Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию внимания

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Работа по развитию и коррекции внимания должна вестись по двум направлениям:

  • 1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
  • 2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения — дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». В связи с этим главная задача таких занятий — преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

I. Развитие концентрации внимания.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания проявляется в том, что ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

1. Корректурные упражнения.

Ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнения, когда можно почувствовать, что значит «быть внимательным», и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Корректурные упражнения должны проводиться по 5 минут. Для их проведения потребуются любые старые печатные тексты. По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по- разному зачеркиваются; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается и т.п.

Это занятие можно проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

  • — игра проводится в доброжелательной атмосфере; детей нужно заинтересовать, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими летчиками, шоферами, врачами и т.д.;
  • — проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести «веселые штрафы»: столько раз промяукать, прокукарекать, проскакать...;
  • — время игры не более 5 минут;
  • — объем текста не имеет значения, для младших школьников желательно использовать текст с крупным шрифтом.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания — 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков — слабая концентрация.

2. Игра «Зеркало».

Детям предлагается вслед за учителем или ведущим повторить движения. Можно использовать игру во время физкультминутки.

3. Распределение цифр в определенном порядке.

В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно

переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнять с верхнего левого квадрата. Более легкий способ: находить в хаотичном порядке цифры по возрастанию и соединять их стрелками.

4. Методика Мюнстерберга (вариант ее модификации).

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. Ребенку дают бланк с напечатанными на нем пятью строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов и подчеркнуть их.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕМЯЧ ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУРШ ФРШУБАТВВКДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧА ОСМЕТЛАОУЖБ1ЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ (Например: кот, мяч, рак, мыло, тур, шуба, мама, палка, туча, метла, уж, автобус.)

5. «Найди слова».

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, «спрятавшееся» в нем.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

6. «Гвалт».

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Примечание. Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

7. «Мельница».

Все играющие становятся в круг на расстоянии не меньше двух метров друг от друга. Один из игроков получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. Постепенно скорость передачи увеличивается. Игрок, упустивший мяч или бросивший его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Примечание. Игру можно усложнить тем, что кто-то будет отбивать ритм, под который игроки будут перебрасывать друг другу мяч, т.е. задействовать слуховое внимание. Кроме того, ритм может меняться (то быстрее, то медленней).

8. «Найди отличие» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина).

Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось на рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Примечание. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди создают на доске какой-либо один общий рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли.

9. «Тишина».

Детям дается инструкция: «Давайте послушаем тишину. Сосчитайте звуки, которые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки? (Начинаем с того, кто услышал меньше всех.)»

Примечание. Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать звуки вне комнаты, в другом классе, на улице.

10. «Самый внимательный».

Участники игры встают перед ведущим в разных позах (можно по тематике: «Животные в зоопарке», «Дети на прогулке», «Профессии» и др.). Ведущий должен запомнить порядок и позы игроков. Затем он отворачивается. В это время игроки меняются местами и изменяют позы. Ведущий должен сказать, кто как стоял.

11. «Снежный ком».

Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и др. Игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например «слон» (если тема игры — «Животные»). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, «слон», «жираф». Третий говорит: «слон», «жираф», «крокодил». И так по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. В итоге остается один победитель.

Примечание. Аналогичны образом можно придумывать «Детектив», по одному слову складывая сюжет. Например: «Ночь», «улица», «шаги», «крик», «удар» и т.д. можно разрешить детям подсказывать друг другу, но используя только жесты.

12. «Скучно так сидеть».

Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Дети садятся на стулья около одной стены и читают стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть.

Не пора ли пробежаться И местами поменяться?

Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Тот, кто остается без стула, выбывает.

Все повторяется до тех пор, пока победитель не займет последний оставшийся стул.

13. «Не пропусти мяч».

Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего — ногой выбить мяч из круга. Задача игроков — не выпустить мяч. Разнимать руки нельзя. Если мяч пролетит над руками или над головой игроков, удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий выигрывает, становится игроком, а на его место встает тот, кто пропустил мяч.

14. «Испорченный телефон».

В игре участвуют не менее трех игроков. Словесное сообщение, от одного до нескольких слов, передается игроками друг другу по кругу (шепотом, «на ушко») пока не вернется к первому игроку.

Повторять соседу передаваемое слово или предложение, если он его не расслышал, нельзя. Затем полученное сообщение сверяется с исходным и находится игрок, который исказил его.

15. «Найди отличие на картинках».

Все ребята любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд, они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

16. Упражнение «Раскрась вторую половинку».

Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. Малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и др.)

17. «Птица — не птица».

Веселая игра на внимание и знание птиц. Взрослый читает стихи. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — топнуть или хлопнуть. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха — это кто?»

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи...

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны...

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Лебеди, куницы, Галки и стрижи. Чайки и моржи...

Прилетели птицы: Голуби,синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи...

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы. Голуби,синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы...

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Палки и стрижи, Бабочки, чижи, Аисты, кукушки, Даже совы сплюшки, Лебеди и утки

И спасибо шутке!

18. Игра «Пуговица».

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем она становится сложнее.

Эту же игру можно использовать в работе по развитию памяти, пространственного восприятия и мышления.

19. Игра «Маленький жук».

«Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде — вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.)

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо—вниз, 3 клетки влево и т.д.

Включая данные упражнения в урок, учитель не только закрепляет нужный ему материал, но и одновременно способствует развитию свойств внимания: концентрации, распределения и переключения.

II. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Маленький объем внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

1. Игра «Заметь все».

Раскладывают в ряд 7—10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8—10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, с тем чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

2. Игра «Ищи безостановочно».

В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

3. Игра «Что изменилось?».

Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10—15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего их опять накрывают газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

Не думайте, что ответить на этот вопрос будет всегда легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается выигрыш в 1 очко, но зато и за каждую ошибку снимается 1 очко из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место. Перемешаем свою «коллекцию», разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды. Условия игры для всех должны быть одинаковые если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же. В этом случае лучший результат — 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

4. Упражнение «Все помню».

Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке.

За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Слова подбираются на определенную тему, например названия городов, растений или животных. Если тема игры — города, то лучше называть общеизвестные, — их легче запомнить.

Итак, начинаем игру. Участники состязания садятся в кружок.

— Тула, — говорит один.

Судья тотчас же записывает это слово в контрольный листок.

Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого:

  • — Тула, Полтава.
  • — Тула, Полтава, Омск, — объявляет третий.

Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Например:

— Тула, Полтава, Омск, Владивосток.

Так, каждый раз прибавляя по одному названию, играющие в свой очередной ход должны повторять все названные раньше города, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного. Вначале это дается им сравнительно легко, но когда перечень перешагнет за десяток, неизбежно начинаются запинки. Судья же, приписывая в свой контрольный листок каждое вновь добавленное слово, зорко следит, не пропустит ли кто-нибудь хоть одно из них.

III. Тренировка распределения внимания.

Плохо развитая способность распределения внимания — неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Распределение внимания заключается в параллельном выполнении нескольких видов деятельности. Осуществляется за счет способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Родителям важно помнить, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния ребенка. При утомлении, выполнении трудных заданий оно обычно снижается. Особенно это заметно при обучении ребенка письму.

Процесс овладения навыком письма существенно зависит от распределения внимания ребенка. Малышу необходимо параллельно выполнять несколько видов деятельности: чтение текста, который надо списать, или прослушивание его, запоминание этого текста, проговаривание вслух или про себя нужных слов, вспоминание необходимых букв и их написания и, наконец, написание, совмещенное с постоянным стремлением соблюдать строку и соответствовать правилам каллиграфии.

Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании работы (через 10—15 мин.) определяется эффективность выполнения каждого задания.

1. «Каждой руке — свое дело».

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

Игра может быть предложена на уроке математики.

2. «Счет с помехой».

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

3. «Чтение с помехой».

Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. Одновременно они ищут ответы на вопросы.

4. «Сказка».

Ребенку предлагают следующее задание: вычеркнуть в тексте какую-либо одну или две буквы и в то же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.

5. «Золушка».

В игре участвуют два человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справится с задачей.

6. «Фасоль или горох?»

В игре участвуют два человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам.

Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза.

IV. Развитие переключав мости внимания.

Плохо развитая переключаемость внимания состоит в том, что ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

Это свойство внимания существенно востребовано в обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке, в том числе и в ситуации школьного урока. Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно специально обучать. Переключение облегчается, если родители расскажут о том, что предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности. Очень полезными могут быть придуманные родителями вместе с детьми значки — «переключатели», которые укажут ребенку, что надо сменить вид деятельности. Так, занимаясь дома и сделав небольшой перерыв для отдыха, малыш с трудом возвращается к работе. В подобной ситуации уместно воспользоваться картинкой с изображением светофора с зеленым цветом или звоном колокольчика. Также дошкольнику трудно осознать конец того или иного этапа работы, и поэтому данный момент тоже можно обозначить каким-либо наглядным знаком.

1. «Хлопок».

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если он сбивается, повторите игру сначала. В следующий раз предложите, чтобы ребенок вставал, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш должен хлопать в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и вставать при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми. Желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >