Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow История отечественного телевидения: Взгляд исследователей и практиков

Внестудийное вещание — путь к неигровому телевидению!

Далее речь пойдет о двух важных фрагментах истории телевидения, связанных между собой философским постулатом о единстве и борьбе противоположностей. Телевидение рвалось из студий телецентра в настоящую жизнь, к событиям, к репортажу. Вместе с тем не менее мощная сила влекла телевизионщиков к внедрению кинотехнологий в телевидение, к записи и монтажу телепрограмм, к мечте об уютном «монтажно-тонировочном периоде».

Попытку «убить сразу двух зайцев» предприняли немецкие специалисты еще в 1936 г. для спортивных трансляций с Олимпийских игр в Берлине — они создали комбинированную кинотелевизионную систему с промежуточным фильмом (по-немецки «цвишенфильм»), впервые предложенную в 1922 г. нашим соотечественником Г. В. Благовещенским. (Кстати, такой же принцип был использован советскими специалистами на космической станции «Луна-3» при первом фотографировании обратной стороны Луны в 1959 г.).

На крыше специально оборудованного автобуса была установлена киносъемочная камера, отснятая пленка с которой по светонепроницаемому фильмоканалу подавалась в проявочную машину, смонтированную внутри автобуса. Проявленная, закрепленная и высушенная кинопленка сразу же направлялась в телекинопередатчик бегущего луча, телесигнал от которого по УКВ-радиолинии шел на телецентр для передачи в эфир. Качество изображения при этом получалось даже несколько выше, чем при прямой телепередаче с помощью малочувствительной иконоскопной камеры, а некоторого запаздывания изображения зрители обычно не замечали. Кроме того, для последующих повторов появлялась возможность монтажа телепередачи на кинопленке.

Примерно к этому же времени относятся первые советские эксперименты с внестудийными передачами с помощью телекамер механического телевидения, но есть основания полагать, что основные цели этих работ не имели отношения к вещательному телевидению и были сугубо специальными.

Первую настоящую внестудийную телевизионную установку советское телевидение обрело в 1949 г., она была создана на базе трофейных малогабаритных камер фирмы «Фернзее» на супериконоскопе с промежуточным стандартом развертки на 441 строку и называлась «ПТУ-47».

Вскоре ее сменила первая промышленная «ПТУ-52» уже с разверткой на 625 строк с более чувствительными камерами на первых советских суперортиконах «ЛИ-3». Но эта установка не имела звукового оборудования и радиолинии. Поэтому в 1949 г. появилась передвижная телевизионная станция «ПТС-МТЦ», созданная специалистами самого Московского телецентра с применением некоторых элементов, закупленных в США, и смонтированная в автобусе фирмы «Шкода».

Первые серийные черно-белые «ПТС-52» с тремя знаменитыми камерами «КТ-6» на суперортиконах появились только в 1954 г., но они дали возможность вести внестудийное вешание в регионах.

Следующим важным событием стало появление в Москве в 1967 г. первой экспериментальной «ПТС» цветного телевидения, которую сменила в 1969 г. импортная цветная «ПТС» фирмы «Маркони» с камерами на четырех плюмбиконах. Примерно через год появился отечественный ее аналог ПТС «Лотос», которая с 1973 г. стала выпускаться серийно.

В 1967 г. вместо скромной базы «ПТС» во дворе на Шаболовке был построен Центр «ПТС» во Владыкине, где могли размешаться и обслуживаться до 12 «ПТС» и соответствующее количество вспомогательных машин.

Поясним для молодежи: выезд «ПТС» на внестудийную трансляцию был обычно заранее запланирован. Развертывание станции требовало обычно около 3 часов. Кроме основного автобуса «ПТС» на место выезжал еще вспомогательный автобус, в котором перевозились персонал, передающие камеры, резервные кабели, свет и т.д. В Москве было примерно 100 освоенных точек, откуда часто велись трансляции, где были согласованные точки установки телекамер, антенн городских радиорелейных линий с радиовидимостью на Шуховскую или Останкинскую башни, а также согласованные точки подключения кабелей электропитания. В сложных случаях в кавалькаду включались «лихт- ваген» — машина с дизель-генератором, «тонваген», а также специальный автобус с комплектом аппаратуры для ретрансляции сигнала при отсутствии прямой видимости на телецентр.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы