Историко-этническая преемственность древних цивилизаций Северной Африки и русского этноса

Историческая реальность ледникового периода и радикального изменения климата привели к движению и столкновению тектонических плит, к разрушительной геологической активности. Катастрофические извержения вулканов и сильнейшие землетрясения приводили к сильнейшим гигантским волнам цунами, которые сметали поселения жителей островов и побережий Средиземноморья. Естественным следствием этих процессов стал быстрый подъем уровня моря и гибель сказочного острова Буяна и Атлантиды. Если рассматривать сведения древнегреческих мифологических источников в комплексе, то определенная преемственность между Атлантидой Платона, титаном Аглангом защитника сада Гесперид с яблоками молодости и теми жителями островов, которые видели опасность от морской стихии. На многочисленных фресках Древнего Египта, были запечатлены образы западных соседей египтян - светлокожих и голубоглазых ливийцев или гарамантов. Их северно-европейский облик, запечатленный на фресках, является лучшим свидетельством проживания светлокожих и голубоглазых европейцев на территории Африки, где они, вероятно, представляли некую часть более развитого и могущественного в прошлом объединения европеоидных племен. Жившие светлокожие, русые европейцы на территории Нижнего Египта, отличались высоким ростом. Сведения, запечатлённые фресками, подтверждаются мифами древних греков, которые также свидетельствуют о проживании на севере Африки земледельца - великана Антея и титана Атланта защитника райского сада Гесперид. Враждебное отношение к великанам или людям отличавшихся высоким ростом проявилось в создании древне- 1реческих мифов и легендах о подвигах Геракла. Если допустить, что мифы древних греков были созданы племенами, уходящими ог наступающей пустыни, то следует признать историческую реальность причины конфликта кочевников с жившими на севере Африки земледельцами и садоводами.

В этом контексте понятны данные антропологических исследований. Они свидетельствуют о том, что до начала глобального потепления средняя продолжительность жизни в Восточном Средиземноморье составляла у мужчин 18,3 года, у женщин - 13,7 лег. После глобального потепления и кризиса первобытного хозяйства эти цифры снизились до 17 и 9,9 лег. В тог же период в районе Вади Халфа в Египте те же показатели составляли для мужчин 12,2 лет, а для женщин - 11,7 лет.[1] Глобальное изменение климата изменило условия жизни, как животных, так и человека. В послеледниковый период очень быстро менялся растительный и животный мир. Большие стада животных исчезли, и единственным объектом охоты стала мелкая дичь. Отголоски этих экстремальных условий дошли до нас в виде зачина «жили-были дед и баба, а детей у них не было». Смертность в обществе была настолько высока, что молодые практически сразу становились взрослыми, едва научившись самостоятельно обеспечивать себя средствами существования и вступая в брачные отношения. В те тяжелые времена молодой человек, способный охотиться, в возрасте 13-14 лет, будучи по современным понятиям подростком, практически сразу становился «дедом», а его спутница - «бабой». Старшие и дееспособные члены рода сразу стали обозначаться понятием «дед», а термин «баба» обозначал женщину, способную рожать и ухаживать за детьми.[2] Использование такого традиционного начала в сказках «Курочка Ряба», «Репка», «Медведь», «Баба Яга и заморышек», «Гуси- лебеди» несет в себе определенную историко-лингвистическую информацию. Эти сказки свидетельствуют о тех временах, когда одновременно жили только два поколения - деды и дети, а промежуточных возрастных категорий просто не было. Такое жесткое деление возрастных категорий в древнерусских сказках подчеркивало историческую реальность, наступившую после глобального и стремительного потепления, закончившегося потопом.

Кризис в конкретных природно-климатических и геополитических условиях жизнедеятельности на северном побережье Африки был отражен рисунками, запечатленными на поверхности скал. Среди них ученые различают четыре исторические эпохи. В VIII—VI тыс. до н. э. дожди заливали землю, обильные пастбища всем давали пищу, и на пространствах Сахары настала эпоха охотников на дикого буйвола. Приблизительно в VI-V тыс. до н. э. климат стал постепенно меняться. Дожди становились все более редкими, начали высыхать многочисленные озера, стал исчезать травяной покров и разнообразный животный мир. Началась эпоха превращения африканской саванны в обширные, но скудные пастбища. Выжить среди них могли только кочующие в поисках источников воды племена скотоводов. Их время длилось примерно до середины IV гыс. до н. э.[3] В это время среди племен скотоводов стал формироваться культ бога пустыни и войны Сега, поскольку выжить можно было только за счет войны с теми, кто контролировал водные источники. Историческая реальность для племен скотоводов, почитавших бога пустыни и войны Сета отразилась в «Сказании об истреблении людей», повествующего о восстании народа против великого солнечного бога Ра. Миф гласит, что Бог Солнца направил свой взгляд (испепеляющие лучи) на людей, но люди были готовы к этому и успели укрыться за высокой горой, в пустыне. Миф кочевников рассказывает о том, что Бог Солнца решил наказать дерзких людей при помощи богини в образе женщины-львицы. Люди обратились в бегство вверх по Великой Реке, а богиня преследовала их и беспощадно убивала. В этом мифе зафиксирован факт резкого роста солнечного излучения и бегства людей вверх по Нилу, но не от женщины-львицы, а от убийственной волны цунами, стремительного повышения уровня мирового океана.

Глобальное изменение климата, волны цунами и непрерывные атаки племен скотоводов, почитавших бога пустыни и войны Сета привели к поражению сообществ светловолосых и бородатых европеоидов, живших некогда на севере Африки. Несмотря на поражение земледельцев и садоводов мифы древнего Египта всю систему знаний приписывают первому правителю Египта - Осирису. Естественно возникает вопрос, был ли связан Осирис со сказочным островом Буяном или Атлантидой? Очевидно, катастрофа вынудила спасшихся островитян осваивать берега Средиземного моря. Согласно мифу Осирис разъяснил египтянам, как строить ирригационные каналы, орошать поля, выращивать урожай и поклоняться богам. Но в условиях наступающей засухи, опустынивания земель, миф упоминает о том, что Осирис отправился путешествовать. Вероятно, речь идет о ритуальном жертвоприношении. Деятельность земледельцев со сказочного острова Буяна или Атлантиды дала культурный толчок развитию народов Ближнего Востока, живших на берегах Средиземного моря. Об этом свидетельствует сравнительный анализ мифов египтян, финикийцев, шумеров и народов Месопотамии Филистимляне длительное время сохраняли и передавали миф о Дагоне или Дагане. Дагон изобрел плуг, он научил людей сеять и был подателем нищи. Он помещает созревшее зерно в закрома, готовое вино в мехи, а приготовленное масло в кувшины. Но первоначально Дагон был покровителем рыбной ловли, недаром его имя в переводе означает огромную рыбу.1 Значит, первоначально народы, жившие на берегах Средиземного моря, поклонялись богам, вышедшим из моря и наделивших людей знаниями, что связывает их со сказочным островом Буяном или Атлантидой.

Переход от матриархата к патриархату миф древнего Египта объясняет гем, что бог пустыни и войны Сет пытался захватить земной престол Осириса и овладеть его женой Исидой. Для этого он приказал изготовить сундук но росту Осириса. Пригласив Осириса, Сет показал ему сундук и предложил лечь в него. Злые демоны, помощники Сета, сразу захлопнули крышку и забили ее гвоздями, а сундук бросили в Нил, который унес его в воды Великого Зеленого моря (Средиземного моря). Естественно возникает вопрос, а где в этот момент была его жена Исида, и какова её роль в том, что саркофаг с Осирисом

  • 1 См.: Циркин Ю. Б. Мифы Финикии и Угарита. - М., 2000.- С. 50, 78.
  • 102

был брошен в воды Нила. Можно предположить, что это действие, как в русской сказке, гак и египетском мифе, рассматривалось как акт жертвоприношения владыкам подводного мира. Подобные акты жертвоприношения объяснялись божественной природой Осириса - бога возрождения и умирания растительного мира. Экономической основой царской власти фараонов производящее хозяйство, родоначальником которого были Осирис и Исида. Они дали людям письменность, знание основ ремесел и искусств, после этого на земле установился золотой век изобилия и счастья. Их сын Гор изображался с головой сокола и считался покровителем, царской власти. Следует упомянуть, что славянский бог Род в средневековых произведениях отождествлялся с Осирисом. Эту связь сохранил и приумножил его сын Гор. Для нас особо интересно, что греки сравнивали Гора с Аполлоном (сыном богини со славянскими корнями Лето), а сокол Гора неразрывно связан с военной символикой вендов-ободритов - древних русов.[4]

Свидетельством столкновения живших на севере Африки сообществ земледельцев - великана Антея и защитника райского сада Гес- перид титана Атланта являются не только мифы древних греков, но фрески древнего Египта. На наскальных фресках Тасили-н-Анджеро есть изображения великанов, затем они появились на фресках Древнего Египта, изображавших фараонов людьми гигантского роста. Традиционно считалась, что этот прием был способом подчеркивания величия власти но сравнению с подданными, простыми жителями, которые должны были подчиняться божественной власти фараонов. Но этот факт может быть объяснен и исторической реальностью. Естественно, что люди, живущие в экстремальных условиях наступающей пустыни Сахары, постоянно недоедающие, отличались небольшим ростом. Очевидно, выходцы из пустыни длительное время находились под властью стражников Нижнего Египта, отличавшихся высоким ростом. Только земледелие и садоводство давало надежную основу для качественного питания. Тотемным символом Артемиды из древнегреческих мифов был медведь. Этот миф свидетельствует о том, что некогда полоса умеренного климата захватывала берега северной Африки и там жили племена, чьим тотемом был медведь.

Противостояние земледельцев и садоводов с племенами ското- водов-кочевников, почитавших патриархальных богов отразилось в культе льва. Из древнегреческих мифов известно, что только Геракл обладал привилегией носить львиную шкуру, служившую ему не только верхней одеждой, но и символом превосходства. Традиции древних греков и их символика царя зверей стала знаком королевского достоинства европейской аристократии, чье прошлое связано с кочевым образом жизни. По свидетельству Диодора, галлы применяли искусственные средства, чтобы свои светлые от природы волосы сделать еще светлее. Они смачивали волосы известковой водой со лба к затылку, отчего волосы становились жестче и поднимались как грива льва.

Среди германцев короткие волосы означали подчиненное положение. Они, подобно галлам, натирали волосы специальными средствами, чтобы волосы приобрели золотой цвет. Из-за этого волосы германцев были чрезвычайно популярны среди римлян, которые делали из них парики.[5] В индийской мифологии мужчина Вишну, чтобы уничтожить демона, принимает облик человека-льва (нарасинха). Естественно, что вера в Вишну-льва, хранителя мирового порядка, олицетворение гордости, чести, мужества, силы, в лучших значениях этого слова, находила множество сторонников, создавших культ льва среди народов Азии, Малой Азии, а затем и Европы. В христианском искусстве лев, борющийся с драконом, обозначает борьбу со злом; с другой стороны, лев, держащий человека или ягненка, служит символом зла. Лев как царь зверей стал символом превосходства, королевского достоинства европейской аристократии. В эту символику органично вписывались племенные сообщества, жившие среди степей. Открытые пространства степей, резко континентальный климат делали естественным объединение кочевников в мощные племенные военные союзы. Они, как правило, избирали своим тотемом льва, а стенные племена волка, как естественного противника племен земледельцев, чьим тотемным символом был медведь. Под тотемным символом льва, патриархальные греки завоевывали новые территории по берегам Средиземного и Эгейского морей. Организаторами сопротивления но свидетельству Гомера были женщины-волшебницы, которые управляли островными народами. Гомер их представляет гюлуженщинами - по- лунтицами, которые могли превратить мужчин-нутешественников в животных, своим чудесным пением заманивая моряков на скалы, видимо, чтобы ограбить. Для греков, активно промышлявших морским пиратством, такая боязнь женщин не характерна. Возможно, страх перед ними был отголоском былого уважения к великому прошлому матриархального народа, погибшего на дне моря.

Организующей силой сопротивления экспансии патриархальных племен воинов - кочевников стали женщины-жрицы, защитники традиционных матриархальных отношений в жизни наших пращуров. Напомним, что история объединенного Египта не знает матриархата, но древнегреческие мифы рассказывают о бегстве из Египта царя Даная с пятьюдесятью дочерями, не желавшими подчиняться воле победителей и приоритету мужского нрава. Значит, некогда, но крайней мере, в Нижнем Египте господствовало женское право. «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина на бессознательном уровне воспроизводит, что именно царевна Лебедь создает на острове град и приглашает на княжение Гвидона. Она организует охрану града силами своих родных братьев - подводных витязей-великанов, богатырей, во главе с дядькой Черномором. Обратите внимание: жених является только князем, а невеста - царевной. Подчеркивается, что князь Гвидон займет подчиненное место в будущей семье, которая станет частью рода царевны. По сути дела, сказка напоминает нам страницы забытой истории наших пращуров и связывает нас с их прошлым. Традиции матриархата заложены даже в том, что дядька Черномор, несмотря на свой возраст, занимает подчиненное место но отношению к царевне и молча выполняет ее волю. Сказка подчеркивает продолжение традиции матриархата, когда женщины руководят всеми действиями царя, а за свои преступные действия не несут никакой ответственности.

В древнегреческой мифологии, подтверждается, что некогда в стародавние времена женщины исполняли роль представителей и глав рода. Согласно мифу великая богиня Гея (Земля) - мать-Земля, первая выделилась из Хаоса, родила Урана - небо, а потом взяла его в мужья и родила от него 6 титанов и 6 титанид. Потом Гея стала также женой Посейдона, а затем и Тартара. Согласно мифам богиня земли Гея родила человека-дракона Тифона, настолько сильного, что от него боги- олимпийцы бежали в Египет. Лишь Зевс вступил с Тифоном в битву и после долгой борьбы победил его. В конце концов, Тифон был погребен живьем под горой Этна на Сицилии - «уснувшим» вулканом. В логике этой мифической истории отражен факт влияния природно- климатических катаклизмов на противостояние матриархальных и патриархально настроенных военных дружин - будущей аристократии Древней Греции. Другой миф патриархальных треков объясняет, как посредством природно-климатических катаклизмов треки и их боги- олимпийцы утвердили свое господство на южных берегах Балканского полуострова. Миф о титане Прометее рассказывает, что он, предвидя гнев Зевса на людей медного века, посоветовал сыну Девкалиону построить огромный ящик, положить в него съестные припасы и спрятаться в нем вместе с женой.[6] [7] В этом предании заложено важное геополитическое свидетельство о том, что греческие племена окончательно завоевали Пелопоннес после потопа, нанесшего серьезный ущерб коренному населению. С их приходом настал героический и железный век, с которым греки ассоциировали свое господство на южных берегах Балканского полуострова.

В древнеегипетских мифах и древнегреческих преданиях боги моря пассивны. Странно, но в мифах древних греков, часто путешествовавших но морям, нет даже намека на необходимость человеческих жертвоприношений Посейдону. В мировоззрении древних греков власть Посейдона - бога моря крайне незначительна, он не способен отомстить Гераклу задушившего его сына Антея и даже смертному Одиссею, ослепившему его сына великана Полифема. Сравнение этих мифологических сюжетов показывает, что историческая память русского народа сохранила в себе отголоски пережитой трагедии (древние египтяне, жившие в районе Верхнего Египта и греки, не пострадавшие от безжалостных волн цунами таких воспоминаний не сохранили). Однако анализ славянских мифов и сказок, рассказывающих о катастрофе потопа, подтверждает нашу версию о том, что ответ на вопрос «откуда есть пошла земля русская» следует искать в районах Средиземноморья. Анализ древнерусских мифологических источников показывает, как из далеких времен идет представление о воде в образе богини Лето, царевны Лебедь и личных именах: Елена, Ульяна и Иорда- на. Использование женского имени Иордана для обозначения воды, возможно, было случайным, но вероятней всего здесь прослеживаются остатки конкретных исторических деталей быта, отсылающие нас на восточное побережье Средиземного моря к всемирно известной реке Иордан. Ритуальное троекратное погружение в воды этой реки символически воспроизводится в обряде крещения, своего рода окончании старой жизни и возрождении к новой жизни. Такой обычай мог существовать только среди племен садоводов и земледельцев. Они были теми, кто начал практику человеческих жертвоприношений, о чем свидетельствуют русские сказки. В русских версиях подводный царь - самовластный властитель, независим и сам принимает решение о судьбе брошенных в его воды людей.

Гибель островной цивилизации, легендарного города атлантов, в котором жили люди-великаны, оказало значительное культурное влияние на племена Ближнего Востока. Косвенным свидетельством древности русского языка и авторитета наших пращуров является заимствование термина «баба» как символа особого уважения и почитания среди народов, живших на южных берегах Средиземного моря. В русском языке изначальным содержанием понятия «баба» было обозначение женщины, способной рожать, ухаживать за детьми и вести хозяйство. Во времена матриархата понятие «баба» означало еще и мудрость хозяйки, которой покровительствуют женские духи земли, горы и воды. Авторитет женских духов покровителей и процветание племен придерживавшихся таких культов стал основой заимствования, в результате которого термин из русского языка «баба» в тюркских языках стал означать «отец», «предок».[8] [9] В итоге патриархальные гюркоязыч- ные мусульмане до сих пор используют в обращении к святым или уважаемым мужчинам понятие «баба». Обычно объясняют этот парадокс тем, что понятие «баба», трансформировалось из термина «батюшка». Но в любом случае, такое использование понятие «баба» означает влияние русского языка. В официальном исламском вероучении нет культа святых, однако правоверные мусульмане Стамбула часто обращаясь к популярным «народным» святым, используют столь живучие термины «Баба» или «Дед». В подтверждение нашего предположения вспомним, например, знаменитую сказку «Али-баба и сорок разбойников» (мужское имя Али дополняется «баба», означающим мудрый, хозяйственный). Влияние языка наших пращуров было настолько сильно, что в Индии русское слово «баба» стало чем-то вроде титула святого человека.

Сравнительный анализ контекста мифов подтверждает версию о том, что в условиях глобального изменения климата патриархальные племена кочевников сделали Египет базой геополитического и этнополитического давления на матриархальные племена евроафриканцев. Древние и авторитетные культовые центры длинноголовых евроафриканцев под давлением глобальных изменений климата и семитских племен постепенно перемещались из зоны побережий Средиземного моря в горные районы Анатолийской Каппадокии, а оттуда в массивы Балкано-Карпатских гор, ставших центром мировой металлургии эпохи меди и ранней бронзы. Иллюстрацией этого движения стали фрески на стенах египетских храмов. В истории Древнего Египта могущественный царь XII династии Сенусерг III представлял себя легендарным покорителем полумира. Фрески рассказали, что Сенусерт III был организатором большого, возможно, единственного переднеазиатского похода в страну Регену, располагавшуюся где-то на территории теперешней Палестины или Южной Сирии.[10] [11] Видимо, этот большой поход был удачным, поскольку ретены, или каппадокийцы, были вынуждены платить дань Египту. Источники отмечают, что каппадокийцы платили египтянам богатые дани: благородными металлами, колесницами, драгоценными сосудами и т.п. Состав и структура этих вещей свидетельствуют об их богатстве и уровне развития их ремесел.

Страна Регену располагалась где-то на территории теперешней Палестины или Южной Сирии. Матриархальные племена поклонялись богине Исиде, которая покровительствовала плодородию, материнству, путешественникам на море и мастерам ио обработке меди. Вероятно, эта специализация отразилась в названии древнего города Иерусалима, которое имеет корень «рус». На юге горной Анатолии, в междуречье рек Тигр и Евфрат, находился древний город хеттов - Урусса. В древнем государстве Урарту правили цари Руса I и Руса II. Корень «рус» лежит в основе этимологической связи имен легендарных героев фольклора. Герой иранского эпоса Рустам связан с широко распространенным на Кавказе именем Руслан и именем героя русского лубка Еруслана Лазаревича. В Европе древнеегипетский этноним «регену» трансформировался в такие этнонимы, как «рутены», «руги», «роги», «русины», «русские», «росы». Этимология этих этнонимов связана с обозначением сообществ, специализировавшихся на разработке рудных месторождений, выплавке металлов и их обработке. Профессио3

нальная деятельность металлургов, кузнецов эпохи меди и бронзы для непосвященных представлялась мистической, опасной и была источником благосостояния и процветания, а значит, и авторитета сообществ ретену (рутенов, ругов, русин, русских). Оттуда с территории теперешней Палестины или Южной Сирии наши пращуры мигрировали в Балкано-Карпатский регион. Их безусловное доминирование в этом регионе в течение тысячелетий стало основой формирования балкано-дунайской, а затем и днепровской этногенегической ветви. Оптимальные природно-климатические и географические условия в сочетании с уникальными для того времени знаниями и технологиями ретену обеспечивали им устойчивое воспроизводство.

Основным фактором, который обеспечивал благоприятные условия для расширения этногенегической ветви на просторах Центральной и Восточной Европы, стала хозяйственно-культурная специализация металлургов-кузнецов. В качестве примера общности этнического корня фригийцев и местных кузнецов ретену можно привести некоторые этнографические черты. Такой чертой был обычай носить высокие сапоги, которые другими этносами, жившими в то же время, не использовались. Преемственность ретену и фригийцев легко проследить в изображениях воинов Фригии. Они изображались с короткими бородами, с серьгами в ушах, одетыми в длинные полосатые рубахи с кисточками по подолу и, что очень важно, в высоких сапогах.[12] Короткие бороды, длинные рубахи, сапоги вплоть до XIX - начала XX века были характерными признаками одежды русских крестьян. Обычай носить серьгу в ушах длительное время сохранялся на юге России. Для нас важно понять, что некогда малоазиатские эмигранты, освоившие Балканский полуостров, стали прародителями балканских фракийцев и фригийцев, чей язык, по-видимому, был близок к балто- славянскому праязыку. Балканские фракийцы и фригийцы были членами какого-то военно-этнического союза, находившегося в длительном противоборстве с конкурентами, цен тром которого, вероятно, в те времена было святилище в Дельфах. Победившие дорийские племена пастухов стали активно вытеснять земледельцев, часть которых попыталась вернуться на свою историческую родину.

Воинственность патриархальных греков в условиях глобального изменения климата была направлена против мифологических братьевтитанов, за которыми скрывается образ отступающих на север прото- славянских племен. Согласно греческой мифологии у титана Атлант и его брата титана Прометея был родственник по имени Тантал, женатый на дочери бога золотоносной реки, что достаточно ясно говорит о реальном богатстве прототипа героя. Любимец старых богов царствовал в Южной Фригии, расположенной на территории Малой Азии, и, подобно титанам, проявил дерзость, бросив вызов богам-олимнийцам. Считается, что Тантал (как и Атлас) ранее правил собственным государством. В центре его царства находилась столица, которую он основал у горы Синила в богатой золотом стране Лидии. Когда Тантал лишился благословения богов, его столица была разрушена сильным землетрясением, а её развалины опустились на дно озера. Возникает вопрос преемственности легенд о затонувшем городе Атланта и Тантала с древнерусскими преданиями и сказками о потопе.1 Историческая память русских сказок и преданий сохранились в цепочке мифологических образов. Они, незримо, но прочно связывают нашу историю с таинственным островом Буяном или с легендарной Атлантидой, а также с Малой Азией, столицей богатой золотом страны Лидии. От них идет мифологическая связь к погибшим священным городам западных славян Ретра, Аркона и к чудесному русскому граду Кигяжу.

  • [1] См.: История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. -М., 1986. - С. 443.
  • [2] См.: Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. - С. 90.
  • [3] См.: Итс Р. Века и поколения. - М., 1976. - С. 48-49.
  • [4] См.: Никитин, АЛ. Основания русской истории: Мифологемы и факты. - М., 2001. -С. 156.
  • [5] См.: Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия. В 3 т. - М., 2000. Т. 1. Классическая древность (до IV в.).-С. 381.
  • [6] См.: Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. - С. 90 - 92..
  • [7] См.: Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - С. 82.
  • [8] С’м.: Никитин А. Л. Основания русской истории: Мифологемы и факты. -С. 411.
  • [9] См.: Манжосина М., Филиппова Т. Кто не безумец под сводом небес // Наука и религия. - 1999. - № 1. - С. 43.
  • [10] См.: Виноградов И.В. Среднее Царство в Египте и нашествие гиксосов // Историядревнего мира. Ранняя древность. - М., 1989. - С. 268.
  • [11] См.: Вейс Г. История цивилизации. - М., 2000. Т.1.- С. 127.
  • [12] См.: Дьяконов И.М. Урарту. Фригия, Лидия // История древнего мира. Расцвет древних обществ-М., 1982.-С. 63.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >