3 Средиземноморье - историческая прародина руссов

3.1. Историко-культурные свидетельства существования и гибели острова Буяна

Исторический вакуум в научно-исследовательской литературе но вопросу «откуда есть пошла земля русская» возник вследствие позитивистских установок отказа отечественных историков рассматривать свидетельства мифов, преданий и сказок, как отражение исторических событий жизни наших пращуров. Игнорируя сведения, заложенные не только в фольклоре русского народа, но и в мифологии других народов отечественные исследователи источником достоверной информации признают только археологические находки, найденные на территории Восточной Европы. Ограниченность такого подхода к информационному потенциалу фольклора русского народа обусловлена установками, предполагающими, что в основе устного народного творчества лежит деятельность отдельных выдающихся субъектов. По мнению сторонников такого подхода, творческие личности придумывают различные сюжеты и фантастические детали мифов, сказок и былин, которые становятся со временем, неотъемлемыми элементами фольклора. Недостатком такой позиции является отказ от ответа на вопрос, почему произведения отдельных творческих личностей передаются через поколения, массами консервативного крестьянства? Одним из наиболее ярких примеров передачи информации через многие поколения сухопутного крестьянства является образ страны Ирия, находящейся на юге, где-то за теплым морем, а также зачин русских сказок об острове Буяне, стоящем посредине моря- океана с растущим на нем дубом и священным камнем Алатырь.1

В русских мифах таинственный остров Буян ассоциируется со славянским раем, центром изобилия и буйства сил природы. Если массовое сознание сухопутного крестьянства передает через многие поколения информацию в форме зачина русских сказок об острове Буяне, стоящем посредине теплого моря-океана с растущим на нем дубом и священным камнем Алатырь, то это означает историческую задачу - выяснить реальность пережитых событий массами сухопутного крестьянства русского этноса. Где только не искали остров Буян и где только не находили! Сегодня в отечественной литературе доминирует версия о связи острова Буяна с островом Рюген или Руян. Принято считать, что Рюген-Руян-Буян остров расположен в Балтийском море, между Данией, Германией и Польшей. В VII веке гуда пришли балтийские славяне (руяне) - народ, понемногу занимавшийся земледелием и пиратством. Но тогда возникает вопрос, как согласовать данные генетиков о том, что наши пращуры жили на Балканах примерно 12 тыс. лет назад, а на территории Восточной Европы появились примерно 5 тыс. лет тому назад, с утверждениями об острове Рюген-Руян- Буян, как об исторической прародине славян? Естественно необходимо задать вопрос, какие события могли так потрясти мировосприятие наших пращуров, что память об исторической прародине русского народа связывается с каким-то островом, стоящим посредине теплого моря-океана? Очевидно, следует признать, что ответ на этот вопрос следует вести с учетом сравнительного анализа мифов и сказок конкурирующих этносов. Их сравнительный анализ может дать вполне достоверную картину исторического опыта ментальной самоорганизации этноса на основе синергетического взаимодействия конкретных природно-климатических и геополитических условиях его жизнедеятельности.

В соответствии с достоверной картиной исторического опыта формируются установки устного народного восприятия, которое либо принимает творчество отдельной личности, либо отторгает его. На рубеже XIX-XX вв. в Западной Европе основное внимание исследователей сосредоточилось на изучении естественности перехода от биологических форм самоорганизации к социально-культурным и духовным. В этом контексте мифология стала рассматриваться как естественный способ самоорганизации этноса в борьбе за свое выживание. Ф. Ницше, 3. Фрейд анализировали процесс мифотворчества как проявление биогенетических эмоционально-энергетических оснований духовности.[1] К. Г. Юнг, развивая эту тенденцию, рассматривал миф как форму символического выражения коллективного бессознательного.[2] В соответствии с этим направлением сформировались принципы антропологического исследования. Их сутью является анализ комплексных проблем этногенеза народов в их взаимодействии с флорой и фауной, в том числе через исследование мифов, легенд и сказок. Ядром антропологии признана культурная - социальная антропология, направленная на изучение культур отдельных народов, как устойчивой совокупности методов и способов биосоциальной самоорганизации человека в конкретных природно-климатических и геополитических условиях его жизнедеятельности.

Эпоха радикального изменения климата, стремительного повышения средней температуры непосредственно повлияли на жизнь людей и их потомков. Примерно 12-10 тыс. лет до н. э. началась эпоха или глобального потепления. Ледяная шапка, нараставшая в течение 40 тысяч лет, исчезла в течение всего двух тысячелетий. Быстрое таяние ледниковых покровов привело к, насыщению атмосферы водой и сильнейшим дождевым потокам. Стекающая в океан талая вода подняла уровень мирового океана примерно на 140 метров.[3] Средняя температура внезапно повысилась с 9 до 18 градусов по Фаренгейту (почти на треть от современной среднегодовой температуры), возможно, менее чем за десять лет! Резкий рост давления воды на подземные слои магмы планеты привел к движению и столкновению тектонических плит, к разрушительной геологической активности. Катастрофические извержения вулканов и сильнейшие землетрясения в сочетании с тектоническими процессами расхождения и схождения арабских и евразийских плит приводили к сильнейшим гигантским волнам цунами, которые сметали поселения жителей островов и побережий Средиземноморья. Грандиозные землетрясения, извержения вулканов вместе с тающими ледниками привели к быстрому подъему уровня моря и исчезновению гигантских животных, которые некогда благоденствовали[4]. Эти катастрофические события нашли свое отражение в мифологии народов, наблюдавших за ними со стороны.

Историческая память сухопутного русского крестьянства в своих мифах и сказках сохранила образ страны Ирия, находящейся на юге, где-то за теплым морем, а также образ острова Буяна, стоящем посредине моря-океана с растущим на нем дубом и священным камнем Алатырь. Естественно возникает вопрос можно ли рассматривать сведения древнегреческих мифологических источников о борьбе между кронидами и уранидами. Их содержание рассказывает о временах, когда все в природе стонало, содрогалось и горело огнем. Очевидно, речь идет о том времени, когда максимум подъема уровня мирового океана сопровождался землетрясениями и извержениями вулканов. Сведения греческих мифологических источников, подтверждаются авторитетом Платона, рассказавшим о гибели Атлантиды - богатого города, расположенного на гигантском острове, лежавшем где-то в Атлантическом океане. Критическое отношение греков к атлантам подчеркивается выводом, что смелые и сильные атланты возгордились и были наказаны богами. Согласно греческим мифам Зевс разгневался на атлантов, и но его воле, их держава в один день и бедственную ночь погрузилась в пучину под действие невиданных наводнений и землетрясений. Естественно следует задать вопрос можно ли рассматривать сведения древнегреческих мифологических источников в связи с образом острова Буяна, стоящего посредине теплого моря-океана с растущим на нем дубом и священным камнем Алатырь?

Сведения греческой мифологии подтверждает библейский сюжет о праведнике Ное, пережившем эту катастрофу. Авторы Библии связывали глобальный катаклизм потопа с рассказом о гневе Бога на слишком гордых исполинов. В Библии существует такая запись. «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на Земле и что все мысли и помышления сердец их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на Земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: «Истреблю с лица Земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что сотворил их»[5]. В книге пророка Баруха повествуется о том, что великий нотой уничтожил почти все живое на Земле. Правда, некоторые титаны, рожденные человеческими дочерьми от Божьих сынов, выжили, но их царство на Земле вскоре закончилось. Свидетельства Ветхого Завета подтверждены арабскими легендами о погибшем народе великанов (столица в Аравии) но имени «ад». О пережитом погоне рассказывают клинописные таблички шумеров. Приключения шумера Утнапишгима поразительно напоминают историю библейского Ноя, включая такие детали, как строительство ковчега, длительность потопа, эпизоды с выпущенным на свободу в поисках Земли вороном и голубем, а также описание горы, к которой пристал ковчег.

Историческую реальность катастрофы подтверждают раскопки шумерского города Ура. Результаты раскопок показали, что под гробницами шумерских царей начала третьего тысячелетия до нашей эры находится слой ила толщиной три метра, иод которым были найдены следы хозяйственной деятельности человека[6]. Такое расположение пластов можно объяснить только грандиозным наводнением, причем достаточно длительным, с толщиной воды не менее восьми метров. Серия страшных землетрясений привела к прорыву средиземноморских вод в Черное море (пресноводного озера). В результате огромные приливные волны и быстрый подъем уровня моря привели к тому, что под воду ушло свыше 100000 квадратных километров суши и были уничтожены прибрежные цивилизации серебряного века. Дату этого катаклизма исследователи ориентировочно относили к 4600 г. до н. э. или к 5000 г. до н. э.[7] Исследования подводного археолога Роберта Балларда подтвердили факт затопления огромной территории и то, что там существовали поселения людей. Исследования подводного археолога подтверждаются сведениями, сохранёнными в мифах и сказках русского народа, в которых образ острова Буяна свидетельствует о временах, когда наши сухопутные пращуры рассматривали этот кусочек суши, как свою историческую прародину. Гибель острова Буяна отразилась косвенно и многообразно в мифах и сказках, преданиях русского этноса о городах, ушедших под воду и необходимости жертвоприношений могущественным подводным владыкам. Зачин русских сказок об острове Буяне имеет параллели с легендарной Атлантидой, которая была поглощена Океаном.

Легендарная Атлантида согласно древнегреческим мифологическим источникам связана с образом титана Иапета. Титан Налет (или Иафет) в браке с богиней по имени Азия родили выдающихся титанов. Под титанами древние греки понимали, прежде всего, владевших передовыми технологиями производства ресурсов жизнедеятельности и только потом - большим ростом и физической силой. Самым известным среди сыновей Иапета был Атлант, первый царь легендарной Атлантиды, вторым был Прометей, дарующий знание и являющийся покровителем ремесла древнейшего населения Греции. Древнегреческая мифология отмечает связь Атланта не только с северо-западными горами Африки, но и городами Малой Азии, в которых правили его дочери и другие родственники. Следовательно, можно утверждать, что часть населения острова Буяна или легендарной Атлантиды выжила. Они создавали колонии по берегам Средиземного моря, продвигая передовые технологии, сохраняя в своем фольклоре память о своей прародине. Естественно, что следы их этнической истории сохранились в мифологических источниках, раскрывающих специфики родовых или этнических отношений народов Средиземноморья. В мифологии семитских народов, зафиксированных в материалах Ветхого Завета, потомки Иафета стали владеть терри ториями Севера. Возникает вопрос: может ли Иафет иметь отношение к нашим пращурам? Возможно ли, что в основе образа библейского Иафета лежал заимс твованный израильтянами образ из древнегреческой мифологии титана Ианета и его сыновей Атланта, первого царя легендарной Атлантиды, и второго - Прометея.

Геополитический или этнополитический конфликт разворачивался между нашими пращурами и древними греками. Например, согласно древнегреческим мифологическим источникам, Геракл задушил в воздухе сына Посейдона бога моря и Геи богини земли великана Антея, не опасаясь кровной мести. Рядом с владениями земледельца Антея располагалось владение Атланта защитника райского сада Гес- нерид. Титан Атлас или Атлант (сын титана Янета, браг Прометея), практически был вынужден, откупится от Геракла или воинской экспедиции им возглавляемой, отдав яблоки вечной молодости. В конечном итоге, титан Атлант, согласно древнегреческому мифу, погиб от руки Персея (сына Зевса), который показал голову Медузы Горгоны Атласу. После чего Аглае сразу обратился в гору и с тех пор поддерживает небесный свод со всеми его созвездиями. Реальным историческим прототипом Атланта был город Карфаген, который был разрушен приемниками греков - римлянами. Согласно сообщению Геродо- та на севере Африки рядом с горами Атласа жили племена атлантов.1 Сведения древних греков об именах титанов и богов, с племенами ан- тов вызывают фонетический ассоциативный ряд с именем военного союза антов, расселившихся в Северном Причерноморье - к востоку от Днестра и в Поднепровье. Прокопий Кесарийский помещал бесчис- 1 См.: Геродот. История. В 9 кн. - М., 1999. - С. 296.

90

ленные племена ангов к северу от Азовского моря, но соседству с болгарским племенем утигур.

Историческая преемственность самосознания памяти народа не пропадает, она сохраняет в нашем подсознании события далекого прошлого или их последствия и воспроизводит себя на уровне бессознательного определения тех или иных явлений реальности. Например, советские авиаконструкторы создали самый большой в мире турбовинтовой самолёт «Антей» для решения стратегических задач, а именно: транспортировки на большие расстояния практически всей номенклатуры военной техники. Имя Атланта гоже не было забыто в русской ментальности. Может быть, в силу коллективнобессознательной исторической памяти русского человека имя титана Атлант присматривавшего за яблоками молодости из сада Гесперид воспроизвело себя в выпуске популярных холодильников, морозильников и стиральных машин. Подобные ассоциативные связи древнегреческой мифологии и сюжетов русских мифов и сказок, дают нам право рассматривать их как исторические свидетельства столкновения интересов наших пращуров и древними греками в районах Средиземноморья. Имя Атланта сохранено в медицине, как в позвонке основания черепа, а также в популярной песни Ю. Визбора «Атланты держат небо на каменных руках». Образ титана Атланта в русской ментальности ассоциируется с жизненной силой, в отличие от древних греков, мифы которых заканчиваются гибелью титана.

Двигающаяся на север полоса умеренного климата и лиственных лесов стала естественной базой движения на север тех народов, чья биология и культура адаптирована к этим природно-климатическим условиям. Древнегреческие авторы неоднократно отмечали, что многие племена и народности, живущие на побережье Черного моря, были переселенцами с берегов Средиземноморья. Например, по утверждению Геродота, жители полуострова Колхида, так называемые колхи, были выходцами из Египта. Это доказывали, по мнению греков, их курчавость и черный цвет кожи. Обычаи у колхов и египтян, в том числе и обрезание, ношение льняных одежд, сам образ жизни и язык, по мнению древних греков, совпадали.[8] Следовательно, можно с полным основанием можем утверждать, что мног очисленные племена ан- тов были потомками нереселенцев-колонистов. Они осваивали берега Черного моря и причерноморские степи, храня в своем языке, мифах, легендах, сказках память о прошлом. Можно не сомневаться, что они пережили не один потоп. Достаточно вспомнить прорыв средиземно- морских вод в Черное море, который произошел примерно в 5500 г. до н. э. Мнение Геродота было поддержано русским историком В. Н. Татищевым. Он считал, что «славени нервее жили в Сирии и Финикии» и их соседями были еврейское, етипетское или халдейское население.[9] [10] [11] Тексты Ветхого Завета также подтверждают гипотезу о гибели цивилизации титанов Средиземноморья в результате великого потопа. В книге Бытия подчеркивается, что какие-то сыны Божьи увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. Кем были эти сыны Божьи, и чем они отличались от окружающих? Скорее всего, они были представителями предшествующей цивилизации, правящей элитой для древних семигов. Но глобальный катаклизм потопа в сочетании с превращением саван Африки в полупустыни и пустыни привели к тому. Что цивилизация великанов, или титанов исчезла из региона Средиземноморья.

Исходя из общенаучного принципа, гласящего: «ничто не возникает из ничего и ничто не исчезает бесследно», следует проанализировать хозяйственно-культурный опыт, отраженный в мифах, стал основой жизнедеятельности пращуров русского народа. Легендарная Атлантида в русской мифологии может рассматриваться как аналог стоящего посредине «моря-океана» острова Буяна со священным камнем Алатырь. Этот сакральный центр является устойчивым сюжетом родовых преданий русского фольклора, своеобразной исходной точкой духовного движения русского этноса. Следовательно, предания о гибели островного сообщества являются свидетельствами о пережитой трагедии. Те, кто пережили эту трагедию и выжили, обрели силу духа. Поэтому в ментальности русского народа появляется сюжет о том, что на стоящий посредине «моря-океана» остров Буян со священным камнем Алатырь упала «Голубиная книга». Она стала духовным благословле- нием русского народа, исходной точкой его исторического движения.* В русских мифах таинственный остров Буян ассоциируется со славянским раем, центром изобилия и буйства сил природы. Этот центр в русском фольклоре определяется как «ирий». Этимология слова «ирий» или «вырий» восходит к индоевропейскому корню «вар» «водоем, море», отсюда вытекает толкование Ирия как страны, находящейся на юге, где-то за теплым морем.[12] [13]

Естественно возникает вопрос, почему историческая память зачина русских народных сказок сохранила сведения о священном камне Алатырь и в чем его значение для жизни наших пращуров? Очевидно, что иод священным камнем Алатырь следует понимать различные породы высококачественного камня, пригодные для изготовления орудий труда и оружия (наконечники стрел). Благодаря им потенциальная энергия стрелы увеличивала скорость её полета в 2,5-3 раза по сравнению с копьем, повышая гем самым убойную силу оружия в 3-4 раза по сравнению с копьем и в 2 раза по сравнению с копьем, брошенным с помощью копьеметалки. Значение кремний, резко возросло во время глобального потепления. Очень быстро исчезли многие виды крупных стадных животных, о загонных облавах пришлось забыть. Единственным объектом охоты стала мелкая дичь. Для ее ловли пришлось принципиально изменить технологию охоты. Возникла потребность в оружии, легком, миниатюрном, способном на лету подбить утку, на бегу свалить зайца. Таким новым оружием, обладавшим колоссальным технологическим потенциалом развития, могли стать только лук и стрелы. Для изготовления хороших стрел требовались миниатюрные каменные наконечники. Наконечники стрел, копий, хорошо режущие лезвия каменных ножей (микролиты) высоко ценились и изготавливались из высококачественных сортов кремния или обсидиана. Их широко использовали при производстве сельскохозяйственных орудий. В деревянных или костяных оправах делались продольные прорези, в которые вставлялись микролиты, в результате получались легкие режущие, строгающие или прокалывающие орудия. В силу этого исторического факта историческая память зачина русских народных сказок сохранила сведения о священном камне Алатырь находившегося на острове Буяне.

Историческая память русских сказок и преданий незримо, но прочно связывают судьбу сказочного острова Буяна с судьбой утраченного языческого рая - Ирия. Причиной столь благостных воспоминаний, вероятно, были ресурсы моря, как, животных, так и рыбы. Реальной предпосылкой для появления культа даров моря, в форме

3

легенд и сказок стали факты, которые свидетельствуют о том, что в силу разных причин киты, касатки, бурые дельфины и морские свиньи выбрасывались на берег. Легендарный образ острова Буяна и Атлантиды, вероятно, был связан с потенциалом ресурсов жизнедеятельности моря-океана. Археологические находки в карстовых глинах Ферт- оф-Форт Великобритании показывают, что в далекие времена эта река была настоящей западней для крупных китов. Они заплыв далеко вверх но этой реке, погибали там, т. к. во время отлива не могли выбраться в открытое море. Скелеты, главным образом, полосатиков, а также и больших синих китов, найденные случайно в карстовых глинах, без сомнения, представляют лишь небольшую часть всех китов, выброшенных на берега этой реки в доисторические времена. Люди мезолита активно использовали выброшенных на берег морских животных. Доказательством этого являются находки скелетов китов, рядом с которыми обнаружены просверленные орудия из оленьего рога для их разделки. При низкой продуктивности сельского хозяйства пополнение запасов мясом и жиром только одного кита могло увеличить материальное благосостояние огромного количества людей. Олаф Великий в книге но истории северных народов утверждает, что один кит дает такое количество мяса для солки, жира для освещения и отопления, мелких костей на топливо и более крупных для постройки домов и, наконец, шкуру, которой можно одеть сорок человек. Всем этим можно нагрузить от 250 до 300 телег.1

Древнерусских сказки и предания сохранили историческую память, о чудесной рыбе кит и о золотой рыбке, с одной стороны, а с другой стороны, о подводном царстве, которое несет себе угрозы затопления, смерти. В славянской фольклорной традиции кит был отождествлен с рыбой-островом. П. П. Ершов в своем «Коньке- горбунке», изобилующем фольклорными мотивами, описывал эту рыбу так:

Вот въезжает на поляну Прямо к морю-окияну.

Поперек его лежит Чудо-юдо - Рыба-кит.

Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты.

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дубраве, меж усов,

Ищут девушки грибов...

Возникает удивительное ощущение, что в этом сюжете из сказки Ершова сохранилось завуалированное воспоминание о чудесном острове Буяне и о роли китов для жизни наших пращуров. По всей видимости, добыча этих чудесных китов была значительным источником жизни наших пращуров. Остров Буян был средоточием всех могучих сил, обеспечивающих возрождение жизни. В русских сказках поражает прагматическое отношение к этому чуду природы. Так один из героев сказки, посланный на тот свет, должен переправиться через синее море и переправу эту совершает но киту-рыбе, словно но мосту, но которому идут пешие и едут конные. Героя другой сказки мальчика- силача проглотила морская рыба-киг. Но мальчик достал из кармана кремень и огниво, высек огня и зажег костер. Стала рыба бегать по синю морю и, наконец, выпрыгнула на морской берег и издохла. Четверо суток работал мальчик топором, пока прорубил отверстие и вылез на вольный белый свет.[14] В одной из арабских версий этой легенды говорится о «голубоглазом и русоволосом народе, питавшемся огромной рыбой размером в десять дней пути (!), которую дважды в год выбрасывало им море».[15] [16]

Эта фантастическая легенда арабского мира о чудесной рыбе- великане имеет свой аналог в широко известной библейской легенде о пророке Ионе, проглоченном китом: «и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Госиоду Богу своему из чрева кита... И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» . В Евангелии от Матфея эти слова из Ветхого Завета толкуются как предсказание воскресения Иисуса: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, гак и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи».[17] Хозяйственно-экономическое содержание этой легенды не просматривается, в отличие от мифов и сказок длительное время живших у моря, в том числе и русского народа. Сходство сюжетов русских сказок с арабскими легендами и библейским преданием показывает бытовую обыденность этих версий для жителей побережья Средиземного моря, в том числе и для наших сухопутных пращуров. Эта обыденность подтверждает тезис о том, что ответ на вопрос «откуда есть пошла земля русская» следует искать в районах Средиземноморья.

Ассоциативная связь легендарного образа острова Буяна из русских заговоров и сказок с Золотым веком объясняется утраченным высоким уровнем жизни и гарантией продолжения рода. В мифологии древних славян душа человека представлялась в облике рыбы. Увидеть рыбу во сне сулило женщине беременность. Западные славяне появление на свет детей объясняли тем, что «водяная мать» вылавливает из глубокого омута их души в виде рыбы. В русских сказках и заговорах неслучайно подчеркивается связь рыбы или морских животных с плодородием, воспроизводством рода и рождением богатырей. Так, в русской сказке «Иван Быкович» царевне приснился сон, что долгожданная беременность наступит, когда в пруду поймают «ерша златоперого». Съев различные части волшебного «ерша златоперого», корова, кухарка и царица одновременно рожают богатырей. Чтобы вернуть благосклонность богов подводного мира наши пращуры практиковали ритуалы, которые нашли свое отражение в сказках сухопутных, древних славян.

Отголоском обычаев жертвоприношения можно считать «Сказку о золотой рыбке» (сборник А. Н. Афанасьева, А.С. Пушкина) в которой старуха мечтала стать «морскою владычицей», и чтобы все моря и все рыбы ее слушались, а рыбка золотая служила ей на посылках. В той исторической реальности, эго странное желание послать старика к рыбке означало ритуальное жертвоприношение, проще говоря, утопление мужчины. В этом контексте можно вспомнить миф древнего Египта рассказывает о том, что бог пустыни и войны Сет пытался захватить земной престол Осириса и овладеть его женой Исидой. Для этого он приказал изготовить сундук по росту Осириса. Пригласив Осириса, Сег показал ему сундук и предложил лечь в него. Злые демоны, помощники Сета, сразу захлопнули крышку и забили ее гвоздями, а сундук бросили в Нил, который унес его в воды Великого Зеленого моря (Средиземного моря). Естественно возникает вопрос, а где в этот момент была его жена Исида, и какова её роль в том, что саркофаг с Осирисом был брошен в воды Нила. Вероятно, что в условиях наступающей засухи утопление Осириса - бога возрождения и умирания растительного мира было актом ритуального жертвоприношения. Эта мифологическая традиция ритуального жертвоприношения владыкам подводного мира прослеживается в предании об акте жертвоприношения новгородского купца Садко. Он добровольно приносит себя в жертву, чтобы умилостивить владыку подводного царства и снасти своих товарищей. В более поздних сказках самопожертвование заменялось принесением в жертву долгожданного первенца царской семьи. Только такая жертва царю подводного мира могла снять угрозу потопить царство. Царь подводного мира в ряде русских сказок ловит за бороду царя реального мира, грозя его утопить, если не получит выкуй. Таким выкупом, как правило, оказывался долгожданный первенец в семье царя, а потому жертва водяному была особенно трагична и значима. Сохраненная историческая память русскими крестьянами была закодирована в мифах, преданиях и сказках.

Пережитая трагедия потери прародины отразилась в мифах, преданиях, легендах и сказках восточных славян, в которых устойчиво воспроизводились сюжеты, связанные с подводным миром и его владыками. Следует подчеркнуть, что наши пращуры строили свои отношения с владыкой подводного мира на равных, о чем свидетельствуют исторические факты из жизни сухопутного народа. Одним из фактов прошлой жизни славян было их исключительное умение строить «мо- ноксилы» ладьи-однодеревки, организовывать речные и морские походы, а также координировать действия морских и сухопутных войск. Свидетельством такого уровня координации военно-морских действий стала попытка славянских ладьей, приплывших с Дуная блокировать Константинополь, а также неоднократные попытки штурма второй но значению крепости империи Фессалоники. По признанию Иоанна Эфесского, славяне «разбогатели, имеют золото и серебро и много оружия и обучены воевать более, чем ромеи» (т.е. византийцы).1 В контексте русской истории следует подчеркнуть исключительно важную роль таких рек, как Дунай, Дон, Днепр, которые пронизывали и связывали воедино территории, где формировались основы славянского единства. Исторический опыт использования водных коммуникаций, по которым издавна ходили ладьи с рыбаками, охотниками, торговцами и воинами стал основой взаимосвязи земель Прибалтики и восточных районов Восточно-Европейской равнины в рамках древнерусской государственности. Почему норманисты считают, что именно шведы на гребных судах произвели неизгладимое впечатление на славянские племена, жившие на южном берегу Балтики и по рекам Восточно-Европейской равнины неизвестно. Поражает и тог факт, что сторонники концепции норманнского происхождения древнерусской государственности убеждены, что славяне, в том числе и русские, могут с необычайной легкостью отказаться от своей исторической культуры, истории, почитания своих предков.

Все это заставляет обратить особое внимание на связь наших далеких предков с затопленными территориями Средиземного моря. Ги- бель материнского центра оставила неизгладимый след в мировосприятии наших пращуров. Эго мировосприятие проявляло себя в строительстве культовых болотных городищах, где приносились человеческие жертвоприношения, а также в строительстве цивилизационных - центров древнего мира на морских и речных коммуникациях. Попытка защитить себя посредством человеческих жертвоприношений, посвященных хозяину нижнего мира - ящеру или змею, можно продемонстрировать на примере города Ретры. Этот город, возможно, был создан славянами в память о погибшем острове Буяне. Город располагался на девяти островах и имел девять ворот, но входить в город разрешалось только через одни ворота, к которым вел подвесной мост. Другим культовым центром балтийских славян был священный город Аркона, расположенный на крайней северо-восточной оконечности острова Руян (а может быть, по русской традиции Буян), в скандинавской традиции Рюген. После захвата его датчанами в 1168 г. город и святилище сожгли и сравняли с землей. На остатках тринадцатиметрового вала датчане возвели почти неприступную каменную стену с зубцами и деревянными сторожевыми башнями. С внешней стороны, судя по всему, тянулся еще и ров, наполненный водой. Однако на следующий год датский король Вальдемар 1 (кстати, правнук Владимира Мономаха) приказал разрушить стену. Вскоре после похода датчан развалины Арконы вместе с частью суши опустились на дно морское. Но до сих пор на острове бытует легенда, что время от времени появляется туманный образ города.[18] Сегодня, на немецком острове Руян - Рюген находится курорт и нет никаких археологических и фольклорных следов, связывающих этот остров с мифической прародиной славян.

В контексте памяти о легендарном острове Буяне была создана легенда о чудесном граде Китяже, основатель которого Георгий Всеволодович был убит Батыем 4 февраля 1238 г. во время монголотатарского нашествия. Когда татары приблизились к городу - он стал невидимым и опустился на дно озера Светлояр. Впоследствии стали считать, что град был населен праведниками, и нечестивцы туда не допускались, поэтому увидеть его, дано было только благочестивым людям. Историческая память русских сказок и преданий сохранились в цепочке мифологических образов. Они, незримо, но прочно связывают нашу историю с таинственным островом Буяном или с легендарной Атлантидой, а также с Малой Азией, столицей богатой золотом страны Лидии. От них идет мифологическая связь к погибшим священным городам западных славян Ретра, Аркона и к чудесному русскому граду Китяжу. В конечном итоге историческая намять сохраняется в форме сказочного зачина о былых временах - исходной точки развития наших пращуров.

  • [1] См.: Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч. В 2 т. - М.,1990. Т. 1; Ницше Ф. Но ту сторону добра и зла. Прелюдии к философии будущего IIСоч. М., 1990. Т. 2; Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М., 1991; Фрейд 3.Тотем и табу. - М., 1997.
  • [2] См.: Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. - Киев, 1994; Юнг К.Г.Подход к бессознательному // Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., 1991.
  • [3] См.: Чепалыга А. Прототип Всемирного потопа? // Знание-сила. - 2005. - № 12.С. 88.
  • [4] См.: Джеймс П., Торп Н. Тайны древних цивилизаций. - М., 2001. - С. 19.
  • [5] Бытие. 6: 5,6,7.
  • [6] См.: Косидовский 3. Библейские сказания. - М., 1975. - С. 34-35.
  • [7] См.: Джеймс П., Тори Н. Тайны древних цивилизаций. - С. 24.
  • [8] См.: Геродот. История. - С. 135.
  • [9] См.: Татищев В. Н. История Российская. — Т. 1. - М.; Л., 1962. - С. 53.
  • [10] См.: Бытие. 6: 1,2.
  • [11] См.: Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - С. 19-20.
  • [12] См.: Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - С. 208-209.
  • [13] См.: История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. -С. 135-136.
  • [14] См.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.2. - М., 1995. -С. 79,83.
  • [15] См.: Калинина Т. М. Рассказы арабских путешественников Ибн-Фадлана и Абу Хамида ал-Гарнати о великане в Поволжье // Древнейшие г осударства Восточной Европы: материалы и исслед. /Ин-т всеобщей истории. - М., 1978-2003. - С. 96.
  • [16] J Иоанн. 2. 1-11.
  • [17] Матфей. 12: 40.
  • [18] См.: Сказания древних славян. - С. 33.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >