Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow История отечественного телевидения: Взгляд исследователей и практиков

«Догоним кино» — мечты о записи и монтаже телепрограмм!

Еще совсем недавно многие теоретики были убеждены, что «удел телевидения — показ жизни в реальном времени, а все остальное — кино!». В прямом эфире есть, конечно, свои прелести, прежде всего чувство сопричастности. Поэтому живая передача с монтажом прямо в эфире не умрет никогда! Однако на заре телевидения, когда все трансляции велись только в реальном времени, очень хотелось записать передачу, сохранить ее, повторить, размножить, перемонтировать, наложить новый звук, то есть использовать весь багаж творческих приемов кинематографа.

Первым практически примененным способом записи телепередач стала киносъемка с экрана особо яркого кинескопа специальной синхронной кинокамерой. Технология эта весьма капризная, качество невысокое и, главное, негарантированное. Но альтернативы долго не было. Сейчас этот способ почти забыт и вытеснен видеозаписью разных технологий. Хотя магнитная запись электрических сигналов изобретена более века назад, но только в 1940-х годах был создан удобный и дешевый носитель — магнитная лента на пластиковой основе и разработаны магнитофоны для радиовещания, а затем и для бытовых целей. Тут же родилась идея записать на магнитную ленту телевизионный сигнал. Однако сразу же возникли колоссальные технологические трудности: видеосигнал занимает полосу частот почти в 500 раз шире, чем звуковой.

Решить эту проблему удалось американской фирме «Ампекс», основателем и руководителем которой был русский человек Александр Матвеевич Понятое (первые три буквы в названии фирмы — его инициалы). Родился он в селе под Казанью, учился в Казанском университете и в МВТУ, служил в армии, а потом через Китай попал в Америку. Руководимая им фирма в составе четырех инженеров занялась разработкой и производством магнитофонов и к 1956 г. смогла построить первый пригодный для вешания видеомагнитофон. Они придумали поперечнострочный принцип записи: на широкую ленту (50,8 мм), движущуюся со скоростью 38 см/с, видеосигнал записывается вращающимися головками в виде плотных поперечных строчек — один полный кадр умещается в 60 таких магнитных строчках. Достигается компромисс: сама лента в аппарате протягивается с нормальной скоростью, а магнитная видеоголовка, расположенная на вращающемся диске, «чертит» на ленте поперечные строчки со скоростью около 40 м/с. Видеомагнитофон долгое время был самым сложным и дорогим прибором в телевизионном вещании — сочетанием очень сложной электроники и очень точной механики (в блоке видеоголовок детали изготавливались с точностью до десятых долей микрона!). Появление видеомагнитофонов произвело фурор на американском, а затем и на мировом телевидении. В ряде стран некоторое время даже существовал термин «ампексование», то есть запись на видеомагнитофон.

Поскольку нашей стране видеомагнитофоны тогда не продавали — был запрет правительства США, разработка была выполнена самостоятельно: в феврале 1960 г. по Центральному телевидению был впервые показан концерт, записанный на видеомагнитофоне «Кадр-1».

Появление видеомагнитофонов решило многие проблемы телевизионного вещания, но создало еще больше. Во-первых, возникла проблема взаимозаменяемости записей — каждый блок видеоголовок из-за механических неточностей имел «свой почерк» при записи на видеоленту. Поэтому рулон видеоленты с записью хранили вместе с блоком головок, а при необходимости пересылали также вместе с блоком. Блоки были в дефиците: их давалось только три на аппарат, через 50-100 часов головки истирались и блок отсылали на завод в ремонт. Взаимозаменяемость в СССР была обеспечена только в 1970-х годах — на следующем поколении видеомагнитофонов «Электрон-2» и «Кадр-3».

Решение проблемы взаимозаменяемости позволило поставить вопрос о монтаже видеозаписей. Сначала был освоен механический монтаж: сигналограмма на магнитной видеоленте «проявлялась» с помощью очень тонкого магнитного порошка, под микроскопом лента разрезалась точно по границам кадров и склеивалась со стороны основы специальной металлизированной липкой лентой. Поскольку видеолента в то время была импортной, т.е. очень дорогой и дефицитной, а склеенный рулон видеоленты считался очень ненадежным и практически выбывал из оборота, то механический монтаж применялся только в особых случаях и с санкции высокого руководства.

Поэтому долгожданная новинка — электронный монтаж — входила в практику советского телевидения весьма оригинальными путями. Тогдашние студийные видеомагнитофоны были сложными, капризными и ненадежными аппаратами, и большинство ответственных передач выдавалось в эфир с перестраховкой — при параллельной синхронной работе двух машин. Однажды режиссеру срочно потребовалось убрать из записанной передачи забракованный начальством фрагмент, и он каким-то чудом сумел уговорить инженеров пойти на риск и пустить резервный аппарат «с обгоном» на несколько минут. Затем переключением в эфире с рабочего на резервный видеомагнитофон этот фрагмент был исключен из программы. Случай стал известен, дежурную смену для порядка наказали: «Правила технической эксплуатации» были тогда законом, возможный брак в эфире на важной передаче — смертным грехом. Но стал известен и популярен «передовой опыт» этого смелого режиссера, и очень скоро творческое руководство Центрального телевидения стало само разрешать такой режим, беря весь риск на себя.

Эти обстоятельства вынудили руководство Гостелерадио «нажать» на промышленность в части ускорения модернизации видеотехники, и вскоре в аппаратных Общесоюзного телецентра в Останкино в видеомагнитофонах были установлены блоки электронного монтажа.

«Нам не нужно, чтобы это было хорошо, нам нужно это в четверг!» — примерно такие слова во всем мире чаще всего слышат режиссеры от продюсеров. В «переводе» это означает: монтируйте скорее! Однако прошло несколько лет, прежде чем электронный монтаж стаз инструментом любого телевизионного режиссера, — удалось закупить американские видеомагнитофоны и появились более совершенные советские аппараты. При электронном монтаже фрагменты будущей телепрограммы переписываются в нужном порядке с одного аппарата на другой, а специальный электронный блок обеспечивает переключение в выбранный монтажером момент и точно на стыке телевизионных кадров. В сложных случаях монтажа, когда передача собирается из множества коротких фрагментов, одновременно использовались четыре аппарата: три работали по очереди на воспроизведение и один — на запись.

Электронные методы сделали монтаж вполне рутинным технологическим приемом, и очень быстро на телецентрах видеомагнитофонов стало больше, чем передающих камер. Поскольку стоимость полного комплекта оборудования монтажной аппаратной достигала в те времена одного миллиона рублей (и долларов тоже), то для повышения ее производительности впервые в телевизионной технологии были применены компьютеры для автоматизации процесса монтажа. В этом случае монтажер заранее при просмотре размечал на ленте фрагменты будущей передачи, а автоматика потом собирала их на одной ленте. Для обеспечения автоматического монтажа на специальную дорожку ленты записывался кодовый сигнал с «адресом» каждого записанного кадра («тайм-код» 8МРТЕ). Это открыло новые возможности для творчества, но увлечение новыми технологиями привело к резкому удорожанию производства. На Центральном телевидении в некоторых передачах

(например, знаменитых «Бенефисах») на час готовой передачи приходились десятки часов студийного времени (как в кино, стали писать «дубли») и сотни часов монтажного времени. Эта же проблема в еще более острой форме стояла за рубежом, где деньги считали гораздо аккуратнее, чем у нас при социализме.

Дальнейшая борьба за повышение художественных возможностей и оперативности в телевизионном вещании, а также за сокращение издержек привела к переходу от громоздких рулонных видеомагнитофонов к малогабаритным кассетным и дисковым аппаратам, а от аналоговой формы видеосигнала к цифровой.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы