КАМПАНИИ ПО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ

Действительность такова, что, наряду с задачей выработки какой- либо позитивной идеи, периодически возникает необходимость нейтрализации (дискредитации, иной интерпретации, замены и пр.) идеи неприемлемой, социально вредной. Вот тогда и проводятся кампании по нейтрализации. При сходстве структурообразующих элементов таких кампаний с описанными выше гораздо большее значение здесь имеет смыслообразование (а скорее, переосмысливание уже вброшенных в пространство актуальных тезисов), а затем уже информационноконсультационные и образовательные мероприятия вокруг приемлемых смыслов, формирование вокруг них широкого поля сторонников.

Так, в 2000-х и 2010-х годах в России и каждом из ее регионов велись координируемые Национальным антитеррористическим комитетом коммуникационные кампании по противодействию терроризму и экстремизму. Основной их проблемой становился вовсе не недостаток умения применять организационные формы ведения кампании по нейтрализации, а слабое владение контраргументацией, т.е. за призывами «надо противодействовать» и «надо критиковать» часто отсутствовало глубокое знание содержательных тезисов оппонента вместе с положениями их актуальной трактовки.

Подчеркнем, что в начале кампании по нейтрализации ее участники должны быть вооружены четким терминологическим аппаратом. Вот как, например, описывала в 2008 г. «Новая газета» в статье «За умы и сердца террористов. Как в России и на Западе организована идеологическая борьба с потенциальными боевиками» лексические наработки Национального контртеррористического центра США:

«В США в этой сфере действует несколько структур. В разведывательном сообществе за борьбу с идеологией отвечает National Counterterrorism Center (NCTC), где это называется «стратегическими операциями против терроризма». Сотрудники именно этого центра в мае спустили директиву в посольства США, согласно которой дипломатам запрещается применять термин «исламские» или «мусульманские» по отношению к группировкам, связанным с «Аль-Каидой». Кроме того, террористов теперь нельзя называть «джихадистами» или «моджахедами». Вместо этого надо говорить «террорист» или «тоталитарист» (поскольку, по мнению NCTC, «Ать-Каида» стремится создать «глобальное тоталитарное государство»). Для описания идеологии «Ать-Каиды» следует использовать термин «такфиризм». Это известное только в кругах исламоведов понятие означает радикальное течение в исламе, которое позволяет считать мусульман с другой точкой зрения такфирами, т.с. неверными».

Что касается российских наработок, то на 4-й Международной конференции «Терроризм и электронные СМИ» в 2008 г. была создана экспертная группа для разработки международного глоссария по теме терроризма.

Продолжалась и ситуативно-прецедентная практика. Так, на состоявшемся после теракта выступлении на совещании в Дагестане 1 апреля 2010 г. тогдашний президент РФ Д. Медведев призвал журналистов очень аккуратно подходить к материалам, касающимся терроризма, и грамотно использовать терминологию на этот счет. СМИ, по его словам, «не должны вносить раскол в общество по вопросам борьбы с террором... Здесь, на Кавказе живут такие же наши люди, граждане России, а не выходцы с Северного Кавказа... Это не иностранная провинция, это наша страна».

Там же Д. Медведев призвал СМИ не называть террористов «шахидами». Слово «шахид» буквально переводится как «свидетель». Традиционно же шахидами называют погибших в бою при защите родины или при самообороне, а также жертв различных эпидемий.

Следующий за терминами этап кампании по нейтрализации — рекомендации по трактовке (опровержению) неприемлемых положений коммуникационной кампании оппонентов. Это может быть, например, подборка удачных трактовок из СМИ, которые рекомендуется использовать в качестве образцов. Вот как выглядит такая подборка на сайте библиотеки американского Института оценки и развития (The Evaluation and Development Institute) .

Преамбула к цитатам:

«За прошлые несколько десятилетий некоторые люди арабского происхождения, которые утверждали, что были мусульманами, совершили террористические акты против Соединенных Штатов. Эти факты плюс конфликты на Ближнем Востоке, СМИ, которые выдают террористов за мусульман, обращение с женщинами Талибана и история конфликта между христианами и мусульманами породили много мифов.

Самый опасный миф — что терроризм присущ исламу.

Другой миф — что мусульмане являются главным образом арабами.

Третий миф — что в исламском учении мужчинам разрешают нс уважать женщин. Четвертый миф — что исламское учение позволяет правительству вынуждать всех быть мусульманами».

Далее следуют собственно выдержки из СМИ, включая исламские интернет- сайты, содержащие группы тем с выверенными информационными акцентами:

Ислам и терроризм

«Ислам запрещает терроризм. Ислам запрещает мусульманину нападать на невинных граждан».

|Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:H/www.al-islam.com/ eEvcnt.asp#l.

«Ислам не поддерживает терроризм ни при каких обстоятельствах. Терроризм нс имеет ничего общего с принципами ислама. Если мусульманин участвует в терроризме, он не следует за исламом. Он может использовать определение Ислама для политической или финансовой выгоды».

USA Today. 30.09.2001. |Электронный рссурс|. — Режим доступа: http:// www.usatoday.com/news/world/islam.htm.

«Пророк Мухаммед говорил: “Нс убивай женщин и детей или мирного человека и не убивай стариков или верующих”».

«Самоубийство является haram (запретом) в исламе. Это запрещено, как смертный грех. И убийство — это haram. Значит, убийство человека равносильно самоубийству».

«Пророк также говорил, что есть люди, которые убивают от имени ислама и попадают в ад. А когда его спросили, почему он так говорит, то он ответил: “Потому что на самом деле они нс боролись за Бога”».

«Ислам является религией мира, любви и взаимоуважения. Ислам — это религия терпимости. Ислам является религией человеческой ценности и достоинства».

«“Джихад” является арабским словом, корнем которого является Jahada, что означает стремление к лучшему образу жизни. Джихад нельзя путать со священной войной. Ислам нс позволит последователям быть участниками священной войны. Ислам запрещает терроризм, похищение и налет. Кто бы ни совершал такие нарушения, считается убийцей в исламе и должен быть наказан исламским государством».

Исламский сервер USC MSA. |Элсктронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.usc.edu/schools/collcge/crcc/engagcmcnt/resources/texts/muslim/ref- crencc/glossary/term JlHAD.html.

Ислам и реактивное топливо как оружие

«В исламе запрещается сжигать в качестве наказания. Никто не может назвать это правильным. Это является грехом».

Исламский сервер USC MSA. |Элсктронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mcrcuryccnter.com/local/center/isl0916.htm.

Ислам и биологическая или химическая война

«Сказал Пророк Мухаммад: «Нс срубают имеющие фрукты деревья и нс отравляют источники Ваших врагов».

Исламский сервер USC MSA. |Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mcrcuryccntcr.com/local/center/isl0916.htm.

Ислам и арабы

«Большинство мусульман не является арабами. Лишь 12% мусульман — арабы».

Детройтская свободная пресса. |Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.frcep.com/jobspagc/arabs/arab7.html.

Ислам и женщины

«В исламском учении мужчин и женщин нужно уважать одинаково. Согласно мусульманскому закону, женщины всегда могли владеть имуществом, получать образование, принимать участие в жизни сообщества. Мужчин и женщин нужно уважать одинаково. Исламские правила для благопристойного платья относятся к женщинам и мужчинам одинаково».

USA Today. 30.09.2001. |Электронный рссурс|. — Режим доступа: http:// www.usatoday.com/news/world/islam.htm.

«В исламском мире, при зарождении ислама не было никаких ограничений или запретов к женщинам в получении знаний и образования. Было много ученых женщин в областях религии, литературы, музыки, образования и медицины».

«Ислам дал женщинам право на труд, право на приобретение и сохранение имущества. Женщины могут искать работу в сферах медицинского обслуживания, педагогики, в профессиях общественных и государственно-правовых. Эти права сохраняются до и после брака».

Афганистан Онлайн — Shorish-Shamley. |Электронный рссурс|. — Режим доступа: http://www.afghan-wcb.com/ai1icles/womcnrights.html.

Ислам и принуждение других к вере

«В исламском учении мусульманину не разрешают принуждать других к своей вере. Пусть не будет принуждения в религии».

«В Коране есть слова: “Нет никакого принуждения в религии” — Аль-Корана: Аль-Бакарах (2:256)».

Исламский сервер USC MSA. |Элсктронный ресурс]. — Режим доступа: http://www0.mercurycenter.com/local/centcr/isl09l6.htm.

Ислам и христианство

«Ислам учит уважать христианство. Мусульмане верят в Ветхий Завет Библии и в того же самого Бога, как христиане. Мусульмане полагают, что Иисус был Пророком Бога, но нс Сыном Бога».

USA Today. 30.09.2001. | Электронный ресурс|. — Режим доступа: http:// www.usatoday.com/news/world/islam.htm.

Ислам и иудаизм

«Ислам учит уважать иудаизм. Мусульмане поддерживают основные верования, прописанные в Торе и Коране. Мусульмане также принимают всех пророков иудаизма. Основное различие между евреями и мусульманами — то, что евреи не верят в пророков после еврейских пророков, включая Мухаммада и его учение».

USA Today. 30.09.2001. |Электронный рссурс|. — Режим доступа: http://

www.usatoday.com/riews/world/islam.htm.

Мусульмане против терроризма

«Терроризм больше не ислам, это все равно, что Ку-клус-клан в христианстве».

Makiya. |Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.theage.com.

На сайте также фиксировалось, что мусульмане против терроризма и просят, чтобы СМИ не использовали такие фразы, как «исламские фундаменталисты», «мусульманские террористы»; чтобы религиозная принадлежность нс была упомянута в материалах о террористических актах.

* * *

В коммуникационных кампаниях по нейтрализации специфический характер носит вопрос о спикерах. Здесь явно недостаточно участия одних «официальных лиц». И в этом смысле интересен опыт ближневосточных стран, в частности Королевства Саудовская Аравия. Так, выработанная к настоящему времени стратегия саудовских властей предполагает переориентацию тех богословов, которые склонны проповедовать экстремистскую идеологию: просветительские семинары и лекции проводятся с ними непосредственно в мечетях страны.

Чтобы воздействовать на сердца и совесть террористов, Республика Индонезия запустила программу, названную «дерадикализация» (deradicalization). Понимая, что действующие террористы не будут слушать среднестатистического мусульманина, к выполнению программы «deradicalization» привлекаются бывшие террористы. Они соглашаются участвовать в антитеррористической кампании в обмен на такие поощрения, как смягченные судебные приговоры или помощь их семьям.

Таких людей посылают в индонезийские тюрьмы как агентов влияния: в тюрьмах они убеждают террористов в том, что нападение на гражданских лиц является неприемлемым в исламе, показывают, что террор фактически отторгает их от действительной религии.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >