среду обучающихся. Компетентно- стный подход к подготовке педагогов, представленный в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования 2011 г., соотносится с содержанием педагогической деятельности учителя школы и преподавателя вуза [353].

Общекультурные компетенции этого педагога выражаются в формировании способности понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3), готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважению и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).

Профессиональные компетенции заключаются в готовности к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ОК-6), в способности выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ОК-Ю).

Педагог должен владеть знаниями 2-3 языков, в достаточной степени знать историю, традиции народов, представленных в детской образовательной среде, знать достижения этнопедагогики и этнопсихологии и владеть специальными умениями в области фольклора. Перечень компетенций может быть дополнен в зависимости от социокультурных условий конкретной группы. Практика показала необходимость дополнительной профессиональной подготовки педагогов многонациональных дошкольных учреждений, компетентных в сфере межнациональных отношений. Они могли бы с наибольшей эффективностью решать межличностные проблемы, связанные с национальными вопросами, а также предупреждать их возникновение.

При изучении возрождения национального образования в татарской общине г. Москвы мы ознакомились с некоторыми особенностями в процессе обучения детей татарскому языку. Формирование и бытование татарского языка имеет свои территориальные особенности в разных регионах России. Специфика же заключается в том, что в татарском языке, бытующем в г. Москве, выделяется три диалекта: мишар, казанских татар, касимовских татар. Есть еще диалект астраханских татар, но он встречается редко. Национальный диалект татарского языка, например, мишарский, часто является для ребенка первым (родным) языком, с которым он встретился в жизни. Рано или поздно люди начинают осознавать значение родного языка и пытаются восполнить этот пробел различными способами (самообразованием, посещением курсов языка и др.). Бесписьменный характер диалектного языка относительно строго очерчивает круг его применения обиходно-бытовым общением среди односельчан, в кругу семьи. Учителя средней общеобразовательной школы № 1186 ЮВАО г. Москвы с этнокультурным (татарским) компонентом образования сами были носителями различных диалектов татарского языка (мишар, казанских татар) той местности, из которой приехали родители учащихся (Нижний Новгород, Тверь и др.).

Мы выделили следующие компетенции выпускника школы, проживающего в иноязычной культурной среде, связанные в основном с обучением родному языку. Они заключаются в следующем: знать все употребляемые слова и правильно произносить их; свободно общаться, понимая речь собеседника; читать уверенно, бегло, понимая весь смысл прочитанного, пересказывать содержание на русском и татарском языке; уметь писать употребляемые слова без ошибок, соблюдать правила орфографии; понимать значение оборотов речи, пословиц, поговорок; знать языковой состав этнических групп, населяющих город, иметь представление о генеалогических связях диалектов с местами происхождения; иметь элементарные представления о причинах возникновения этнических языковых диалектов, условиях их существования.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >