РУССКИЕ СКАЗКИ О МЕДНОМ, СЕРЕБРЯНОМ И ЗОЛОТОМ ЦАРСТВАХ, КАК МЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Гиперборея и русские сказки о Медном, Серебряном и Золотом царствах, как отражение историко-культурной преемственности

Историзм фольклорной памяти русского народа подтверждается мифологическими системами других народов, и прежде всего древнегреческой системой мифологических сюжетов. Древнегреческий миф о богине Лето или Лада или Леда, что означало в переводе «госпожа» рассказывает, что на плавающем острове Делос она стала матерью Артемиды (её жрицы носили шкуры медведя - тотема пращуров русского народа) и светоносного Аполлона - носителя знаний. Впоследствии, согласно мифу, богиней Лето и Лаодикой (жрицей гипербореев) был построен храм Аполлона. Этот храм стал религиозным, политическим и деловым центром греческих полисов и легендарных гипербореев, носителей передовых технологий того времени. В древнегреческой мифологии Гииерборея это страна, находящаяся за Бореем - за северным ветром. В античных источниках приводятся различные версии происхождения гинербореев. Среди них следует отметить точку зрения Ференика, согласно которой гипербореи выросли из крови древнейших титанов, что связывает их с такими героями мифов, как Антей, Атлант и Прометей. Согласно, воззрениям древних греков в страну гинербореев время от времени отправляется сам Аполлон на колеснице, запряжённой лебедями.

Землеописание Помония Мела отмечает, что земля, пригреваемая солнцем, сама собой производит плоды. Обрабатывающие ее жители отличаются величайшей справедливостью и живут дольше и счастливее всех остальных смертных: вечно наслаждаясь праздничным досугом, они не знают ни войн, ни ссор. Они живут в рощах и лесах, и, когда жизнь скорее пресытит их, чем наскучит, они весело, обвитые гирляндами, сами бросаются в море с известной скалы. Эго считается у них лучшим погребением.[1] Землеописание Помония Мела помещает Гиперборею далеко на севере, у самого северного полюса. Там солнце восходит и заходит не ежедневно, как у нас, но, взойдя впервые во время весеннего равноденствия, заходит только во время осеннего; таким образом, шесть месяцев продолжается день и столько же - непрерывная ночь. Диодор Сицилийский, Гекатей и некоторые другие считали, что гипербореи были жителями острова, величиной не меньше Сицилии. Этот остров, как считали древние греки на основе преданий, располагался напротив земли кельтов в Океане (может быть, Британских островов).[2] Остров имел прекрасную, плодородную почву, отличался благорастворением воздуха и дважды в год производил плоды. Стремление определить место нахождение легендарной Гинербореи на Крайнем Севере основано на абсолютизация понятия «борей» - северный ветер. Основанием для подобного Сторонники такого прочтения ищут гинербореев за полярным кругом.[3] Ментальной основой такого поиска и версий о местонахождении легендарной Гинербореи являются архетипы кочевого образа жизни - поиска некого места для счастливой, праздничной жизни, без учета природно- климатических характеристик и историко-хозяйственных факторов.

Более точные сведения о расположении Гинербореи даны в древнегреческом мифе о преследовании Гераклом керинейской лани, принадлежавшей медвежьей богине Артемиде. В мифе сказано: «Наконец, Геракл достиг в погоне за ланью крайнего севера - страны гипербореев и истоков Истра».[4] Если сосредоточится на той части свидетельства, которая указывает на истоки Истра - Дуная, берущего свое начало в Альпах, то, следовательно, Гиперборея расположена в Балкано-Карнатском регионе. Соответственно, заснеженные шапки Альпийских и Балкано-Карпатских гор для древних греков, живших в южной части Балканского полуострова, представлялись страной за северным ветром. Этой стране но свидетельству древнегреческих мифов покровительствовали сестра и брат боги Артемида и Аполлон. Описания Гинербореи поразительно напоминают мифы о золотом веке, очевидно в силу покровительства Артемиды и Аполлона. Долины рек бассейна Дуная отличались плодородными лессовыми почвами, а косяки ценных пород рыб были важным источником белка для племен, живших но берегам великого Трансъевропейского торгового пути. На этих землях с глубокой древности жили фракийские и иллирийские племена, специализировавшиеся на добыче полезных ископаемых, металлургии и кузнечном ремесле. В результате хозяйственнокультурной специализации за ними закрепились этнонимы «рутены», «роги», «русы» и т.д. Естественно, что сообщества горняков, металлургов и кузнецов в силу разделения труда должны были тесно взаимодействовать с общинами, которые специализировались на производстве продуктов питания.

В греческих источниках подчеркивается дружелюбное отношение гипербореев к эллинам, а в особенности к афинянам и делосцам, несмотря на разный язык общения. Отмечалось, что начало этой дружбы восходит к давним временам. Эта дружба выражалась в визитах некоторых из эллинов в храм гипербореев, где они жертвовали богатые приношения с надписями на греческом языке, точно так же и гиперборей Абарис, прибыв в Элладу, возобновил дружбу и родство с делосцами. Впоследствии на священный остров ежегодно прибывали делегации женщин с дарами, обернутыми в пшеничную солому, от гинербореев. Первоначально гииербореи посылали с дарами двух дев и с ними в качестве провожатых пять мужей из числа горожан. После того как однажды делегация не вернулась, гипербореи организовали целую цепь посредников для передачи на Делос священных даров от одного племени к другому.1 Некоторые детали мифов доносят до нас такие подробности, которые говорят об их реальном существовании. В частности, упоминание о том, что гипербореи заворачивали свои священные дары в пшеничную солому, прямо указывает на развитое земледелие, которое в глазах греков - бывших кочевников, было изумительным даром земли, покровительствовавшей гипербореям. Племена, занимавшиеся сельскохозяйственной деятельностью, вышли из Северной Африки и Малой Азии, освоили Балканский, затем и Апеннинский полуострова. Позднее они расселились по всей Центральной Европе, прежде всего на побережье Балтики.

Указание 1реческих источников на священный остров Делос, на котором богиня со славянским именем Лада или Леда стала матерью Артемиды (её жрицы носили шкуры медведя - тотема пращуров русского народа) и светоносного Аполлона - носителя знаний. Возникает

  • 1 Геродот. История. В 9 кн. - М., 1999. - С. 245-246.
  • 191

вопрос, есть ли ассоциативные связи между качающимся островом Делос и островом Буяном со священным камнем Алатырь, стоящим посредине «моря-океана». Сохранение в исторической памяти народа образа священного камня Алатырь свидетельствует о связи человека с обработкой камня, добычей руды и плавкой металла. Если древнейший зачин русских сказок сохранил память об острове Буяне и священном камне Алатырь, то это значит, что он имел исключительное значение для деятельности и роста влияния русского народа. Этот сакральный центр является своеобразной исходной точкой духовного возрождения русского этноса, после пережитой трагедии потопа. Те, кто пережили эту трагедию и выжили, обрели силу духа. Поэтому в ментальности русского народа появляется сюжет о том, что на стоящий посредине «моря-океана» остров Буян со священным камнем Алатырь упала «Голубиная книга». Она стала духовным благословле- нием русского народа, исходной точкой его исторического движения.[5]

С учетом дошедших до нас древнерусских преданий можно предположить, что выжившие представители каменных кузнецов с острова Буяна стали активно искать и разрабатывать крупные месторождения обсидиана. Одним из них стали месторождения на территории Северной Венгрии и восточной Словакии[6]. Оттуда изделия из обсидиана стали распространятся по Центральной и Восточной Европе. В Волго-Окском междуречье, примерно в V гыс. до н. э., задолго до появления первых признаков производящего хозяйства (земледелия и скотоводства), создавались не только центры шлифовки и полировки камня, но и керамическое производство. В русских сказках о грех царствах, есть сюжет о хрустальной горе, в которую проникает герой. Такая гора, сооруженная около 3500 г. до н. э., облицованная кварцевой галькой, действительно существует в местечке Ньюгрейдж (Ирландия). Анализ хозяйственно-культурной деятельности каменных кузнецов свидетельствует об исторической достоверности зачина русских сказок об острове Буяне, как о прародине наших пращуров. В этой связи стоит подчеркнуть, что свидетельство Платона о гибели Атлантиды является заметкой ученого, собиравшего исторические сведения, подтверждающие версию о гибели островной цивилизации, передовой для того времени. Там формировались истоки культуры первых каменных кузнецов и садоводов-огородников. В русской мифологии стоящий посредине «моря-океана» остров Буян со священным камнем Алатырь, на который упала «Голубиная книта» стал исходной точкой его исторической самоорганизации.

Мифы и легенды древних греков о Гиперборее указывали на такие объективные признаки, как изобилие золота и высокий уровень благосостояния населения. Основой главного богатства цивилизации гинербореев был уникальный комплекс месторождений поделочного камня и металлов, на основе которых формировалась Балкано- Карпатская металлургическая провинция. На территории Северной Вешрии и Восточной Словакии нашими пращурами был найден уникальный комплекс месторождений: обсидиана, богатые жилы самородной меди, а впоследствии - олово, без которого был немыслим бронзовый век Европы. Мастерство первых металлургов и кузнецов стало основой формирования необычайно яркой Балкано-Карнатской металлургической провинции медного века. Там не только отливали медные орудия совершенных форм, но и создавали огромное количество золотых украшений, безусловно, древнейших в мире.[7] Такой технологический и культурный рывок мог быть сделан только благодаря тому, что в горах Болгарии, Югославии, Венгрии и Словакии наши пращуры некоторое время находились в относительной безопасности. Специально изучавший эту проблему И. М. Черный считает правомерным выделение особой Балкано-Карпатской металлургической провинции. Её появление относят приблизительно к 5700 г. до н.э. Археологические находки древнейших в мире изделий из золота на территории современной Болгарии свидетельствуют, что задолго до мастеров Древнего Египта и Месопотамии (в V тыс. до н. э.) фракийцы работали с золотом, серебром. Они хоронили своих усопших вождей в 1робницах с необыкновенно изящными изделиями из этих металлов.[8] [9] Это означает, что примерно в V-IV тыс. до н. э. технологическим и культурным центром не только древней Европы, но и всего мира стал

с* 3

Балкано-Карпатский регион.

Возникает вопрос, кто был создателем этого совершенства? С учётом того, что сведения древнегреческих мифологических источников указывают на то, что греческий бог Гефест приобрел свои знания от владык подводного мира, то следует признать намек на затонувший священный остров Буян. Если выжившие после потопа экспедиции каменных кузнецов отправлялись на поиски новых месторождений, одновременно разрабатывая новые технологии обработки металлов. В этом контексте образ греческого бога кузнеца Гефеста сопровождал такой существенный физический недостаток, как хромота. Следует учитывать, что в те времена в мифологическом мировосприятии военной аристократии хромота символизировала духовный изъян. В мифах о Гефесте подчеркивается, что этот бог, как простой смертный, в дыму, копоти и поту работал физически, он еще и прислуживал за столом. «Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар».[10] [11] В этих деталях мифа, несмотря на признание значения тайных знаний металлургов-кузнецов древними греками отражено презрение военной аристократии древних греков к простому физическому труду. В мифологических системах военной аристократии древности нога часто рассматривалась как символ души, т. к. должна служить опорой для человека, и дает ему возможность проявить себя.

Если исходить из того, что историческим свидетельством реальности существования Гипербореи стали археологические находки древнейших в мире изделий из золота на территории современной Болгарии, то следует признать значение деятельности первых кузнецов и мастеров но обработке металлов. Эго значение сохраняется в структурах культурно-бытовой исторической памяти о значимых этапах самоорганизации этноса. Эта память не исчезает бесследно. Она фиксируется в фольклоре в сюжетах мифов, сказок, былин. Естественно возникает вопрос, почему в структурах культурно-бытовой исторической памяти русского народа не сохранились упоминания о Гиперборее? В мифологической системе мировосприятия русского народа сохранились многочисленные сказки о Медном, Серебряном и Золотом царствах. В русской устной традиции, насчитывается 45 только русских вариантов (не считая украинских и белорусских). Проблема заключается в том, что на территории Восточной Европы, ставшей основой древнерусской государственности, не было месторождений ни меди, ни серебра, ни золота и рудного железа. Соответственно возникает вопрос можно ли считать многочисленные сказки о Медном,

Серебряном и Золотом царствах одним из важнейших свидетельств исторического прошлого русского народа?

Уникальность коллективно-бессознательной исторической памяти русского народа обусловлена его хозяйственно-культурной исторической специализацией, связанной с добычей поделочного камня, руды, выплавки металлов и их обработкой. Специализация зафиксирована египетскими свидетельствами, которые упоминают народ ретену, плативший дань египтянам высокохудожественными изделиями своих ремесленников. Этноним ретену имеет аналог на юге горной Анатолии, в междуречье рек Тигр и Евфрат, где находился древний город хеттов - У русса. В древнем государстве Урарту правили цари Руса I и Руса II. Мигранты, из разгромленной Трои, которые, по мнению болгарского лингвиста Георгиев, были хеттами[12] [13], стали основой формирования балкано-дунайской, а затем и днепровской этногенетической ветви. Об этой преемственности свидетельствуют не только этно- исторический анализ фольклора, но и данные генетиков. Балканодунайская этногенетическая ветвь носителей генотипа Rial обнаружили на Балканах 12 тысяч лег назад, а днепровская по данным А. А. Клесова сформировалась примерно 5 тыс. лег тому назад. К этому генотипу принадлежит до 70 % населения современной России. В Европе древнеегипетский этноним «ретену» трансформировался в такие этнонимы, как «ругены», «руги», «роги», «росы», «русины», «русские». Этимология этих этнонимов связана с обозначением сообществ, специализировавшихся на разработке рудных месторождений, выплавке металлов и их обработке. Профессиональная деятельность металлургов, кузнецов эпохи меди и бронзы для непосвященных представлялась мистической, опасной, но одновременно эта специализация была источником благосостояния и процветания, а значит, и авторитета сообществ ретену (ру генов, ругов, русин, русских).

Богатство общин металлургов-кузнецов Гинербореи основывалось на открытии рудознатцами Балкано-Карнатского региона месторождений оловянного камня Сосновых гор и примыкавших к ним Рудных гор. Когда запасы в них были исчерпаны, металлурги бронзового века нашли расположенное рядом с медными рудниками месторождение оловянных руд (недалеко от Олснитцаа в Фогтланде,

3

к северу от западной оконечности Рудных гор).[14] Только сплав меди с оловом, сурьмой, мышьяком, цинком, никелем или свинцом позволил получить новый металл - бронзу. Сплав 80-90 % меди и 10-12 % олова давал классическую бронзу, изделия из которой служили гораздо дольше медных, а рабочий край был острее и меньше изнашивался. Из бронзы изготовлялись даже бритвы, которые ранее приходилось делать из обсидиана. Другим преимуществом добавления олова было значительное снижение температуры плавления металла. Добавление только 8 % олова снижало температуру плавления с 1085 градусов до 1020 градусов по Цельсию. Бронзовый сплав позволил лить металл в сложных формах, что дало возможность изготавливать широкий ассортимент орудий и, прежде всего, оружия.[15] Эпоха бронзы началась с IV тыс. до н. э., вызвав зависимость потребителей от поставок стратегически важных и престижных изделий, в том числе и оружия. В русских сказках этот вид оружия обозначался как меч-кладенец.

Оттуда с Балкано-Карпатских гор начинается история раскола славянских племен. Исторически хозяйственно-культурная специализация рода Руса, как металлурга-кузнеца возникла позже, чем хозяйственно-культурная специализация садоводов-земледельцев его братьев Чеха и Леха. Естественно, что уровень благосостояния тех, кто владеет передовыми технологиями более высокий, по сравнению с теми, кто связан с традиционными технологиями. В этом контексте стоит подчеркнуть, что сюжет о предательстве старших братьев по отношению к младшему нашел свое отражение в многочисленных вариантах русских сказок. Обстоятельства предательства старших по отношению к младшему всегда одни и те же, что, видимо, говорит об устойчивости сюжета в исторической реальности. Согласно сюжету самой популярной русской сказке о Медном, Серебряном и Золотом царствах младший брат в подземной горной выработке находит три царства, богатство и царевен. Младший брат передал из-под земли на поверхность старшим братьям невест и добытые сокровища, но старшие братья, не желая делиться с младшим, перерезают веревку. Младший брат обречен на гибель, но чудесным образом оживает впоследствии. Справедливость в итоге торжествует, но предателей не казнят, поскольку они родные братья. Детали этого сюжета со временем менялись, но мотив предательства в русских сказках звучит необычайно сильно.

Значит, сказочный сюжет о каком-то крупном конфликте между братскими родами, племенами соответствует исторической реальности.

Героя предают родные братья и в этой детали сказки можно увидеть намек на раскол славянских племен под руководством Ляха, Чеха и Руса. Раскол был обусловлен хозяйственно-культурной специализацией. Свидетельства ряда арабских и византийских писателей о происхождении этноса русов позволяют решить один сложный вопрос, связанный с сообщением о кочевом, подвижном образе жизни древних русов. «Пашен они [русы] не имеют, но питаются лишь тем, что привозят из земли славян», «они не имеют ни недвижимого имущества, ни городов [или селений]», - читаем у Джейхани, Ибн Рустэ и Гардизи. Или у митрополита Фотия: «Этот скифский... народ далеко от нас живущий, варварский, кочевой, гордый оружием, не имеющий внутренней стражи, не укоризненный, без военного искусства...».1 В основе таких оценок, по мнению автора, лежит хозяйственнокультурная специализация рутенов - русов, в силу которой они отказались от пашни, а питались тем, что привозили из земель славян. Вероятно, такое разделение груда с точки зрения восточных славян представлялась им несправедливым. Проблемой для кузнецов-металлургов заключалась в том, что на территории Восточной Европы месторождения металлов не были найдены

Из этих сообщений следует, что раскол славянских племен был обусловлен не только хозяйственно-культурной специализацией, но и переходом от эпохи бронзы к технологиям создания более дешевых и прочных изделий из железа. Случайно полученное в медеплавильне железо металлурги бронзового века считали «даром богов». Этот дар был огромной редкостью: еще в начале II гыс. до н. э. железо ценилось в Передней Азии в сорок раз дороже серебра. В те времена древнейшие железные вещи были изготовлены чаще всего из метеоритного железа. Лишь одно небольшое изделие первой половины VI (рубежа VI-V) тыс. до н. э., найденное археологами в Самарре (Ирак), было выковано из рудного железа. Самые ранние следы производства железа археологи обнаружили в северных районах Анатолии (вторая половина IV - первая половина III гыс. до н. э.). В течение тысячелетий хеттские мастера хранили свои секреты, снабжая соседние территории Передней Азии предметами роскоши, предназначенными для знати. Уже в раннем бронзовом веке здесь начали входить в моду биметаллические предметы (железные кинжалы с медными или золотыми рукоятками), явно неутилитарного назначения. Кузнецы ретену из Балкано-Карнатской металлургической провинции скитались, как потомки Каина, в поисках подходящих для разработки месторождений руды и условий для её превращения в металл. Кричное железо по своим механическим качествам уступало меди, но оно было доступно и дешево. В IX—VII вв. до н.э. в Европе и на Ближнем Востоке было открыто производство углеродистого железа, которое можно было подвергать закалке. «Стальные» инструменты сделали возможной для семейных общин успешную обработку земель, ранее для нее непригодных, вырубку лесов, в частности, под пашню, прокладку оросительных каналов в твердом грунте.

В условиях лесных просторов Восточной Европы и тяжелых лесных почв русская мифология создала для себя образ божественного кузнеца Кия. Альтернативой ей стала мифология готов и гуннов, отражая неприятие тех, кто занимался добычей полезных ископаемых и обработкой металлов. Готы и гунны обозначали металлургов- кузнецов, как карликов - цвергов, которых можно обмануть и ограбить. Их цепь их последовательных вторжений на территории Балкано-Карнатского региона привела к поражению племен, входящих некогда в состав легендарной Гипербореи. Анализ образа великана Святогора в фольклорных источниках русского этноса показывает его историко-культурную преемственность с образом русского богатыря Ильи Муромца. Однако, главным наследием общности гипербореев, сведения о которой были сохранены в древнегреческой мифологии и русских сказках о грех царствах стали технологии металлургов- кузнецов. На территории Восточной Европы появление новых технологий производства углеродистого железа стало основой создания устойчивого союза древнерусских кузнецов с земледельцами и с местными племенами охотников и собирателей. Все они нуждались в некой силе - сохраняющей технологии производства углеродистой стали, а ими были потомки сказочного Руса, которого старшие братья бросили в шахте. Очевидно, что потомки Руса жили - западные славяне жили на территории Центральной Европы, под именем пруссов. Свидетельством их этнического происхождения было не менее 12 городков, имеющих своей эмблемой медведя, его голову или лапы.1

  • [1] См.: Помпоний Мела. Землеописание // Скифы: Хрестоматия. - М., 1992. - С. 260.
  • [2] С’м.: Диодор Сицилийский. Библиотека // Скифы: Хрестоматия. - М.. 1992 - С.152.
  • [3] См.: Дёмин В.Н. Русь гиперборейская - М., 2002.
  • [4] Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции ...- С. 38, 83, 152.
  • [5] См.: Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - С. 19-20.
  • [6] См.: Кларк Дж. Г. Д. Доисторическая Европа. - С. 244.
  • [7] Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. - С. 372.
  • [8] .Там же. - С. 372.
  • [9] См.: История первобытного общества. Эпоха классообразования. - С. 60.
  • [10] См.: Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции.- С. 64.
  • [11] См.: Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - С. 579.
  • [12] См.: История Европы. Т. 1. Древняя Европа. - С. 177.
  • [13] См.: Клёсов А.А. Происхождение славян и других народов. - С.6.
  • [14] См.: Кларк Дж. Г. Д. Доисторическая Европа. Экономический очерк. - С. 194, 196.
  • [15] Там же. - С. 194.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >