Биохимия и молекулярная биология.

Огромные успехи этих наук ко второй половине XX в. и началу XIX в. достигнуты в значительной степени благодаря использованию современных аналитических методов. Расшифровка геномов, решение проблем протеомики и т. д. осуществляются, как уже говорилось выше, с применением масс-спектрометрии, электрофоретических и других методов. В последние годы несколько Нобелевских премий присуждены за создание методов анализа и исследования биообъектов.

Искусствоведение. Эта область науки занимается исследованием произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства. При этом решаются различные задачи: выяснение подлинности, происхождения и возраста произведений; оценка изменений, появившихся при длительном хранении, и нынешнего состояния произведений; разгадка секретов мастерства авторов, например путем определения состава пигментов, красителей, эмалей, бумаги или стекла.

Так, с помощью аналитических и других методов была тщательно изучена картина Рафаэля «Мадонна на лугу», находящаяся в Венском музее истории искусств. Методом рентгеноспектрального микроанализа (электронного зонда) удалось решить вопрос о том, каким именно синим пигментом пользовался художник — азуритом СиС’О, • Cu(OIi), или ультрамарином Nas |(|AI6Si(0,4S2 4, которые трудно различить по тону или форме частиц. Было установлено, что при создании этой картины художник применял ультрамарин (в то время как для «Сикстинской мадонны» он использовал оба названных синих пигмента). Между прочим, в первой половине XVI в., когда создавались эти выдающиеся произведения, ультрамарин ценился наравне с золотом.

В 1994 г. в США продавалась картина американского художника Уильяма Уолкера (1839-1921). Один из перекупщиков усомнился в подлинности произведения и через ФБР обратился к специалисту-анали- тику Дж. Мартину (кстати, основателю фирмы Orion Analytical). Было проведено ИК-спектроскопическое исследование красящего слоя. В этом слое был обнаружен желтый пигмент, который получил распространение с середины 40-х гг. XX в. и никак не мог быт ь использован Уолкером, скончавшимся в 1921 г. Картина была поддельная. Это было подтверждено также результатами рентгенофлуоресцентного исследования, которое позволило обнаружить на этой и других вызывающих сомнение картинах, приписываемых Уолкеру, цинковые белила, в то время как было известно, что художник пользовался свинцовыми. Агенты ФБР позднее обнаружили команду, которая специализировалась на изготовлении «картин Уолкера»; главарь преступной группы был арестован и осужден.

Применение рентгенофлуоресцентного анализа (РФА) в случае произведений живописи затруднено из-за многослойности красящего слоя, а многие пигменты содержат в своем составе одни и те же элементы, например медь или железо. Однако и при изучении картин метод обеспечил немало важных решений.

Рентгеновские методы, в том числе рентгеноспектральный микроанализ и РФА, широко применяют при оценке подлинности, при датировке, выяснении места изготовления и т. д. произведений из стекла, керамики или металлов и сплавов.

Под действием атмосферных осадков и воздуха со временем составы на поверхности стекла, например в витражах, изменяются: в них уменьшается содержание натрия и кремния, увеличивается содержание элементов, присутствующих в воздухе (углерода, хлора, серы). Удобным методом для изучения таких изменений является масс-спектрометрия вторичных ионов (МСВИ). Наряду с другими методами анализа поверхности метод МСВИ был применен при исследовании ряда объектов, имеющих большую историческую и культурную ценность.

Различные аналитические методы, особенно элементный анализ органических веществ и хроматографию, применяют при изучении причин и степени деструкции бумаги. Например, зеленые пигменты на основе меди способствуют разрушению целлюлозы за счет каталитического действия меди. Спектрометрические и другие методы применялись при исследовании пигментов, использованных при отделке бюста Нефертити. Примером активного привлечения аналитических методов, наряду с другими методами, для решения задач датирования и оценки подлинности произведений является детальное исследование Туринской плащаницы; его результаты широко освещались в печати.

Хранившаяся в одном из итальянских музеев бронзовая скульптура в результате химического анализа бронзы была признана греческим оригиналом, а не копией, изготовленной в Риме, как считалось ранее. Примеров можно привести множество.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >