Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow История отечественного телевидения: Взгляд исследователей и практиков

Этап первый (1990-1995 гг.)

Нынешняя система электронного вещания возникла в нашей стране на солидной производственно-технической базе и творческом опыте единой государственной отраслевой системы. Органом ее управления являлся Государственный комитет по телевидению и радиовещанию Совета Министров СССР (Гостелерадио), фактически выполнявший функции союзного министерства. Именно через Комитет шло финансирование всех подотчетных и подведомственных организаций и предприятий, относящихся к сфере радио и телевидения. Гостелерадио также реализовывало в своей деятельности идеологические установки партии и государства. Оно фактически и юридически являлось проводником государственной информационной политики в электронных СМИ. Контроль за фактическим содержанием эфира осуществляли официально существовавшие в Советском Союзе государственные органы цензуры. Важнейшие же кадровые и стратегические вопросы развития отрасли находились в компетенции органов КПСС соответствующего уровня[1].

Таким образом, единственно возможным источником финансирования деятельности электронных СМИ являлся государственный бюджет, распределяемый по соответствующим статьям расходов (материально-техническая база, капитальное строительство, заработная плата, творческое развитие) и регионам. Распределением получаемых финансовых средств как раз и занимались соответствующие подразделения Гостелерадио по согласованию с высшим руководством Комитета.

Общественно-политические преобразования, происходившие в описываемый нами период, затронули сферу управления, в том числе и отраслями народного хозяйства. Либерализация выразилась прежде всего в принятии ряда важнейших законодательных актов и решений.

В соответствии с принятым в 1990 г. Законом СССР «О печати» в стране была отменена цензура в ее прежнем функциональноструктурном виде. В том же году был упразднен и официальный орган предварительного контроля в СМИ — Главное управление по охране государственных тайн в печати (Главлит).

Параллельно происходит реорганизация структуры вещания Центрального телевидения (далее — ЦТ). В 1990 г. на 2-м канале ЦТ создается Российское телевидение. Последнее воспринимается как некая идеологическая и информационная альтернатива Первому каналу. Одновременно на ЦТ был создан канал «2x2», одной из задач которого являлось создание и размещение рекламы.

В этом же году получают разрешение на организацию вещания частные радиостанции «Европа плюс» и «Эхо Москвы». Годом позже в Ленинграде начинает вещать «Радио “Балтика”». Таким образом, разрушается монополия Гостелерадио на радиовещание.

13 мая 1991 г. начинает на 2-м канале свое вещание Российское телевидение (РТР). Ирэна и Дмитрий Лесневские учреждают первую независимую программопроизводящую телекомпанию Ren TV. Монополия Гостелерадио СССР на телевещание начинает рушиться вслед за монополией на радио.

События августа 1991 г. окончательно обострили противостояние двух подходов к реформированию системы электронного вещания в стране. Попытка введения частичной цензуры, предпринятая в условиях действия ГКЧП, оказалась предпоследней. Появляется еще один новый канал — ТВ-6.

Распад СССР автоматически привел к распаду всей системы Гостелерадио Советского Союза. Вновь образовавшиеся независимые государства, вошедшие в состав СНГ, получают явочным порядком в свое распоряжение трансляционную сеть, находящуюся на их территории вместе с производственно-техническими мощностями.

Таким образом, первая половина описываемого периода завершается образованием телекомпании «Останкино» на базе Первого канала и принятием 27 декабря 1991 г. Закона «О средствах массовой информации», который действует по настоящее время. Именно этот документ конституциировал начало макроизменений в отечественной медиасфере. А именно: стихийное формирование рынка электронных СМИ в новой России в условиях сохранившегося единого информационного пространства (ЕИП). Вопрос об источниках финансирования медиадеятельности возник уже на этом этапе реформации системы электронных СМИ. Как пишет Максим Гуреев, «телевизионный продукт, лишенный идеологической, а следовательно, государственной финансовой поддержки, требовал новых “вливаний”, о происхождении и характере которых приходилось только догадываться»[2]. Как мы увидим в дальнейшем, именно вопрос финансирования и возможных источников получения доходов был основополагающим для тех деловых людей, которые обратили внимание на медиасферу как возможный объект приложения их бизнес-усилий. В условиях формально распавшегося единого информационного пространства, каковым до 1991 г. справедливо считалась государственная система вещания, экономическая, а не иная функция электронных СМИ становилась приоритетной.

По инерции единое информационное пространство еще можно было считать таковым в первый год после распада СССР. Была даже создана телерадиокомпания «Мир», учредителями которой выступили парламенты девяти стран—членов СНГ. Однако центробежные тенденции все же взяли верх. И вскоре ЕИП фактически сузилось до размеров Российской Федерации и ориентирующихся на нее стран СНГ (прежде всего Белоруссии).

Тем не менее в регионах России происходит бурный рост частных телекомпаний, которые специализировались потрем основным направлениям деятельности: вещательные, программопроизводящие, дистрибьюторские. Так, например, в Санкт-Петербурге в это время официально оформляются такие частные телеканаты, как 6-й, 11-й, 27-й и 40-й. Чуть позже они начали вещание в дециметровом диапазоне.

Не менее важным выглядит и образование на федератьном уровне нового участника медиапроцесса — компании НТВ, которая начала свое вещание 10 октября 1993 г. на частоте 5-го канала (IVобщероссийский канал). Через год НТВ получило в свое распоряжение львиную долю эфирного времени IV канала. В 1993 г. начал вешание и еще один независимый коммерческий канал — «ТВ-6 Москва».

В декабре 1994 г. Указом Президента Российской Федерации компания «Останкино» была преобразована в акционерное общество ОРТ (здесь и далее — Общественное российское телевидение). Формально оно должно было контролироваться государством, фактическим владельцем канала являлся Борис Березовский. Как замечает его биограф,

«контролируя 36% акций ОРТ, он обладал правом вето на любое решение. Но это было не все. В отсутствие сильного акционера в лице государства он фактически управлял ОРТ»[3].

Все эти признаки развития медиарынка проявлялись на фоне жесткого противостояния двух ветвей власти, вылившегося в трагические события сентября-октября 1993 г. Финалом их стало утверждение жесткой президентской вертикали управления страной и принятие 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме ныне действующей Конституции Российской Федерации. В этот же период создается Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР) — орган государственного управления отраслью[4].

Данный период был охарактеризован и первоначальным разделом электронного медиарынка, когда в эфир пробивалась продукция независимых производителей, основанных на базе прежних государственных телевизионных структур. В их числе — компании «ВИД», «АТУ (Авторское телевидение)», Яеп-ТУ и ряд других. На медиарынок выходят два крупных рекламных игрока — агентства «Видео Интернешнл» и «Премьер-СВ». Их фактическая конкуренция приводит к тому, что все пространство рекламного телерынка было поделено. Агентства в ряде случаев действовали не напрямую, а через определенные подконтрольные структуры. Полукриминальное происхождение капитала подобных рекламных структур привело и к соответствующим методам борьбы за управление телевещанием. Высшей точкой этой борьбы стало убийство генерального директора ОРТ Владислава Листьева 1 марта 1995 г. Популярный телеведущий был назначен на эту должность по протекции Б. Березовского осенью 1994 г. Одной из причин его гибели послужило намерение нового гендиректора упорядочить рекламную деятельность главного телеканала страны. В. Листьев ввел мораторий на заключение новых рекламных договоров до 1 апреля 1995 г. и намеревался пересмотреть все условия уже заключенных. Тем самым вполне могли быть ущемлены интересы ряда крупных субъектов телевизионного рынка рекламы.

В этот же период начинают окончательно складываться медиагруппы бизнесменов Бориса Березовского и Владимира Гусинского, которые первоначально находились в жесткой конфронтации ввиду схожести экономических и политических интересов. Они постоянно соперничали за отчуждение в собственную пользу определенных частей госсобствнености, проходившей процесс приватизации.

Таким образом, к концу 1995 г. практически оформилась расстановка субъектов на поле отечественного телевещания, ряд из которых недвусмысленно продемонстрировал намерения превратить телевидение в доходный и влиятельный бизнес. От слов медиабизнесмены перешли к делу уже на следующем этапе.

  • [1] Их территориально-организационный принцип соответствовал территориальноорганизационной структуре органов государственной власти СССР: союзный центр —союзные республики — регионы (автономные республики, области, края и т.п.).
  • [2] Гуреев М. Эфиродержатели // Культура. 2003. Апрель. № 16.
  • [3] Хлебников П. Крестный отец Кремля Борис Березовский, или История разграбления России. М., 2004. С. 207.
  • [4] Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы