Предисловие

Эта книга, несмотря на обилие практических рекомендаций, представляет собой нечто большее, чем просто учебник. Автору хотелось, чтобы читатель проникся романтикой телерепортажа, вдохнул аромат профессии.

Потому что именно репортаж является квинтэссенцией журналистики, ее вершиной и одновременно фундаментом.

Уже в самом названии книги заложено полемическое начало. «Живой репортаж». Ага, значит, существует и неживой?

Ну да. То, что сегодня чаше всего называют репортажем, на самом деле — рассказ корреспондента. Этот самый корреспондент возвращается в редакцию, пишет текст и начитывает его в студии. А потом под него (то есть под текст) монтирует изображение. А для того чтобы создать иллюзию присутствия («я там был»), включает в материал наговоренные на месте события две-три фразы, так называемый стенд-ап (не люблю этого слова, напоминает команду кинолога). Но если корреспондент не успевает или забывает записать стенд- ап, тогда...

Вам случалось постоять минут пятнадцать—двадцать возле телецентра на улице Королева? Тогда вы могли заметить такую сцену. Из стеклянных дверей стремительно вылетает репортер, за ним — оператор с камерой и штативом. Они пристраиваются к одной из чахлых березок, что растут здесь вдоль здания, корреспондент становится перед объективом и произносит коротенький текст. Вечером, в выпуске новостей, вы смотрите репортаж... ну, допустим, о съезде какой-нибудь партии. Все действие происходит, естественно, в помещении. Ну и что? Вот он, стенд-ап, вот они, березки. Получается, что корреспондент, наслушавшись в зале всяких выступлений, выбежал на улицу, к телекамерам и, пожалуйста, сообщает последние новости.

Само слово «репортаж» — французское: героисще. Переводится как «сообщение», «доклад». Доклад с места события.

Да, настоящий, живой репортаж полностью записывается там, где происходит все действие.

Но ни в коем случае не подумайте, что это — тот же эфирный репортаж, только зафиксированный на видеокассету. Конечно, если условия позволяют, действительно можно все записать нон-стопом, без перерыва. Но так получается крайне редко. Потому что одно интервью вы берете в фойе, другое — на лестнице, а потом еще надо фрагмент какого-нибудь выступления дать, да еще показать и рассказать о выставке, расположенной в отдельном зале, да еще прибавить свой комментарий.

«Да, но как же я все это свяжу вместе? — думаете вы. — В редакции, потом, куда как все удобнее: посидел, поразмышлял, написал закадровый текст».

Ничего себе — удобнее! Сколько раз я видел: наснимает репортер кучу всего, а в редакции никак не может сообразить, что к чему. И гак и сяк вертит материал — не получается. «Я иногда им говорю: Пойди, погуляй, я сама сделаю, — рассказывает мне знакомая монтажница. — А иногда знаешь, чем кончается? Прибегают с задания, набьют закадровый текст, и — мне на стол: Соня, подложи под это картинку».

Соня Теплякова — один из лучших мастеров монтажа отечественного телевидения.

— Ты знаешь, до чего доходит, — говорит она мне в другой раз. — Монтирует он материал и свой закадровый текст хочет поставить на те планы, на которых он же сам и идет. По лестнице. Молча. Я кричу ему: «Так нельзя! Тебя что это, не ломает?» А он: «Почему?»

А в самом деле — почему? Казалось бы, ничего страшного. Текст — откровенный рассказ репортера, сделанный после события. А тогда, во время события, вот он идет. По лестнице. Да хоть по облакам. Да, сейчас он идет молча, но все объясняет потом.

И все-таки что-то «ломает», говоря языком Сони.

Тут против — сама природа.

Природа телевидения.

Понимаете, для зрителя то, что происходит на экране, — происходит сейчас. В том смысле, что если даже это не прямой эфир, а запись, то корреспондент — там, он живет вместе с событием. Он хоть и говорит из студии, но как бы говорит на месте события. Поэтому «молчаговорящий» корреспондент и смотрится диковинно.

Молодой корреспондент Лиза Уварова стремительно идет по Красной площади, она буквально на ходу комментирует событие, да еще и успевает обмениваться репликами с участниками спортивного праздника. Через несколько секунд взгляд телекамеры перекинется на другие колонны, но корреспондент «не уйдет в студию», мы по-прежнему будем чувствовать, что Лиза здесь, в движении, будем слышать ее чуть прерывистый голос, ее дыхание, да и дыхание самого события.

Вот это и есть живой репортаж.

К тому же репортаж в настоящем времени куда как активнее, интереснее репортажа во времени прошедшем. «Я иду с толпой демонстрантов по главной площади Афин» энергичнее и достовернее, чем «Я прошла с толпой демонстрантов».

«Вам хорошо советовать, — возразите вы, — а как я там, в толпе (рядом эти анархисты, полицейские — ведь могут и дубинкой огорчить), как я там соображу, что сказать? И вообще, на месте события наговаривать весь текст — вы бы попробовали».

Пробовал. Сотни раз. Только надо не наговаривать текст, а — вести репортаж. По ходу дела.

«Но это же... трудно!»

Нет, просто. И быстрее намного. Теперь вы приезжаете в редакцию с готовыми фрагментами, которые только собрать остается.

Но как же это сделать?

«А когда не знаешь как, надо у кого-нибудь спросить», — говорит слоненок в знаменитом мультфильме. Тут же — помните? — влетает попугай и кричит: «У меня спр-р-росите, у меня спр-р-росите!»

И вот чтобы не быть попугаем, то есть не повторять одно и то же его раз, я и пишу эту книгу.

Ибо живой репортаж предполагает профессиональный уровень журналистской подготовки.

Но тут у вас возникает вполне закономерный вопрос.

«Хорошо, мы выучимся тому, о чем вы тут написали, потом придем на работу в ту или иную редакцию и нам скажут: у нас так не принято, делайте как все: стенд-ап, закадровый текст. И что, снова переучиваться?»

Нет, конечно. Если вы умеете вести живой репортаж, простой рассказ корреспондента для вас — семечки.

Но ничто так не убеждает, как профессиональная работа. Сделайте несколько репортажей по-своему, авось они поймут, что так лучше. Собственно говоря, журналистика, как и любое творчество, требует умения бороться, отстаивать свои принципы.

И потом — не все из вас станут репортерами. Некоторые займут редакторские места. И тут уже от вас будет зависеть, каким быть выпуску новостей. Вот тогда вам и пригодятся те принципы, которые изложены здесь, в следующих главах.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >