Понятие «жертвы» в научной литературе и житейских представлениях

От самого понятия жертвы философы также далеки как от понятия Родины.

А.Ф. Лосев

ТОЛКОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЖЕРТВА»

В результате переживания трудных жизненных ситуаций личность человека находится под угрозой разрушения, особенно, если ситуация достаточно длительна. Иными словами негативные события разрушают мир человека, что часто приводит к такому состоянию, которое в психологической и медицинской литературе называют «жертвой».

В психологических справочниках и словарях термин «жертва» отсутствует. Однако в психологии широко используется данное понятие для анализа индивидуальных и поведенческих характеристик личности. Поэтому обратимся к разнообразному спектру словарной и справочной литературы из различных сфер науки.

В Энциклопедическом словаре 1894 г. дается очень широкое определение понятия «жертва» — умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или из царства животных. Этимологически это слово происходит от глагола «жрети», «жрать», «пожирать» (отсюда — жрец) - как вследствие представления о том, что приносимое в жертву потребляется божеством, так и вследствие того, что жертва, по освящении ее, потреблялась самими приносящими» (С. 897). Слова «жрети» — «греть», «гореть» созвучно с жертвой. В семьях древних славян домашний очаг являлся жертвенником. Огонь выступал как посредник между людьми и Богом. По мифологическим представлениям объятая пламенем жертва превращалась в дым и пар и возвышалась к небу, где жили Боги.

В Новом энциклопедическом словаре академика К. К. Арсеньева конца XIX века понятие «жертва» описывается как часть культа. Ей всегда ставилась «задача усилить действие молитвы и стяжать милость божества» (С. 836). В толковом словаре великорусского языка В.И. Даля «Жертва» — пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно» (С. 535).

В толковом словаре С. И. Ожегова мы находим следующее определение:

«Жертва» — 1. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо (убиваемое), а также приношение этого дара (жертвоприношение). 2. Добровольный отказ от кого-чего-нибудь в чью-нибудь пользу, самопожертвование. (Принести себя в жертву семье.) 3. О ком-нибудь страдающем от насилия, несчастья, неудачи (жертвы кораблекрушения) (С. 177).

В современном толковом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой понятие «жертва» имеет семь значений: 1. Предмет или живое существо, обычно убиваемое, которое приносится в дар божеству. 2. То же, что и жертвоприношение. 3. Дар, пожертвование на что-либо. 4. Добровольный отказ, отречение в пользу кого-либо или чего-либо, самопожертвование. 5. Тот, кто подвергся чьему-либо насилию. 6. Тот, кто пострадал или погиб от какого-либо несчастья, неудачи. 7. Тот, кто погиб или пострадал во имя чего-либо вследствие преданности чему-либо (С. 680).

Идея «жертвы» пронизывает собой все религии как древнего, так и нового миров, но формы ее разнообразны. В наиболее чистом виде жертва представляется в Библии, где она рассматривается уже в первобытные времена как символ отношений между Богом и человеком. Именно поэтому в древних словарях само понятие связывается с религиозными культами. Чувствуя свое ничтожество и свою полную зависимость от Высшего существа, человек старается умилостивить его в случае бедствия или возблагодарить в случае успеха и благоденствия, равно как и просто выразить чувства своей преданности ему. И вследствие этого приносит ему жертву, т.е. жертвует от своего достатка что-нибудь такое, что дорого и приятно ему самому, в предположении, что это же самое будет приятно и божеству.

В языческих религиях сама идея «жертвы» подверглась грубому искажению. Чувственность здесь всегда господствовала над идеей, и в некоторых культах «жертва» приобретает кровожадный характер, переходя в полный каннибализм. Так, божествам «приносилась в жертву» девическая честь. Существовали особые штаты «священных блудниц и блудников». Кровожадность находила высшее выражение в человеческих жертвоприношениях, бывших в обычае у многих народов древности. Хотя с течением времени они и отменялись, по существование их засвидетельствовано в памятниках. Например, на вавилонских памятниках часто можно видеть изображение приношения людей в жертву во всей обстановке религиозного ритуала. Чаще всего родители приносили в жертву своих детей, господа — рабов, победители — побежденных.

Религиозным культом жертвоприношения руководили жрецы. В языческую эпоху существовала иерархия жертв, приносившихся при отправлении культа. Так, арабский автор Ибн- Фадлан описывал в начале X века похороны знатного руса, на которых приносили в жертву кур, собак, коров, коней, наконец, девушку-наложницу. Жертвоприношение человека было высшим ритуальным актом, увенчивающим иерархию прочих жертв. Людей, согласно средневековым русским источникам, приносили в жертву Перуну в Киеве: в 983 году жребий, указывающий на жертву, пал на сына варяга-христианина; тот отказался выдать сына на заклание перед идолом Перуна, и оба варяга были растерзаны язычниками.

В славянской культуре выделяются типы жертвоприношения: строительная жертва (подчеркивается использование лошади, петуха или курицы и, иногда, человека), свадебная жертва (чехи вблизи священного дерева рубили голову петуху), жертва во здравие скота (на Юрьев день болгары закалывали белого ягненка, первого из родившихся в отаре), жертвы во время главных календарных праздников (на Рождество южные славяне резали овец и кур на пороге дома или на рождественском полене; на Петров и Ильин день резали быков, баранов, петухов. Бескровные жертвы (зерно, еду, питье, ткани) приносили на Варварин день и в другие праздники (В.Я. Петрухин, 1995).

В Древней Греции жертва называлась pharmacos, т.е. в сущности, целительным средством. Но это слово также означает «изверг», т.е. извергнутый из общества и тем самым избавляющий его от скверны дезинтеграции («козел отпущения»). Противоречия и противодействия раздирают сообщество па части, тогда как «жертва» притягивает к себе разнонаправленные векторы насилия и словно впитывает его в себя, таким образом, жертва обеспечивает мир внутри общности — состояние, которое не способен создать ни один смертный. «Козел отпущения» способствует «разрядке» агрессии, тем самым излечивает самого агрессора и общество. Жертва — это своего рода заместитель того или иного индивида, впитывающий в себя накопившуюся в людях агрессию, защищающий общество от собственного насилия, который тем самым «лечит общество» и поэтому часто становится объектом почитания. Примерно так рассуждает Р. Жирар, французский литературовед, философ и антрополог, описывая жертвенный кризис и ритуалы жертвоприношения в известном философском трактате «Козел отпущения». Развивая эту мысль, Р. Жирар подвергает анализу и книгу Иова (Новейший философский словарь, 2003. С. 358).

«Козел отпущения» — это невинный человек, притягивающий к себе всеобщую ненависть и агрессию. Именно на то, что он стал «козлом отпущения», и жалуется Иов. Более того, Иов становится первым отверженным среди отверженных, «козлом отпущения» всех «козлов отпущения», жертвой всех жертв. Он испытывает не только физические, но также еще более мучительные душевные страдания. «Козел отпущения» это, по мнению Жирара, всегда низвергнутый идол. Путь его начинается с величия, богатства, могущества, но заканчивается сокрушительной катастрофой. Идол всегда рискует превратиться в «козла отпущения», — пишет Жирар (Там же. С. 362 — 303).

На латыни «жертва» — victim. Отсюда название науки «вик- тимология», которая занимается исследованиями особенностей жертв преступлений, закономерностями взаимоотношений жертв с преступниками, методами и формами работы с потенциальными жертвами. Наука сравнительно молодая, возникшая в 1948 году, как узкое научное направление криминологии. С точки зрения виктимологии, «жертва» — человек, понесший физический, моральный или имущественный ущерб от преступления, независимо от того, признан ли он потерпевшим в установленном законом порядке, либо оценивает себя таковым субъективно. Именно виктимность человека способствует тому, что он становится жертвой (П.Ф. Ахраменка, В.А. Кашевский, 1998).

В виктимологии нет единства по поводу определения вик- тимности. Одни полагают, что виктимность — это способность человека становиться «мишеныо» для преступных посягательств. Другие под виктимностъю понимают личностную характеристику человека. Третьи определяют виктимность как поведенческую характеристику лица. С точки зрения криминологии, виктимностъ — особый феномен, который усиливает вероятность стать жертвой. Виктимностъ — есть свойство определенной личности, социальной роли, социальной ситуации, которое провоцирует или облегчает преступное поведение (С.М. Ин- шаков, 1997).

На основании этого В.Е Христенко предлагает следующее определение: «жертва» — это человек (сторона взаимодействия), который утратил значимые для него ценности в результате воздействия на него другим человеком (стороной взаимодействия). В качестве стороны взаимодействия могут выступать: один человек, группа людей, социальный слой, класс, государство , коалиция государств.

Как видим, до настоящего времени нет четкого смыслового толкования термина «жертва». Существует ряд определений этого понятия в юриспруденции, криминалистике, социологии. В словарях этот термин часто связывается с религией, ритуалами. Рассматриваемое нами понятие неоднозначно, многогранно, и в каждом отдельном случае в качестве основных признаков берется тот или иной компонент, часто не учитывается вся совокупность признаков. В этом состоят определенные противоречия, и это создает свои сложности в понимании семантики данного термина.

Кроме .этого, наряду с термином «жертва» используется термин «потерпевший», что в свою очередь относится к жертвам криминальных преступлений (В.Л. Васильев, 1991). Многие авторы отмечают, что целесообразно разграничивать понятия «жертва» и «пострадавший». Пострадавший это человек, с которым случилось несчастье, а жертвой становится пострадавший, который пользуется тем, что он испытал несчастье (В. С. Мухина, 1993. С. 34 — 38), т.е. не каждый пострадавший может занять позицию «жертвы». Людей с активным стилем поведения, деятельных и оптимистичных с сильным внутренним стержнем нельзя именовать «жертвами», хотя они могут быть пострадавшими.

Для дальнейшего уточнения понятия «жертва» остановимся на житейских представлениях.

Психологический практикум: Как Вы понимаете термин «жертва»? Какие ассоциации он у Вас вызывает? Сделайте выводы и попробуйте дать обобщенное определение данного понятия.

Примеры работ студептов-психологов

«Жертва — обиженное, униженное, растоптанное, растворенное в суете существо, потерявшее свое собственное «Я», не способное к самоуважению».

«Жертва — это существо, ставшее объектом поражения, унижения каких-либо действий или природных катаклизмов».

«Жертва — тот, кто может отказать себе практически во всем, лишить себя даже жизни...»

«Жертва — это попадание субъекта под влияние каких-либо негативных насильственных физических или психических воздействий других субъектов».

«Жертва — некто или нечто пострадавшее от сил извне или бессилия внутри».

«Жертва — это человек, оказавшийся в тяжелой ситуации, которому нужна помощь»

«Жертва — это страдающий объект, у которого «нулевые» шансы на спасение».

«Жертва — это слабость человека, поиск выгодной ситуации для себя, это созданный образ для вызова жалости и сострадания к себе».

«Жертва — человек, позволяющий угнетать себя обстоятельствами и другими людьми, слабохарактерный, не умеющий постоять за себя, имеющий низкую самооценку, комфортно себя чувствующий в ситуации «жертвы».

«Жертва — невезучий человек».

«Жертва — слабый, неуверенный в себе, ищущий помощи извне, занимающий выгодную позицию, дабы оправдать собственное бездействие» .

«Жертва — невезучий «человек-катастрофа», мягкотелый, пугливый, боязливый. Легко поддающийся стадному настроению, смиренный, тихий, скромный и «маленький». Это как «человек в футляре», которого поглощает толпа».

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >