Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow История отечественного телевидения: Взгляд исследователей и практиков

Начало телевидения: страницы мировой истории

Когда 1 октября 1931 г. в Москве на Никольской начинались регулярные передачи с механической разверткой изображения, телевидение существовало лишь в нескольких странах, обладавших для этого достаточным научным и техническим потенциалом. Принято считать, что малострочное ТВ стартовало в 1927 г. в США, в 1928 г. — в Англии, в 1929 г. — в Германии и в апреле 1931 г. — во Франции. Оно просуществовало там недолго. Уже в 1935-1939 гг. его заменят на электронное. Примерно с десяток государств, например Япония, ограничились экспериментами с диском Нипкова — неотъемлемым атрибутом механической (малострочной, или дисковой) системы, но регулярное вешание открыли два-три десятилетия спустя.

Две страны — Германия и США — были безусловными лидерами в области телевизионных разработок. Идея вращающегося диска с отверстиями по спирали с целью разложения изображения на элементы родилась в 1877 г., еще когда Нипков был студентом, и спустя семь лет он запатентовал свой «электрический телескоп». Как говорилось в авторском свидетельстве, «аппарат предназначается для передачи изображения предмета из пункта А в пункт Б» — скорее всего по принципу телеграфа, потому что в то время еще не было ни кино, ни радио. Внедрение радиовещания в начале 1920-х годов позволило заняться реальным воплощением идеи Нипкова. Сам же изобретатель многие годы работал над аварийной сигнализацией на железной дороге и к телевидению охладел.

Тем не менее о нем вспомнили в нацистской Германии, обеспечили персональной пенсией, а берлинской телестудии присвоили его имя.

Родина П. Нипкова оказалась в авангарде телевизионных изысканий прежде всего благодаря огромной заинтересованности и финансовой поддержке государственных органов в лице почтового ведомства, в ведении которого находились телеграф и радио, а также электротехнических концернов, объединившихся во Всегерманский телевизионный союз. Немаловажное значение имел и обмен информацией: через Телевизионную ассоциацию («Ферейн») и выпускаемый ею журнал «Фернзеен» («Телевидение»), на ежегодных берлинских радиовыставках и через активные личные международные связи. Видный ученый, венгр по происхождению Денеш фон Михайи провел ряд удачных экспериментов с дисковым изображением на телефонных линиях, предоставленных имперской почтой, затем, когда к нему присоединился приглашенный из Англии изобретатель Джон Лоджи Берд, на средних и коротких волнах радио. С марта 1929 г. почтовое ведомство Веймарской республики наряду с радиопередачами выпускает без звука статичное изображение, а с ноября телепрограммы выходят по часу в день. Но 30-строчное изображение все еще остается нечетким и темным.

Переломным стал 1930 год, когда молодой ученый барон Манфред фон Арденне отказался от диска Нипкова и начал использовать как в приемнике, так и в передатчике электровакуумные приборы. В августе следующего года на радиовыставке фон Арденне публично продемонстрировал полностью электронную систему с разверткой на 90 строк. Вскоре он добивается изображения в 180 строк (25 кадров в секунду). Почтовое ведомство обкатывает этот стандарт, и 1 июня 1934 г. благодаря соответствующему закону он становится государственным, обязательным для всех производителей телевизионной техники.

С середины 1930-х годов фон Арденне работал в рамках гитлеровского атомного проекта в подземной лаборатории под Берлином. С 1945-го по 1955 г. он разрабатывал уже советскую ядерную программу, будучи самым ценным научным трофеем Советской армии. Работы «немецкого Эдисона» дважды удостаивались Сталинских премий, он руководил институтом изотопов в Сухуми, а вернувшись на родину, продолжал исследования в Дрездене, где его именем теперь назван один из парков.

Но вернемся в 1930-е годы. Для Третьего рейха внедрение электронного телевидения, особенно в преддверии Олимпиады, было делом международного престижа. Стало известно, что Би-би-си планирует запуск электронного телевидения осенью 1935 г. (На самом деле он состоялся годом позже.) И немецкие власти поспешили официально и с большой помпой открыть берлинский телецентр раньше англичан — 22 марта 1935 г. Очень скоро телецентр имени Пауля Нипкова перешел на пятидневное вешание, по 4 часа в день, причем во время Олимпиды-36 и после нее передачи из Берлина по кабелю транслировались в Гамбург, Нюрнберг и другие города.

Поражает разнообразие репертуара немецкого телевидения той поры. Здесь и кинофильмы, и утилитарные передачи вроде кулинарных уроков или «Школы солдатских невест», и концерты, и даже опера «В ласточкином гнезде», специально написанная для телевидения; причем четверть эфира занимают актуальная информация и выступления нацистских бонз. Накануне войны Германия была сплошь радиофицированной страной, и главным распространителем нацистской пропаганды, прежде всего речей фюрера, оставалось радио. Но нацистские вожди быстро обратили внимание на огромные потенциальные возможности телевидения как средства пропаганды. Показательно, что вдень открытия телецентра министр почт послал Гитлеру телеграмму. «Наша цель, мой фюрер, — говорилось в ней, — состоит в том, чтобы донести до всей Германии Ваше слово. Придет день, когда с помощью национал-социалистского телевидения Ваш образ, мой фюрер, глубоко тронет немецкие сердца». Нам мало известно, каким зрителем был фюрер. Известно, впрочем, что он подарил телевизор Еве Браун, когда она первый раз пыталась покончить с собой. Министр пропаганды и народного просвещения Й. Геббельс, увидев себя на маленьком экране (18x22 см), был так разочарован, что приказал убрать телевизор из кабинета. Но тем не менее ускорил переход телевидения на более высокий стандарт — со 180 строк на 441 при формате экрана 3:4. Это произошло в ноябре 1938 г.

В Великобритании рождение телевидения связано с именем выдающегося изобретателя Берда. 2 октября 1925 г. молодой инженер Джон Лоджи Берд впервые передал изображение с одного конца чердака своего дома на другой. Первой «телезвездой» был перепуганный мальчуган-посыльный, которого уговорили попозировать за полкроны. Потом Берд показал свое изобретение в одном из лондонских универмагов, а 26 января 1926 г. организовал публичную демонстрацию перед аудиторией Королевского института (английский эквивалент Академии наук). Это произошло на Флит-стрит, 22 и было описано в лондонской «Таймс». Иными словами, приоритет Берда был зафиксирован. Именно эту дату — 26 января 1926 г. — многие историки считают днем рождения телевидения (и она тиражируется по всему миру в патронируемых Британским советом учебниках английского языка). В 1928 г. Берд провел первую трансатлантическую передачу. Когда изобретатель прибыл в Нью-Йорк, его встречал оркестр волынщиков (Берд был шотландцем). Став мировой знаменитостью, Берд начал давить на Би-би-си и парламент, добиваясь лицензии на вещание. Он, в частности, угрожал открыть регулярные передачи на Англию из соседней Голландии. Достоинство системы Берда, как и всех механических систем конца 1920-х годов, состояло в простоте и дешевизне, а также в использовании средних радиоволн, позволяющих вести передачи на большие расстояния. Размер экрана был с почтовую марку, изображение — слабым и мерцающим, несмотря на отчаянные попытки Берда его улучшить. Постепенно становилось ясно, что необходимо радикальное изменение фундаментальных принципов дискового ТВ.

Как бы то ни было, созданная Бердом компания вела передачи преимущественно для любителей технических курьезов из среднего класса вплоть до того момента, когда Би-би-си сделала ставку на систему Зворыкина (хотя в Англии ее поначалу называли по имени Суинтона, осуществлявшего ее внедрение). Это произошло 2 ноября 1936 г., и ряд историков считает эту дату началом регулярного электронного телевещания в мире, отказывая в приоритете Германии по политическим соображениям, а также потому, что берлинская студия работала на стандарте 180 строк, а Лондон использовал развертку в 405 строк.

Надо заметить, что англичане шли как бы во втором ряду телевизионных разработок, не слишком заботясь о лидерстве и полагая, что время для полноценного телевидения еще не пришло и радио еще не исчерпало своих возможностей. Этот подход характерен для английского отношения ко всем новинкам коммуникационной технологии. Он позволяет снизить финансовые расходы и риски на старте того или иного нововведения. Разумеется, по сравнению с телевидением Третьего рейха английское телевидение было менее идеологизированным. Би-би-си (как радио, так и работавшее в структуре общественной корпорации телевидение) придерживалось концепции социальной ответственности СМИ. Говорят, что первые американские экспериментаторы показывали на еще несовершенном экране доллар — как намек на коммерческие возможности телевидения, у нас на экране по двадцать минут держали портрет Сталина, а Берд в качестве первого объекта своих демонстраций выбрал вазы. Предвоенный репертуар Би-би-си включал спектакли театров Вест-энда, прямые трансляции спортивных соревнований, концерты, причем создатели передач неизменно заботились о художественном уровне, что и сделало впоследствии английское телевидение лучшим в мире.

Что касается США, то парадокс в том, что на второй родине Зворыкина электронное ТВ стартовало даже позже, чем у нас, — 30 апреля 1939 г. Слово «телевидение» впервые появилось здесь в 1906 г. в журнале «Сайентифик Америкен». Авторитетнейшая «Британская энциклопедия», справедливо называя Зворыкина «отцом телевидения», в качестве даты рождения телевидения называет 1923 год. Да, именно в этот год Зворыкин показал руководителям компании «Вестингауз», в которой тогда работал, свое первое приемно-передаточное устройство, основанное на модификации катодно-лучевой трубки. Но руководители компании были разочарованы и велели «этому русскому парню» «заняться чем-нибудь полезным». После этого случая Зворыкин взял за правило выходить со своими изобретениями только тогда, когда они доведены до совершенства и их практическое применение не вызывает сомнений. Так он и поступил в 1933 г., уже изобретя кинескоп и иконоскоп, — сообщил американскому обществу радиоинженеров о том, что его система полностью готова для широкого использования. Но в конце 1920-х и начале 1930-х годов в разных городах Америки существовало дисковое малострочное телевидение.

Были и другие крупные ученые, работавшие в области ТВ, среди них — Ч. Дженкинс и Ф. Фарнсуорт. Но после каждого очередного фальстарта телевидение возвращалось в лаборатории для доработки. В отличие от Германии, где ученые занимались телевидением консолидировано, под контролем власти, в Америке электротехнические компании, сделавшие ставку на того или иного изобретателя, стремились как можно скорее начать превращение эфира в золото, вели бесконечные патентные войны, а государственные органы лишь примиряли враждующие кланы и устанавливали какие-то общие стандарты. Стандарт в 525 строк был введен с 1 июля 1941 г. одновременно с допуском коммерческой рекламы. Надо отметить, что, как и повсюду, в США организацией телевидения занимались радиокомпании. Но были и иные варианты. Пионеры ТВ обращались за поддержкой к прессе и киноиндустрии, но и Голливуд, и газетная империя Херста отвергали сотрудничество со своим конкурентом. Возможно, если бы такой союз возник сразу, телевидение было бы сегодня совсем иным. Как бы то ни было, взяв у кинематографа экранный язык, в организационном отношении телевидение следовало за радио.

Сегодня, с дистанции времени, механические передачи повсюду воспринимаются как предыстория ТВ, даже не глава в истории, а примечание к ней. Меняются и оценки деятельности пионеров телевидения. Восстанавливается справедливость в отношении героев телевидения 1930-х годов: Зворыкина (все-таки эмигрант), Берда (ссорился с Би-би-си и был шотландцем) и Манфреда фон Арденне (работал на Советы и был как бы засекречен)

Эти страницы истории содержат много интересного и поучительного.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы