Логос, Пафос, Этос в обучении и воспитании в свете риторикопедагогической традиции

«На протяжении многовековой истории риторики понимание ее предмета, задач, внутреннего строения и соотношения с другими областями знания не раз претерпевало кардинальные изменения. Постепенно образовался сложный конгломерат понятий, конструкций, методов и результатов...», - пишет С. И. Гиндин в послесловии к «Общей риторике» Ж. Дюбуа и др. [ Гиндин 1986] , и с этим трудно не согласиться: семантика категорий, понятий риторики за ее многовековую историю многократно переосмысливалась и на сегодняшний день даже базовые категории Логос, Этос, Пафос не имеют однозначного толкования.

Так, например, Логос в современных трудах по риторике трактуется и как «добытое путем напряженного творческого мышления знание, сформированная идея» [ Образовательный стандарт 1997, с. 6] , и как «словесное наполнение замысла, элокуция» (Ю. В. Рождественский), и как «мысль, заключенная в речи» (М. Р. Львов), и как аргументация (Е. Н. Зарецкая), Этос - это и «нравственное начало» (М. Р. Львов), и «условия и соглашения, на основании которых ритору дозволено действовать» (Ю. В. Рождественский), и «этическая, нравственная позиция человека», которая «самым прямым образом соотносится с чувством гражданской ответственности за сказанное или написанное слово» (С. Ф. Иванова). Еще сложнее обстоит дело с дефинированием категории Пафос, но об этом чуть позже.

Разумеется, здесь не может быть приведен весь спектр дефиниций, встречающихся сегодня в работах исследователей. Однако, думается, и приведенных определений достаточно для того, чтобы понять, насколько непрозрачна семантика интересующих нас категорий, а без семантической определенности нельзя всерьез рассматривать их функционирование в образовательном дискурсе.

Очевидно, что всесторонняя теоретическая разработка базовых риторических категорий на сегодняшний день - одна из сложнейших и одновременно одна из актуальнейших проблем риторики.

В этом разделе предполагается определиться в этих понятиях, выявить их значение (для этого предпримем попытку установить их связь с другими понятиями, с другими областями человеческих знаний), а затем постараемся прояснить те смыслы, которые аккумулировали эти категории в риторико-педагогической традиции (в риторико-педагогической деятельности избранных нами персон).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >