ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

И. Д. Фомичева

СМИ в контексте социальных изменений. К методологии анализа

Социальные изменения и модернизация

Дискурс о меняющемся обществе — один из самых популярных в различных областях науки и практики, однако слабо структурированный. Несмотря на то что в обществоведении определилось целое научное направление, связанное с изучением смены состояний общества, — транзитология, необходимого продвижения по пути структурирования процесса изменений пока не наблюдается. Цель статьи — внести хотя бы некоторую упорядоченность в данный «сюжет» для применения его к изучению СМИ.

Наиболее широкое понятие, описывающее меняющуюся во времени, т.е. взятую в динамике как смену состояний жизнь общества, — «социальные изменения» или его синоним «социальная трансформация». Иногда социальную трансформацию понимают и более узко — как процесс качественного изменения в состоянии общества при переходе от одного уровня его структурной организации к другому1. В свою очередь социальные изменения предлагается понимать как содержание социальной трансформации. В трансформационном подходе обозначились названия определенных состояний: «переходный период», «флуктуация», «революция», «реставрация», «бифуркация» и пр.

Широта понятия «социальные изменения» позволяет охватывать любые преобразования: на макро-, мезо- и микроуровнях, желательные и нежелательные, долгосрочные и краткосрочные, обратимые и необратимые, однонаправленные и разнонаправленные и т.д., и тем самым — соответствовать нейтральному отношению к таким явлениям2. Это «любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов»3.

Понятие «модернизация», которым часто описывают направление в развитии локальных и глобальных процессов, введено в обществоведческий лексикон с середины XX столетия. Оно уже понятия «социальные изменения», ибо несет в себе представление об определенном направлении хода изменений, о некотором идеале, цели изменений; предполагает оценку происходящего в свете принятого идеала. Будучи макротеорией, концепция модернизации сосуществует с иными, наиболее общими подходами к познанию и объяснению меняющегося мира — формационным, цивилизационным. Теория модернизации — западного происхождения и отражает ценности, исповедуемые обществом этого типа и его исследователями. Этой системе представлений часто придается универсальный характер. Поэтому понятно, что возможно и отторжение западной модели носителями иных ценностей, нежелание принимать ее как единственно правильную. Сопротивление универсализации в подходе к анализу развития разных стран порождает не только обструкцию, но и новые попытки интерпретации понятий из словаря модернизации (например, «суверенная демократия»).

Понятие процесса модернизации имеет свои идеальные и целевые рамки: явно или неявно отражает представление о векторе общественного развития как о движении в сторону освоения западных моделей общественных отношений и овладения очередными ступенями на этом пути. Тем самым модернизация — нормативная модель развития, в свете которой оценивается практика реальных изменений. В понимание должного, целесообразного в ходе модернизации включают представления о том, чего должно достигнуть общество в разных сферах общественных отношений — демографических, экономико-технологических, экологических, политических, социальных, культурных.

Еще с середины XIX в. внимание к изменениям в обществе фокусировалось вокруг, с одной стороны, индустриализации, а с другой — демократизации и расширения прав человека. Это произошло под влиянием революций в Соединенных Штатах и Франции. Понятие модернизации характеризует тот этап в истории общественных отношений, который начинается в конце XVIII столетия и связан в своей основе с промышленной и управленческой революцией, с появлением начал демократии.

Ядро теории модернизации — представление о переходе общества от традиционности к современности, повторим, представляющейся ее сторонникам вполне определенным образом. Внимание к социальной динамике было характерно для ученых разных стран: Огюста Конта из

Франции, Герберта Спенсера из Англии, Карла Маркса из Германии. Будучи рожденной на Западе, теория социальных изменений не могла не отразить систему соответствующих ценностей. Предпочитаемая в свете этих ценностей модель поступательного движения общества как модернизация предполагает желаемые и отслеживаемые в практике разных стран определенные явления и определенное направление в смене состояний общества, например такое, как расширение участия граждан в управлении.

Таким образом, состав преобразований можно описывать, применяя категорию социальных изменений, а оценку изменений можно давать с позиций модернизации, в свете ее идеалов и критериев.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >