Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow История отечественного телевидения: Взгляд исследователей и практиков

Сохранение творческого наследия телевидения и фактов его истории — задача государственная

Великий Пушкин писал: «Уважение к минувшему — черта, отличающая образованность от дикости... Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, а пресмыкаются перед одним настоящим». Замечательная формулировка для понимания значения изучения, хранения истории отечественного телевидения и обращения к ней за опытом.

Коллекция Гостелерадиофонда — это не просто 1 млн 539 тыс. 232 единицы хранения. Это события, история, политика, культура России XX столетия — в звуке, на видео, кинопленке, в фотографиях.

Уникальное собрание аудио-, аудиовизуальных и фотодокументов! Одно из крупнейших в мире и единственное в Восточной Европе по объемам фондов. Это, между прочим, 4 тыс. игровых, художественных фильмов, 1120 телеспектаклей, более 2,5 тыс. мультяшек, более 3 тыс. произведений отечественных и зарубежных композиторов в исполнении мастеров музыкального искусства.

Если какой-нибудь канал решит построить свою программную политику только на материалах хранилища Гостелерадиофонда, то он будет круглосуточно вещать в течение 7 лет. Это немало! Вот почему партнеры телерадиофонда — все центральные каналы: и «Первый», и «Россия», и «Культура», и НТВ, и «ТВ Центр», и т.д. Все отечественные, частные, зарубежные телекомпании сотрудничают с фондом. Теперь вкратце о проблемах.

Гостелерадиофонд создан 12 апреля 1974 г. на базе отдела филь- мофонда Центрального телевидения и фонотеки Всесоюзного радио. Поэтому материалы, находящиеся на хранении в фонде, дают полное представление о технологиях и форматах, использовавшихся на протяжении последнего полувека отечественным телевидением и радиовещанием. Разные носители, разные форматы, разная техника. То есть чтобы прочитать и расшифровать ту или иную видеоленту, необходимо оборудование, работающее в «родном» формате. Оборудование, которое, кстати, уже нигде не выпускают.

Но самое тревожное в другом.

Все имеющиеся материалы записаны и зафиксированы в аналоговых форматах, технология которых устаревает бешеными темпами. На сегодняшний день более 50% фондовых материалов хранится свыше 40 лет, при том что срок хранения магнитной ленты колеблется от 10 до 25 лет в зависимости от типа носителя, а срок хранения кинопленки и видеоленты нормативно вообще не установлен.

Результаты обследования показывают, что почти 75% звукозаписей (а это, между прочим, около 400 тыс. музыкальных, литературнодраматических, детских и документальных произведений), записанных до 1980-х годов на триацетатцеллюлозной основе, имеют разложение основы разной степени. Признак уксусного синдрома — у 45 тыс. часов эфира. И это действительно уксус. Когда открываешь коробки, то пахнет уксусом. Значит, все — пленка готова умирать.

Причем в срочной перезаписи нуждаются практически все материалы, записанные в период 1940-1960-х годов, что составляет свыше 30 тыс. часов. В процессе длительного хранения кино- и видеоматериалов у более чем 35% фонда идет интенсивный необратимый процесс старения фотографического слоя, деструкция пленки, осыпание магнитного слоя и т.д. Словом, процесс разрушения носителей приобретает массовый и обвальный характер.

Казалось бы, нет просвета, и несколько лет мы не знали, что делать. Куда только не обращался! Честно говоря, рука писать устала. Мы, конечно, оцифровывали материал, проще говоря, «загоняли» его в Digital Betacam, но темпы были удручающими. При тех мощностях, которые мы имели, обработка звуковых материалов заняла бы более 100 лет, а видео — более 50. Вы понимаете, по сути, мы теряли архив, потому что Digital Betacam — это все-таки полуоригинал.

Помогло Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. С его помощью мы пробили финансирование и за два года по сути дела построили цифровой архив. Систему архивного хранения и управления медиаконтентом (Dalet) интегрировали с серверным оборудованием, что позволило сотрудникам Гостелерадиофонда получать доступ к материалам и работать с ними независимо от их местонахождения. Есть у нас профессиональный сканер для оцифровки кинопленки. В настоящее время ведется работа по созданию единой базы данных уже оцифрованных архивных материалов, которая будет унифицирована для работы в различных приложениях. Одновременно занимаемся вопросом закупки оборудования и программного обеспечения для цветокоррекции, восстановления и реставрации архивных материалов.

Так что же даст нам цифровой архив?

Во-первых, 40 тыс. аналоговых видеоматериалов оцифруем за 12 лет, 124 тыс. аналоговых звуковых материалов — за 30 лет. Уверен, что задачу по переводу всего отечественного контента на жесткие диски выполним раньше, тем более что благодаря Роспечати и Минкомс- вязи России мы вошли отдельной строчкой в Федеральную целевую программу по цифровизации вещания страны, и в ближайшее время, то есть в 12-15-е годы, мы построим новое хранилище и закупим много техники. Это поможет нам сберечь и сохранить то, что мы имеем.

И еще одна проблема.

С распадом структуры Гостелерадио СССР прекратилось активное комплектование фонда новыми материалами. С 1992-го года на государственное хранение перестали поступать материалы телевидения, с 1996-го — радиоматериалы. Сегодня пополнение происходит благодаря телематериалам, созданным на субсидии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Кроме того, в рамках проекта «Летопись телевидения и радио» Гостелерадиофонд вел съемку выдающихся работников телевидения и радио, деятелей искусства. Благодаря этому в нашей коллекции хранится 700 часов видеоинтервью с А. Юровским, Г. Шерговой, Н. Месяцевым, А. Лысенко, Г. Юшкя- вичусом, К. Анненковой, К. Марининой, М. Ульяновым, Ю. Соломиным, М. Захаровым, Т. Хренниковым, В. Розовым и др.

Ну и, конечно, у нас есть то, что удалось сохранить вопреки всему.

Небольшое отступление. В Гостелерадиофонде работают люди, отдавшие ему всю жизнь. Они сделали для сбережения коллекции больше, чем обязаны делать согласно должностной инструкции. Я вообще хочу сказать такую вещь: профессии теле- и радиоархивиста нигде не учат. Парадокс: журналист, работающий с микрофоном, может быть и полуграмотным, а вот человек, который расшифровывает то, что он сделал, должен быть всесторонне развитым и образованным.

Конкретный пример. У нас есть музредактор, который прослушает фонограмму — и скажет, что исполнено, кто исполнял и даже назовет дирижера. Это высший пилотаж, но этому не учат, это все практика. Мне кажется, что и Высшей школе телевидения надо обратить внимание на подготовку такого рода профессионалов.

Так вот, в 1970-е годы руководство Гостелерадио СССР издало ряд приказов, по которым надо было уничтожить телематериалы с участием музыкантов и артистов, уехавших за рубеж. Наши сотрудники, понимая ценность этих кадров для истории, на свой страх и риск сохранили исходные материалы с выступлениями таких мастеров, как Ростропович, Вишневская, Кондрашин, Годунов, Солженицын, Галич, Нуреев. Мондрус и т.д.

И сколько таких примеров нарушения правил! В августе 1991-го года видеозаписи событий путча и Чрезвычайного съезда народных депутатов редакторы фонда получили неофициально. Чтобы вывезти все это добро через усиленную охрану «Останкино», а там люди были в штатском, и в немалом количестве, на рулоны приходилось наклеивать новую маркировку, весьма безобидную: «Мультфильм “Пчелка Майя”». Недавно отмечали 20-летие путча, и все эти материалы буквально рвали из рук. А например, телекомпания «Дождь» вообще сверстала эфирный день так, каким его видели тогда, 19 августа.

И последнее. Федеральный закон № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», к сожалению, не работает. Поэтому можно констатировать тот удручающий факт, что за последние годы мы потеряли очень много передач, телефильмов, огромное количество звукозаписей. Трудно сказать, как это все хранится и где, хотя я знаю, что это зачастую очень плохо хранится либо тут же размагничивается. В телекомпаниях сохраняется в основном информация. Вот информация — да, а все остальное — так, на всякий случай. Ясно одно: все материалы должны храниться в Гостелерадиофонде. Этот пробел — почти двадцатилетний — очень большая потеря для России.

Но все-таки, я думаю, выход есть. В Минкомсвязи России создана комиссия, куда вошли и наши люди, и они обсуждают, что делать с этим обязательным экземпляром. И один вариант подсказал зарубежный опыт. Наши коллеги из Национального аудиовизуального института Франции при поддержке правительства закупили технику и записывают прямо с эфира 100 телеканалов, из которых 8 центральных, и 20 — радиоканалы. Круглосуточно. И у компаний никаких проблем, и государство владеет своим национальным достоянием. А мы пока живем как бы вне истории.

«Прошлое — проект будущего» — так говорил наш современник академик Д. С. Лихачев. История телевидения и радиовещания — это и история отечественной культуры, история нашей страны. Она не может быть полной, если нет музея телевидения и радио, нет энциклопедии, нет публичного собрания архивов...

10 лет существует Музей телевидения и радио в Интернете при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Как известно, без фондов музеев не бывает. За этот срок они существенно пополнились. Помощь в формировании фондов оказали Государственный архив РФ, Российский государственный архив кинофотофонодокументов, Гостелерадиофонд РФ, Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, ИТАР-ТАСС. Большая часть материалов, в том числе уникальных, поступает в музей от ветеранов телерадиовещания, тех, кто в течение многих лет работал в системе Гостелерадио СССР. На сегодняшний день ресурсы музея, который можно найти по адресу <'уми'ти5еит. ги>, включают более 20 тысяч страниц текста и около 1000 уникальных графических материалов. Музей располагает самым полным фотоархивом по теме истории ТВ и радио. Иногда мы получаем не отдельные фотографии, а целые фотоархивы, и размещаем их с пометкой «из архива...». Впрочем, и многочисленные текстовые материалы, размещенные на сайте, можно отнести к категории уникальных. Воспоминания, написанные для музея, мы не редактируем (опечатки или повторы — другое дело), и можно у разных авторов прочесть разное мнение об одних и тех же персонажах. То же можно сказать об оценках программ: один восторгается, другой — равнодушен...

Заложена основа медиаархива. Разделы музея — история, архивы, библиотека, персоналии — содержат исторические очерки о разных периодах становления отечественного телевидения, об основных направлениях вещания. Положено начало созданию «энциклопедии» работников телерадиовещания. Здесь опубликованы краткие биографические справки о тех, кто в разные годы работал режиссерами, редакторами, операторами, дикторами, звукорежиссерами, корреспондентами, обозревателями. Сейчас их более 700, а работали тысячи...

К сожалению, имена многих создателей и участников популярных прежде передач незаслуженно забыты. В этой связи актуальны слова А. С. Пушкина, сказанные им после гибели Грибоедова: «Написать его биографию было бы делом его друзей, но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов». Сегодня в «энциклопедии» несколько сотен статей, но есть твердая уверенность в том, что их будут тысячи. Немало любопытных фактов и страниц в истории телерадиовещания безвозвратно утеряны. Тем большую ценность приобретают представленные в музее частные архивы К. Н. Яворского, А. М. Рохлина, М. А. Марковой, А. И. Сальмана, В. В. Янчевского, М. Т. Григорьева, Г. И. Павлова, А. Г. Корешкова и др.

Особый интерес для посетителей музейного сайта представляет раздел «Семейные альбомы». Он привлекателен тем, что авторитетные, заслуженные работники ТВ и радиовещания, а также деятели науки и искусства, которые вели свои авторские программы, участвовали в передачах, запечатлены в кругу семьи, на отдыхе, с друзьями. Мы привыкли видеть их на телеэкране, на театральной сцене, на работе. Здесь же можно открыть для себя новый ракурс и чуть больше узнать об этих людях, энтузиастах своей профессии. И это не «постановочные» кадры, это факты жизни.

Можно «перелистать» «Семейные альбомы» Ю. В. Фокина, И. Л. Кириллова, В. Б. Герцика, К. Б. Марининой, Э. Н. Мамедова,

Э. М. Сагалаева, Г. М. Шерговой, М. А. Эскиной, В. Я. Ворошилова, М. А. Ульянова, Ю. А. Сенкевича, Ю. Б. Левитана, О. С. Высоцкой, И. Л. Андроникова, Н. Н. Дроздова, Н. П. Карцова, К. С. Кузакова, Ю. И. Визбора, А. И. Высторобиа, Г. А. Шевелева и др. Такие «Семейные альбомы» — уникальное собрание документов не только в сети Интернета.

У телевидения есть три главные задачи: информировать, развлекать и просвещать. В 1960-1980-х годах ТВ не забывало свою просветительскую функцию, оно много и интересно рассказывало о культуре и искусстве. Это направление было одной из доминант в силу того, что существовало четкое, ясное понимание важности приобщения слушателей и зрителей к высоким образцам художественного творчества в театре, изобразительном искусстве, поэзии. Были яркие передачи об истории, о литературе, театре, музыке, живописи, кинематографе. На экране выступали И. Л. Андроников, Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Ю. М. Лотман, В. Я. Лакшин, Д. Б. Кабалевский...

Раздел литературно-драматического вещания на сайте музея создан при поддержке гранта Президента РФ. Здесь собрано около 50 очерков о телевизионном театре, о вечерах поэзии, о циклах «Театр у микрофона», «Следствие ведут знатоки», «Кабачок “13 стульев”», о «Литературных вечерах», о программе «Вокруг смеха»...

В разделе «звездных» передач представлены «Театральные встречи», «Клуб кинопутешествий», «Кинопанорама», «Что? Где? Когда?», «В мире слов» и «В мире животных»...

Обязательно следует сказать о речи дикторов, ведущих, корреспондентов, участников передач. Когда-то их речь с телеэкрана, вслед за радио, была образцом русской речи для всех жителей нашей огромной страны. Музей считает своим долгом способствовать сохранению речевых традиций Ю. Левитана, О. Высоцкой, А. Задачина и других. О культуре речи рассказывают не только знаменитые дикторы радио, но и собранные в библиотеке публикации на эту тему.

Кстати, в разделе «Библиотека» размешено много интереснейших книг, брошюр и других материалов о телевидении и радио, приводится аннотированная библиография работ по различным направлениям телерадиовещания. Посетители могут прочитать книгу одного из первых исследователей телевидения В. С. Саппака «Телевидение и мы», книги известных «телевизионщиков» и профессоров С. А. Муратова, А. Я. Юровского, Р. А. Борецкого, В. В. Егорова, В. Л. Цвика, И. К. Беляева... Там же — книги Г. М. Шерговой, Л. А. Золотаревского, С. И. Аннапольской, Г. И. Зубкова...

Посещают различные разделы сайта, в том числе и Библиотеки Музея телевидения в Интернете, современные исследователи телевидения, студенты различных вузов, все те, кому интересна история телерадиовещания и страны. Интерес к материалам музея проявляют не только живущие в Российской Федерации. Среди посетителей — жители многих стран Европы, США, других государств. Постоянный рост посетителей сайта говорит о его востребованности.

И все же: почему в Интернете?

А потому, что нет помещения, где собиралось бы то, с чего все начиналось, и то, что сегодня на вооружении огромной армии «телевизионщиков» и «радийщиков».

На этом этапе музей собирает материалы до 1991 г., до момента ликвидации Центрального телевидения и Всесоюзного радио. К сожалению, это по масштабу не всесоюзный или всероссийский музей. За кадром остались пока телестудии союзных республик бывшего СССР, студии других городов, таких, например, как Ленинград, Пермь, Екатеринбург, Томск, Пятигорск, Тюмень, Киев, Минск... Конечно, следует собирать материалы телевидения после 1991 г., сегодняшнего телевидения, но это уже совсем другой уровень, другой масштаб, нужен больший коллектив, нужна другая техника, другое оснащение, чего пока нет.

Уходят из жизни ветераны, с ними уходят необыкновенно интересные и важные для истории телевидения воспоминания, фотоархивы, документы...

Архивы надо спасать, срочно собирать воспоминания. Не только ушедших ветеранов, но и тех, кто продолжает работать или находится на пенсии.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы