С.А. Бородина. Симметрия в музыке

План урока

  • 1. Многозначность понятия и термина «симметрия» (философское, математическое, физическое, эстетическое и пр.).
  • 2. Особенности понятия «симметрия» в музыке: связь с основным принципом повторности (на уровне звукоряда, лада, интервала, темы, гармонического оборота и т.д.). l) Повторность в обратном порядке (авва, авссва - на уровне гомофонных структур); 2) Повторение в прямом движении (прежде всего на уровне тактового метра, шире - ме- троритма, вообще).
  • 3. Временная специфика му'зыки предполагает движение только в одном направлении, поэтому эффект соразмерности, соответствия, который в пространстве достигается расположением элементов в обратном порядке (авссва), в музыке, с учетом необратимости времени («одностороннего движения» в нем), достигается за счет периодической повторности без изменения порядка элементов: авсавс и т.д. Повторение с обратным порядком (инверсия) воспринимается как особый, а не нормативный способ достижения соразмерности, соответствия.
  • 4. Психологическая сторона процесса восприятия музыки как целого (возвращения к первоначальному' состоянию воспринимающего сознания в момент повторения, при этом сравниваемые построения идут параллельно друг другу). Возникновение симметрии как зеркального отражения элементов от общей оси. Например, 8-тактовая тема (нормативный классический период).

  • 5. Анализ музыкальных примеров:
    • а) Н.А. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя из оперы «Садко»;
    • б) И.С. Бах. Хоральные прелюдии;
    • в) М.И. Глинка. «Ночной смотр» (сл. Жуковского);
    • г) Л. ван Бетховен. Главная тема финала сонаты №3 для фортепьяно; соната №7, 2 часть, главная тема.
    • д) В.А. Моцарт. Соната № 9,1 часть, тема (рефрен).

Анализ ладовых структур (Н.А. Римский-Корсаков, Б. Барток, О. Мессиан - на конкретных ладовых образованиях).

Симметрия: соразмерность, полное соответствие в расположении частей целого относительно средней линии, центра.

Идея симметрии играет существенную роль в теории искусства. Корни в активном представлении о гармонии как соразмерности, упорядоченности.

Обновление музыкального материала при повторении (обмен линий по голосам при их полном мелодическом тождестве) - тембровое варьирование в/п к/п, имитация. Остинатный повтор вычленения из напева отрезка мелодии А В А В А В и т.д.

Школа Нотр-Дам (2-е поколение рубежа ХН-ХШ веков) - «готическое многоголосие», где характер многоголосия выступает как обобщающий уровень, фиксирующий новую систему стиля, в которой все составные части неразрывно связаны, и каждая порождена законами организации другой.

Симметрия: переход объектов в самих себя или друг в друга при осуществлении над ними определенных преобразований; в широком смысле - свойство неизменности (инвариантности) некоторых сторон, процессов и отношений объектов относительно преобразований. В роли симметричных объектов могут выступать самые разные образования-вещи, процессы и взаимодействия математических действий геометрической фигуры, математические упражнения, живые организмы, произведения искусства и т.д.

Фундаментальное свойство природы, с которой связаны законы сохранения энергии, количества движения и т.д.

«Точка золотого сечения» - мелодическая вершина в 3/4 общего протяжения темы (i-я половина 2-й половины) - ABBA. Нарастание должно быть более длительным, чем спад (5/g всей формы) перед репризой сонатной 3-частной формы, период, квадрат.

В философском плане симметрия - особый вид структурной организации объектов «тождество - различие = эквивалентность».

Литература

  • 1. Овчинников Н.Ф. Принципы сохранения. - М., 1966.
  • 2. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. - М„ 1974.
  • 3. Шубников А.В, Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. - М., 1972.
  • 4. Евдокимова Ю.К. Многоголосие средневековья X-XIV века. - М., 1983. - С. 46.
  • 5. Сапонов Т. Мензуральная ритмика и ее апогей в музыке. Классические проблемы музыкального ритма. - М., 1978.
  • 6. Евдокимова Ю.К., Симакова Н. «Музыка эпохи Возрождения». - М., 1982.
  • 7. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. - М., 1967. - Гл. 2.: Мелодия.
  • 8. Холопова Ю.Н. Симметрические лады в теоретических системах Яворского и Мессиана. В кн.: Классическая музыка и современность. - М., 1971.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >