Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow История отечественного телевидения: Взгляд исследователей и практиков

Часть 2. РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ

Парадигма развития регионального ТВ-вещания в начале XXI века (на примере Новгородского областного телевидения)

80 лет телевидения, вопреки ожиданию, не стати для широкой общественности поводом для празднования — за истекший без малого век культура телезрителя стала естественной и привычной, неотъемлемой частью повседневного бытия. По сути, как пишет А. Моль, основоположник теории «мозаичной культуры»: «[теперь] знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации»'. И первое место среди всех медиаресурсов занимает телевидение.

Телевидение как явление можно определить на языке физики. Впервые принцип передачи изображения на расстояние изложил в 1880 г. русский физик и биолог П. И. Бахметьев в докладе, прочитанном в Цюрихе (Швейцария) и позже напечатанном в российском научно-техническом журнале «Электричество». Истории известны и другие имена: португальца А. Пайве, американцев Ж. Кэри и В. Сойера, француза К. Сенлека. Концепция «развертки», предлагающая разворачивать рисунок на отдельные элементы, кодировать их электрическими сигналами и последовательно передавать, жива до сих пор. Вскоре появился преобразователь энергии и сам механизм развертки, который запатентован в 1884 г.[1] [2] Светочувствительный датчик был создан благодаря работам русского ученого А. Г. Столетова[3], открывшего явление фотоэффекта — эмиссии электронов под действием света. Да и, собственно, сам термин «телевидение» был предложен русским ученым К. Д. Перским на IV Всемирном электротехническом конгрессе 1900 г. в ходе доклада «Телевидение как электрическое кино»[4]. На этом, собственно, заканчивается предыстория телевидения.

1931 год считается точкой отсчета современного ТВ, поскольку именно тогда состоялась первая экспериментальная трансляция передач по системе малокадрового механического телевидения[5]. 1 октября 1931 г. из здания на Никольской улице в Москве передали первое изображение: телезрители увидели лицо работника лаборатории. В Советском Союзе 80 лет назад насчитывалось порядка 30 телевизоров, собранных кустарным способом, — и большая часть находилась, как свидетельствуют архивы, в Москве. Надежный прием сигналов, которые посылала размещенная на знаменитой Шуховской башне антенна, обеспечивался лишь в зоне радиусом 60 километров (хотя изображение можно было увидеть даже в Сибири). 7 лет спустя передачи приобрели регулярный характер.

В первые месяцы передачи принимали не более 100 телевизионных приемников. Серийное производство первого телеприемника ТК-1 с ЭЛТ, который изготавливали по американской лицензии и с использованием их документации, велось с середины 1938 г. в Ленинграде на заводе им. Козицкого. К концу года было выпушено около 200 телевизоров. Перед началом Великой Отечественной войны их количество составляло до 2000 шт. Примерно столько же было изготовлено телевизоров модели ВРК (Всесоюзный радиокомитет)[6]. Вторая мировая война приостановила работы по совершенствованию телевидения, а по ее окончании электромеханическое телевещание уже нигде не возобновилось. Электронное же телевидение к началу 1950-х годов во всех развитых странах стало, по сути, основным средством массовой информации и развлечений.

Сейчас телевидение — главный источник информации для россиян. По опросам, не смотрят телевизор всего 2% населения. В стране на данный момент действуют около 200 телеканалов. По информации Экспертного совета Государственной думы Российской Федерации, к концу текущего года зона покрытия цифрового телевидения охватит 40 миллионов россиян[7].

Согласно программе развития телерадиовещания до 2015 г., в России к этому сроку планируется полностью развернуть систему эфирного цифрового вещания. В рамках программы будут запушены три мультиплекса (т.е. пакета) цифровых каналов.

Сегодня в России (в том числе в рамках ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы») большое внимание уделяется региональному телевидению, его программированию, проблематике, функционированию, развитию, влиянию на общественное мнение и культуру зрителей. Прежде всего это связано с тем, что значение регионального телевидения возрастает с каждым днем.

Вещание «московских» (т.е. центральных) каналов рассчитано на некоего «усредненного» зрителя, а местное вещание дает информацию и поднимает разнообразные проблемы именно своего региона. Однако справедливо будет отметить, что доступность федеральных программ для большей части населения страны привела к жесткой критериальной оценке зрителем всех телеканалов, при этом критерии — одни и те же. Исходя из того, что региональные студии оборудованы менее совершенно, что в строгом понимании этого слова региональные журналисты и ведущие не являются профессионалами, как и работа дизайнеров местного уровня остается зачастую из-за отсутствия специалистов высокого класса и недостаточности материально-технической базы, — мы приходим к осознанию факта скептического восприятия зрителем местных телепрограмм.

Тем не менее, по подсчетам специалистов, информационные программы федеральных телеканалов сегодня отводят не более 13—18% общего объема вещания на освещение региональной тематики[8].

Как справедливо не раз замечал президент Академии Российского телевидения Владимир Познер,

«...телевидение любой страны сильно прежде всего региональным телевидением, на одном центральном далеко не уедешь»[9].

Сегодня региональная журналистика «представлена изданиями и программами территориального или национально-этнического характера, удовлетворяющими потребности аудитории в информации местного масштаба»[10]. В частности, по состоянию на 1 октября 2010 г. на территории Российской Федерации работают 49 полноценных региональных телекомпаний, имеющих собственное программирование и вещающих 24 часа в сутки.

Эффект успешного развития регионального телевидения обусловливается не только стремлением потребителя медиапродукта получить информацию о своем регионе. Вторым по важности аспектом является возможность осуществления обратной связи, примеры которой будут приведены ниже. Чувство сопричастности зрителя к происходящему на экране было отмечено еще В. Саппаком[11]:

«телевизионная передача рождает у зрителя чувство сопричастности, так

называемый «эффект присутствия»[12].

В случае с региональными ТВ-программами человек может не только внутренне переживать происходящее, но и влиять, переходя с позиции пассивного наблюдателя к позиции активного творца. Этого удается добиться простыми инструментами: введением в сетку вещания большого количества программ типа «прямой эфир», обеспечение их телефонными и интернет-линиями обратной связи, созданием интернет-ресурсов. Все это, безусловно, есть и на федеральных каналах, но региональные телекомпании отличаются большей мобильностью — в силу малых расстояний, ограниченного количества политической, экономической, творческой элиты (к которой, как правило, и адресуется зритель). Ярким примером и подтверждением справедливости данной предпосылки стало медиапространство Новгородской области в период с 2010 г.

По мнению некоторых экспертов, точкой отсчета новгородского телевидения стоит считать 1993 год: впервые телеканал «Славия» вышел в эфир 25 октября 1993 г.; 26 октября 1993 г. новгородцы смогли увидеть первый выпуск «Новостей» (он длился всего 10 минут). До 1994 г. «Новости» выходили 2 раза в неделю.

Впрочем, на самом деле старт ТВ в области произошел двумя годами раньше: 20 декабря 1991 г. приказом Министерства печати и массовой информации РФ № 320 от 20.12.1991 г. на базе Комитета по телевидению и радиовещанию Новоблисполкома была создана первая новгородская телерадиокомпания «Славия», в 2004 г. реорганизованная в автономную некоммерческую организацию «Новгородское областное телевидение».

По сути, Новгородское областное телевидение было создано в связи с реформированием государственного ТВ, так как региональные телерадиокомпании по всей России из дочерних предприятий — самостоятельных юридических лиц — были преобразованы в филиалы ВГТРК[13], лишаясь и юридической, и финансовой самостоятельности.

Автономная некоммерческая организация «Новгородское областное телевидение» была создана на неограниченный срок в целях предоставления услуг в сфере культуры и массовой информации. Учредители организации — администрации Новгородской области, Великого Новгорода и 21 муниципального района Новгородской области.

Сегодня Новгородское областное телевидение — ведущая телерадиокомпания на медиарынке Новгородской области, широко освешающая все многообразие жизни региона. Телекомпания — единственный региональный ресурс, осуществляющий собственное ежедневное круглосуточное вещание в населенных пунктах Новгородской области: Великий Новгород, Шимск, Старая Русса, Боровичи, Валдай, Малая Вишера, Чудово, Холм, Пестово, Крестцы, Батецкий, Залучье (Старо- русский район), Анциферово, Кабожа (Хвойнинский район), Сольцы.

Основная задача, поставленная перед ТВ-компанией, — оперативно, объективно, всесторонне и интересно освещать общественно-политическую, социально-экономическую и культурную жизнь в регионе.

А теперь вернемся к теме изменения медиапространства отдельно взятого региона России, его реформирования и модернизации на примере Новгородской области и Новгородского областного телевидения. Сегодня АНО «НОТ» является не только динамично развивающейся, но и единственной региональной телекомпанией, которая осуществляет собственное полноформатное вещание. В Великом Новгороде эфирное вещание Новгородского областного телевидения осуществляется на частоте 34 ТВК. На данный момент сигнал Новгородского областного телевидения принимают около 75% жителей региона. Помимо этого телеканал продолжает развивать свою ретрансляционную сеть.

  • 26 октября 2010 г. Администрация Новгородской области утвердила региональную целевую программу «Развитие телерадиовещания на территории Новгородской области на 2011-2012 годы», в которой на развитие этой сферы выделено 18,7 млн рублей. Одной из задач программы является запуск цифрового мультиплекса. И именно в 2010 г. благодаря предпринятым решениям нового руководства телеканал смог выполнить базовые условия для вхождения в 1 -й мультиплекс. А это без малого пять критериев: самостоятельное программирование; наличие собственного вещания (определенного объема программ собственного производства и приобретенных программ) и возможностей в сжатые сроки выйти на полноценные объемы вещания; тематическое и жанровое разнообразие контента и финансово-экономическое положение компании.
  • 1 сентября 2010 г. руководство канала предложило зрителям в новом сезоне не только улучшенную сетку вещания и новые проекты (в том числе ТВ-марафон «Большая перемена»), но и обновленный фирменный стиль, запустило сайт канала в сети Интернет по адресу .
  • 31 августа 2011 г. канал вошел в пакет «Триколор ТВ» с применением геокодирования[14].

Автономная некоммерческая организация «Новгородское областное телевидение» в ближайшее время охватит вещанием более 90% потенциальной зрительской аудитории Новгородской области. Она претендует на ведущие роли в рейтинге региональных СМИ.

За 2010—2011 годы на «НОТе» удалось запустить больше 50 проектов и спецпроектов, которые стали настоящим прорывом в медиапространстве Новгородской области. В частности, это программы «Точка зрения» и «Политика. Новгород Style», посвященные политической жизни региона; комплекс программ, посвященных детям и подросткам: «Педсовет», «Дети ждут», «Альма-матер», «Молодцы» и другие; активно расширяется линейка новостийных программ: «Новости дня», «Бизнес.nov», «Итоги недели», «Новость часа» и т.д. Появились программы, позволяющие высказать свое мнение по остросоциальным вопросам любому жителю региона: «Точка зрения» и «Свободная трибуна». Несомненным успехом и для канала, и для перспектив строительства гражданского общества в регионе стало ток-шоу «Народ выбирает», в ходе которого самая активная молодежь области представляет на голосование экспертов и зрителей свои проекты по развитию отраслей народного хозяйства и социальной сферы.

В 2010 г. авторитетное маркетинговое агентство «Медиа-полюс» проводило специальное исследование, направленное на изучение Новгородского областного телевидения (и его аудитории) в динамике его развития. 300 новгородцев ответили на вопросы интервьюеров о своих предпочтениях в выборе телеканала, программы передач и актуальных тем. В основу метода измерения медиа на рынке положен принцип recall — воспоминание вчерашнего дня.

Как показало исследование, ежедневно у телевизоров собирается почти 70% опрошенных респондентов, причем подавляющее большинство из них — женщины. Средний же возраст всей телевизионной аудитории составляет без малого 40 лет с доходом чуть более 12 тыс. руб. Новгородское областное телевидение входит в тройку лидеров по размеру ежедневной аудитории среди жителей Великого Новгорода со средним рейтингом 29,3%. В среднем возраст аудитории телеканала старше 35 лет, а средний доход больше, чем аналогичный показатель других телекомпаний, включая «Первый канал» (в Новгородской области). Так, каждый четвертый новгородец постоянно смотрит Новгородское областное телевидение.

Как показывает статистика, более половины (60%) всех жителей Великого Новгорода ежедневно знакомятся с выпусками новостей хотя бы на одном из телеканалов. Самой популярной местной телекомпанией, производящей ежедневные выпуски новостей, является именно Новгородское областное телевидение (21%). Из федеральных наибольшей популярностью пользуются новости на «Первом канале» (29%). Третьими по популярности стоят новости телекомпании «Триада» (18,3%).

Среди информационных программ «Новости дня», по оценке зрителей, — самая востребованная передача: за сутки двое из десяти жителей Великого Новгорода в возрасте от 18 до 65 лет следят за информацией корреспондентов телекомпании НТ. При этом данный показатель всего на 8% ниже федерального лидера — «Первого канала».

Однако техническая — а равно и статистическая — грань такого явления, как телевидение, в том числе и региональное, не исчерпывает его сути. Основная составляющая, на наш взгляд, — это составляющая содержательная, относящаяся к сферам культурологии, психологии и социологии.

Первое, о чем вспоминается в этой связи, — определение телевидения, согласно которому оно «обучает, научает, развлекает» и т.д. Глубинный характер этой синергии неоднократно отмечал в своих работах Сергей Кара-Мурза. Он считает, что телевидение «конструирует реальность», что из него давно ушел элемент чистой информативности:

«...ТВ обладает свойством устранять из событий правду. Именно глаз телекамеры, передающий событие с максимальной правдоподобностью, превращает его в “псевдособытие”, в спектакль... Объектив камеры действует таким образом, что меняет акценты и “вес” событий и стирает границу ежду истиной и вымыслом...»[15] [16].

О создании искаженных реальностей и фантазмах-симулякрах говорил еще Платон. Тем не менее при всей соблазнительности идеи навесить ярлык фабрики подобных симулякров на телевидение, как это делает Кара-Мурза, действительного положения вещей она не отражает.

Пресловутый упадок телевидения, падение уровня подачи информации, с точки зрения, например, Владимира Познера, неочевидны:

«Я считаю, что телевидение стало чрезвычайно коммерческим и в основном занято поиском самого общего знаменателя, то есть массовой аудитории. Телевидение выдает ту продукцию, которая пользуется наибольшим успехом у широких зрительских масс. Причем для этого существуют разные способы определения того, кто смотрит (сколько зрителей, их возраст, профессия, образование), когда смотрит и так далее. Телевидение в нашей стране, в отличие от многих других, сугубо коммерческое, здесь нет общественного телевидения, которое не беспокоилось бы о рейтингах и не нуждалось в рекламе. Даже так называемое “государственное телевидение”... в основном живет за счет рекламы. А коль скоро так, то оно старается продавать эту рекламу как можно дороже, а реклама стоит больше тогда, когда больше зрителей. Основной дефект нашего телевидения — это то, что оно целиком устремлено на поиск массовой аудитории, что, конечно же, снижает его общий интеллектуальный уровень. А наиболее интеллектуальные, если угодно, интересные программы появляются в позднее время, после 23 часов. Это не упадок, это результат коммерциализации ТВ»-'.

Итак — не деградация, а коммерциализация, смена формата. Не создание симулякров, а отражение действительности с попыткой параллельного решения задачи материальной — выживания. Которая еше более усложнилось в связи с рекомендацией Президента РФ губернаторам регионов избавляться от непрофильных активов, в том числе и от телевидения. Переход на автономию болезнен и непременно скажется на контенте всех региональных каналов, усиливая ту самую сторону, которую Познер назвал «коммерциализацией», а Кара-Мурза — «деформацией».

С. Кара-Мурза пишет:

«Множественность каналов информации втелевидснии придаст ему такую гибкость, что одно и то же слово может восприниматься по-разному, так что одному и тому же тексту можно придавать разнос содержание»[17] [18].

Именно поэтому, зная эффект воздействия телевидения на зрителя, в XXI веке использования «деформирующих» технологий ТВ следует избегать. И это выводит нас из социологической сферы в этическую.

Итак, за 80 лет телевидение прошло долгий путь от «гонца, приносящего вести», до почти фантастически всевластного культурного феномена, появление которого — в негативном ключе — предсказывали еше фантаст Р. Брэдбери («451 градус по Фаренгейту») и писатель-публицист Дж. Оруэлл («1984»), И осознание этого факта — для нейтрализации стремления телевидения превратиться в самовластную «кузницу человека» — есть шаг к «дезактивации» манипулятивных технологий XX века.

В противном случае оправдавшиеся прогнозы А. Моля относительно человека «мозаичной культуры» усугубятся еще и тем, что телевидение приобретет над обществом тотальный контроль:

«|СМИ| фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества».

На мой взгляд, Новгородскому областному телевидению за ультракороткий срок — полтора года — удалось совершить прорыв в медиапространстве региона. Изменился не только контент, не только увеличились объем и охват вешания — изменилась сама парадигма. Произошел резкий скачок из телевидения 1990-х, которое на 20 лет задержалось в Новгородской области, к телевидению современному, пусть и регионального масштаба. Изменилось не только телевидение — другим стал и зритель. Те стандарты, которые привили ему федераль3

ные каналы, внезапно оказались применимы — и для многих зрителей, журналистов, критиков это стало шоком — к местному телевидению. Оно стало востребованным и перешло в разряд тех самых акторов, формирующих общественное мнение и массовую культуру, в числе которых и должно было находиться все эти 20 лет.

  • [1] Моль А. Социодинамика культуры. М., 1995. С. 112.
  • [2] Сайт истории телевидения «Телетроник», Великобритания. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.teletronic.co.uk/pioneers.htm.
  • [3] Всеукраинская электронная газета «Русский мир. Украина». [Электронный ресурс). — Режим доступа: http://rusmir.in.ua/nay/734-aleksandr-grigorevich-stoletov.html.
  • [4] J Урвалов В. А. Развитие телевидения и роль российских ученых // Учебно-методическая газета «Физика». 2003. № 4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fiz.lseptember.ru/2003/04/no04_l.htm.
  • [5] Борисов В. П. Рождение телевидения в стране Советов // Вопросы истории, естествознания и техники. 2007. № 1. {Электронный ресурс). — Режим доступа: http://vivovoco.astronet.ru/W/JOU RNAL/VI ET/TV/TV. HTM.
  • [6] Меркулов Д. Телевидению — 80 лет// Наука и жизнь. 2006. № 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mw.nkj.ru/archive/articles/3338/.
  • [7] Сайт Экспертного совета Государственной Думы РФ. (Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://duma-expert.ru/path/to/show_news.php?id=472.
  • [8] Борисов В. П. Рождение телевидения в стране Советов // Вопросы истории, естествознания и техники. 2007. № 1. (Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vivovoco.astronet.rn/W/JOURNAL/VIET/TV/TV.HTM.
  • [9] Познер В. В. Обращение президента Академии российского телевидения к тележурналистам региона//ТЭФИ. Вып. 1 (4). 1998. С. 14.
  • [10] 5 Корнилов Е. А. Классификация социокультурных моделей журналистики // ВестникМосковского ун-та. Серия 10. 1999. № 1. С. 3.
  • [11] Владимир Саппак — искусствовед, театральный критик, основоположник теориителевидения в России.
  • [12] Саппак В. Телевидение и мы. Беседа третья. Нравственный кодекс // Сайт-проектЕкатерины Алеевой «Евартист». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: 11ир://'шжevartist.narod.ru/textl2/87.htm.
  • [13] Сайт ВГТРК. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vgtrk.com/.
  • [14] Геокодирование — процесс назначения географических идентификаторов (такихкак географические координаты, выраженные в виде широты и долготы) объектам картыи записям данных.
  • [15] Кара-Мурза С. Телевидение и создание реальности // Манипуляция сознанием.[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://svitk.ru/004_book_book/2b/558_kara-тигса-татри1уас1уа_согпатет.рЬр.
  • [16] Познер В. В. Обращение президента Академии российского телевидения к тележурналистам региона//ТЭФИ. 1998. Вып. 1 (4). С. 14.
  • [17] ' Кара-Мурза С. Указ. соч.
  • [18] Моль А. Социодинамика культуры. М., 1995. С. 215.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы