Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Мифы и сказки как система исторических свидетельств о происхождении русского этноса

4.2. Древнегреческая мифология о противостоянии с символами змея - титанами Средиземноморья

Пережив глобальные климатические изменения и грандиозные погоны, наши пращуры сохранили память о них в образе могучего змея - царя подводного мира. Выжив в условиях потопа, наши пращуры - земледельцы, садоводы связали понятия «вода» и «жизнь с образом змея. Первоначально, образ змеи в мифологических системах садоводов и земледельцев был связан с подводным миром. Эта связь, с одной стороны, напоминает слушателям мифа о когда-то пережитой трагедии, в результате которой наша легендарная прародина опустилась на дно морское, а с другой стороны, вода - это символ вечной жизни. Для земледельцев-пеласгов, создателей райских садов, земля была матерью, воплощением древней богини, которая «заведовала» плодородием стад и посевов. Она даровала людям путь, ведущий из смерти в жизнь через ее лоно. В позднем неолите иногда, подчеркивая подземный характер богини-матери, ее изображали с головой змеи. Если Земля - рожающая богиня, то небо - источник оплодотворяющей силы, проливаемой на землю в виде дождевой воды. Можно предположить, что универсальная идея «змея - символа жизни и созидающей жизнь силы» строилась на основе ассоциативной связи с фаллосом. Мужской образ змея в русском фольклоре тесно связан с фаллической символикой. Например, русская поговорка о мужчинах: «Галавища в маслине, сапожища в детище, а портки набиты змеей».[1]

Отталкиваясь ог познания своего тела, люди первобытного общества воспринимали окружающий мир через систему метафорических образов. Из образа рожающей женщины формируется идея древнего образа кургана - беременного живота земли. В доисторической древности курган символизировал возрождение к вечной, небесной жизни и соединял усопших с небом, Отцом, даровавшим жизнь.[2] [3] Передача жизни осуществлялась с помощью водного змея или символического фаллоса. В этой метафорической ассоциативной связи следует трактовать древнее славянское предание о рождении Волха Всеславье- вича. В предании говорится, что Марфа Всеславьевна, гуляя по саду, соскочила с камня на лютого змея, который обвился вокруг её ноги и «хоботом бил по белу стегну», а вскоре появился на свет былинный герой Волх. В этом сюжете очень четко подчеркнута роль женщины как хозяйки сада, которая распоряжается в том числе и змеем, выполнявшим функцию охраны. Женское доминирование объяснялось тем, что огородничество и садоводство были сферами занятости женщин, которые рожали и воспитывали детей, обеспечивали их питанием со своих огородов. Архаика мифа пеласгов свидетельствует о времени, когда среди коренных народов Пелопоннеса господствовали матриархальные отношения. В новгородском предании о Марфе Всеславьевне также подчеркиваются традиции женского доминирования не только в управлении садом, но и в принятии решения о рождении сына от змея. В контексте этой мифологической традиции за образом змея, безусловно, скрывается мужчина, видимо, охранник. Разумеется, спокойная и благополучная жизнь обитателей сада должна охраняться. Образ змея, охранявшего древние сады, формировался иод влиянием ассоциаций, вызываемых системами защиты садов и их плодов, а также с оборонительными сооружениями.

Эта практика и предания первых садоводов и земледельцев Северной Африки свидетельствуют о времени, когда на территории Нижнего Египта господствовал культ Исиды и матриархальных сообществ. Миф рассказывает о том, как Исида создала и направила ядовитую змею против солнечного бога Ра. Ужаленный бог молит «великую чарами» Исиду об исцелении, и она спасает его, но только после того, как он открывает ей своё настоящее имя. В результате Исида получила магическую власть над царём богов. В египетской мифологии Исида была богиней воды и ветра, плодородия и мореплавания, покровительницей рыбаков и моряков, символом женственности и семейной верности. Культ Исиды процветал во времена царства Нижнего Египта, задолго до объединения страны под эгидой воинственных воителей Верхнего Египта. Они принесли с собой традиции патриархата и попытались по праву победителя утвердить их на территории завоеванного Нижнего Египта. Патриархальная трактовка превратила Исиду из самостоятельной богини в верную жену мужа. Но мифологическая история говорит о том, как Исида возглавила сопротивление кочевникам пустыни в лице бога Сега. Она довела до победного конца борьбу за восстановление власти своего сыны Гора, что свидетельствует о времени, когда в дельте Нила существовала цивилизация, в которой доминировали женщины. Её сын Гор изображался с головой сокола и считался покровителем царской власти. Следует упомянуть, что греки сравнивали Гора с Аполлоном (сыном богини со славянскими корнями Лето), а сокол Гора неразрывно связан с военной символикой вендов- ободритов - древних русов.[4]

Кочевники саван территорий Северной Африки - древние греки, столкнувшись с наступлением кочевников пустыни в лице бога Сета, двинулись на завоевание территорий Северной Африки. Естественно возникает вопрос, можно ли рассматривать древних греков, как кочевников саван Африки? Примерно к середине IV тыс. до н. э. произошло силовое объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство иод властью верхней династии. Косвенным свидетельством этой длительной и, видимо, кровавой войны стал Сфинкс. Это мифологическое чудовище несет в себе очень сложную символику, отражавшую начальный этап столкновения будущих индоевропейцев и семито- хамитских народов. Общим для этих народов стало представление о львином теле Сфинкса, но в вопросе об изображении головы чудовища позиции разошлись. Царь зверей на протяжении многих тысяч лет был одним из самых часто встречающихся символов храбрости, быстроты, стойкости, силы и величия. Появление образа льва с человеческим лицом означает, что человек стал независимым от охоты или собирательства, но сохранил в памяти уважение к сильному и мудрому царю природы. В древнеегипетском сказании «Об истреблении людей» рассказывается о безжалостной богине Хатхор-Сохмет, которая в образе женщины-львицы беспощадно убивала людей. Дальнейшее развитие образа женщины-львицы развивается древними египетскими сказками Тога о гордом льве, плененном слабым, но находчивым и умным человеком.

Почитание льва отразилось в традиционном символе власти предков западноевропейских народов. Сведения древнегреческих мифологических источников рассказывают о том, что только Геракл обладал привилегией носить львиную шкуру, служившую ему не только верхней одеждой, но и броней, и щитом в буквальном и переносном смысле. Право ношения шкуры льва надо было заслужить. Как наиболее популярный символ в геральдике лев встречается в самых разных положениях на гербах многих фамилий, муниципалитетов и государств со времен Ричарда I (1157-1199), которого за храбрость называли «Львиное Сердце». Три льва являются эмблемой английских монархов, лев как царь зверей стал символом превосходства, королевского достоинства европейской аристократии. В христианском искусстве лев, борющийся с драконом, обозначает борьбу со злом; с другой стороны, лев, держащий человека или ягненка, служит символом зла. В средние века люди верили, что лев спит с открытыми глазами. Поэтому, он стал символизировать бдительность, а его символ стал идеальным стражем на дверях церквей, могилах, монументах и мостах. Голова льва, с продетым в ноздри кольцом, частая форма дверных ручек.

Популярность символики льва среди древних греков и европейской аристократии свидетельствует об их тотемных символах, а значит и о природно-климатических характеристиках их прародины. Воинственность древних греков в мифах о подвигах Геракла, после того, как стал носить львиную шкуру, была направлена наследников погибшей цивилизации, которые среди территорий Северной Африки разводили сады и занимались земледелием. Создать чудесные сады могли лишь люди, длительное время учившиеся культивировать лесные деревья, превращая их в плодоносящие яблони. В этих садах господствовали женщины-жрицы, передававшие свои знания ученикам. Древние греки верили, что эти сады с золотыми яблоками вечной молодости вырастили Геспериды. Согласно сведениям древнегреческих мифологических источников Геспериды были сестрами - чудовищами, родившиеся от Геи и Понта. Они обладали крыльями, их тела были покрыты чешуей, а волосы представляли собой клубок змей. По мнению Голосовкера, мифологические чудовища - это старые боги побежденных народов.[5] Согласно мифам заветный сад охранял дракон, которого Геракл мог убить только с помощью стрелы, пропитанной ядом лернейской гидры. Загадка этого древнегреческого мифа заключается в том, что великий титан Атлант (сын титана Япета, брат Прометея), практически был вынужден, откупится от Геракла или воинской экспедиции, отдав яблоки вечной молодости. Естественно возникает вопрос, почему рожденная Зевсом богиня победы Афина предпочла вернуть принесенные Гераклом яблоки настоящим владельцам. Сюжеты древнегреческих мифов титаны Прометей, Атлант и Антей контролировали садоводство и земледелие и различные отрасли ремесла. Их этнические родственники, союзники правили в городах Малой Азии и северных берегах Средиземноморья. Важно, что жители этих городов верили в царственную родословную своих правителей, которая связывала территориально разбросанные сообщества, координируя их взаимодействие. В этом контексте становится понятно, почему богиня победы Афина вернула принесенные Гераклом яблоки потому, что греки были еще не готовы к большой войне.

Опыт оседлых поселений садоводов и земледельцев показал, что им невольно приходилось гармонизировать свои отношения с окружающей средой обитания. Эта задача стала наиболее актуальной, когда земледельцы начали осваивать ирригационное земледелие. Вода, обильные травы и зерновые привлекали грызунов, а вслед за ними приходили и змеи. Со временем земледельцы научились сохранять и использовать живительную силу воды, преодолели свой генетический страх и стали поклоняться культу змея - символу своего рода. Например, инки, делившие мир на небесную, земную и подземную сферы, считали, что их связующей силой были две огромные змеи. Ацтеки Центральной Америки слагали мифы о великом пернатом змее Ке- цалькоатле - прародителе. Он сотворил людей, научил их письменности, земледелию, астрономии, но главным достижением стало то, что Кецалькоагль, превратившись в муравья, проник в муравейник, где были спрятаны зерна маиса, и выкрал их. Пернатый змей передал зерна людям и научил их выращивать целые поля маиса. Оседлые садоводы и огородники Северной Африки и Европы в отличие от кочевых племен прекрасно знали, где можно встретить ядовитых змей. Постепенно они сформировали обычай держать священную змею в царском дворце или храме как своего рода охрану или как благословление богов. Эта практика долго сохранялась в странах Средиземноморья. Опыт индийских земледельцев сформировал традиции исполнения комплекса ритуалов, обязательных при работе на полях, чтобы свести к минимуму потери от встречи с коброй. Такая практика указывает на реальную возможность разведения и сохранения популяций змей для естественной защиты садов от набегов враждебных племен и различных грызунов. Если для кочующих охотников и собирателей ядовитые змеи символизировали неприятности, то для земледельческих племен Центральной Америки вода была источником жизни, а символом ее стала змея. Биологическая особенность змей сбрасывать кожу породила предания о том, что люди в прошлом, подобно змеям, сбрасывали кожу и омолаживались, не умирая, но потом по какой-то причине они прекратили гак делать.[6]

Древнегреческие племена с их патриархальным Зевсом - покровителем настухов-путников и воинов, как и семито-хамитские племена, промышлявшие охотой и войной, постоянно сталкивались с ядовитыми змеями - несущими угрозу пастухам и их стадам. Смертельные укусы змеи могли сорвать успешную охоту, сбор плодов, ягод, кореньев, выпас скота. Разумеется, змеи, жившие вблизи водных источников и заболоченных мест, защищали свою территорию. Если под символикой змея понимать тотем военно-политических союзов садоводов- земледельцев, которые вели войну с захватчиками в лице кочевых племен древних греков, тогда становятся понятным контекст древне- 1реческих мифологических источников. Как свидетельствуют мифы, война греков и пеласгов шла с переменным успехом не одно десятилетие. Согласно мифам, мосле победы олимпийцев над гигантами, разозленная гибелью своих сыновей-гигангов, Гея родила от Тартара Ти- фона, имевшего природу зверя и человека. Сила человека-дракона Ти- фона была настолько велика, что боги-олимпийцы бежали в Египет. Эта деталь древнегреческого мифа подтверждает тезис о том, что древние греки в своем прошлом были кочевниками саванн Северной Африки.

История древних греков - эго история завоевания пришельцами местных племен, которых принято условно называть пеласгами. Эти народы, освоившие технологии садоводства и огородничества, поклонявшиеся богине Земли Геи, неоднократно терпели поражение от богов неба в лице громовержца Зевса. Косвенным подтверждением силы Зевса или реальности потопов, произошедших в районе Средиземноморья, является древнегреческая мифология, сохранившая память о нескольких потопах. Таким свидетельством гибели людей медного века является миф о Девкалиановом потопе поскольку они не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс решил уничтожить весь людской род: послать на землю такой сильный ливень, чтобы все было затоплено. Постепенно вода покрывала все - и поросшие лесом холмы, и высокие горы. Вся Греция скрылась иод бушующими волнами моря.1 В мифах утверждается, что титан Прометей, предвидя гнев Зевса на людей медного века, посоветовал сыну Девкалиону построить огромный ящик, положить в него съестные припасы и спрятаться в нем вместе с женой. Девять дней и ночей носили морские волны ящик Девкалиона, пока, наконец, не пригнали его к двуглавой вершине Парнаса. Именно здесь после погона у супругов родился сын по имени Эллин, давший начало всем греческим племенам.2 В этом предании заложено важное геополитическое свидетельство о том, что греческие племена пришли на Пелопоннес после потопа, нанесшего серьезный ущерб коренному населению. Та часть коренного населения, которая выжила, согласилась на сотрудничество с древними греками. Следы этого соглашения можно проследить в древнегреческих мифах.

В греческих мифах разного периода Лада фигурирует и как Лето, и как Леда, что в переводе означало - госпожа. Одновременно мы помним, что Лада - это древнерусская богиня любви, красоты и бракосочетания. Случайным такое совпадение быть не может, оно подтверждает, что прародина наших пращуров находилась в районе Средиземного моря. Память о том, что наши пращуры пережили фанди- озный потоп, отразилась в зачине русских сказок о таинственном острове Буяна, а древние греки сохранили память о гибели Атлантиды или о плавающем острове Делос, на котором богиня Лето родила

  • 1 Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. - С. 90-92.
  • 2 См.: Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. - С. 90-92.
  • 145

бессмертных богов Артемиду и Аполлона. Медвежья богиня Артемида, вызывала у греков, по меньшей мере, двойственные чувства, но её брат Аполлон воспринимался как символ мудрости. Наиболее наглядно связь Аполлона с пращурами славян проявилась в его сыне Орфее. Согласно греческим мифам, Орфей был выдающимся певцом и музыкантом Фракии. Его игра покоряла не только людей, диких зверей, птиц, даже деревья и камни двигались с места, чтобы лучше слышать певца. Другой сын Аполлона - Асклегшй, был выдающимся врачом древности, недаром его символом стала чаша, обвитая змеей. По всей видимости, змея, в восприятии древних греков, осталась символом мудрости и тайного знания, унаследованного ими от предшественников гинербореев - фракийцев. Третий сын Аполлона научил людей выращивать оливы, обучил виноградарству и пчеловодству, был защитником посевов от засухи и града. Вспомним, что в представлении македонцев, сербов и болгар хранителем посевов был огненный змей, вызывающий молнии и дождь. Связь Аполлона с фракийскими или гиперборейскими племенами разрушилась в результате целой серии последовательных вторжений кочевых племен из евразийских степей в долины Дуная.

Когда военная политика древних греков столкнулась с активным сопротивлением, игнорировать технологии земледелия древние греки не могли. В греческой мифологии есть рассказ о богине плодородия и земледелия Деметре, которая потеряв любимую дочь Персефону, отправилась на поиски дочери, перестав выполнять свои обязанности покровительницы земледелия. В результате, на земле наступили засуха, неурожаи и голод и Зевс вынужден был вернуть Персефону на землю, но она осталась супругой Аида, владычицей «царства мертвых» и периодически возвращалась в подземное царство к мужу. Это единственный миф, в котором патриархальный бог пасгухов-воинов был вынужден признать роль матриархальной богини, культ которой формировался во времена умеренного климата и смены времен года. Древнее матриархальное происхождение Деметры подтверждается ее именем, буквально - «земля-мать». Культовые обращения к Демегре включали такие определения, как «зелень», «посев», «дарительница плодов», «устроительница», «хлеб», «мука».1 Если мы вспомним, что в мифологии древних греков богиня земли Гея была символом сопротивляющихся земледельцев, то следует признать, что культ Деметры

  • 1 См.: Мифология: Большой энциклопедический словарь. - С. 181-182.
  • 146

был заимствован древними греками и стал своего рода компромиссом. Одним из примеров такого заимствования и компромисса стала древняя богиня полей этрусков - Русина в самом названии, которой заложен корень «рус».

Сложные отношения древних греков и коренного населения отразилась в мифе о том, как оракул Аполлона направил Кадма на битву с громадным змеем, посвященным богу войны Аресу. Миф подчеркивает, что Кадм основал город Фивы, а боги Олимпа дали в жены Кад- му прекрасную Гармонию (дочь Ареса и Афродиты). Однако дочери Кадма погибли на глазах у огца, а внук пал жертвой гнева Артемиды. Сила старых богов в древнегреческом мифе отразилась сюжете, что на старости лет, удрученный тяжким горем, пришел Кадм с женой Гармонией, в Иллирию, где превратились в змей. В мифах об одном из подвигов Геракла рассказывается о том, как он прибыл в пустынную землю, которую теперь населяют скифы. Обойдя всю страну, он прибыл в землю, которая называлась Гилея, где нашел в пещере некое существо двойной природы, которое совмещало в себе черты женщины и змеи. От связи с Гераклом эта женщина - змея родила Агафирса, Гелона и Скифа. Старшие братья не смогли справиться с испытанием, и ушли из страны, а самый младший из них - Скиф, выполнив все, остался в стране. И от Скифа, сына Геракла, произошли нынешние цари скифов.[7] Этот миф рассказывали греки, жившие у Понта, и, но всей видимости, он отражал реальность попыток древних греков завоевать северные берега Черного моря, что свидетельствует об их попытках создавать свои колонии, опираясь на поддержку части местных земледельцев, чьим символом была змея. Социально-политическое содержание древнегреческих мифов отражает их внутреннее противоречие между кочевыми традициями войны и необходимостью политики компромисса, с титанами прошлого.

  • [1] См.: Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - С. 187.
  • [2] См.: Зубов А. Б. История религии. - С. 116, 212.
  • [3] См.: Мифология. Большой энциклопедический словарь. - С. 128.
  • [4] Никитин, АЛ. Основания русской истории: Мифологемы и факты. - М., 2001. -С. 156.
  • [5] См.: Голосовкер Я. Э. Сказание о титанах: Науч.- худож. изд. - М., 1993. - С. 275.
  • [6] Зубов А. Б. История религии. - С. 227.
  • [7] Геродот. История // Скифы: Хрестоматия. - М., 1992. - С. 48.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы