ВВЕДЕНИЕ

Среди множества публикаций, посвященных тем или иным аспектам педагогической деятельности, осмысление педагогической культуры встречается отнюдь не часто. Одним из первых данное понятие применил Г.Н. Волков, давший ему следующее толкование: «...это та среда материальной и духовной культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей»[1]. Однако до начала 90-х гг. XX века как в педагогике, так и в культурологии это понятие имело неопределенный, интуитивно постигаемый характер. Активизация интереса к проблематике педагогической культуры начинается в последнее десятилетие ушедшего века[2], что и делает возможным попытку создания некой обобщающей работы, посвященной педагогической культурологии. Тем более, что социальная востребованность у такой работы есть.

В 2001 г. в России был начат исследовательский проект «Социальный портрет учащихся НПО». Социологическое исследование проводилось во всех федеральных округах, в 48 регионах и охватывало 42 тысячи опрошенных. Такого представительного изучения система начального профессионального образования России ранее не знала. Исследование ценностных ориентаций учащихся начального профессионального образования показало, что 35% из них хотели бы жить за границей и еще 22% не определились в этом отношении. Иначе говоря, 57% учащихся НПО и в городе, и на селе не связывают однозначно свою жизнь с Россией[3]. Это массовая неприемлемость у молодежи условий и смысла жизни в нашей стране. Впору вспомнить Э. Хемингуэя - «Не спрашивай, по ком звонит колокол...»

Но самое интересное, что среди причин неприятия участниками названного исследования жизни в отечестве, на третьем месте после низкого уровня жизни и низкой социальной и правовой защищенности, назван низкий культурный уровень в обществе[4] [5]. Заметьте, это отмечают «пэтэушники», а не учащиеся какой-нибудь «продвинутой» гимназии или лицея.

Итак, культура. Сегодня о культуросообразности образования не говорит разве что самый ленивый. С той же истовостью, как в недавнем прошлом апеллировали к авторитету Крупской и Макаренко, сегодня апеллируют к Библеру и Лосеву. Словно из рога изобилия хлынули публикации и диссертации о профессионально-педагогической0 и риторической культуре преподавателя[6]; о культуре педагогической деятельности[7] и методологической культуре педагога8; о гуманитарной культуре будущего учителя9, его культуре общения10, его информационной11 и правовой культуре12; о становлении экологической13 и экономической культуры уча-

Екатеринбург,1992; Петров А.А. Общекультурная компетенция учителя и ее влияние на успешность педагогической деятельности. Автореф. дисс. ... канд пед. н. - Пенза, 1999; Силаева Е.Г. Формирование профессионально-этической культуры учителя: теория и методока. -М.,1995; Сластенин В.А., Филиппенко Н.И. Профессиональная культура учителя. -М.,1993; Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. -М.,1993; Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя. -Оренбург, 1999; Формирование профессиональной культуры учителя. -М.,1993.

  • 8 См.: Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. -М.,1991; Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. -1996. -№4; Валеев Г.Х. Формирование методологической культуры педагога-исследователя. -Челябинск-Стерлитамак,2000; Романов Е.В. О формировании методологической культуры учителя // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. -2000. -№ 3 (5); Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. - 1990. -№7.
  • 9 См.: Булынский Н.Н, Парская Н.В. Гуманитарно ориентированная модель педагога

профессионального обучения как основа формирования профессионально- педагогической субкультуры // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. -2002. -№3 (15); Гайсина Г.И. Культуологический подход в теории и практике педагогического образования. -М.,2002; ее же. Формирование гуманитарной культуры будущего учителя в довузовских структурах педагогического образования. -Уфа,1999.

  • 10 См.: Грехнев В.С. Культура педагогического общения. -М.,1990; Терновая И.П. Формирование культуры педагогического общения в свете современных социокультурных изменений. Автореф. дисс. ... канд психол. н. -Таганрог, 1998; Фатыхова Р.М. Культура педагогического общения и ее формирование у будущего учителя. - Уфа,2000; ее же. Культура педагогического общения. Учеб, пособ. -Уфа,2003; ее же. Культура педагогического общения: психологическое видение формирования // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Вып. 1. Екатеринбург,2003;
  • 11 См.: Сизинцева Н.А. Информационно-динамическая обучающая среда как фактор развития информационной культуры будущего учителя. Автореф. дисс. ... канд пед. н. -Оренбург, 1999.
  • 12 См.: Федяшин В.П. Теория и практика формирования правовой культуры педагога. - У фа.,2002; его же. Формирование правовой культуры педагога как проблема современного педагогического образования в России // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. -2001. -№4 (10); Шайдуров А.А. Проблемы развития правовой культуры будущих учителей. -Екатеринбург,2002.
  • 1 7

См.: Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. -М.,1998; Глазачев С.И. Козлова О.И. Экологическая культура: Пробное учеб, пособ. -М.,1997; Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика. -Тюмень,1998; Тавстуха О.Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждении дополнительного образования: теория и практика. -Оренбург,2001; Хизбуллина Р.З. Фор-

  • 1
  • - 15 16

щихся; развитии их эстетической культуры и культуры мышления ; о культуре управления физкультурой[8] [9] [10] [11] [12] и прочее, прочее, прочее. И это не считая смежной проблематики!

Но что значит «культуросообразное образование»? Значит, образование, сообразное культуре, т.е. соответствующее образу культуры. Образу культуры, а не образцам в различных культурах! Следовательно, прежде чем говорить о культуросообразности образования, надо определиться с тем, что такое культура. Микробиологическое, агрономическое и археологическое толкование, по понятным причинам, оставим в стороне. Что же остается? Три наиболее распространенных в культурологии концепции - духовная, ценностная и этносоциологическая.

Духовная концепция ограничивает культуру исключительно сферой духовной жизни общества, производством и потреблением духовных ценностей. В таком случае, методология культуросообразного подхода к образованию должна быть ориентирована на приоритет дисциплин этического и эстетического цикла, из чего вытекает необходимость решительного перераспределения как предметов в структуре учебного плана, так и часов между предметами. Но, во-первых, деление культуры на материальную и духовную относительно и возможно лишь абстрактно-теоретически. А во- вторых (и в главных) - тупиковость этого подхода видна любому здравомыслящему человеку.

Страшная по своим последствиям Чернобыльская катастрофа является заурядным примером педагогических просчетов при подготовке персонала АЭС и пожарных. Оператор реактора имел «красный диплом» Московского энергетического института, но плохо понимал, что управляемый им процесс носит нелинейный характер, а потому пытался управлять им, руководствуясь линейными законами. Так что же, в целях культуросообразности образования предписать студентам энергетических специальностей глубже изучать историю искусств?

На аналогичном профессиональном уровне действовали и пожарные, поливая разрушенный реактор водой, хотя химическую реакцию получения водорода из воды на раскаленном графите изучают в школьном курсе химии. Что будет, если в пламени горелки смешивать водород с кислородом воздуха, объяснять не надо. Что же, исходя из духовного толкования идеи культуросообразности образования, приказать курсантам пожарнотехнических училищ больше изучать этику с эстетикой? Ответ очевиден.

Аксиологическая концепция рассматривает культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных людьми. Ее сторонники выделяют в качестве сущностно значимых для образования три положения: «культура как система непреходящих ценностей, культура как механизм передачи этих ценностей и опыта их реализации через традиции и культура как способ трансляции и умножения ценностей, как творчество (формула: ценности - традиции - творчество)»[13]. Но кто тот субъект, который будет определять, что есть ценность, а что не есть ценность культуры?

Вот один из примеров подобного рода. Екатеринбуржский автор С.З. Гончаров в известном педагогическом журнале пишет: «Православие вознесло чувство родного до абсолютной вершины - совершенства Отца Небесного. Отечественная культура своими корнями уходит в глубинное подсознательное чувство родного. Это чувство - корневое. Из него вырастают жизненно приемлемая установка, а не жизнеотвержение, традиции и национальная идентичность, преемственность поколений, семья и Родина, творческий потенциал личности. Это чувство объективируется в благое содержание жизни - как любимый человек, семья, отеческое наследие, соборное «мы», родная культура, Родина, Отец Небесный, творческая жизнь»[14].

Первое, что бросается в глаза в приведенной цитате, это ее предельная конфессиональная зауженность, демонстративная закрытость в рамках православия. А как быть с ценностями мусульман и лютеран, буддистов и иудаистов, которых в России не один миллион? Боюсь, начни государство закладывать в образовательные стандарты предложенную систему ценностей, запахнет религиозными войнами.

Что ж, метод доведения до абсурда тоже имеет гносеологическое значение. И приведенный пример, на мой взгляд, наглядно доказывает - там, где мы начинаем спор о ценностях, там всегда остается простор для субъективизма. А когда доминирует субъективное мнение, о научной истине говорить не приходится.

Поэтому, на мой взгляд, если уж в образовании исходить из идеи культуросообразности, то в соответствии с этносоциологическим подходом к последней. Этносоциологическая концепция рассматривает культуру как накопленный человечеством опыт социальной жизнедеятельности, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его приумножении. Следовательно, культура чрезвычайно многообразна и мир культуры безграничен.

Первый педагогический вывод, который из этого вытекает: войдя в XXI век, земляне столкнулись с проблемой создания принципиально новой философии образования. Необходимо менять сами исходные принципы обучения. Ибо до второй половины XX века обучение, по сути, строилось на принципе «Получи сумму знаний, усвой ее и этого тебе хватит на всю оставшуюся жизнь». На сегодняшний день основной упор в системе образования необходимо делать не на передачу учащемуся неких конкретных знаний, умений и навыков, а на привитие ему умений и навыков самостоятельного получения новых знаний и (что самое главное) желания заниматься самообразованием.

Из безграничности культуры вытекает и второй педагогический вывод. Та огромная масса новых культурных ценностей, которая нарабатывается ежедневно и ежечасно, не отменяет значения суммы культурных ценностей, которые были выработаны человечеством ранее. Она лишь добавляется к ней. Понятно, что в рамках одной жизни освоить все это невозможно. Поэтому культуру всегда осваивают избирательно. Отсюда с неизбежностью вытекает принцип вариативности образования и принцип выборности учащимся образовательных траекторий. Этим, на мой взгляд, и продиктован столь явный для конца XX и начала XXI века интерес к педагогической культурологии.

Долгое время отечественная теория воспитания существовала в отрыве от теории культуры, а теория культуры оставляла вне поля своего внимания проблематику воспитания. В ряде последних публикаций была отмечена абсурдность подобного положения и показано, что воспитание есть не что иное, как овладение культурой. Нравственное воспитание - это овладение нормами и ценностями нравственной культуры, физическое - физической культуры и т.д. Это привело меня к убеждению в том, что на уровне теоретико-методологического анализа, т.е. анализа интересующего нас объекта не на индивидуальном, а на системном уровне, прирощение педагогического знания может быть получено за счет использования культурологического подхода.

Культура представляет собой нормативные требования к любой деятельности человека; освоенный и овеществленный человеком опыт его жизнедеятельности. Опыт - это закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении возникающих задач. Образование как система и есть не что иное, как социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта.

Педагогическая культура представляет собой требования, предъявляемые к деятельности по обучению и воспитанию. Она не исчерпывается профессиональной культурой педагога, поскольку обучением и воспитанием в той или иной мере занимаются практически все члены общества. Поэтому и педагог не свободен в своих воспитательно-образовательных возможностях. В основе конкретных форм и методов его профессиональной деятельности лежит определенный, исторически сформировавшийся социокультурный комплекс. Механизмы и закономерности функционирования этого социокультурного комплекса оказывают определяющее, хотя и не всегда прямое воздействие на систему образования, задавая границы ее воспитательных и образовательных возможностей. Следовательно, педагогическая культура представляет собой часть общей культуры как общества в целом, так и каждого отдельного человека и может выступать предметом культурологического анализа.

Приблизительно в этой логике в марте 1993 года состоялся столь памятный для меня разговор с незабвенным Львом Наумовичем Коганом, подвигнувшим меня на исследование педагогической культуры. Предлагаемый читателю курс лекций - результат всей последующей работы. Ее первый этап завершился в 1996 году с защитой докторской диссертации и выпуском соответствующей монографии[15].

Дальнейшее исследование было связано с изучением не только самого феномена педагогической культуры[16], но и смежных проблем, на которые выводила логика научного поиска - педагогического образования[17], его гуманизации и гуманитаризации23, логики построения образовательных программ в соответствии с их культурологическим толкованием24, культуры педагогического общения23, современной педагогической мифологии26,

Уфа,1997; Асадуллин Р.М., Бенин В.Л. Взаимодействие учебной и педагогической деятельности студентов в образовательном процессе // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. -1999. -№ 2; Бенин В.Л., Ро- манко В.Г. Стандартные информационные модели и их использование в систем образования // Мировое сообщество: проблемы и пути решения. -1999. -№2; Асадуллин Р.М., Бенин В.Л. Антропологические основания педагогического образования. - Москва-Уфа,2000; они же. Системный анализ педагогических явлений // Вестник Башкирского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки. -2000. -№1; Социология образования перед новыми вызовами (круглый стол) // Социологические исследования. -2000. -№6; Бенин В.Л., Жукова Е.Д. О принципах построения модели учебного предмета «Мировая художественная культура» // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. -2001. -№ 4(10); они же. Культурологическая компетентность в подготовке педагога // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. -2002. -№ 2 (14).

  • 23 Бенин В.Л. Романко В.Г. Гуманитаризация образования - новая панацея или ...? // Труд. Успех. Здоровье. -1998. -№1-2; Бенин В.Л. Развитие гуманизма от утопии к науке // Вестник ВЭГУ. -№10. Философия, социология, политология. -Уфа,1999; Бенин В.Л., Жукова Е.Д. Развитие гуманистических идей в художественном образовании // Вестник Башкирского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки. -2000. -№2; они же. Роль предмета «Мировая художественная культура» в гуманизации педагогического образования. -Уфа,2001; Бенин В.Л. Парадигмы и парадоксы гуманизации и гуманитаризации отечественного образования // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. -2001. -№ 3 (9); его же. Проблема человеческой сущности: культурологический подход // Грани познания. Сб. научн. трудов. -Уфа,2001. -№ 2.
  • 24 Бенин В.Л. Содержание общеобразовательных программ в контексте понимания специфики актуальной культуры // Культура и образование. Вып.1. -Уфа, 1999; его же. Специфика актуальной культуры и содержание программ общеобразовательной школы // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. -2000. -№ 2 (4); его же. Стандарты общеобразовательных программ в контексте специфики актуальной культуры // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып.4. -Екатеринбург,2001; его же. Структура образовательных программ в контексте культурологического подхода // Педагогический журнал. -2003. -№ 3 (8).

пг

Бенин В.Л., Фатыхова Р.М. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры. -Уфа, 1998; они же. Гуманизация межличностных отношений в контексте диалогичности культуры // Образование и наука. Известия Уральского научнообразовательного центра РАО. -1999. -№ 1; они же. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры. 2-е изд., перераб. и доп. -Уфа,2000.

26 Бенин В.Л. Мифы педагогического сознания // Мировое сообщество: проблемы и пути решения. -2000. -№ 6; его же. Новейшие мифы педагогического сознания (приглашение к размышлению) // Научно-методические аспекты изучения актуальных проблем педагогики и психологии. -Москва-Уфа,2000; его же. Преодолевая мифы педагогического сознания // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия- Германия. -Ч.З. -Оренбург,2000; его же. Современная педагогическая мифология // Культура и образование. Вып.2. -Уфа,2000.

специфики западного и восточного менталитетов27, веры28, противоречия общественного положения педагога и проявления в образовательном процессе не только добра, но и зла29, короче говоря - того обширного круга вопросов, который укладывается в замысел и название этой книги - «Педагогическая культурология». Разумеется, предлагаемое читателю издание - не перепечатка опубликованного ранее, хотя некоторые предыдущие идеи и положения не могли не найти в нем своего отражения. В основе книги лежит одноименный спецкурс, на протяжении ряда лет читаемый мною на социально-гуманитарном факультете Башгоспедуниврситета. При его разработке изначально ставилась задача дать студентам максимальные возможности для самообразования. Этим была продиктована необходимость развернутого подстрочного аппарата. По той же причине вопросы для повторения носят проблемный характер.

Издание книги в виде курса лекций также не случайно. Это, на мой взгляд, позволяет в максимальной степени сохранить авторский стиль и манеру изложения.

Завершая введение, я считаю своим долгом высказать слова уважения и признательности коллективу вуза, в котором работаю вот уже белее 25 лет - Башкирскому государственному педагогическому университету. Именно с ним связана вся моя научная деятельность, а значит и очередная книга.

Я глубоко признателен моим коллегам (равно учителям и ученикам), специалистам педагогики и культурологии, философии, социологии и психологии, на работах которых я учился и учусь, и в беседах (а порой и жарких спорах) с которыми проверял и апробировал многое мною написанное: Р.М. Асадуллину, А.С. Белкину, Г.Д. Бухаровой, И.Е. Видт, Л.К. Гейхман,

  • 27 Бенин В.Л. Социокультурные детерминанты западного и восточного менталитетов // Социокультурные ценности западного и восточного миров. -Уфа,2000; его же. Историко-культурные определяющие западного и восточного типов менталитета или еще раз на старую тему «Откуда есть пошла Русская земля» // Стратегия развития для будущего президента России. -Уфа,2000; его же. Социокультурные детерминанты конфликта западного и восточного менталитетов // Единство и многообразие социальных конфликтов. -Москва-Ярославль,2001.
  • 28 Бенин В.Л. Вера как социокультурное явление // Культура и образование. Вып.З. - Уфа,2000.
  • 9Q

Бенин В.Л. Противоречие общественного положения педагога и его социальные последствия // Модернизация образования: Проблемы и перспективы. 4.1. - Оренбург,2002; его же. Категориальное обеспечение гуманитарных исследований // Методология, теория и методика гуманитарных исследований. -Уфа,2002; его же. Педагогическое зло: приглашение к разговору // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. -2002. -№ 3 (15); его же. Педагогическое зло // Культура и образование. Вып.4. -Уфа,2002; его же. Педагогическое добро и зло: завершая дискуссию // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. -2003. -№ 4 (22).

Е.Д. Жуковой, В.И. Загвязинскому, Г.Е. Зборовскому, Э.Ф. Зееру, К.М. Левитану, И.Ф. Петровой, И.Г. Пустильнику, В.Г. Романко, С.В. Рябовой, В.Д. Семенову, Е.В. Ткаченко, Р.М. Фатыховой, Н.К. Чапаеву, В.Э. Штейнбергу.

И, разумеется, моя самая большая благодарность адресуется читателям этой книги, на благосклонность которых я надеюсь и на чьи критические замечания и пожелания рассчитываю.

  • [1] Волков Г.П. Чувашская народная педагогика. -Чебоксары, 1958. -С. 172.
  • [2] См.: Абросимова З.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя впроцессе изучения дисциплин педагогического цикла. Автореф. дисс. ... канд пед. н.-Курган, 1994; Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера.-М.,1985; Белоусова Т.Ф. Педагогическая практика как фактор формирования основпедагогической культуры студента педвуза: Дис... канд. пед. наук. -Ростов н/Д.,1989; Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. -Ростов н/Д., 1995; Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Диагностическая программаизучения педагогической культуры учителя. -Ростов н/Д., 1994; Бондаревская Е.В.Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. -1999, -№3; Валеев И.И. Башкирская зтнопедагогическая культура и Мустай Карим. -Уфа,2002; Введение в педагогическую культуру / Под ред. Е.В.Бондаревской. -Ростов-н/Д,1995; Видт И.Е. Введение в педагогическую культурологию. -Тюмень,1999; ее же. Культурологические основы образования. -Тюмень,2002; ее же.Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. -№3. -2002; Видт И.Е., Загвязинская Э.В. Реализация культурологического подхода в гимназическом образовании // Образование и наука. Известия Уральского отделенияРАО. -2002. -№ 2 (14); Вильковская А.В., Виленский Г.А. Педагогическая культуракак совокупность педагогических систем // Психолого-педагогические проблемыповышения квалификации работников образования. Вып.2. -М., 1993: ВолчегурскаяН.Б. Педагогическая культура учителя музыки (опыт системного исследования). Автореф. дисс. ... канд пед н. -Ростов-н/Д,1996; Воробьев Н.Е., Суханцева В.К., Иванова Т.В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. -1992. -№1-2;Волович Л.А. Педагогическая культурология. Программа интегративного учебногокурса для высших педагогических учебных заведений. -Казань, 1995; Гирфанова Р.З.Допрофессиональная подготовка как условие формирования педагогической культуры старшеклассников. Автореф. дисс. ... канд пед. н. -Казань,2001; Жукова Е.Д.Сущность гуманизации и гуманитаризации образования с позиций педагогическойкультурологии // Культура и образование. Вып.2. -Уфа,2000; ее же. Формированиепедагогической культуры учителя в процессе изучения мировой художественнойкультуры. Автореф. дисс. ... канд пед н. -Оренбург,2000; Захарченко Е.Ю. Развитиепедагогической культуры учителя в условиях обновления школы. -Ростов н/Д.,1995; ее же. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика. -1999, -№3; Золкина И.Г. Развитие личности будущего учителя как субъек
  • [3] Ткаченко Е.В. Современные проблемы социализации учащейся молодежи в системе начального профессионального образования // Образование и наука. ИзвестияУральского отделения РАО. -2002. -№ 2 (14). -С.68.
  • [4] Там же.
  • [5] См.: Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. -1993. -№2; Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогическойкультуры. -Москва-Белгород, 1993; Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическаякультура преподавателя высшей школы. Автореф. дисс. ... докт. пед. н. -М.,1993;Культура педагога (экспериментальная программа: Е.В.Волкова, Е.Г.Дыранкова идр.). -М.,1990; Культура педагогической деятельности учителя: методология, теория,опыт и перспективы развития. -Оренбург,2001; Сластенин В.А. Профессиональнаякультура в структуре личности учителя // Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. -М.,1993; Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя. -Оренбург, 1999; Чернилевский Д.В.Профессионально-педагогическая культура - определяющий фактор эффективноститехнологий обучения // Профессиональная педагогика. -М.,1997.
  • [6] См.: Аксенова Л.П. К вопросу определения понятия «риторическая культура» // Про фессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Вып.1.Екатеринбург,2003; ее же. Основы риторической культуры преподавателя. -Екатеринбург,2002; ее же. Теоретические аспекты процесса формирования риторической культуры преподавателя высшей школы // Образование и наука. ИзвестияУральского отделения РАО. -2002. -№4 (16); Юнина Е.А. Педагогическая риторика. -Пермь, 1995.
  • [7] См.: Булынский Н.Н., Парская Н.В. Гуманитарно ориентированная модель педагога профессионального обучения как основа формирования профессиональнопедагогической субкультуры // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. -2002. -№ 3 (15); Культура педагогической деятельности учителя: методология, теория, опыт о перспективы развития. -Оренбург,2001; Модель И.М., МодельБ.С. Профессиональная культура учителя. Социологический очерк.
  • [8] мирование экологической культуры школьников при изучении проблем взаимоотношений человека и природы. Автореф. дисс. ... канд. пед. н. -Уфа,2002.
  • [9] См.: Парамонова Е.Е. Формирование экономической культуры у учащихся в образовательном процессе. Автореф. дисс. ... канд пед. и. -Екатеринбург,2003; Филиппов-ская Т.В. Формирование экономической культуры учащихся в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Автореф. дисс. ... кандпед. и. -Екатеринбург,2000.
  • [10] См.: Верб М.А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций. -СГ1б.,1997; Масловская С.В. Педагогические условия развития эстетической культуры учащихся.Автореф. дисс. ... канд пед. н. -Оренбург, 1999; Тарасенко Е.Н. Формирование эстетической культуры старшеклассников (на примере преподавания мировой художественной культуры). Автореф. дисс. ... канд пед. н. -Оренбург,2002.
  • [11] Ильиных Л.А. Педагогические условия развития культуры профессионального мышления учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Автореф. дисс. ... канд пед. и. -Екатеринбург,2001.
  • [12] См.: Камалетдинов В.Г. Культура управления физкультурно-спортивной деятельностью. -Челябинск,2001.
  • [13] Загвязинский В.И. Основные контуры стратегии развития российского образования вначале XXI века и региональные образовательные проекты // Образование и наука.Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. 2000. № 2 (4). -С. 12.
  • [14] Гончаров С.З. Российская гуманитарная подготовка в вузе: сущность, структура икритерии эффективности // Там же. -С.201.
  • [15] 9Л Бенин В.Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. -Уфа, 1994; его же.Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогическойкультуры. Автореф. дисс. ... докт. пед. н. -Екатеринбург, 1996.
  • [16] Бенин В.Л. Сущность понятия «педагогическая культура» // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып.2. -Екатеринбург, 1996; его же. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. -Уфа, 1997; его же. Педагогическая культура в контексте культурологического анализа // Вестник ВЭГУ. -№5. Философия, социология, политология. -Уфа, 1997; Бенин В.Л., Дьяков В.М. Отличительные особенности и функции педагогической культуры // Вестник института экономики. -№9. -Челябинск,2001; Бенин В.Л. Культурологический подход в педагогическом образовании // Содержание и технологии современного педагогического образования. -Уфа,2002; его же. Сущность педагогической культурологии // Образование и наука.Известия Уральского отделения РАО. -2003. -№ 6 (24); его же. Педагогическая культурология: методологические основы формирования педагогической культуры. //Культура и образование. Вып.5. -Уфа,2003.
  • [17] Бенин В.Л. Педагогические университеты - «революция вывесок» или нечто новое вподготовке учителя? // Проблемы методологии педагогического образования. -
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >