Контрольные вопросы и задания

  • • Назовите условия реализации субъект-субъектных отношений в межличностном общении?
  • • Назовите важнейшие характеристики культуры общения.
  • • Назовите важнейшие характеристики общения, определяющие его сущность.
  • • Верно ли утверждение, что общение является специфическим видом деятельности?
  • • Какова специфика общения в педагогической деятельности?
  • • Докажите, что структурные элементы культуры педагогического общения тесно связаны между собой.
  • • Из чего складывается коммуникативная культура учителя?
  • • Назовите особенности общения, связанные с вербальной и невербальной коммуникацией.
  • • Назовите условия продуктивного учебного взаимодействия.
  • • Назовите основные компоненты межличностного восприятия.
  • • Назовите важнейшие правила взаимоотношений, следование которым способствует формированию культуры восприятия и понимания.

Лекция 11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

Начнем с тривиального. Построение в России общества, в основе которого лежит рыночная экономика, императивно предполагает наличие экономически грамотных граждан. Не случайно Национальная доктрина образования в Российской Федерации в качестве одной из основных образовательных задач выдвигает формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда[1].

Как уже отмечалось выше, культура представляет собой освоенный и овеществленный опыт предшествующих поколений; нормативные требования к любой человеческой деятельности. Одним из базовых элементов этой деятельности выступает деятельность в сфере экономики. Будучи материальной основой всей человеческой культуры, экономика сама включается в эту культуру, становится одной из ее составных частей[2].

В конце 80-х - начале 90-х годов XX века, в условиях перехода России к рыночным отношениям, экономическое образование учащихся, а следовательно, и соответствующая подготовка педагогов, привлекли серьезное внимание научной общественности. Между тем, пока экономисты и педагоги-исследователи в теоретических изысканиях пытались обосновать формы и методы развития экономической культуры студентов педагогических вузов, Министерство образования РФ ввело новые Государственные образовательные стандарты, в которых был радикально сокращен набор дисциплин, предписанных для изучения в качестве общеобразовательных, задающих необходимую мировоззренческую и общегуманитарную эрудицию современному человеку. В соответствии с ними, для педагогических вузов в категорию «необязательных» предметов была переведена и экономическая теория, которую теперь изучают только по инициативе самих учебных заведений. Иначе говоря, можно утверждать, что проблема развития экономической культуры будущих педагогов (а через них и основной массы населения) ушла в тень педагогического внимания. Но это принципиально неверно! Доля любого человека, сведущего в проблемах образования, очевидно, что «профессиональные училища, колледжи, вузы должны выполнять функции подготовки молодых людей не только к работе по полученной специальности, но и связанные с деятельностью в новых условиях перехода к рынку»[3].

Экономическая культура является важным условием качества каждого способа производства. Философы (Б.П. Ангелова, А.К. Уледов, В.А. Фофанов) и социологи (Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, Ж.Т. Тощенко) рассматривают ее в тесной взаимосвязи с культурой общества, исследуя общетеоретические и методологические аспекты проблемы. По мнению Т.И. Заславской и Р.В. Рыбкиной, экономическая культура представляет собой совокупность социальных ценностей и норм, которые являются регулятором экономического поведения и выполняют роль социальной памяти экономического знания[4]. Ж.Т. Тощенко определяет экономическую культуру как органическое единство знаний, убежденности и творческой практической деятельности, а также результаты этой деятельности, которые создаются людьми в ходе развития общества[5].

Для культурологов экономическая культура представляет собой совокупность элементов и феноменов культуры, экономического сознания, поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни общества[6] и во многом определяет общее состояние экономики общества и тенденции ее развития. Еще одно культурологическое толкование звучит так: это уровень развития межличностных отношений в процессе производства и распределения материальных благ; степень технологического совершенства процессов производства[7].

На уровне макроэкономики экономисты определяют экономическую культуру как «исторически определенный уровень развития средств производства и экономических способностей человека, выраженный в формах цивилизованного экономического поведения и эффективной экономической деятельности»[8]. На личностном уровне экономическая культура рассматривается ими как фактор и показатель успеха предпринимательской деятельности. Наиболее наглядно эта позиция выражена авторами «Современного экономического словаря», для которых экономическая культура предстает как система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, создание и развитие социальной среды для предпринимательства[9]. Если экономическая культура низка, то следствием этого является низкая эффективность производства, обострение противоречий и углубление диспропорций, наконец, экономический кризис.

Академик Л.И. Абалкин правомерно утверждал, что нельзя достичь высокого качества работы каждого отечественного предприятия если не будут решены вопросы культуры быта, культуры человеческого общения, культуры труда, технологической культуры[10]. Специалистам в сфере экономики сегодня уже очевидно, что приоритет, отданный культуре во всех отраслях хозяйственной деятельности, позволил выйти на современный уровень экономического развития таким новым индустриальным странам, как Япония, Тайвань, Гонконг, Южная Корея и др. Экономическое чудо Японии прежде всего опирается на высокую открытость национальной культуры влияниям иных культур при бережном отношении к культурным традициям, полуторавековой практике всеобщего обязательного образования, высокой интеллектуальной деятельности[11].

Педагоги трактуют экономическую культуру как «выработку ясного представления об экономических закономерностях общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности»[12]. По мнению А.Ф. Аменда, она представляет собой совокупность достижений в области экономической науки и практики, отражающую уровень экономических знаний школьников, их умения, навыки и опыт хозяйствования в быту, школе, на производстве, развитость их экономического мышления и сознания[13]. Следует подчеркнуть, что для педагогического подхода характерно утверждение, гласящее: экономическая культура является более широким понятием, чем экономическое образование и воспитание, поскольку оно охватывает не только уровень образованности и воспитанности, но и социальноценностное отношение человека к окружающему миру, систему ценностных установок, предполагающих ответственность человека за свою деятельность.

Следовательно, педагогическая культура и экономическая культура имеют одну общую характерную особенность. Как понятие «педагогическая культура» по своему содержанию шире понятия «профессиональная культура педагога», поскольку характеризует культуру любой, а не только профессиональной педагогической деятельности, так и труд экономиста не охватывает всей совокупности экономических видов деятельности, происходящих в обществе, поскольку ими занимаются не только экономисты- профессионалы, но практически все члены общества. В данном случае также понятие «экономическая культура» по своему содержанию шире понятия «профессиональная культура экономиста», поскольку характеризует культуру любой экономической деятельности, причем не только профессиональной. Следовательно, педагогическая и экономическая культуры представляют собой части общей культуры как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Помочь будущим учителям в выработке норм как одной, так и другой представляется мне задачей среднего специального и высшего педагогического учебного заведения.

В чем заключается специфика экономической культуры педагога? Очевидно, она включает два взаимосвязанных компонента - личностный и профессиональный. Личностный компонент экономической культуры определяет основные формы экономического поведения педагога как в системе образования, так и вне ее. Профессиональный компонент экономической культуры ведет к совершенствованию форм и методов передачи экономических знаний учащимся.

На первый взгляд, основной целью личностной составляющей экономической культуры педагога выступает достижение успеха. «Но что такое успех?» - спрашивает автор бестселлера «Умение добиваться успеха» 3. Зиглар и сам отвечает: «Большинство людей представляет себе успех как улучшение своего положения на работе или финансового состояния. Я же предлагаю другой подход к понятию успеха: ваш успех нельзя считать полным, пока он не проникает во все поры вашей жизни. Иными словами есть шесть составляющих вашего успеха: финансовое положение, физическое состояние, духовное развитие, личностный аспект, семья, карьера. И прежде чем у вас возникнет ощущение такого «тотального» жизненного успеха, вы должны достичь той или иной степени успеха во всех обла-

14

стях».

Аналогичный подход встречается в работе «Выбор профессии: путь к успеху»15. Среди основных слагаемых успеха ее авторы называют следующие: 1) Умение достигать результата и, достигнув его, ставить перед собой новые цели; 2) Настойчивость в достижении намеченной цели, постоянное желание добиться победы, как в работе, так и в других сферах жизни; 3) Умение поддерживать хорошую репутацию у своих партнеров и клиентов (в нашем случае клиенты - это ученики и их родители - В.Б.); 4) [14] [15]

При достижении материальных результатов нужно уметь помогать другим людям и способствовать духовному возрождению России.

На как же ценностях следует формировать представление об успехе у будущих педагогов? Вопрос не праздный. Интерес к успеху в учебной деятельности продиктован возрастающей потребностью общества и государства в грамотных и компетентных людях. Чем настоятельнее потребность общества в повышении уровня знаний граждан, тем острее необходимость в изучении сущности успеха как философско-педагогического явления.

Здесь, прежде всего, следует подчеркнуть: поскольку понимание успеха зависит от области знаний и сферы деятельности, в которых он рассматривается или достигается, постольку смысл, вкладываемый в него, крайне динамичен, его трактовки противоречивы и неоднозначны, а посему требуют уточнения. В философско-педагогическом значении успех имеет, по крайней мере, пять содержательных трактовок: как разновидность счастья; как форма удачи; как характеристика деятельности человека; как социальный статус человека и материальный уровень его жизни; как форма самореализации личности.

  • 1. Успех как разновидность счастья. Такое понимание успеха характерно для гуманистической этики Аристотеля. Само счастье здесь представлено как высшее благо, конечная цель всей человеческой жизни. Оно включает в себя и наслаждение, и удачу, и богатство, и почести. Именно почести в античной философии определяли меру успеха и служили внешним выражением счастья. Согласно Аристотелю, «успех - есть нечто внешнее, зависящее от тех, кто его присваивает, признает»[16].
  • 2. Успех как удача. Такое понимание успеха характерно для Мишеля Монтеня: «если успехам я на одну треть обязан самому себе, - пишет он, - то две трети принадлежит великой случайности»[17]. Вряд ли стоит спорить с тем, что успех и удача имеют существенные отличия: успех требует человеческих усилий, удача не зависит от них, однако при этом довольно часто удача и успех сопутствуют друг другу.
  • 3. Успех как характеристика человеческой деятельности. Если у Аристотеля успех - это цель, осуществленная в поступке, то современные отечественные философы В.И. Бакштановский, Ю.В. Сагамонов, В.А. Чу- рилов[18] считают, что успех включает в себя не только цель, но и мотив, а также результат деятельности и средства его достижения.
  • 4. Успех как социальный статус человека и материальный уровень его жизни. В буржуазном индустриальном обществе успех - материальное и земное понятие. Не следует воспринимать это чересчур прямолинейно.

Человек, живущий хорошо, живет не только богато. «Богатство без уважения, без любви людей, оборачивается жалким прозябанием»[19]. Именно потребность в самоуважении служит первопричиной достижения успеха. С этих позиций успех выступает как приобретение добродетели - самоуважения и сопутствующего ему социального статуса и престижа, наряду с достижением определенного уровня дохода и карьеры. Человек стремится к успеху не только для получения материальных благ, но и ради награды этико-психологического свойства: уважения и морального удовлетворения.

5. Успех как форма самореализации личности. Если успех принимает форму самореализации личности, то само достижение успеха зависит от особенностей характера личности, точнее, от уровня ее самосознания, представлений о самореализации, от ее социальной зрелости, от осознания социальной ответственности. При этом успех «не является лишь механизмом подкрепления усилий личности в процессе ее самореализации. В успехе существенна роль самой личности, ее самооценки, стремления к самоутверждению»[20].

Как видим, один из показателей экономической культуры, который подчеркивается во всех названных трактовках успеха, можно сформулировать следующим образом: без благоприятного финансового положения нет успеха, но успех - это не только благоприятное финансовое положение. Однако если вторую часть заявленного постулата поддержат все педагоги, то относительно первой это весьма спорно, поскольку отношение, проявляющееся в педагогической среде к показателю финансового успеха, отнюдь не однозначно.

С выходом в свет первой редакции Закона РФ «Об образовании» в широкий педагогический оборот были введены понятия «платные дополнительные образовательные услуги государственного, муниципального образовательного учреждения» и «платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения». Но поскольку закон ввел данные понятия, не предлагая конкретных экономических моделей их осуществления, справедливо подчеркивается в педагогической литературе, неординарные личности стали творить свою экономическую культуру: каждый в силу своего понимания и реальных возможностей строил свою пробную модель. Однако, поскольку этот процесс вначале проходило в условиях почти полного отсутствия инструктивных регламентов и лишь постепенного создания правовой базы, то не удивительно, что он не был лишен негативных явлений и разного рода издержек, формирующих в широких (и не только педагогических) кругах населения негативное к нему отношение[21]. Это негативное отношение хорошо «встраивалось» в традиционные для России представления об учителях как о бескорыстных подвижниках и на экономическую культуру, сформированную в прежние времена.

Чаще всего под богатством подразумевается обилие материальных или духовных ценностей, которыми обладает человек. «Богатство предназначено для удовлетворения потребностей человека, но не только. Оно также помогает человеку заслужить определенное положение в обществе, уважение людей и даже политическую власть»[22]. Но все же преимущественно слово «богатство» используется по отношению к материальным благам.

Но в отличие от протестантского, в отношении богатства, власти и славы для традиционного православного менталитета характерно стремление к достатку, понимаемому как удовлетворение скромных материальных потребностей, уважение соседей, коллег или односельчан, праведность поведения, большая семья и много детей. Поэтому для российского мировоззрения, во многом православного по своему источнику, жизненный успех состоял в том, чтобы прожить жизнь, умеренно трудясь, в добром здравии, в скромности и достатке, в соответствии с обычаями и традициями, которые завещали предки, по правде и по совести, в большой многодетной семье, пользуясь уважением окружающих и умереть на родине в своей деревне[23]. Основные социокультурные полюса западноевропейского общества (власть, слава и богатство) воспринимались в русской традиции противоречиво. С одной стороны, власть, слава, богатство на земле - от Бога, даны им человеку в качестве дара или наказания. Но с другой стороны, в комплексе русских пословиц, собранных и опубликованных В.И. Далем, есть 12 пословиц о богатстве, развивающих идею «богатство нажить - в аду быть», и ни одной пословицы, в которой бы содержались идеи о том, что богатство приносит моральное удовлетворение и является наградой за груды, энергию, инициативу. Сохранение в сознании учительства подобных «морально-экономических реликтов» вряд ли является показателем высокого уровня экономической культуры.

В советский период, в условиях административно-командной экономической системы, члены общества воспитывались на принципах патерналистской психологии и отсутствия деловой культуры. Образ жизни и склад мышления основной массы советских людей имели исполнительскую направленность, исключавшую желание и умение осознанного коммерческого риска. С переходом общества к рыночной экономике, отсутствие рыночной экономической культуры лишило многих людей, оказавшихся в непривычных социально-экономических условиях, психологического комфорта. Поэтому у большинства специалистов образовательной сферы эти две новые экономические, по существу, рыночные категории вызвали, по меньшей мере, психологические проблемы, повлекшие за собой дискуссии о нравственности основ воспроизводства общественной жизни[24]. Для них показательна позиция Б.Т. Лихачева: «Вместо научно-педагогических стали появляться и множиться разного рода коммерческие образовательные структуры... стали насаждаться разные типы альтернативных образовательных учреждений, враждебные российской государственности... и так практически было утрачено влияние государства и общества на воспитание молодого поколения, в результате явно снизился уровень образования»[25].

Не спорю, с платными образовательными услугами до сих пор вопросов больше, чем ответов. В одной из последующих лекций я еще вернусь к этому. Но в контексте разговора об экономической культуре педагога принципиально важно иное: «В Толковом словаре русского языка слова, составляющие данный термин, определяются следующим образом: услуга - действие, приносящее пользу, помощь другому, образовательный - содействующий образованию, просвещению, платный - оплачиваемый, такой, за который платят. Согласно этим определениям, платные образовательные услуги - это действие, направленное на оказание помощи кому- либо, и никак не «деятельность, направленная на получение прибыли», каковой является предпринимательство»[26]. Не путать эти два понятия - необходимое условие формирования экономической культуры будущего педагога.

В последнее время в мире заметно возрастает интерес к философии образования, «рассматривающей наиболее общие проблемы сущего и должного в весьма специфической и в то же время «вечной» сфере общественной жизни любой страны: сфере воспроизводства и качественного преобразования человеческих ресурсов социально-экономического прогресса»[27]. В соответствии с этой философией образования, отмечает В.Б. Полуянов, основной функциональной целью образовательного учреждения является подготовка конкурентоспособного выпускника[28]. Одновременно В.Б. Орлов, исследовав проблему воспитания предприимчивости у учащейся молодежи, пришел к довольно грустному выводу - в этом отношении мы ощутимо отстали от десятков стран мира. «Следовательно, перед российской системой образования стоит задача формирования людей, способных цивилизованно обустроить отечество»[29] [30].

В настоящее время интерес к формированию конкурентоспособной личности не ослабевает. При этом отмечается, что развитие рыночных отношений невозможно без изменения самого человека как субъекта этих отношений. Homo economicus - человек экономический, есть причина и следствие развития рыночных отношений. Слабость экономической реформы, проводимой в России, во многом обусловлена психологическим неприятием ее большинством населения, низким уровнем экономической культуры как самих «реформаторов», так и значительной части населе-

30

ния .

Что значит «конкурентоспособная личность»? Как показали специальные исследования В.И. Андреева[31], это не одно качество, а интегральная характеристика. Она включает следующие свойства и особенности личности: 1) высокий уровень работоспособности; 2) стремление к качественному конечному результату; 3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности; 4) творческое отношение к делу, труду; 5) стремление к профессиональному самосовершенствованию; 6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений; 7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству; 8) способность к быстрому освоению нового дела; 9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию[32]. Трудно не заметить, что среди всех перечисленных качеств нет ни одного, которое не было бы необходимо педагогу в его повседневном учительском труде. Поэтому, на мой взгляд, формирование качеств Homo economicus - конкурентоспособной личности - способно органично войти в систему профессионального становления будущих учителей. По той же причине учитель способен оказывать позитивное воспитательное воздействие на формирование экономической культуры своих подопечных. Но это лишь одна сторона медали. Есть и другая.

В зависимости от характера основной жизнедеятельности человека, экономистами используется следующая типология людей: 1) экономический человек (у него главное в жизни - дело, полезность, эффективность, практическая значимость); 2) социальный человек (общественная польза, благо для всех, взаимопомощь); 3) политический человек (лидерство, соревнование, карьера, власть); 4) эстетический человек (красота, гармония, искусство); 5) теоретический человек (истина, порядок, знание); 6) религиозный человек (вера, любовь, жертвенность, покаяние); 7) праздный человек (развлечения, путешествия, азартные игры, телевидение). Но при этом они подчеркивают, что большинство населения - люди неэкономические. Они не ищут сущность бытия в деньгах. Они живут рядом с людьми экономическими и оказывают смягчающее влияние на жесткость экономических отношений[33]. Поэтому учителю не следует стараться всех своих подопечных вырастить «ударниками капиталистического труда». Понимание этого - необходимый элемент экономической культуры педагога.

Формирование экономической культуры как составной части общей культуры личности необходимо осуществлять еще в школе, правомерно отмечает Е.Е. Парамонова. В решении этой задачи особое место и роль принадлежат учителю, обладающему развитым экономическим мышлением и практически владеющему основами экономики, методикой экономического образования учащихся[34]. При этом не следует думать, что формировать экономическую культуру следует лишь применительно к учащимся старших классов. Исследование Т.Ю. Квасниковой показало, что этим можно и нужно заниматься с начальной школы. Более того, именно в младшем школьном возрасте условия наиболее благоприятны для становления этической составляющей экономического воспитания детей.

Изучение начал экономики в школе первой ступени не только приобщает ребенка к культуре в целом, но и привносит ряд преимуществ в учебно-воспитательный процесс. Оно заполняет нишу социально-нравственных знаний, которая не обеспечивается другими школьными дисциплинами; обеспечивает гармонизацию этических и прагматических основ экономической деятельности путем приобщения к знаниям этической экономики; облегчает процесс адаптации подрастающего поколения к миру взрослых, а показатель степени экономической зрелости и экономической воспитанности можно рассматривать как уровень сформированности экономической культуры младшего школьника.

Экономическая культура младшего школьника представляет собой целостную, многоуровневую реальность, структура которой включает системно-логические знания об экономической действительности на эмпирическом уровне и эмоционально-интеллектуальные процессы, регулирующие экономическое поведение младших школьников. Она перекликается с переменными экономической социализации и характеризует один из уровней проявления экономической культуры в системе «экономическая культура общества - экономическая культура личности - экономическая культура школьника - экономическая культура индивида в младшем

3е)

школьном возрасте» .

Школа включается в названный воспитательно-образовательный процесс как социальный институт, направляющий свое педагогическое воздействие в особых, свойственных только ей формах социальной коррекции результатов семейного воспитания, уже приобретенных учеником. Особенностью педагогической практики является то, что свое корректирующее воздействие образовательная система строит фрагментарно и, как правило, на том этапе социального развития ученика, когда ценностные и нормативные параметры экономической культуры семьи и ближайшего окружения уже надежно «прописались» в сознании ребенка. Вот почему столь важны попытки решения задачи формирования экономической культуры учащихся в период дошкольного и школьного детства, наиболее сен- зитивный к развитию индивидуальности. «Методом формирования экономической культуры детей и подростков становится сопоставление индивидуального опыта, определенного семьей обучаемого, с социальным опытом страны и мира во всей полноте причинно-следственных связей. Особенностями применения метода должны стать: учет специфики социальных вопросов, решение которых ищет ребенок на каждом этапе личностного развития, и признание того, что ценности и нормы экономической культуры формируются как часть общей социокультурной системы индивида, поскольку в раннем возрасте ярко проявляется синкретизм сознания ребенка и ценности, нормы любой формы культуры изолированно друг от друга трудно вычленимы»36.

Экономическую культуру человека формирует не все общество сразу, а его конкретные элементы, обладающие определенной спецификой. Человек усваивает социальный опыт той группы, к которой он принадлежит. При этом, как правило, ведущую роль играют представления его родителей, иных членов семьи, других представителей среды непосредственного

  • 35 См.: Квасникова Т.Ю. Этико-экономическое воспитание учащихся в образовательном процессе начальной школы. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Уфа,2002. - С.10.
  • 36 Филипповская Т.В. Формирование экономической культуры учащихся в процессе

преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Екатеринбург,2000. -С.11.

262

окружения. Традиционно в экономической культуре семьи как качество формирования конкурентоспособной личности почитались и неуклонно воспитывались трудолюбие и профессиональное мастерство. Однако сегодня их высокий статус необходимо восстанавливать. В советское время они были значительно обесценены из-за сознательно и упорно проводившейся властями уравнительной политики. В результате малоквалифицированные работники стали преимущественно средне- и высокооплачиваемыми, а среди высококвалифицированных рабочих, и особенно специалистов с высшим образованием, существенно увеличилась доля лиц с низшим заработком[35]. Последующий период мало что изменил в этом отношении.

Резкие социальные изменения, произошедшие в нашем обществе в конце 80-х - начале 90-х гг., повлекли за собой ускоренное имущественное расслоение граждан. При этом наиболее многочисленные профессиональные группы лиц с высшим образованием (ученые, учителя, врачи, инженеры, работники культуры) оказались в крайне затруднительном положении. Разумеется, это не способствовало укреплению ценности знаний в ориентирах и приоритетах экономической культуры современной семьи. В результате в нашей стране (и в общественном сознании в целом, и в экономической культуре семьи) широко распространилось потребительски- утилитарное отношение к знанию. Стало происходить заметное перемещение молодежи в сферу торговли и отток ее, например, из учительства.

Сказанное свидетельствует о кризисе знания как основы конкурентоспособности личности в экономической культуре отечественной семьи на современной стадии ее развития. Но что значит кризис механизма социального наследования, если система трансляции знания не только зависит от общественных процессов, но, в свою очередь, сама активно на них воздействует?

На уровне общей постановки проблемы вопросы влияния знаний на экономическое развитие общества достаточно глубоко разработаны, и благотворность этого влияния не вызывает сомнений. Но если влияние образования на экономическое развитие современного общества однозначно положительно, то влияние современного общества на развитие образования и его ценность в экономических представлениях граждан выглядит менее безоблачно.

Среди современных факторов, негативно влияющих на оценку знания в экономической культуре семьи (с чем регулярно сталкиваются педагоги), можно выделить следующие.

Первый. В обществе в целом все ниже падает престиж образования как самоценности. Сегодня у широких слоев населения и, прежде всего, у молодежи, ценятся лишь те виды и формы образовательной деятельности, которые способны в короткий срок дать заметный финансовый результат. Этим объясняется взлет престижа экономических («Открою свое дело!») и юридических («Вы знаете, какие гонорары получают адвокаты!?») специальностей, школ секретарей-референтов и фотомоделей. Но сокращение образовательного фундамента означает сокращение естественной основы культуры. Г.Е. Зборовский верно подчеркивает, что потребность в образовании выступает не только способом развития личности, но и средством удовлетворения других потребностей[36] [37]. Нацеленность на сиюминутный результат не способствует повышению привлекательности сложных видов деятельности и нередко направляет экономическую активность молодежи в криминальное русло.

Второй. Обостряющееся экономическое неравенство ведет к появлению в люмпенизированном сознании резкого неприятия тех людей, которые отличаются по своему образу жизни, тех, кто живет «не как все». Это прежде всего относится к богатой части населения, но не ограничивается ею. Столь же агрессивно зачастую воспринимается и образовательная активность. Памятуя, что рост социального неравенства влечет за собой рост маргинальных слоев, можно прогнозировать увеличение в обществе удельного веса тех семей, которые негативно относятся к культурнообразовательной деятельности.

Третий. Размывание «среднего класса», увеличение семей, живущих на грани бедности, и вытекающая из этого необходимость материального обеспечения ставит перед значительной частью инженеров, педагогов, врачей (и не только перед ними) проблему совместительства, второго (а часто - и третьего) места работы. Это крайне негативно сказывается на культурно-образовательном потенциале. На опасность подобного положения указывал А. Швейцер, подчеркивавший, что сверхзанятость человека ведет к умиранию в нем духовного начала. Косвенно он становится жертвой этого уже в детстве, ибо родители, поглощенные жестокими трудовыми буднями, не могут уделять должного внимания детям. Позже ребенок, сам став жертвой перенапряжения, все больше испытывает потребность во внешнем отвлечении. Для работы в оставшееся свободное время над собой, для серьезных раздумий или чтения книг необходима сосредоточенность, которая нелегко ему дается. Не познания и развития ищет человек, а развлечения, притом такого, какое требует минимального духовного

39

напряжения .

Перечисление факторов, негативно влияющих на оценку знания в экономической культуре семьи, можно продолжать. Но и сказанного достаточно, чтобы утверждать, что в массовом сознании россиян по поводу ценности знания как фактора экономического развития еще не сформировалась позитивная социальная установка. Если же иметь в виду, что формирование социальных установок показывает, как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках40, станет ясно: невысокая ценность знаний в экономических приоритетах семьи демонстрирует низкий уровень экономической культуры общества, которому должна противостоять современная школа.

В современных условиях высокая педагогическая культура невозможна без серьезной экономической подготовки. Учитель должен быть готов к работе в условиях рыночной экономики и как наставник, и как агент инфраструктуры общественной системы производства. Не секрет, что учителя «старой закалки» оказались не теми людьми, к кому при переходе к рынку учащиеся обращались за советом. Первые представления о бизнесе и прибыли, акциях и дивидендах эти школьники скорее получали из рекламы всевозможных банков и АО, или просто на ближайшей колонке водоснабжения, где их старшие приятели зарабатывали мытьем автомобилей. Полагаю, общество очень скоро оценит все издержки подобного «экономического всеобуча», как и неспособности учительского корпуса выполнить в нем свою наставническую функцию.

Но дело не только в этом. Рынок ставит в новые экономические условия и саму школу. Появляются нетрадиционные альтернативные учебные заведения, среди которых есть и частные школы. В традиционной школе множится количество платных кружков, факультативов, дополнительных предметов. Все это обязывает учителя как агента инфраструктуры общественной системы производства для своего полноценного функционирования обладать соответствующей экономической подготовкой. В педагогическом вузе необходим курс экономики системы народного образования и экономики школы, предполагающий изучение соответствующей нормативной базы и практики ее применения. К сожалению, работающие в педагогических вузах преподаватели экономической науки, мучительно отыскивая свое место в изменившемся учебном процессе, к этой проблематике обращаются крайне редко.

Экономическая культура отражает экономическую жизнь общества и существующие в нем экономические отношения. Она является одной из подсистем целостной культуры, но в то же время и сама представляет собой сложную систему. Последняя система включает экономическое мышление, экономическое сознание, мотивы и потребности, ценности и интересы, экономические знания и умения, совокупность экономических и моральных личностных качеств, необходимых для самореализации в социально-экономической сфере общества. Но экономическая культура имеет и еще один немаловажный аспект. А.С. Нисимчук абсолютно верно усматривает в ней своеобразный ориентир в понимании социально-

  • 40 См.: Андреева Г.М. Социальная психология. -М.,1980. -С.353.
  • 265

политической жизни общества[38]. Эта сторона педагогической культуры ниже будет рассмотрена специально.

Контрольные вопросы и задания

  • • Какие определения понятия «экономическая культура» вам известны?
  • • Как бы вы сами определили содержание понятия «экономическая культура»?
  • • В чем заключается специфика экономической культуры педагога?
  • • Какая общая характерная особенность присуща как педагогической, так и экономической культуре?
  • • Что, по вашему мнению, выступает показателями достижение успеха? Каковы основные составляющие успеха?
  • • Каковы основные известные вам философско-педагогическое трактовки успеха?
  • • Каковы культурные традиции, лежащие в основе распространенного в общественном сознании негативного отношения к платным образовательным услугам?
  • • Какая типология применяется экономистами в зависимости от характера основной жизнедеятельности людей?
  • • С какого возраста, на ваш взгляд, целесообразно начинать формировать экономическую культуру ребенка?

  • [1] См.: Педагогический энциклопедический словарь. -С.480.
  • [2] См.: Щербина В.Ф. Культура экономики. -М.,1986.
  • [3] Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. -Екатеринбург,2000. -С.33.
  • [4] См.: Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни.Новосибирск, 1991.
  • [5] См.: Тощенко Ж.Т. Идеология и экономика: Идеологическая работа и социально-экономическое развитие. -М.,1981. Полагаю, читатель понимает, что в 1981 году без«идеологической работы» и «коммунистической убежденности» авторам обойтисьбыло невозможно. Впрочем, ниже об этом речь пойдет подробнее.
  • [6] См.: Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов.-С.390.
  • [7] Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. -С.400.
  • [8] См.: Попов А.Н., Горшков А.В., Кенжибаев А.Е. Экономическая культура: теория ипрактика. -Челябинск,2000. -С.24.
  • [9] См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. -М.,1993. -С. 186.
  • [10] См.: Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. -1994. -№12.
  • [11] См.: Попов А.Н., Горшков А.В., Кенжибаев А.Е. Указ. соч. -С.8.
  • [12] Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Сластенин В.А., Шиянов Е.Н. Педагогика. -М.,1997. - С.262-263.
  • [13] См.: Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспита ния школьников. -Челябинск, 1988.
  • [14] 14 Зиглар 3. Умение добиваться успеха для «чайников». -М.,2000. -С.5.
  • [15] См.: Самоучкин А.И., Самоучкина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху. -М.,2000.
  • [16] Аристотель. Большая этика,ПД1207Ь.
  • [17] Монтень М. Опыты: В 3 кн. Кн. 3. -С.327.
  • [18] См.: Бакштановский В.И. Согомонов Ю.В., Чурилов В.А. Этика успеха: Введение в доктрину. - Тюмень-Москва, 1996.
  • [19] Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чурилов В.А. Этика политического успеха. - Тюмень-Москва, 1997. -С.68.
  • [20] Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. - Л., 1990. -С. 138.
  • [21] 91
  • [22] См.: Паникова Л.П., Скрябин Д.А. «Платные образовательные услуги» как экономическая и педагогическая категория // Понятийный аппарат педагогики и образования.Вып.З. -Екатеринбург, 1998. -С.70. 99
  • [23] Койгерова-Назаренко А.В. Развитие отношения к богатству от Ветхого завета до второго Ватиканского собора // Богатство и культура: дискуссии, мнения, проблемы. Материалы заочной научно-практической конференции. -Челябинск,2003. -С.48. 23 Кенжибаев А.Е., Лавров И.В., Попов А.Н. Богатство как менталитет и творчествоэкономического разума. -Екатеринбург,2003. -С.8.
  • [24] Паникова Л.П., Скрябин Д.А. Указ. сон. -С.69.
  • [25] Лихачев Б.Т. Реформаторство в российском образовании: прожекты и результаты //Педагогика. -1996. -№ 6. -С. 18-24.
  • [26] Паникова Л.П., Скрябин Д.А. Указ. сон. -С.70.
  • [27] Van der Wende М.С. Quality assurance in internationalisation // Internationalisation and quality assurance: goals, strategies and instruments. -Amsterdam,!996. -P.34.
  • [28] См.: Полуянов В.Б. Организация и управление в сфере образования. -Екатеринбург,2000. -С.90.
  • [29] Орлов В.Б. Воспитанию предприимчивости у учащейся молодежи. -Тюмень-Челябинск,2001. -С.7.
  • [30] См.: Попова А.Ф., Попов А.Н., Середа Т.Л. Образование экономической личности. - Челябинск,2002. -С.61.
  • [31] о 1 См.: Андреев В.И. Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера. -М.,1995.
  • [32] См.: Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -Казань,2000. -С.378
  • [33] См.: Попов А.Н., Орлов В.Б., Попова Е.А., Горшков В.В., Щербина А.Н. Воспитание предприимчивости в школе. -Челябинск, 2003. -С. 14.
  • [34] См.: Парамонова Е.Е. Формирование экономической культуры у учащихся в образо вательном процессе. Дисс. ... канд. пед. наук. -Челябинск,2003. -С.18-19.
  • [35] Стариков Е.Н. Маргиналы, или размышления на старую тему: “Что с нами происходит?” // Знамя. -1989. -№10. -С. 149.
  • [36] Зборовский Г.Е. Социология образования: В 2 ч. -Екатеринбург, 1993. -4.1. -С.51.
  • [37] Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное.-М., 1993. -С.240-241.
  • [38] См.: Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников: Книга для учителя. -М.,1991.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >