Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow История отечественного телевидения: Взгляд исследователей и практиков

«Белые пятна» в истории регионального телевидения

Четыре причины существования «белых пятен» в истории регионального телевидения

Региональное телевидение — явление парадоксальное. Оно открывает телевизионные таланты, на него возлагают надежды, говорят, только там осталась журналистика в чистом виде. В то же время регионы теряют лучшие кадры, лишь в столицах корреспонденты, ведущие, редакторы могут оттачивать свое мастерство и достойно зарабатывать, чтобы не уходить из профессии. С изучением истории регионального ТВ происходит тот же двойственный процесс. Интересный, многогранный и значимый пласт информации зачастую остается неисследованным.

Главное «белое пятно» состоит в отсутствии систематического изучения истории регионального телевидения. К примеру, эта тема была предметом научного интереса профессора кафедры средств массовых коммуникаций факультета филологии и журналистики Южного федерального университета В. В. Смирнова. Но из опубликованных существует лишь одна работа. Она называется «У истоков ростовского телевидения» и хронологически заканчивается 1960 годом[1]. Безусловно, история регионального телевидения в тех или иных аспектах рассматривается в курсовых и дипломных работах студентов, но они не дают целостной картины исторического процесса. Очевидно, что недостаток диссертаций по истории регионального ТВ объясняется в том числе и отсутствием источниковедческой базы. Для репрезентативной работы требуется большой массив данных. Но если нет исследований в исторической перспективе, то и продолжить их сложно. В итоге ученые выходят на более масштабный круг обобщений или анализируют особенности недавнего прошлого и современной работы. А исторический аспект вновь остается замкнутым в десяток абзацев.

Другая причина неизученности — в кажущейся стандартизованно- сти региональных каналов, прежде всего государственных телерадиокомпаний, вошедших в состав холдинга ВГТРК. Они создавались по единым стандартам, копировали технологии, уже апробированные федеральным центром. Классические методы, годами устоявшиеся жанры, на первый взгляд, не вызывают исследовательского интереса. Хотя каждая компания индивидуальна и вносит свои неповторимые особенности в единое телевизионное пространство[2].

Еще одна причина — сами телекомпании не пишут свою историю. В редких случаях они создают собственные музеи телевидения, снимают фильмы и печатают буклеты к памятным датам. В основном же ограничиваются коллекционированием дипломов с фестивалей. В исследовательских работах студентам приходится ставить ссылки на личные интервью и беседы с сотрудниками каналов — ветеранами телевидения, потому что информация не была аккумулирована и напечатана. Кроме того, телекомпании не всегда хранят видеоархивы, которые представляют несомненную историческую и научную ценность. К примеру, в ГТРК «ДОН-ТР» не было помещения, чтобы хранить архив, и многие материалы были сожжены. Сейчас хронология видеоархива новостных программ начинается с 2008 г.

Следующее препятствие — закрытость телекомпаний. Из-за отсутствия печатного архива и накопленной информации получить сведения стороннему человеку достаточно сложно. Также нет взаимосвязи между региональными телекомпаниями. Они работают без обмена опытом, без взаимной стажировки.

Решениями описываемой проблемы представляются следующие.

  • 1. Введение обязательного спецкурса «История регионального телевидения» на факультетах с прохождением обязательной летней практики. В рамках спецкурса студенты могли бы посещать региональные телекомпании, встречаться с ветеранами местного телевидения, собирать материал, который также пригодится и сотрудникам ведущей курс кафедры для постепенного накопления исторического наследования. В ходе летней практики студенты должны не ограничиваться областным центром, а выезжать в районы (по аналогии с фольклорной практикой на филологических отделениях). Например, в Ростовской области в настоящее время свою деятельность осуществляют 36 районных телекомпаний, коммерческих и муниципальных по форме собственности, которые работают в интересах жителей своих территорий («37-й канал» в г. Новочеркасске, телестудия «Пульс» в г. Азове, телекомпания «ВТВ» в Волгодонске, телерадиокомпания «Ника» в Гукове и т.д.). Формой контроля в таком случае может стать определенное количество записанных с сотрудниками телеканалов интервью, составленных хронологий, анализов трансформации жанров и т.д.
  • 2. Стимулирование аспирантов на защиту дисссертаций по региональному телевидению. «Белые пятна» в истории регионального телевидения могут привнести научную новизну и неоспоримую актуальность в исследования. Защитившиеся аспиранты в будущем станут авторами спецкурсов по истории местного ТВ.
  • 3. Изучение не только истории прошлого, но и новейшей истории. Один из способов — установление прочных связей кафедр телевидения с самим телевидением; использование телекомпаний в качестве творческих площадок вузов. Тогда процесс обучения студентов на практике превращается в занятия в телецентрах, а куратор курса, присутствующий на занятиях, потом описывает тенденции в своих публикациях.
  • 4. Организация всероссийской научно-практической конференции «Региональное телевидение: история и современное состояние». В ней могли бы принимать участие не только ученые, но и сами работники местных каналов, что позволило бы представить тему в масштабах страны, определить специфику и направления развития в регионах, обменяться опытом в сфере взаимодействия теории и практики. В перспективе конференция может стать масштабным телефестивалем регионального творчества.

  • [1] Смирнов В. В. У истоков ростовского телевидения //Донской временник. 2003.
  • [2] Ростовское областное телевидение отмечает 50-летний юбилей. Электронный ресурс. — Режим доступа: DONTR.ru.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы